С 1 января 2011 года согласно указу №450 туристическая деятельность будет исключена из видов деятельности, подлежащих лицензированию. До этого времени Министерству спорта и туризма предстоит продумать новый механизм контроля отрасли. Эксперты турбиз- неса уже неоднократно обсуждали возможные его варианты, их достоинства и недостатки. Позицию государства в этом вопросе нашей газете изложил Андрей Мартынов, заместитель директора Департамента по туризму Министерства спорта и туризма.
- Андрей Михайлович, с 1 января следующего года турфирмам не нужно будет получать лицензии. Какие варианты регулирования отрасли рассматривают сейчас в министерстве?
- Указ №450 подписан, и сейчас мы думаем, как должна регулироваться туристическая сфера и нуждается ли она вообще в каком-либо серьезном регулировании. При анализе законодательства стран с развитой рыночной экономикой, с высоким туристическим потенциалом можно увидеть, что далеко не во всех существует лицензирование. В частности, например, в США государственного регулирования туристической сферы нет в принципе. Во многих странах Евросоюза лицензирование туристической деятельности если и присутствует, то входит в компетенцию местных властей, равно как и сертификация. На сегодняшний день мы рассматриваем различные варианты замены лицензирования: реестр, регистр, аттестация, сертификация и, конечно, страхование. В последнем случае рассматривается как обязательное страхование гражданской ответственности турфирм, так и возможное введение обязательного страхования туристов, так как программы страхования туристических рисков сейчас существуют: к примеру, некоторые страховые компании страхуют клиентов от так называемого невыезда. Поэтому сегодня, выбирая варианты регулирования отрасли, мы должны руководствоваться принципом «не навреди».
- Какими могут быть условия внесения турфирм в регистр или реестр?
- Это зависит от того, что ставить во главу угла. Для осуществления любой предпринимательской деятельности субъект хозяйствования должен в установленном порядке зарегистрироваться в местном исполнительном органе власти. Потом он обращается в инспекцию по налогам и сборам и там становится на учет, получает УНП и ОКПО. Поэтому если нам нужны просто сведения о субъектах, которые занимаются туристической деятельностью, мы можем получить их в Министерстве по налогам и сборам: и фамилии учредителей, и юридический адрес, и виды деятельности, и даже некоторые сведения из бухгалтерской отчетности. В таком случае непонятно - зачем нужен отдельный реестр? А если даже создавать его, то зачем обязывать субъекты хозяйствования предоставлять в него сведения, если это раз в месяц или квартал могут сделать органы местной власти, к примеру по электронной почте? В конце концов, в Беларуси существует принцип одного окна. Зачем в Министерстве спорта и туризма эти непонятные очереди и ходьба по коридорам? В таком виде реестр имеет место быть. Но если пытаться через него вводить какие-то запретительные меры для осуществления туристической деятельности, тогда теряется весь смысл отмены лицензирования. Получится, что мы заменим только название, не поменяв суть ни на грамм. Более того, никакой реестр или регистр не может гарантировать туристу полноту исполнения турфирмой обязательств по договору. А именно это сейчас стоит во главе угла.
- Насколько я понимаю, вы за то, чтобы вхождение в рынок новых игроков было максимально простым?
- Не простым, а легким, потому что предпринимательская инициатива должна быть свободной. В том же Израиле министерство туризма - между прочим, одно из самых больших в мире, с бюджетом в 100 миллионов евро - вообще не занимается вопросами выездного туризма. У них есть такая практика: новая турфирма для вхождения в рынок платит около 30 тысяч евро в страховой фонд, которые не расходуются, а постоянно находятся на счету. Если в течение 3 лет отсутствуют какие-либо компенсационные выплаты туристам из-за нарушения условий договора, эти деньги возвращаются в распоряжение турфирмы. Таким образом она подтверждает свою компетентность. Что касается Беларуси, то та же аттестация должна быть уже после вхождения фирмы в рынок. Ведь это абсурдно - требовать повышения квалификации от человека, который только собирается осуществлять туристическую деятельность. Сначала ему нужно ею заняться, попробовать, а уже потом повышать квалификацию. Или, к примеру, предъявление требований к профессиональному образованию. На первый взгляд, оно логично, если человек собирается работать в туризме. Но почему наличие профессионального образования, к примеру, в транспортной сфере не может позволить ему грамотно осуществлять туристическую деятельность? Так что наша задача сейчас - выработать такой механизм, который мог бы защитить туриста, но при этом не усложнял деятельность турфирм.
- И какой механизм, на ваш взгляд, может лучше это делать?
- Я лично склоняюсь к европейской модели регулирования туризма и выступаю за то, чтобы наши нормы права в этой сфере были приведены в соответствие с европейскими. Почему-то общественность при обсуждении возможных механизмов контроля не обращает внимания на такой документ, как Европейская директива о путешествиях, отпусках и поездках, принятая в 1990 году. Ею руководствуются все 27 стран Евросоюза, как и Франкфуртской таблицей, которая также получила широкое распространение в этом регионе. И там никто не пишет жалобы в министерства - в случае ненадлежащего исполнения условий договора человек фиксирует этот факт, а по возвращении домой подает иск в суд. И ситуация разрешается на основании Франкфуртской таблицы. Или вспомним о случаях банкротства в Великобритании: мы видим, что ситуация не развилась в дальнейший конфликт, так как и в этом случае существует цивилизованный путь решения споров - процесс гражданского судопроизводства. Лучше защитить интересы обеих сторон сможет и новый типовой договор, который придет в отрасль с 6 октября. Кстати, некоторые профессионалы отрасли высказывались о его ненужности. Но в отличие от ваучера, который в турфирмах вызывал только недоумение и за который им приходилось еще и платить, типовой договор возвращает отрасль к нормальным рыночным отношениям. И его типовая форма не должна вызывать негативную реакцию - это только минимальный перечень норм договора, который турфирма будет заключать с туристом. Ведь никто не ограничивает ни одну из сторон в дополнительном соглашении - пожалуйста, вносите свои нюансы и требования, лишь бы они не противоречили законодательству.
- Проект типового договора обсуждался с привлечением специалистов отрасли. Будет ли использована эта практика в случае разработки нового механизма контроля туристической сферы?
- Обсуждение будет самым широким - вплоть до использования гостевой книги на сайте министерства. Мы попытаемся проанализировать и выбрать оптимальный вариант возможного регулятора, но утвердить его сможет только президент и только в случае, если этот механизм будет поддержан правительством. В процессе подготовки документа мы будем и взаимодействовать со страховыми компаниями, и выслушивать различных экспертов. Никто не говорит, что работа, которая предстоит министерству, легкая. Конечно, будет сложно, но результат не должен быть сырым. Иначе потом будет еще сложнее, когда мы что- то внедрим, а оно ничего не даст.
- Расскажите о том, каким видится министерству страхование в турбизнесе.
- Для того чтобы конкретно ответить на этот вопрос, в первую очередь нужно изучить рынок страхования в Беларуси. За три недели, которые прошли со времени принятия указа №450, неспециалисту трудно проанализировать весь рынок страховых услуг - здесь тоже нужно не навредить и учесть интересы обеих сторон: туриста и турфирмы. Мы понимаем, что лимит ответственности в 2 тысячи базовых величин группу из 10 человек на родину не вернет, если это будет необходимо. Но мое личное мнение в этом вопросе - нужно широко популяризировать идею о страховании рисков туриста, а не турфирмы. На сегодняшний день это не так дорого - страховой взнос в 10-25 евро позволит покрыть большинство расходов. Зато туриста, который решил сэкономить на туре 50 долларов, потом не придется возвращать в Беларусь посольству и Департаменту по туризму, используя различные способы, в том числе давление на турфирмы. Все-таки 2 дня ночевки на пляже плюс испорченные нервы и 25 евро - это несопоставимые вещи. То есть человек на путевку потратиться может, а на защиту себя от риска - уже нет? Весь мир идет по этому пути, и все считают, что это абсолютно нормально. Представьте, что к нам приходит пострадавший турист, мы ему скажем: «Хорошо, мы исключаем эту фирму из реестра», он нам ответит: «Спасибо большое, я полностью удовлетворен» - и уйдет домой? Ведь это абсурд! В первую очередь турист хочет вернуть свои деньги. Выпиской из реестра мы его не защитим.
- Будет ли разграничиваться степень ответственности туроператоров и турагентов?
- Во всем мире уходят от этих названий, там существуют организаторы путешествий и продавцы путешествий. В большинстве стран мира организатор путешествий не занимается реализацией своего продукта - для этого существует сеть продавцов. В данной ситуации я считаю, что туроператоры должны нести ответственность за тех турагентов, с которыми они заключили договор на реализацию туров. К примеру, сегодня, чтобы стать официальным дилером, предприятие должно пройти жесткий отбор и выполнить все условия производителя. Если мы в магазине купили некачественный телевизор, мы же не будем претензии магазину предъявлять? Через магазин - да, но производителю! Вопросы компетенции турагентов должны регулировать туроператоры, которые могут предъявить им определенные требования и контролировать их выполнение. Поэтому если в итоге будет введено страхование ответственности турфирм, оно в первую очередь будет возложено на туроператоров. Возможно, мы придем к тому, чтобы, по примеру некоторых стран, разработать и утвердить правила ведения туристической деятельности. Не для того, чтобы научить турфирмы, а чтобы выработать единые правила для отрасли, которые были бы понятны не только турфирмам, но и туристам, в них обратившимся. Они не должны быть сложными - просто разъяснять порядок, что входит в обязанности туроператора, а что - тура- гента, и кто за что отвечает. Такие правила точно не навредят, и главное - не будут носить никаких мер административной ответственности. Но эта мера также сначала будет обсуждаться с профессионалами турбизнеса.
- Что будет с фирмами, специализирующимися на въездном и внутреннем туризме, будут ли у таких туроператоров какие-то преференции и льготы, в том числе по части страховых взносов?
- Любое государство заинтересовано в первую очередь в развитии въездного туризма. На сегодняшний день главная наша проблема - это средства размещения: на всю страну работает один кемпинг и 4 мотеля. Между тем в Германии и Франции это самый популярный вид отдыха, самый емкий в плане поступления налогов в бюджет. Сейчас Министерством спорта и туризма готовится для внесения в правительство предложение «О мерах по стимулированию въездного туризма». К сожалению, большинство этих мер относится не к компетенции нашего министерства, а к компетенции других министерств. Мы будем пытаться сделать все необходимое, чтобы они были приняты, но не все зависит от нас. Мне, например, абсолютно непонятно, почему субъекты туристической деятельности, которые соответствуют критериям микро- и малой организации, не могут применять систему упрощенного налогообложения? Хотя при этом я хотел бы подчеркнуть, что практически ни один субъект туристической деятельности не внес Министерству спорта и туризма ни одного предложения по вопросу облегчения своей работы. Это широко обсуждается в Интернете, но анонимно, а к нам с конкретными предложениями не обращаются.
Когда спрашиваешь, нужна ли упрощенная система налогообложения, одни говорят, что нужна, другие - что не нужна. Я же не могу определиться за турфирму, что ей удобнее, - она сама в процессе деятельности сталкивается с какими-то моментами! Популярная мера, которая существует практически во всех странах, которые окружают Беларусь, - это возможность возврата НДС на купленные отечественные товары при условии их вывоза за рубеж. Это могло бы дополнительно стимулировать их производство. Еще одна мера, которую мы хотим предложить правительству, - это снижение НДС на услуги гостиниц и аналогичных средств размещения, а также отмена НДС на те услуги гостиниц, которые оказываются нерезидентам Республики Беларусь. Этот опыт широко используется во многих странах мира. Например, в Германии канцлер лично добивалась снижения этого налога. Но деньги, которые могли бы высвободиться в случае снижения НДС, должны иметь целевое назначение. То есть их можно было бы направлять на расширение материальной базы, повышение квалификации персонала, а не куда вздумается. В Израиле эти меры существуют с 1950 года, то есть фактически с самого основания государства.
- Будут ли страховые взносы, если страхование ответственности турфирм все- таки введут, дифференцироваться в зависимости от оборотов компании?
- Во-первых, будет учитываться, каким видом туризма занимается турфирма, - въездным или выездным. Во-вторых, конечно, будет рассматриваться объем ее выручки или объем оказанных услуг - в любом случае какой-то критерий должен быть введен. Мы прекрасно понимаем, что если сделать это бездумно, это навредит отрасли. При этом хочется сказать тем специалистам, которые считают, что страхование ничего не решит, - в 27 странах Евросоюза почему-то решает. И тут уже 2 варианта: либо мы недостаточно изучили их опыт, либо мы просто так думаем о страховании. Причем там популярно как страхование туристов, так и страхование ответственности. В любом случае это цивилизованный метод решения проблем. Если страховать машину, квартиру, дачу - это нормально, то почему путешествие - уже нет? Как-то же в стране пришли к страхованию гражданской ответственности, к автоКАСКО - воспитали в себе такое чувство необходимости.
Беседовала Ирина ШПАКОВСКАЯ