Людмила ДРИК, фото автора и Сергея ПЛЫТКЕВИЧА
Честно говоря, я не хотела ехать в Тракай. Самая интересная, познавательная, содержательная и, если хотите, самая романтичная часть нашего путешествия по реке Вилии «Шляхам Тышкевiча» закончилась, и ничего нам уже не светило. В смысле - не светило солнце. Шел проливной дождь, и если бы именно такой погодой встретила меня прекрасная Вильня в нашу первую встречу, клянусь, я бы не поверила, что это один из самых красивых городов мира.
Наше знакомство осталось бы шапочным и не имело бы шансов перерасти в нечто большее. Я бы в жизни не стала бродить по закоулкам Ужуписа, чтобы отыскать дом, где жил на конспиративной квартире Кастусь Калинов- ский. Не нашла бы костел Святого Яна, где в позапрошлом столетии, как писал Владимир Корот- кевич, играл на органе сам Бог (читай - Станислав Монюшко)... Ну и так далее. По-моему, города не должны встречать своих гостей такой непогодой, если хотят произвести на них благоприятное первое впечатление. Впрочем, уж Вильня-то может себе позволить выбирать, кому нравиться, а кому нет.
А в Тракай я не хотела. Я хотела в «Акрополис». Да, говорю об этом абсолютно откровенно. Впервые в жизни мне так хотелось в большой, теплый, светлый магазин, где так хорошо и уютно и сверху за шиворот не льется вода. После двух недель, проведенных в байдарке, такое желание вполне законно. Кто ни разу не проклинал непогоду, пусть первый бросит в меня камень.
Кстати, я в Тракае уже была. Классе в десятом, кажется. Году, соответственно, в 1990-м. Ба, двадцать лет назад! К слову, это была поездка незабываемая, чуточку в стиле «сюр». Полный автобус теток с маминой работы. Экскурсия Каунас - Тракай, не удивлюсь, если полностью за счет профсоюза. О, времена! Литовцы с недоверием смотрели на русскоговорящих туристов. Ожесточенность отдельных граждан доходила до того, что нас отказались обслужить в одном универмаге, где мама хотела купить мне черный фартук к школьной форме. О, девочки 80-90-х! Помните ли вы эти воздушные, прозрачные, с крылышками, черные фартуки из Прибалтики? Они ничем не напоминали своих мрачных и непреклонных белорусских собратьев. Они, несмотря на цвет, были праздничны, они не облегали фигуру, но обволакивали стан, пробуждая в смирных советских школьницах неясные желания. Но хватит об этом. А то я никогда не доберусь до сути. Нет, все-таки доскажу. Фартук с крылышками я получила: его купила для нас случайная свидетельница столкновения у прилавка, литовка, обалдевшая от нелепости ситуации. Я никогда не забуду вас, незнакомка!
Еще одним аргументом против Тракая было мнение одного моего хорошего знакомого, «апантанага» краеведа. Он презрительно сморщился при слове «Тракай» и заявил, что это новодел, ничего аутентичного, замок подняли из руин уже в наши дни и никакой исторической ценности он не представляет... et cetera, et cetera. Его мнению я доверяла и даже готовилась вот так же сморщить нос, когда меня вытолкнули из теплого микроавтобуса, где так красиво спал Санька и где я клевала носом, собираясь составить ему компанию. Но сморщить нос мне так и не довелось. Об этом я и собираюсь рассказать.
Если бы я и хотела сморщить нос, когда ступила на дощатый мостик, ведущий через озеро к замку, мне бы это не удалось. Хотелось улыбаться, когда ветер смахивал со лба челку, а замок выступал мне навстречу, как гостеприимный хозяин, вышедший во двор, чтобы приветствовать гостя. Тогда я впервые подумала, что первая возражала бы против того, чтобы такой прекрасный фон пропадал зря. Остров посреди озера с замком - это одно, а остров посреди озера с руинами - уже совсем другое. Подумайте, как должны быть счастливы кинематографисты!
В стенах Тракайского замка расположен исторический музей - одно из самых богатых хранилищ артефактов разных времен и эпох. Недавно прочитала, что мы перестанем быть цивилизованными людьми, когда перестанем коллекционировать свидетельства минувших эпох. Я не стану сообщать, сколько именно артефактов в залах музея, - Google знает все. Каждый любитель истории найдет здесь то, что его интересует: изделия из слоновой кости, фарфор и фаянс, мебель, иконы, подсвечники и хрусталь. - в общем, все, чтобы впечатлительные граждане бродили по залам и, как у Ильфа и Петрова, завистливо вздыхали: «Вот жили люди!»
Если вы - человек путешествующий и часто бываете в музеях, вы обязательно обратите внимание на прекрасную организацию экспозиции, словно ее создатели руководствовались принципом «нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Вы выходите из зала, закрываете за собой дверь, оборачиваетесь - а на двери знак: «Вход воспрещен». Но стрелка указывает вход в следующий зал, и вы отправляетесь в увлекательное странствие по новым хитросплетениям замка - винтовым лестницам, гулким коридорам и глухим закоулкам.
Софья еще не в том возрасте, чтобы интересоваться артефактами, но они с Любой открыли для себя часть экспозиции, которая совершенно пленила моего ребенка. И настойчиво звали меня вперед, на поиски зала с кладом. Вскоре мы его нашли. Это в самом деле потрясающая аттракция для детей младшего школьного возраста. Представьте себе: на неровный кирпичный пол проецируется изображение валунов... откуда- то слышится журчание воды. И когда детки начинают прыгать по этим несуществующим валунам, раздается грохот осыпающихся камней, и на полу, под валунами, обнаруживаются сокровища. Золотой ключик, жемчужные бусы, золотые монеты и шкатулки с драгоценностями. Детей оттуда просто не увести, и если Софья согласилась идти дальше, то лишь затем, чтобы показать мне еще одну фишку.
В одном из следующих залов в углу обнаружился экран, на который детишки слетались, как мухи на мед. Вместе с Софьей и Любой там тусовались два маленьких китайских экскурсанта, при виде такого чуда забывшие следовать за своим англоязычным гидом. Софья назвала это компьютерной игрой, но игрой это, конечно, не было - это был грамотный и зрелищный экскурс в историю островной крепости. Изображение Тракайского замка, а внизу римские цифры - столетия. От XlV века, когда замок был возведен, до XX - когда он, наконец, возродился усилиями реставраторов. Нажимаешь на цифру XV - у замка гарцует скакун с рыцарем в доспехах. Нажимаешь на цифру XX - к замку неторопливо катит велосипедист. Очень наглядно. Дети веселятся вовсю. Но у меня эта аттракция вызвала другие чувства. Замок в XIX столетии выглядел довольно плачевно. Вам это ничего не напоминает? Ну конечно, печальные руины белорус ских замков. Что-то от Гольшан, что-то от Новогрудка, что-то от Крево. Хотя от Крево уже почти ничего не осталось. Согласитесь, все руины похожи. У них обреченный вид. Они печальны и не слишком романтичны.Романтичными руины бывают разве что на литографиях Наполеона Орды.
Кстати, Наполеон Орда рисовал и этот замок, который в то время, в конце XIX века, лежал в руинах (рисунок «Троки над Трокским озером», созданный около 1877 года).
Еще одним аргументом против Тракая было мнение одного моего хорошего знакомого, «апантанага» краеведа. Он презрительно сморщился при слове «Тракай» и заявил, что это новодел, ничего аутентичного, замок подняли из руин уже в наши дни и никакой исторической ценности он не представляет... et cetera, et cetera.
Я целиком и полностью разделяю мнение, что в некоторых случаях предпочтительнее качественная консервация, чем реставрация, особенно если приходится фактически не реставрировать, а отстраивать заново. Но тут, честно говоря, я засомневалась. И мои сомнения усилились после того, как я сверила свои чувства с мнением профессиональных музейщиков. В составе экспедиции были директор краеведческого музея из Вилейки Валентина Лап- ко и директор Логойского музея Светлана Жигунова, и они ездили с нами в Тракай. Они вышли из замка в полном восхищении, а Валентина Алексеевна не удержалась, чтобы не спросить, сколько же посетителей принимает музей. Оказалось - внимание! - 2 тысячи человек в день! Помножьте на цену билета (12 лит для взрослого и 6 для ребенка), и вы получите примерную цифру, которая оседает в казне музея, а значит, в кармане государства. А обозрение грустных белорусских - да и не только белорусских - руин обходится совершенно бесплатно. Тысячи туристов посещают исторические белорусские местечки Новогру- док, Крево, Гольшаны, Ружаны. Вот только самим городкам от этого ни тепло ни холодно.
Только представьте себе, что из руин поднялась. ну, к примеру, величественная резиденция Сапег в Ружанах. Разумеется, это был бы чистой воды новодел. Сегодня. А завтра? А завтра, благодаря удачному географическому положению, это был бы интересный объект не только внутреннего, но и международного туризма. И там тоже вполне мог бы разместиться исторический музей. И еще при жизни наших детей резиденция утратила бы плебейский привкус новодела, как это уже произошло с тем же Троицким предместьем в Минске. Вспомните: еще лет пятнадцать назад, после реставрации, оно было стерильным и безжизненным, а теперь в его недрах обжились кафешки и магазинчики, бьет ключом жизнь, журчат фонтаны и звучит детский смех.
Вы могли бы жить в руинах? Духу истории в них, должно быть, тоже некомфортно. Замкам нужны хозяева, которые смогут поднять их из руин. Когда мы наконец почувствуем себя хозяевами - своей земли,своих замков и своей истории?