https://www.traditionrolex.com/8
<p>Честно говоря, я не хотела ехать в Тракай. Самая интересная, по­знавательная, содержатель­ная и, если хотите, самая романтичная часть нашего путешествия по реке Вилии «Шляхам Тышкевiча» закончилась, и ничего нам уже не светило. В смысле - не светило солнце. Шел проливной дождь, и если бы именно такой погодой встретила меня прекрас­ная Вильня в нашу первую встречу, клянусь, я бы не поверила, что это один из самых красивых городов мира.</p>

Людмила ДРИК, фото автора и Сергея ПЛЫТКЕВИЧА 

Честно говоря, я не хотела ехать в Тракай. Самая интересная, по­знавательная, содержательная и, если хотите, самая романтичная часть нашего путешествия по реке Вилии «Шляхам Тышкевiча» за­кончилась, и ничего нам уже не светило. В смысле - не светило солнце. Шел проливной дождь, и если бы именно такой погодой встретила меня прекрас­ная Вильня в нашу первую встречу, клянусь, я бы не поверила, что это один из самых красивых городов мира.

trakai

Наше знакомство осталось бы шапочным и не имело бы шансов перерасти в нечто большее. Я бы в жизни не стала бродить по за­коулкам Ужуписа, чтобы отыскать дом, где жил на конспиратив­ной квартире Кастусь Калинов- ский. Не нашла бы костел Святого Яна, где в позапрошлом столе­тии, как писал Владимир Корот- кевич, играл на органе сам Бог (читай - Станислав Монюшко)... Ну и так далее. По-моему, горо­да не должны встречать своих го­стей такой непогодой, если хотят произвести на них благоприятное первое впечатление. Впрочем, уж Вильня-то может себе позво­лить выбирать, кому нравиться, а кому нет.

А в Тракай я не хотела. Я хо­тела в «Акрополис». Да, говорю об этом абсолютно откровенно. Впервые в жизни мне так хоте­лось в большой, теплый, светлый магазин, где так хорошо и уют­но и сверху за шиворот не льется вода. После двух недель, прове­денных в байдарке, такое жела­ние вполне законно. Кто ни разу не проклинал непогоду, пусть первый бросит в меня камень.

Кстати, я в Тракае уже была. Классе в десятом, кажется. Году, соответственно, в 1990-м. Ба, двадцать лет назад! К слову, это была поездка незабываемая, чу­точку в стиле «сюр». Полный ав­тобус теток с маминой рабо­ты. Экскурсия Каунас - Тракай, не удивлюсь, если полностью за счет профсоюза. О, времена! Ли­товцы с недоверием смотрели на русскоговорящих туристов. Оже­сточенность отдельных граждан доходила до того, что нас отказа­лись обслужить в одном универ­маге, где мама хотела купить мне черный фартук к школьной фор­ме. О, девочки 80-90-х! Пом­ните ли вы эти воздушные, про­зрачные, с крылышками, черные фартуки из Прибалтики? Они ни­чем не напоминали своих мрач­ных и непреклонных белорус­ских собратьев. Они, несмотря на цвет, были праздничны, они не облегали фигуру, но обволакива­ли стан, пробуждая в смирных со­ветских школьницах неясные же­лания. Но хватит об этом. А то я никогда не доберусь до сути. Нет, все-таки доскажу. Фартук с кры­лышками я получила: его купила для нас случайная свидетельница столкновения у прилавка, литов­ка, обалдевшая от нелепости си­туации. Я никогда не забуду вас, незнакомка!

Еще одним аргументом против Тракая было мнение одного мое­го хорошего знакомого, «апанта­нага» краеведа. Он презрительно сморщился при слове «Тракай» и заявил, что это новодел, ниче­го аутентичного, замок подняли из руин уже в наши дни и ника­кой исторической ценности он не представляет... et cetera, et cetera. Его мнению я доверяла и даже готовилась вот так же сморщить нос, когда меня вытолкнули из теплого микроавтобуса, где так красиво спал Санька и где я кле­вала носом, собираясь составить ему компанию. Но сморщить нос мне так и не довелось. Об этом я и собираюсь рассказать.

trakai1

Если бы я и хотела сморщить нос, когда ступила на дощатый мостик, ведущий через озеро к замку, мне бы это не удалось. Хо­телось улыбаться, когда ветер смахивал со лба челку, а замок выступал мне навстречу, как го­степриимный хозяин, вышедший во двор, чтобы приветствовать гостя. Тогда я впервые подума­ла, что первая возражала бы про­тив того, чтобы такой прекрасный фон пропадал зря. Остров посре­ди озера с замком - это одно, а остров посреди озера с руинами - уже совсем другое. Подумайте, как должны быть счастливы ки­нематографисты!

В стенах Тракайского замка рас­положен исторический музей - одно из самых богатых хранилищ артефактов разных времен и эпох. Недавно прочитала, что мы пере­станем быть цивилизованными людьми, когда перестанем кол­лекционировать свидетельства минувших эпох. Я не стану сооб­щать, сколько именно артефак­тов в залах музея, - Google зна­ет все. Каждый любитель истории найдет здесь то, что его интере­сует: изделия из слоновой кости, фарфор и фаянс, мебель, иконы, подсвечники и хрусталь. - в об­щем, все, чтобы впечатлительные граждане бродили по залам и, как у Ильфа и Петрова, завистливо вздыхали: «Вот жили люди!»

Если вы - человек путешеству­ющий и часто бываете в музеях, вы обязательно обратите внима­ние на прекрасную организацию экспозиции, словно ее создатели руководствовались принципом «нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Вы выходите из зала, закрываете за собой дверь, обо­рачиваетесь - а на двери знак: «Вход воспрещен». Но стрел­ка указывает вход в следующий зал, и вы отправляетесь в увлека­тельное странствие по новым хи­тросплетениям замка - винтовым лестницам, гулким коридорам и глухим закоулкам.

Софья еще не в том возрасте, чтобы интересоваться артефакта­ми, но они с Любой открыли для себя часть экспозиции, которая совершенно пленила моего ре­бенка. И настойчиво звали меня вперед, на поиски зала с кладом. Вскоре мы его нашли. Это в самом деле потрясающая аттракция для детей младшего школьного возраста. Представьте себе: на неров­ный кирпичный пол проецируется изображение валунов... откуда- то слышится журчание воды. И когда детки начинают прыгать по этим несуществующим валунам, раздается грохот осыпающихся камней, и на полу, под валунами, обнаруживаются сокровища. Зо­лотой ключик, жемчужные бусы, золотые монеты и шкатулки с дра­гоценностями. Детей оттуда про­сто не увести, и если Софья со­гласилась идти дальше, то лишь затем, что­бы показать мне еще одну фишку.

В одном из следующих залов в углу обнаружил­ся экран, на который детишки слетались, как мухи на мед. Вме­сте с Софьей и Любой там тусо­вались два маленьких китайских экскурсанта, при виде такого чуда забывшие следовать за своим ан­глоязычным гидом. Софья назва­ла это компьютерной игрой, но игрой это, конечно, не было - это был грамотный и зрелищный экс­курс в историю островной кре­пости. Изображение Тракайско­го замка, а внизу римские цифры - столетия. От XlV века, когда замок был возведен, до XX - когда он, наконец, возродился усили­ями реставраторов. Нажимаешь на цифру XV - у замка гарцует скакун с рыцарем в доспехах. На­жимаешь на цифру XX - к замку неторопливо катит велосипедист. Очень наглядно. Дети веселятся вовсю. Но у меня эта аттракция вызвала другие чувства. Замок в XIX столетии выглядел доволь­но плачевно. Вам это ничего не напоми­нает? Ну конечно, печальные ру­ины белорус ских замков. Что-то от Гольшан, что-то от Новогрудка, что-то от Крево. Хотя от Крево уже почти ничего не осталось. Согласитесь, все ру­ины похожи. У них обреченный вид. Они печальны и не слишком романтичны.Романтичными руи­ны бывают разве что на литогра­фиях Наполеона Орды.

Кстати, Наполеон Орда рисо­вал и этот замок, который в то время, в конце XIX века, лежал в руинах (рисунок «Троки над Трокским озером», созданный около 1877 года).

Еще одним аргументом против Тракая было мнение одного моего хорошего знакомого, «апантанага» краеведа. Он презрительно сморщился при слове «Тракай» и заявил, что это новодел, ничего аутентичного, замок подняли из руин уже в наши дни и никакой исторической ценности он не представляет... et cetera, et cetera.

Я целиком и полностью раз­деляю мнение, что в некото­рых случаях предпочтитель­нее качественная консервация, чем реставрация, особенно если приходится фактически не ре­ставрировать, а отстраивать за­ново. Но тут, честно говоря, я засомневалась. И мои сомне­ния усилились после того, как я сверила свои чувства с мнени­ем профессиональных музейщи­ков. В составе экспедиции были директор краеведческого му­зея из Вилейки Валентина Лап- ко и директор Логойского музея Светлана Жигунова, и они езди­ли с нами в Тракай. Они выш­ли из замка в полном восхище­нии, а Валентина Алексеевна не удержалась, чтобы не спросить, сколько же посетителей прини­мает музей. Оказалось - внима­ние! - 2 тысячи человек в день! Помножьте на цену билета (12 лит для взрослого и 6 для ребен­ка), и вы получите примерную цифру, которая оседает в казне музея, а значит, в кармане госу­дарства. А обозрение грустных белорусских - да и не только бе­лорусских - руин обходится со­вершенно бесплатно. Тысячи ту­ристов посещают исторические белорусские местечки Новогру- док, Крево, Гольшаны, Ружаны. Вот только самим городкам от этого ни тепло ни холодно.

Только представьте себе, что из руин поднялась. ну, к приме­ру, величественная резиденция Сапег в Ружанах. Разумеется, это был бы чистой воды новодел. Се­годня. А завтра? А завтра, благо­даря удачному географическому положению, это был бы интерес­ный объект не только внутрен­него, но и международного ту­ризма. И там тоже вполне мог бы разместиться исторический му­зей. И еще при жизни наших де­тей резиденция утратила бы пле­бейский привкус новодела, как это уже произошло с тем же Тро­ицким предместьем в Минске. Вспомните: еще лет пятнадцать назад, после реставрации, оно было стерильным и безжизнен­ным, а теперь в его недрах об­жились кафешки и магазинчики, бьет ключом жизнь, журчат фон­таны и звучит детский смех.

Вы могли бы жить в руинах? Духу истории в них, должно быть, тоже некомфортно. Замкам нужны хозяева, которые смогут поднять их из руин. Когда мы на­конец почувствуем себя хозяева­ми - своей земли,своих замков и своей истории?

https://www.traditionrolex.com/8