<p>У меня сложилось стойкое ощущение, что между «старой гвардией» профессиона­лов турбизнеса и новыми участниками рынка, ори­ентированными на работу в интернете, существует не просто непонимание, а целая пропасть. А говорят они и вовсе на разных языках и не понимают друг друга.</p>

Людмила Бендетович

Cпециалист по туризму

г. Минск ул. Ульяновская 29

Людмила Бендетович
Cпециалист по туризму
г. Минск ул. Ульяновская 29

Евгений МАСУРНОВСКИЙ, Traveling.by         

 mansУ меня сложилось стойкое ощущение, что между «старой гвардией» профессиона­лов турбизнеса и новыми участниками рынка, ори­ентированными на работу в интернете, существует не просто непонимание, а целая пропасть. А говорят они и вовсе на разных языках и не понимают друг друга.

ТЕХНОЛОГИИ

В принципе, «расхождение во мнениях» между владельцами турфирм и «айтишниками», ко­торые предлагали им какие-либо решения для ведения бизнеса в инете, было очевидно довольно давно. И заключалось оно пре­жде всего в том, когда стоит вы­ходить в интернет белорусским турфирмам и с помощью ка­ких технологий это делать. Мно­гие операторы говорили: «Еще рано» - мол, интернет дорогой и им мало кто пользуется. Другие утверждали, что существующий софт для онлайн-бронирования плох и им не подходит. Третьи и вовсе не понимали, о чем речь, но боялись в этом признаться.

В итоге даже на внедрение пре­словутого «мастера» до недавнего времени решались лишь едини­цы. А ведь для большинства это был бы значительный шаг к про­грессу. Да, это ПО вызывает ряд вопросов, да, оно несовершенно. Но те, кто не начал его внедрение, и вовсе остались стоять на месте, и до перехода к онлайн-прода- жам им теперь как до неба.

Общаюсь с несколькими круп­ными белорусскими разработ­чиками софта, которые, как из­вестно, в большинстве своем работают отнюдь не для отече­ственных заказчиков. Так вот, эти самые белорусские «айтишники» в настоящее время разрабатыва­ют для российских операторов (и агрегаторов вроде «броней» и «туриндекса») такой софт и веб- приложения, что нашим и не сни­лось. К сожалению. Бюджеты на разработку соответствующие: от 100 000 USD. Могут ли белору­сы такое себе позволить? Скорее всего, да, ведь можно и не в оди­ночку, а разработать одну общую систему. Но никому не нужно. К сожалению.

А ведь собственное «белару скае» ПО, своя база туров по при­меру тех же «броней» (с помо­щью которой агенты, а после и энд-юзеры могли бы брониро­вать туры белорусских операто­ров) была бы сейчас как нельзя кстати. Но, повторюсь, еще вчера инструменты по работе в онлайне никому не были нужны.

А сегодня в инет вышел милли­он белорусов. Многие «офици­альные лица» говорят даже про 3 млн. Это, конечно, сказки, но и 1 млн - вполне достаточная циф­ра. Достаточная для того, чтобы аудитория инета начала потре­блять, в том числе и турпродукт.

И что мы видим? Туроператоры и агенты начали просыпаться. От директоров и тут и там слышно, что «надо выходить в интернет», там есть продажи. Но простите: а вы подготовились, научились в нем работать? Времени было предостаточно!..

Будем откровенны: старая гвардия перед инетом практиче­ски бессильна. У нее нет ничего - ни технологий, ни знаний в этой области бизнеса, ни квалифици­рованного персонала. От мно­гих уважаемых профессионалов турбизнеса приходилось слы­шать, что, дескать, им и не нуж­но самим разбираться в интерне­те. Но ведь продажи через Сеть - это часть бизнеса. Бизнесом за­нимаются не программисты и не дизайнеры. Бизнесом занима­ется руководитель. Он решает, на какие рынки выходить, какие методы увеличения прибыли ис­пользовать, определяет общую стратегию компании. Так поче­му вопрос увеличения прибыли компании через продажи в ин­тернете должен решать програм­мист или админ? Здесь кроется простая истина: если руководи­тель организации хочет увели­чения продаж (и прибыли) через работу сайта в Сети - он должен быть в этом компетентен и при­нимать непосредственное уча­стие. Где вы видели какую-ли­бо технологию, которой можно пользоваться, абсолютно в ней не разбираясь? А тем более по­лучать от нее профит. У нас же сайты многих турфирм и работа с онлайном в целом очень похожи на корабль, которым управля­ет непонятно кто, и неизвестно, в какую сторону этот корабль плы­вет. Часто на такой корабль еще и ставят дорогие пушки, и либо они потом палят по воробьям (доро­гие модули на сайте приносят мало прибыли), либо к ним нет инструкции и они простаивают.

В результате белорусские пользователи так и не получили адекватного сервиса по бронированию туров от наших же опе­раторов. В итоге единицы турфирм получают комиссию от бро­нирования отелей на их сайте и отдают свою прибыль зарубеж­ному «букингу». А все потому, что инет уже полностью сформи­ровался в отдельную сферу, которая требует профессионально­го подхода, инвестиций и квалифицированных кадров. В конце концов, для работы в Сети нужны многократно упоминавшиеся технологии, нужно понимание его как среды, понимание пове­дения его «обитателей», знание рекламных технологий - чтобы этих самых «обитателей» из «трафика» превратить в потребите­лей. Повторюсь, ничего подобного у большинства турфирм нет - ни технологий, ни значительных в них вложений, ни соответ­ствующего персонала, ни маркетинга, ни продвижения, ни соб­ственно трафика. А все это за один день не приобретается.

Что будет дальше, можно предположить. Свято место пусто не бывает: нишу займут, не надо питать иллюзий. Все равно тур- продукт в агентствах продается процентов на 80% российский (поправьте, если ошибаюсь); логично, что и в инете он скоро бу­дет продаваться через российские системы бронирования.

Хотя справедливости ради стоит отметить, что еще не все упу­щено. Россияне в вопросах онлайна пока тоже не слишком пово­ротливы, да и определенная специфика работы в байнете, как ни крути, уже сложилась; на то, чтобы в нее вникнуть, им в лю­бом случае, кроме средств, понадобится и значительное время. Нам для успеха на этом пути нужно лишь объединить усилия тех, кто обладает технологиями, ключевыми знаниями по продвиже­нию и тем самым «трафиком» с профессиональными создателя­ми и продавцами турпродукта. Тогда на выходе мы и получим вполне достойный белорусский онлайн.

-----------------------------

* проспать