https://www.traditionrolex.com/8
<p>У меня сложилось стойкое ощущение, что между «старой гвардией» профессиона­лов турбизнеса и новыми участниками рынка, ори­ентированными на работу в интернете, существует не просто непонимание, а целая пропасть. А говорят они и вовсе на разных языках и не понимают друг друга.</p>

Евгений МАСУРНОВСКИЙ, Traveling.by         

 mansУ меня сложилось стойкое ощущение, что между «старой гвардией» профессиона­лов турбизнеса и новыми участниками рынка, ори­ентированными на работу в интернете, существует не просто непонимание, а целая пропасть. А говорят они и вовсе на разных языках и не понимают друг друга.

ТЕХНОЛОГИИ

В принципе, «расхождение во мнениях» между владельцами турфирм и «айтишниками», ко­торые предлагали им какие-либо решения для ведения бизнеса в инете, было очевидно довольно давно. И заключалось оно пре­жде всего в том, когда стоит вы­ходить в интернет белорусским турфирмам и с помощью ка­ких технологий это делать. Мно­гие операторы говорили: «Еще рано» - мол, интернет дорогой и им мало кто пользуется. Другие утверждали, что существующий софт для онлайн-бронирования плох и им не подходит. Третьи и вовсе не понимали, о чем речь, но боялись в этом признаться.

В итоге даже на внедрение пре­словутого «мастера» до недавнего времени решались лишь едини­цы. А ведь для большинства это был бы значительный шаг к про­грессу. Да, это ПО вызывает ряд вопросов, да, оно несовершенно. Но те, кто не начал его внедрение, и вовсе остались стоять на месте, и до перехода к онлайн-прода- жам им теперь как до неба.

Общаюсь с несколькими круп­ными белорусскими разработ­чиками софта, которые, как из­вестно, в большинстве своем работают отнюдь не для отече­ственных заказчиков. Так вот, эти самые белорусские «айтишники» в настоящее время разрабатыва­ют для российских операторов (и агрегаторов вроде «броней» и «туриндекса») такой софт и веб- приложения, что нашим и не сни­лось. К сожалению. Бюджеты на разработку соответствующие: от 100 000 USD. Могут ли белору­сы такое себе позволить? Скорее всего, да, ведь можно и не в оди­ночку, а разработать одну общую систему. Но никому не нужно. К сожалению.

А ведь собственное «белару скае» ПО, своя база туров по при­меру тех же «броней» (с помо­щью которой агенты, а после и энд-юзеры могли бы брониро­вать туры белорусских операто­ров) была бы сейчас как нельзя кстати. Но, повторюсь, еще вчера инструменты по работе в онлайне никому не были нужны.

А сегодня в инет вышел милли­он белорусов. Многие «офици­альные лица» говорят даже про 3 млн. Это, конечно, сказки, но и 1 млн - вполне достаточная циф­ра. Достаточная для того, чтобы аудитория инета начала потре­блять, в том числе и турпродукт.

И что мы видим? Туроператоры и агенты начали просыпаться. От директоров и тут и там слышно, что «надо выходить в интернет», там есть продажи. Но простите: а вы подготовились, научились в нем работать? Времени было предостаточно!..

Будем откровенны: старая гвардия перед инетом практиче­ски бессильна. У нее нет ничего - ни технологий, ни знаний в этой области бизнеса, ни квалифици­рованного персонала. От мно­гих уважаемых профессионалов турбизнеса приходилось слы­шать, что, дескать, им и не нуж­но самим разбираться в интерне­те. Но ведь продажи через Сеть - это часть бизнеса. Бизнесом за­нимаются не программисты и не дизайнеры. Бизнесом занима­ется руководитель. Он решает, на какие рынки выходить, какие методы увеличения прибыли ис­пользовать, определяет общую стратегию компании. Так поче­му вопрос увеличения прибыли компании через продажи в ин­тернете должен решать програм­мист или админ? Здесь кроется простая истина: если руководи­тель организации хочет увели­чения продаж (и прибыли) через работу сайта в Сети - он должен быть в этом компетентен и при­нимать непосредственное уча­стие. Где вы видели какую-ли­бо технологию, которой можно пользоваться, абсолютно в ней не разбираясь? А тем более по­лучать от нее профит. У нас же сайты многих турфирм и работа с онлайном в целом очень похожи на корабль, которым управля­ет непонятно кто, и неизвестно, в какую сторону этот корабль плы­вет. Часто на такой корабль еще и ставят дорогие пушки, и либо они потом палят по воробьям (доро­гие модули на сайте приносят мало прибыли), либо к ним нет инструкции и они простаивают.

В результате белорусские пользователи так и не получили адекватного сервиса по бронированию туров от наших же опе­раторов. В итоге единицы турфирм получают комиссию от бро­нирования отелей на их сайте и отдают свою прибыль зарубеж­ному «букингу». А все потому, что инет уже полностью сформи­ровался в отдельную сферу, которая требует профессионально­го подхода, инвестиций и квалифицированных кадров. В конце концов, для работы в Сети нужны многократно упоминавшиеся технологии, нужно понимание его как среды, понимание пове­дения его «обитателей», знание рекламных технологий - чтобы этих самых «обитателей» из «трафика» превратить в потребите­лей. Повторюсь, ничего подобного у большинства турфирм нет - ни технологий, ни значительных в них вложений, ни соответ­ствующего персонала, ни маркетинга, ни продвижения, ни соб­ственно трафика. А все это за один день не приобретается.

Что будет дальше, можно предположить. Свято место пусто не бывает: нишу займут, не надо питать иллюзий. Все равно тур- продукт в агентствах продается процентов на 80% российский (поправьте, если ошибаюсь); логично, что и в инете он скоро бу­дет продаваться через российские системы бронирования.

Хотя справедливости ради стоит отметить, что еще не все упу­щено. Россияне в вопросах онлайна пока тоже не слишком пово­ротливы, да и определенная специфика работы в байнете, как ни крути, уже сложилась; на то, чтобы в нее вникнуть, им в лю­бом случае, кроме средств, понадобится и значительное время. Нам для успеха на этом пути нужно лишь объединить усилия тех, кто обладает технологиями, ключевыми знаниями по продвиже­нию и тем самым «трафиком» с профессиональными создателя­ми и продавцами турпродукта. Тогда на выходе мы и получим вполне достойный белорусский онлайн.

-----------------------------

* проспать

https://www.traditionrolex.com/8