Евгений МАСУРНОВСКИЙ, Traveling.by
У меня сложилось стойкое ощущение, что между «старой гвардией» профессионалов турбизнеса и новыми участниками рынка, ориентированными на работу в интернете, существует не просто непонимание, а целая пропасть. А говорят они и вовсе на разных языках и не понимают друг друга.
ТЕХНОЛОГИИ
В принципе, «расхождение во мнениях» между владельцами турфирм и «айтишниками», которые предлагали им какие-либо решения для ведения бизнеса в инете, было очевидно довольно давно. И заключалось оно прежде всего в том, когда стоит выходить в интернет белорусским турфирмам и с помощью каких технологий это делать. Многие операторы говорили: «Еще рано» - мол, интернет дорогой и им мало кто пользуется. Другие утверждали, что существующий софт для онлайн-бронирования плох и им не подходит. Третьи и вовсе не понимали, о чем речь, но боялись в этом признаться.
В итоге даже на внедрение пресловутого «мастера» до недавнего времени решались лишь единицы. А ведь для большинства это был бы значительный шаг к прогрессу. Да, это ПО вызывает ряд вопросов, да, оно несовершенно. Но те, кто не начал его внедрение, и вовсе остались стоять на месте, и до перехода к онлайн-прода- жам им теперь как до неба.
Общаюсь с несколькими крупными белорусскими разработчиками софта, которые, как известно, в большинстве своем работают отнюдь не для отечественных заказчиков. Так вот, эти самые белорусские «айтишники» в настоящее время разрабатывают для российских операторов (и агрегаторов вроде «броней» и «туриндекса») такой софт и веб- приложения, что нашим и не снилось. К сожалению. Бюджеты на разработку соответствующие: от 100 000 USD. Могут ли белорусы такое себе позволить? Скорее всего, да, ведь можно и не в одиночку, а разработать одну общую систему. Но никому не нужно. К сожалению.
А ведь собственное «белару скае» ПО, своя база туров по примеру тех же «броней» (с помощью которой агенты, а после и энд-юзеры могли бы бронировать туры белорусских операторов) была бы сейчас как нельзя кстати. Но, повторюсь, еще вчера инструменты по работе в онлайне никому не были нужны.
А сегодня в инет вышел миллион белорусов. Многие «официальные лица» говорят даже про 3 млн. Это, конечно, сказки, но и 1 млн - вполне достаточная цифра. Достаточная для того, чтобы аудитория инета начала потреблять, в том числе и турпродукт.
И что мы видим? Туроператоры и агенты начали просыпаться. От директоров и тут и там слышно, что «надо выходить в интернет», там есть продажи. Но простите: а вы подготовились, научились в нем работать? Времени было предостаточно!..
Будем откровенны: старая гвардия перед инетом практически бессильна. У нее нет ничего - ни технологий, ни знаний в этой области бизнеса, ни квалифицированного персонала. От многих уважаемых профессионалов турбизнеса приходилось слышать, что, дескать, им и не нужно самим разбираться в интернете. Но ведь продажи через Сеть - это часть бизнеса. Бизнесом занимаются не программисты и не дизайнеры. Бизнесом занимается руководитель. Он решает, на какие рынки выходить, какие методы увеличения прибыли использовать, определяет общую стратегию компании. Так почему вопрос увеличения прибыли компании через продажи в интернете должен решать программист или админ? Здесь кроется простая истина: если руководитель организации хочет увеличения продаж (и прибыли) через работу сайта в Сети - он должен быть в этом компетентен и принимать непосредственное участие. Где вы видели какую-либо технологию, которой можно пользоваться, абсолютно в ней не разбираясь? А тем более получать от нее профит. У нас же сайты многих турфирм и работа с онлайном в целом очень похожи на корабль, которым управляет непонятно кто, и неизвестно, в какую сторону этот корабль плывет. Часто на такой корабль еще и ставят дорогие пушки, и либо они потом палят по воробьям (дорогие модули на сайте приносят мало прибыли), либо к ним нет инструкции и они простаивают.
В результате белорусские пользователи так и не получили адекватного сервиса по бронированию туров от наших же операторов. В итоге единицы турфирм получают комиссию от бронирования отелей на их сайте и отдают свою прибыль зарубежному «букингу». А все потому, что инет уже полностью сформировался в отдельную сферу, которая требует профессионального подхода, инвестиций и квалифицированных кадров. В конце концов, для работы в Сети нужны многократно упоминавшиеся технологии, нужно понимание его как среды, понимание поведения его «обитателей», знание рекламных технологий - чтобы этих самых «обитателей» из «трафика» превратить в потребителей. Повторюсь, ничего подобного у большинства турфирм нет - ни технологий, ни значительных в них вложений, ни соответствующего персонала, ни маркетинга, ни продвижения, ни собственно трафика. А все это за один день не приобретается.
Что будет дальше, можно предположить. Свято место пусто не бывает: нишу займут, не надо питать иллюзий. Все равно тур- продукт в агентствах продается процентов на 80% российский (поправьте, если ошибаюсь); логично, что и в инете он скоро будет продаваться через российские системы бронирования.
Хотя справедливости ради стоит отметить, что еще не все упущено. Россияне в вопросах онлайна пока тоже не слишком поворотливы, да и определенная специфика работы в байнете, как ни крути, уже сложилась; на то, чтобы в нее вникнуть, им в любом случае, кроме средств, понадобится и значительное время. Нам для успеха на этом пути нужно лишь объединить усилия тех, кто обладает технологиями, ключевыми знаниями по продвижению и тем самым «трафиком» с профессиональными создателями и продавцами турпродукта. Тогда на выходе мы и получим вполне достойный белорусский онлайн.
-----------------------------
* проспать