https://www.traditionrolex.com/8
<p>25 сентября на факультете международных отношений БГУ состоялась встреча выпускников кафедры  международного туризма.<br />О проблемах образования в туризме мы бесе­дуем с заведующим кафедрой международ­ного туризма факультета международных от­ношений, кандидатом исторических наук, доцентом Леонидом ГАЙДУКЕВИЧЕМ.</p>

25 сентября на факультете международных отношений БГУ состоялась встреча выпускников кафедры  международного туризма.

gaid

Мероприятие, приуроченное к 15-летию факультета, посетили директор туристиче­ского портала Holiday.by Андрей Барашко, начальник отдела бронирования туристиче­ской компании «АлатанТур» Игорь Шаршунов, начальник отдела комплексного стра­хования в туризме компании «Белросстрах» Павел Шустенко и другие выпускники кафе­дры. На встречу были приглашены и студен­ты младших курсов, которые могли задать выпускникам интересующие их вопросы. А сотрудники кафедры подготовили специ­альную анкету, позволяющую выяснить, с какими сложностями сталкиваются бывшие студенты на рабочем месте на первых порах и какие дисциплины, преподававшиеся в уни­верситете, наиболее полезны и актуальны. О проблемах образования в туризме мы бесе­дуем с заведующим кафедрой международ­ного туризма факультета международных от­ношений, кандидатом исторических наук, доцентом Леонидом ГАЙДУКЕВИЧЕМ.

-    Леонид Михайлович, нашу систему образования часто упрекают в сконцен­трированности на теоретических зна­ниях и пренебрежении практикой. На­сколько это актуально для туристических специальностей?

-       Действительно, нередко приходится слышать подобное мнение. Но я бы не стал утверждать, что наша система образова­ния и сейчас, и прежде была ориентирова­на только на теоретические знания. Я окон­чил БГУ и помню, насколько серьезными были требования, предъявляемые к студен­ту-практиканту: например, будучи студен­том третьего-четвертого курса, я должен был самостоятельно провести обзорную экс­курсию по Минску. Сейчас несколько слож­нее организовать студенческую практи­ку: если в советское время в туризме, как и в других сферах, действовала монополия государства, то сегодня в отрасли преоб­ладает частный бизнес. Я хочу поблагода­рить крупнейшие турфирмы Минска, кото­рые тесно с нами сотрудничают и активно участвуют в организации практики для сту­дентов: это «АлатанТур», «СМОК Травел», «Алые Паруса», «Топ-Тур» и ряд других. Ду­маю, показателем продуктивного сотрудни­чества является тот факт, что пятикурсников на производственную практику мы почти на 100% распределяем по заявкам предприя­тий: к этому времени студенты уже зареко­мендовали себя, они работают в туристи­ческих фирмах начиная с третьего, а то и со второго курса. Да и руководители компаний заинтересованы в грамотных специалистах, которые сразу включаются в работу. Разуме­ется, дистанция между теорией и практикой всегда существует, но задача учебных заве­дений и туристических предприятий как раз и состоит в том, чтобы минимизировать ее.

-   Насколько заинтересованы в моло­дых специалистах турфирмы? Они под­бирают себе будущих сотрудников из числа ваших студентов?

-    В рамках Международного дня туриз­ма мы проводим туристские чтения, пригла­шая представителей турфирм, работающих в Минске. Это знакомство позволяет тури­стическим компаниям выбрать лучших из лучших. Также мы проводим мастер-клас­сы с участием специалистов турбизнеса. Тур­фирмы интересуются содержанием учебно­го процесса, присматриваются к студентам и, как правило, по окончании учебы пригла­шают 3-4 человека на собеседование с целью последующего трудоустройства. Учредитель компании «Топ-Тур» Иван Иосифович Чура в прошлом году посетил встречу со студента­ми, которую мы проводили в рамках ярмарки вакансий, и пригласил нескольких человек на свое предприятие. Иван Иосифович - один из тех руководителей, которые интересуются притоком свежих сил из учебных заведений.

Стремятся ли сами студенты попасть на работу в турфирмы? Нередко прихо­дится слышать высказывания молодых специалистов о низкой зарплате и отсут­ствии карьерных перспектив...

-     Наши студенты, как правило, максима­листы: они предъявляют высокие требова­ния как к перспективам роста, так и к зара­ботной плате, и это вполне нормально. Если выпускник чем-то неудовлетворен, это сви­детельствует о том, что у него есть потенци­ал для развития. У нас очень целеустрем­ленные студенты, они хотят работать уже со второго курса, и часто мы помогаем им с трудоустройством.

-     И все же ваши выпускники нередко выбирают другие сферы деятельности, отказываясь от идеи остаться в туризме.

-     Да, такая тенденция существует: неко­торые наши выпускники работают в Нацио­нальном банке, на совместных предприятиях в отделах внешнеэкономической деятельно­сти, становятся маркетологами. Дело в том, что студенты получают у нас широкое эконо­мическое образование, владеют по меньшей мере двумя иностранными языками. Мно­гие выпускники выходят со знанием трех- четырех языков, вообще же на факультете мы преподаем 16 языков. Такой высокий уровень профессиональной подготовки позволяет им успешно конкурировать на рынке труда. Не все 100% выпускников работают в турбиз- несе. Однако я знаю немало примеров, ког­да выпускники приходят на предприятия не туристической направленности, а затем эти компании открывают у себя туротделы и предлагают бывшим студентам нашей кафе­дры их возглавить. Что же касается непосред­ственно туристической сферы, сегодня наши выпускники работают в ведущих турфирмах страны, в Министерстве спорта и туризма РБ, в Национальном агентстве по туризму.

-    Давайте порассуждаем на более об­щую тему: каким должно быть образо­вание в туризме?

-     Очевидно, что выпускник, получающий экономическое образование с туристиче­ской специализацией, должен знать геогра­фию мирового сообщества, экономику, вла­деть несколькими иностранными языками, разбираться в информационных технологи­ях создания и продвижения туристическо­го продукта. Односторонне подготовленный специалист сегодня столкнется с проблема­ми на рынке труда.

-        Леонид Михайлович, чего, по- вашему, не хватает сегодня туристиче­ской отрасли нашей страны?

-     Когда я слышу мнения о недостаточном развитии туризма Беларуси, у меня возникает образ хорошего студента, которому напроро­чили манящее будущее, и он уверен, что это будущее наступит уже завтра. Невозможно в одночасье сделать все, и сравнение с запад­ными странами некорректно: там рыночные отношения и инфраструктура развивались столетиями. Хотелось бы видеть меньше бю­рократии и более приветливое отношение к туристам: наши зарубежные коллеги, напри­мер, едва приехав в Беларусь, отмечают, что таможенники на границе почти никогда не улыбаются, а ведь доброжелательность - это визитная карточка страны. Несомненно, нуж­но открывать границы, упрощать визовый режим. И, пожалуй, одно из главных поже­ланий: сейчас очень важно подключить к раз­витию туризма малый и средний бизнес в ре­гионах и донести до чиновников и населения, что туризм способен решить ряд местных про­блем. В Беларуси есть что показать и чем уди­вить: у нас, как бы банально это ни звучало, прекрасная природа, а в деревнях сохрани­лись народные традиции и ремесла - поверь­те, ничего подобного в постиндустриальных странах сегодня нет. Однако развивать реги­оны нужно не формально, а вдумчиво и ос­мысленно. Последние три-четыре года наши выпускники начинают уезжать на работу в ре­гионы, помогают родителям вести бизнес или создают собственный. Думаю, это очень об­надеживающая тенденция.

Беседовала Анна БОДЯКО

https://www.traditionrolex.com/8