От редактора
Лилия КОБЗИК
На минувшей неделе довелось присутствовать на мероприятии, которое называлось собранием средних и мелких белорусских турфирм. Собрание было организовано Национальным агентством по туризму. Цель собрания благородна - узнать консолидированное мнение профессионалов по поводу того, в каком именно виде профи хотелось бы ощущать контроль государства над отраслью ввиду скоропостижной кончины лицензирования. Общее впечатление, честно говоря, довольно грустное. Государство, говоря компьютерным языком, «юзало-юзало» отрасль - и, кажется, «заюзало».
Во всяком случае, компаниям, которые работают на выезд и в деятельности которых, увы, никто, кроме учредителей и благодарных клиентов, на сегодняшний день не заинтересован, сказать нечего и, соответственно, предложить тоже нечего. Их мнения по поводу всех возможных нововведений, которые в последнее время мелькают в прессе - реестров, патентов, фингарантий и прочего, - расплывчаты и туманны, поскольку действительно непонятно, что это такое и с чем, как говорится, это едят. Никто ж не удосужился показать какой-нибудь проект либо что-то в этом роде. В результате впавшие в уныние представители среднего и мелкого бизнеса консолидированно высказались за «второе пришествие» обязательной сертификации (напомню, что еще недавно отрасль руками РСТО рьяно боролась с обязательной сертификацией и поборола ее!). Также в итоговом протоколе собрания оказался странный, на мой взгляд, пункт: «профессионалы против фингаран- тий, но за страхование». Однако за какое именно страхование (кого и от чего?) проголосовали профи - для меня так и осталось загадкой. Похоже, этот вопрос является тайной и для тех, кто за него голосовал. Звучали предложения создать в туризме некое профессиональное сообщество по типу коллегии адвокатов, которое осуществляло бы саморегулирование и самоконтроль в отрасли, в том числе решало бы вопросы включения фирм в реестр и выключения из него, а также распоряжалось бы финансовым «общаком», созданным на случай банкротств и всяких форс-мажоров. Но всем понятно, что на такую ступеньку консолидированности и взаимного доверия белорусских туроператоров может поднять только чудо, и в обозримом будущем такая благодать вряд ли снизойдет на отечественный турбизнес.
В общем хоре нестройных голосов абсолютно, на мой взгляд, неуслышанными оказались робкие замечания нескольких «въездных» операторов о том, что законодательная неустроенность «выезда» - это цветочки по сравнению с тем, чем грозят новые документы (и не туманные фингарантии, а вполне реальный, вступающий в силу 6 октября Закон «О туризме») инкамингу. Новый закон определяет тур как сочетание не менее двух услуг. А все белорусские лидирующие операторы по въездному туризму, как на грех, частенько оказывают зарубежным туристам только одну услугу. И эта услуга - бронирование отеля. Так вот, по новому закону, то, чем занимаются фирмы, бронирующие для зарубежных клиентов проживание в отеле с завтраком, со spa и прочими услугами, - это не туризм! А что же это? - в растерянности вопрошают операторы. Но ответа нет! Кто внес странные непродуманные формулировки в закон - неизвестно. В чью голову пришла идея попортить нервы теперь еще и въездным операторам - неведомо. И что сейчас делать - тоже неясно. Не могут же солидные фирмы во всеуслышание сказать: гуд бай, легальная деятельность, гуд бай, льготное налогообложение, гуд бай, въездной туризм! В конце концов, государство постоянно подчеркивает свою кровную валютную заинтересованность во въездных туристических потоках. И вот, значит, как оно заинтересовано на самом деле?!
Вообще, наш белорусский туризм и наша история все больше напоминают историю Золушки, которая явно засиделась в Золушках. Все страны-соседки уже побывали принцессами, блеснули на балу (еще до кризиса!) и даже успели уехать с бала королевами. А мы все сидим, чистим котлы и перебираем зернышки под присмотром злой мачехи. И доброй феи пока не видно...