Собираясь отправиться в путешествие, турист заботится обо всем - кроме, пожалуй, страховки. А ведь безопасность отдыха - несомненно, одна из главных составляющих удачной поездки. О нюансах страхования, которые необходимо знать выезжающим за рубеж путешественникам, рассказывает ведущий специалист по работе с туристическими организациями компании «Белросстрах» Павел ШУСТЕНКО.
- Давайте начнем с основных видов страхования, которые доступны белорусским туристам...
- Белорусский рынок, увы, не избалован обилием видов страхования. Разумеется, существует медицинское страхование выезжающих за рубеж - вид страхования, который наиболее популярен у туристов и турфирм. Как правило, специалисты тур- бизнеса предлагают клиентам только этот вид полюса. На самом же деле помимо этого туристам можно предложить немало страховых продуктов, которые могут сделать его поездку поистине защищенной. Например, страхование от несчастного случая (клиент получает определенный процент от страховой суммы при наступлении страхового случая), страхование гражданской ответственности туриста, когда возмещение расходов клиента, связанных с нанесением вреда имуществу или здоровью третьих лиц берет на себя страховая компания. Стоит отметить, что данный вид страхования во всем мире популярен у горнолыжников: если во время спуска турист нечаянно причинил вред другому любителю активного отдыха и пострадавший предъявит претензию, этот случай также станет заботой страховой компании. Не все туристы знают о существовании такого вида страхования, как добровольное страхование расходов граждан, связанных с отменой зарубежной поездки либо досрочным возвращением из нее. Хотя этот вид полиса, к сожалению, пока не получил широкого распространения в нашей стране, стоит знать, что подобная услуга доступна. Рисками в этом случае будут считаться отказ в визе, болезнь туриста либо его родственников, повестка в военкомат и повестка для разбирательства в суде и другие непредвиденные обстоятельства, требующие отмены поездки, - например, пожар в квартире или ограбление. Все эти виды страхования доступны туристам, которые собираются отправиться на отдых за границу. Вопрос лишь в том, что клиент не обладает полной информацией, собираясь в поездку, и не всегда менеджер туристической компании может эту информацию донести до него.
- Предъявляют ли посольства какие-либо особые требования к страховке туристов, открывающих визу?
- Строгие требования к страховке предъявляют посольства стран Шен- генского соглашения: полис должен быть как минимум на 30 000 евро и иметь «коридор»: если турист едет в путешествие на неделю, страховка должна быть с 15-дневным запасом. Кроме того, некоторые консульства (например, Швейцарии) принимают страховки только определенных компаний - их список размещен на сайтах посольств. Тем, у кого есть вид на жительство в Чехии, придется позаботиться о приобретении медицинского полиса местной страховой компании: недавно были внесены соответствующие поправки в чешское законодательство.
- Существуют ли какие-то оригинальные и своеобразные виды туристических страховок? Путешественник может застраховать почти все что угодно?
- В нашей стране почти не представлен, например, такой актуальный вид полиса, как страхование багажа; впрочем, клиенты, желающие обезопасить свои чемоданы и их содержимое, могут приобрести российскую страховку. Вообще, наш рынок развивается довольно медленно, поэтому говорить о специфических видах страхования в туризме не приходится. Даже существующие предложения не всегда востребованы: белорусские турфирмы почему-то уверены, что если страховка будет стоить на доллар дороже, чем у конкурентов, это неминуемо отпугнет клиентов. Причем желание сэкономить на страховке возникает даже при работе с весьма дорогими турами. Между тем для путешественника, купившего тур за 3-4 тысячи долларов, едва ли важна экономия нескольких долларов на страховке. К тому же вполне логично, что урегулирование страхового случая при организации vip-тура также должно быть на высшем уровне. Если турфирма уважает клиента, она обязана рассказать о том, что, доплатив 5-10 долларов, можно получить гораздо более надежную защиту. Ведь если клиента не устроит урегулирование страхового случая, он в первую очередь обвинит в этом турфирму, в которой приобретал путевку и полис. А это уже вопрос имиджа туристической компании. Белорусские специалисты турбизнеса, как правило, относятся к страхованию недостаточно серьезно и не уделяют должного внимания этой составляющей поездки, хотя, на мой взгляд, страховка так же важна, как и другие компоненты тура - проживание, питание, перелет. Я считаю, что можно, например, полететь эконом-классом вместо бизнес- класса или выбрать отель подешевле - но ни в коем случае не экономить на страховке, тем более когда речь идет о 5-10 долларах. К сожалению, у нас очень низкий уровень страховой культуры - это касается как специалистов, организующих отдых, так и самих туристов.
- То есть белорусские туристы чаще всего не придают значения страховке?
- Именно так! Основательно подходят к страхованию, как правило, только те клиенты, которые уже имеют печальный опыт: в этом случае они стремятся приобрести все возможные виды дополнительного страхования. А вот те, кому не приходилось болеть или попадать в непредвиденные ситуации за границей, продолжают считать, что страховой случай может произойти с кем угодно, но не с ними. Увы, практика показывает, что как раз беспечные туристы чаще всего оказываются в сложных ситуациях.
- Что стоит учитывать туристу при оформлении страховки?
- Собираясь в поездку, нужно ответственно подойти к выбору страховой компании. Во-первых, стоит выяснить, кто является ее партнером по урегулированию страховых случаев, ведь именно сервисная компания будет организовывать помощь клиенту за рубежом. Во-вторых, следует поинтересоваться, на каких условиях вы застрахованы. Например, если вы собрались заниматься горнолыжным спортом, рафтингом или альпинизмом, страховка должна содержать повышающие коэффициенты. И наконец, нужно обращать внимание на страховую сумму. Клиенты, приобретающие, например, путевку в Турцию, автоматически получают страховой полис. Однако я настоятельно рекомендую покупать еще и дополнительную страховку, потому что полиса, предлагаемого российскими операторами, при наступлении страхового случая недостаточно: страховая сумма там очень невелика, а покрытие существенно ограничено.
Чтобы максимально обезопасить поездку, я рекомендовал бы туристам вместе с медицинским полисом приобретать страховку от несчастного случая. Это необходимо делать хотя бы потому, что медицинский полис начинает действовать только после пересечения границы, а страховка от несчастного случая действует, в том числе, и на территории Беларуси - а это значит, что на время дороги турист, путешествующий поездом или автобусом, также будет застрахован.
- Отправляясь в соседние безвизовые страны, можно ограничиться меньшей страховой суммой? Ведь стоимость медицинских услуг там несколько ниже.
- Отправляясь в безвизовые государства, туристы нередко вообще пренебрегают страховкой. Однако ни для кого не секрет, что за рубежом нет бесплатной медицины, даже если речь идет о соседних Украине или России. Эти страны не стоит недооценивать: даже в России или Украине в случае серьезных происшествий, требующих госпитализации туриста и медицинской репатриации, расходы могут составить не одну тысячу долларов.
- Как часто наступают страховые случаи? Есть ли какая-то статистика в этой области?
- Разумеется, определенная статистика существует. Например, такие направления, как Турция, Болгария и Египет, считаются у страховых компаний убыточными: они лидируют по количеству страховых случаев. Причем страховой случай, как правило, наступает, даже если турист находился в состоянии алкогольного опьянения, ведь доказать это крайне сложно: после нескольких часов, проведенных под капельницей, алкоголя в крови практически не остается. В таких ситуациях страховой компании чаще всего приходится закрыть глаза на обстоятельства происшествия и выплачивать страховое возмещение.
- Возможно, при выезде в определенные страны стоимость страховки будет несколько выше? Могут ли клиенты, выезжающие в заведомо опасные и неблагополучные страны, оформить особый страховой полис? Или с некоторыми государствами страховые компании не работают?
- Никакой градации по странам нет: непредвиденные ситуации могут наступить где угодно - как раз поэтому и существует страхование. Есть некоторая связь между рекомендуемой суммой страховки и сроком поездки, а также расценками на медицинские услуги в стране назначения. Но тут, опять-таки, все зависит от решения клиента. Я лишь отмечу, что разница в стоимости полиса на 50 и 70 тысяч долларов составляет один- два доллара. А ведь безопасность - это не та сфера, где стоит экономить, тем более столь незначительные суммы. Если клиент отправляется в неблагополучный регион, это не значит, что ему откажут в страховке: сервисная компания, с которой мы работаем, оказывает услуги во всех странах мира. Однако стоит учитывать, что если вы едете в Европу, вы гарантированно получите высокий уровень сервиса, а если страна вашего назначения - это, например, Афганистан, где нет развитой инфраструктуры и высококачественного медицинского обслуживания, уровень урегулирования страхового случая будет соответствующим.
- Как нужно действовать клиенту при наступлении страхового случая? Опишите, пожалуйста, механизм работы страховой компании в такой ситуации.
- Страхование подразумевает, что клиент не должен тратить свои деньги за рубежом на урегулирование каких-то вопросов, связанных со страховым случаем, - для этого есть полис. Приобретая страховку в страховой компании или турфирме, клиент получает на руки также правила страхования и конверт, где указаны телефоны сервисных компаний. При наступлении страхового случая клиент в первую очередь должен позвонить в сервисную компанию и назвать свою фамилию и имя, страховую компанию, номер страхового полиса, рассказать, где он находится и что с ним случилось. В течение 5-10 минут сервисная компания перезвонит клиенту и либо пришлет к нему врача, либо, если случай несерьезный, подскажет адрес ближайшей больницы, в которой можно получить помощь. Все услуги лечебного учреждения оплачивает страховая компания по безналичному расчету.
Если турист, считая случай несерьезным, не хочет обращаться в сервисную компанию либо у него нет возможности позвонить, он может сам обратиться в лечебное учреждение, оплатить услуги, а по приезде домой написать заявление в страховую компанию, приложив документы, подтверждающие оплату медицинских счетов, - расходы клиента будут компенсированы. Однако в этом случае действуют лимиты: например, 200 долларов на лечение зубной боли и 700 - на другие медицинские расходы (каждая компания устанавливает свои ограничения). Поэтому при наступлении страхового случая лучше все же обращаться в сервисную компанию.
- На каких основаниях оформляют страховку горнолыжники, альпинисты и другие любители активного отдыха?
- Разумеется, риск получить травму у горнолыжников гораздо выше, чем у туристов, отправившихся на экскурсию или отдыхающих на пляже. Поэтому в любой страховой компании существуют повышающие коэффициенты для клиентов, которые едут заниматься горнолыжным спортом. Нужно понимать, что эта система придумана вовсе не потому, что страховая компания хочет заработать больше денег. Дело в том, что когда страховой случай наступает в горах, транспортировать туриста в госпиталь довольно проблематично: в таких случаях сервисная компания использует спецтехнику - вездеходы или вертолеты. Это дорогостоящее мероприятие: транспортировка вертолетом, например, стоит от 500 до 600 евро за минуту полета. Если в страховке нет повышающего коэффициента, пострадавшего, разумеется, все равно эвакуируют и окажут необходимую помощь, но по закону страховая компания не сможет урегулировать этот случай, и все расходы лягут на плечи туриста. Поэтому пренебрегать повышающими коэффициентами не стоит даже очень опытным горнолыжникам. Та же система повышающих коэффициентов действует и для других активных видов отдыха - альпинизма, рафтинга и так далее.
- Существуют ли особые условия страхования для детей, пожилых людей и клиентов со слабым здоровьем?
- Да, безусловно. Родителям, выезжающим на отдых с детьми, предлагается семейное страхование: члены семьи включаются в один общий полис. При семейном страховании действуют скидки: первый ребенок до 16 лет, выезжающий вместе с родителями, получает страховку бесплатно, остальные же дети получают скидку 50%. Такую же скидку получают дети до 16 лет, выезжающие без родителей. Тем, кто отправляется в путешествие с маленькими детьми, мы рекомендуем приобретать страховку на сумму 50-70 тысяч евро. Что касается пожилых туристов, после 65 лет начинают действовать повышающие коэффициенты, и им придется заплатить за медицинскую страховку немного больше.
- Давайте отвлечемся от проблем туристов и поговорим о страховании операторских рисков. Как могут обезопасить себя турфирмы?
- Мне кажется, такой темы пока не существует - если, конечно, мы не имеем в виду финансовые гарантии туроператора или страхование гражданской ответственности туроператора, которое только планируется ввести. Дело в том, что, согласно белорусскому законодательству, не страхуются договорные отношения, а значит, оператор не может обезопасить себя на тот случай, если, например, его зарубежный партнер обанкротится.
Беседовала Анна БОДЯКО