От редактора
Лилия КОБЗИК
С 6 октября 2010 года, то есть со вчерашнего дня, белорусский туризм живет по новым законам.
С различными изменениями, дополнениями и уточнениями вступил в силу Закон «О туризме», из документооборота окончательно исключен ваучер. Взамен ваучера в нормативную базу введен другой документ, который называется «типовой договор», - чтобы, как говорится, свято место не пустовало. В комментариях юристов департамента по туризму, размещенных на сайте mst.by, написано, что туристический ваучер исключен как избыточный документ в процессе реализации тура. При этом, правда, нигде не обозначено, что «избыточный» ваучер был на четырех страницах, а «скромный» типовой договор - на семи. Но это так, мелочи.
По моим наблюдениям, вплоть до вечера 5 октября, пока подписанные документы, наконец, не появились на сайте Министерства спорта и туризма, содержание типового договора представляло собой вовсе не конкретный текст, призванный способствовать развитию туризма - как въездного, так и выездного, а нечто принципиально другое. Договор и все, что вокруг него происходило (составление, обсуждение, таинственное появление некоторых пунктов и не менее таинственное их исчезновение), напоминало некий социальный проект, поле боя, стилистически устаревшую площадку борьбы «добра и зла», «света и тени», состязание «джедаев» из общества защиты прав потребителей (с собственным лобби в Совмине) и плохо объединенных «хищников» из туристического сообщества. В итоге, надо сказать, ничего страшного не произошло. С точки зрения социальной справедливости, опубликованный документ - нечто достаточно лояльное по отношению к интересам обеих сторон оферты, туристов и турфирм. Но будет ли способствовать типовой договор, который на долгие годы вбит в законодательство, развитию белорусского туризма, в частности - въездного? В пылу «перетягивания одеяла» никто этим вопросом как-то даже не задался.
Маленькое лирическое отступление. В 1774 году находящийся в экспедиции немецкий астроном Георг Ловиц был захвачен в волжских степях разгромленной странствующей бандой российских бунтарей. «А чем занимается этот человек?» - спросил Емельян Пугачев. В ответ Ловиц сообщил, что наблюдает за небесными светилами. «А-а, ну так повесить его повыше - пусть будет ближе к звездам», - изрек Пугачев. Красиво, возвышенно? Можно трактовать и так. Во всяком случае, описывая эту историю, Пушкин не отказывает Пугачеву в определенном шарме и брутальности. Когда я слышу, что все новые документы по туризму, вступившие в Беларуси в силу 6 октября, подгонялись к европейским, мировым и прочим цивилизованным нормам один к одному, это напоминает мне историю с удушением Лови- ца. Да, формулировки приговора звучат красиво, но туризму от этого не легче.
В нашей ситуации, то есть при отсутствии практически всего, чем можно приманить в Беларусь массового зарубежного туриста, бизнесу, работающему на въезд (всего не более десятка фирм), нужно только одно - прозрачная, максимально упрощенная схема работы. Новые документы вряд ли приближают инкаминг к этой цели. К примеру, введение типового договора так же поспособствует въездному туризму, как повышение стоимости виз, произошедшее в начале этого года, - итоговому увеличению количества зарубежных туристов. То есть те, кому уж очень надо в Беларусь (читай - бизнесмены и «женихи»), все подпишут, все оплатят и приедут. Обычные же туристы и те, кто хотел бы сунуться к нам «на разведку», - никогда! Зарубежные путешественники заключают договоры только со своими операторами и не подписывают с нерезидентами документов с обязательным перечнем «типовых» пунктов. Похожие проблемы возникали у въездных компаний и раньше (автограф туриста на ваучере был такой же головной болью). И раньше 9 из 10 туристов «соскакивали», когда от них требовалось подписать нечто, чего они не хотят подписывать. Так надо ж было перенести те же недостатки в новый закон!
Кстати, мы, когда едем отдыхать в турецкий, итальянский или какой-либо другой отель, подписываем какой-либо договор с местным оператором? Кто-нибудь из тех, кто сочиняет законы о туризме, когда-нибудь отдыхал за границей? Можно, конечно, сказать: так пусть зарубежные туристы и не подписывают никаких документов с нашими операторами, этот документ необходим в первую очередь для прозрачных взаимоотношений белорусских операторов с белорусскими же туристами. Но в таком случае по какому документу фирма, работающая на въездной туризм, будет освобождена от НДС (преференция, которая, кстати, у нас в стране преподносится как небывалый подарок бизнесу и верх либерализации, а на самом деле является нормой - согласно правилам, установленным ВТО)? В Законе «О туризме» об этом ничего не сказано. Как нет там и положения о том, что инкаминговые компании могут - если им неудобно, или не хочется, или турист не соглашается - не подписывать с иностранцем типовой договор. Они обязаны - это закон!
Сам основной документ, по которому отрасль теперь будет неизвестно сколько жить, снова закрепляет понятия тура и туристического путешествия как сочетания по меньшей мере двух услуг (сопутствующие - не в счет). И тут уж, конечно, авторы как никогда «близки к звездам», поскольку могут красиво и возвышенно ссылаться на мировой опыт, в частности - на директиву Евросоюза о путешествиях и отпусках. Правда, директива эта, мягко говоря, устарела - все-таки 20 лет. Документ явно составлялся в пору расцвета турецкого «все включено». Сейчас, когда сделки в туризме, между прочим, наполовину ушли в онлайн, все продается не только оптом, но и в розницу: только отель, только перевозка, только экскурсия - и так далее (аналогичные процессы, и это очевидно, идут в обеих ветвях туризма - въездном и выездном). В конце концов, это воля туриста - заказать лишь то, что он хочет - без всяких «добавок», необходимых белорусскому туроператору для того, чтобы его деятельность по приему туристов в нашей стране называлась туризмом. И раньше наши фирмы просили зарубежных партнеров склонять туристов к заказу не менее двух услуг (чтобы, во-первых, легализовать свою деятельность, а во-вторых, без этого белорусское консульство просто не открывает иностранцам визу), так и теперь будет продолжаться та же песня. Хороши же наши «новые» законы!
...Когда в разных кругах приходится обсуждать проблемы, возникающие у турбизнеса и связанные с документами и схемами работы, всегда как резюме звучит одно слово: выкрутятся! Это слово и сейчас читается в контексте новых документов. С таким нашим общим подходом нормального туризма у нас в стране не будет никогда.