Первый показ этого спектакля состоялся в самом конце прошлого сезона, а сейчас, в связи с ремонтом в здании театра им. Я. Купалы, полноценная премьера «Офиса» успешно прошла в к/з «Минск». Можно даже сказать, что эти стены спектаклю помогают: нейтральный стиль интерьера ему ближе, чем академическая атмосфера Купаловского театра. Полный зрительный зал говорит о том, что все сошлось: пьеса и современная режиссура, известные исполнители, актуальность театрального языка и вневременной задачи, поставленной авторами перед зрителем и, возможно, перед собой.
Спектакль играют два состава молодых купаловских актеров: Ольга Скворцова-Ковалевская, Анна Хитрик, Павел Харланчук, Дмитрий Есеневич, Михаил Зуй, Александр Молчанов, Сергей Рудзеня, Артем Бородач, Светлана Аникей, Виктория Чайлыт- ко. Сценография и костюмы Алены Игруши.
Режиссер Екатерина Аверко- ва вынесла в подзаголовок слова «Бесхребетность в одном действии», но, как всегда, все не так просто.
«Офис» начинается с гротеска. Актеры, примеряя перед зеркалом улыбку, изображают на практике что-то вроде уроков многочисленных школ «как стать миллионером»: как скромному человеку проявить настойчивость, а активному - сдержанность и терпение; сколько шагов навстречу, какой взгляд, костюм, портфель и прочее. Гротеск оказывается такой эффектной формой и вызывает столько аплодисментов и смеха, что театральный спектакль грозит обернуться концертным представлением или пластическим дивертисментом.
Но постепенно герои вступают в некоторое подобие действия: в офисе хоть и делают неизвестно что, но в кабинет шефа ходят исправно и получают там что-то невообразимое. В лучшем случае - корзину с бумагами (в мирной жизни - отчет о работе) на голову, в худшем - нож в спину. Иногда клерки пробуют поработать в команде, но, кроме интриг, ничего не получается. Сюжет строится вокруг этих перипетий: четверо сотрудников, представляя узнаваемые типы офисных работников, вынуждены, каждый по- своему, мириться со скандалами и оскорблениями. В самые острые моменты жизнь в офисе напоминает прямо таки военную кампанию, но шеф-монстр, уничтожающий в людях все живое, на сцене так и не появится. Пространство, где рождаются катастрофы, которые он обрушивает на служащих, обозначено только дверью в его бункер и сиреной, зовущей на разрушительный «ковер».
Message спектакля считывается очень быстро и с плакатной ясностью. Но остроумная, яркая игра актеров и узнаваемость типажей заставляют следить за развитием событий с интересом. К спорным моментам можно отнести излишнюю суетливость и форсированную громкость в некоторых местах, хотя понятно, что сатире и фарсу присущ повышенный градус театральности, - только не надо переигрывать.
Игра и насмешки над «планктоном» не перерастают в антиофисный пафос. Они заканчиваются размышлениями героев над серьезными вопросами: когда мы перестали говорить правду, почему не смеемся там, где действительно смешно, и не обижаемся, когда нас обижают? Героические служащие не бросают работу и не улетают на Гоа, они зарабатывают достаточно и пока держат удар, но психологическое насилие не проходит бесследно. В знак солидарности зрители долго аплодируют артистам.
Подготовила Любовь ГАВРИЛЮК