Ирина ШПАКОВСКАЯ
Вопросы имиджа Беларуси и ее продвижения как туристического рынка обсудили 8 октября на панельной дискуссии в Минске. Встреча была организована БОО «Отдых в деревне» совместно с Балтийской Комиссией по туризму. Помимо белорусских специалистов, участие в ней приняли представители туристических организаций зарубежных стран, относящихся к бассейну Балтийского моря.
БОО «Отдых в деревне» является одним из 24 партнеров по проекту Agora 2.0, главная цель которого - повышение узнаваемости региона Балтийского моря за счет развития туризма наследия и привлечение в регион большего количества туристов. Бюджет программы на 2010-2012 годы составляет 2 миллиона долларов. Беларусь интересна проекту, так как ее реки в большой степени влияют на чистоту Балтийского моря.
«Через 2 года проект Agora 2.0 предполагает и активное продвижение Беларуси на внешних рынках, в том числе в скандинавских странах, - рассказала Валерия Клицунова, руководитель БОО «Отдых в деревне». - Пока мы ждем окончания регистрации проекта в Совете министров, а потом нам предстоит два года работы по нему. Мы сможем получить от партнеров исследования зарубежных рынков, а также саму методику подобных исследований, получим возможность размещать информацию о Беларуси на сайте, связанном с проектом и балтийскими странами. Кроме того, наша страна должна будет разработать комплекс своих креативных продуктов в так называемой «лесной группе» проекта, связанной с природой. На мой взгляд, Беларуси нужно делать акцент на агроэкотуризме - на природе страны и ее людях. Конечно, такой туризм будет ориентирован на специфический рынок «зеленых» туристов, но направление это очень перспективное. На панельной дискуссии, которая прошла в Минске, активно обсуждался современный имидж Беларуси и то, каким бы мы хотели его видеть. Не могу не отметить открытость участников встречи и их откровенность, их готовность к диалогу - все выразили свое мнение честно и свободно. Помимо экспертов белорусской туристической отрасли и представителей госструктур, на ней присутствовали 45 иностранных специалистов из стран Балтийского региона. По словам гостей, их поразила чистота, стабильность и безопасность нашей страны. На безопасность нам рекомендовали сделать упор при формировании бренда Беларуси. Кстати, практически никто из делегатов не посещал Беларусь раньше, несмотря на то что среди них было много наших ближайших соседей: литовцев, латышей, поляков. Они отметили, что наше преимущество в том, что мы новая страна, которая вызывает любопытство, у нас прекрасное расположение, нормальная инфраструктура и приемлемые цены. Конечно, против нас играет отсутствие единой маркетинговой политики. Я думаю, вместо того чтобы ежегодно выпускать большое количество печатной продукции, разумнее было бы нанять специалистов, способных разработать единую четкую стратегию продвижения Беларуси».
Участие Беларуси в проекте Agora 2.0 доказывает, что страна активно вливается в сотрудничество с ближайшими соседями в рамках общеевропейских инициатив и проектов. В то же время Беларуси предстоит еще многое изменить, чтобы такое сотрудничество было максимально эффективным.
«На мой взгляд, с точки зрения маркетинговых приемов и продвижения Беларуси наши иностранные коллеги ничего нового не сказали, - считает Валерий Болдырев, начальник отдела маркетинга и издательской деятельности Национального агентства по туризму Беларуси. - Во время дискуссии обсуждались вещи традиционные для всех туристических направлений и очевидные, но пока, к сожалению, не решаемые для белорусского туризма. Да, нам нужно выработать единую маркетинговую стратегию, определить каналы продвижения турпродукта - это все давно известно. Вопрос в том, почему это не делается. Единая маркетинговая стратегия отсутствует, так как не проводятся специальные исследования, а из-за этого мы до сих пор не имеем четкого представления, кто наш клиент и какие методы продвижения использовать для его привлечения. Недостаток финансирования еще больше обостряет эту проблему. Возможно, в условиях недостаточного финансирования нам стоило бы определить один-два целевых региона и сконцентрироваться на них. Отсюда же и нежелание туркомпаний развивать въездной туризм. Ведь дело не только в визах (хотя и о них также говорили), которые сдерживают интересующихся Беларусью иностранцев, но и в том, что мы не позиционируем себя должным образом как страна, заинтересованная в туристах.
Добавлю только, что сегодня Национальное агентство по туризму фактически является лишь исполнителем мероприятий, которые прописаны в Национальной программе развития туризма, и в силу ограниченных полномочий не принимает стратегических решений по планированию маркетинговой политики в туризме».