Игорь БОЙЦОВ, архитектор
Регулярно читаю в «Туризме и отдыхе» талантливо, мастерски написанные публикации. Вот и недавнюю статью Людмилы Дрик «История с реконструкцией: Тракай» читал с большим интересом и удовольствием, но - только до тех пор, пока не наткнулся на фразы, которые вызвали у меня неприятие и просто шокировали.
Руины Новогрудского замка – настоящий артефакт.
Полная реконструкция погубит его подлинность и неповторимую красоту.
Фото Сергея ПЛЫТКЕВИЧА
В публикации написано, что «все руины похожи», они «романтичными бывают только на литографиях»! Но ведь в эпоху романтизма руины специально строили в парках, чтобы люоваться ими именно в натуре! А руины в действительности бывают самые разные - похожие и непохожие, выразительные и невыразительные. Например, руины Новогрудского замка на высоком холме - это уникальный, мгновенно узнаваемый высокохудожественный артефакт, гордость Беларуси. Несколько веков его изображают художники и фотографы. И не для того, чтобы придать ему отсутствующую в натуре «романтичность», а чтобы выразить хотя бы частично его красоту и величие. Пишу об этом так пафосно потому, что на этом объекте затеваются какие-то серьезные доделки-переделки, о которых внятно общество не информируют - говорится то о реконструкции, то о реставрации, то о воссоздании. Это очень тревожит - объект могут просто загубить, он может утратить всю свою историческую ауру, подлинность и неповторимую красоту. Ведь у нас много желающих - и проектировщиков, и строителей - заработать на приукрашивании «печальных» руин. И эта публикация льет воду на их мельницу. В ней написано, что «замкам нужны хозяева, чтобы поднять их из руин», и не делается при этом никаких исключений! Какие-то исторические объекты, конечно, воссоздавать можно - например, Гольшанский замок, остатки которого сегодня выглядят удручающе. Но обновлять и достраивать все подряд недопустимо! В каждом случае нужен индивидуальный подход. Особенно трепетно нужно относиться к тем архитектурным древностям, которые и в теперешнем своем состоянии способны производить на зрителя огромное и неизгладимое впечатление: например, руины Новогрудского замка или Ко- ложская церковь в Гродно, которую собрались достраивать «под старину», что будет непростительной ошибкой. И это при том, что есть другие, грамотные и тактичные варианты укрепления и сохранения Коложи.
Еще в статье говорится о Троицком предместье, что оно теперь утратило «плебейский привкус новодела», так как «еще лет пятнадцать назад, после реставрации, оно было стерильным и безжизненным, а теперь в его недрах обжились кафешки и магазинчики, жизнь бьет ключом, журчат фонтаны и звучит детский смех». Но это неправда, что Троицкое предместье реставрировали! Там была проведена реконструкция с искажением и приукрашиванием исторического облика. Изменены отделка и деталировка фасадов, форма крыш, материал кровель. В благоустройстве территории и малых архитектурных формах использованы материалы, немыслимые с исторической точки зрения. Если подлинный разнообразный облик зданий предместья носил на себе отпечаток эпохи и личности множества реальных людей, которые в прошлом его создавали, то в результате реконструкции вид этого квартала был стандартизирован, приобрел казенный однообразный характер. Явно виден авторский почерк одного небольшого коллектива, работавшего в сжатые сроки в советском проектном институте. Был создан «памятник архитектуры конца XX века». Если более молодая часть населения не замечает фальши и казенщины или замечает, но считает это нормальным, это весьма прискорбно.
Сегодня у нас процветает губительная для культурно-исторического наследия ориентация на простенькие интересы современного массового туриста, который на все смотрит наспех, вполглаза, который не в состоянии внимательно рассмотреть и серьезно оценить то, что ему показывают. Однако вместо того, чтобы легкомысленно искоренять подлинность в памятниках прошлого (дескать, так проще и дешевле, а народу без разницы), следовало бы создавать отдельно от них бутафорские историко-развлекательные комплексы по принципу диснейлендов, а часть доходов от этих объектов за использование бренда «история Беларуси» можно было бы отчислять на консервацию и неторопливую научную реставрацию наших памятников.