https://www.traditionrolex.com/8
<p>Волна фестивалей, с головой накрывшая поклонников совре­менной белорусской музыки разных направлений, оста­вила после себя недоуме­ние: куда все-таки нынеш­ним летом надо было ехать? Были ли открытия? Что из предложений этого года доживет до следующего? И, наконец, могут ли иностран­ные туристы включить наши фестивали в свой культур­ный календарь, как это про­исходит в Европе, где целое лето можно разъезжать по фэстам, слушая музыку всех жанров без исключения?</p>

Любовь ГАВРИЛЮК

Волна фестивалей, с головой накрывшая поклонников совре­менной белорусской музыки разных направлений, оста­вила после себя недоуме­ние: куда все-таки нынеш­ним летом надо было ехать? Были ли открытия? Что из предложений этого года доживет до следующего? И, наконец, могут ли иностран­ные туристы включить наши фестивали в свой культур­ный календарь, как это про­исходит в Европе, где целое лето можно разъезжать по фэстам, слушая музыку всех жанров без исключения?

kr

Потеряв надежду найти убеди­тельный аналитический текст на эту тему, корреспондент «ТиО» встрети­лась с продюсерами и экспертами, имеющими собственный опыт и не­посредственное отношение к фести­вальной проблематике. Вопросов было два: какими видятся наши фе­стивали в контексте европейской си­туации и каковы перспективы в це­лом?

Александр Богданов, руково­дитель концертного агентства «BoPromo»:

- Мы сотрудничаем с большим числом групп, которые достаточ­но часто ездят за границу. Их при­глашают на фестивали совершенно разных форматов - open-air, клуб­ные, театральные, цирковые. Люди придумывают фестивали мыльных пузырей, уличной музыки (в тече­ние недели в подземных переходах Москвы играли самые известные команды, в том числе «Гурзуф»). В Польше «Серебряная свадьба» играла на фестивале перфоманса. Формат ограничивается только фан­тазией. У нас, может быть, люди еще не готовы реализовать свой креа­тив, все останавливается в момент возникновения идеи: что-то приду­мали - но нужно одно, другое, тре­тье. Непонятно, как это сделать. И все, идея заглохла.

Думаю, еще пару лет - и ситуа­ция исправится. Страна развивает­ся в хорошую, культурную сторону, все больше людей интересуется ка­чественной культурой европейского и мирового масштаба. Очень скоро у нас все будет нормально.

Насколько я знаю, в маленьких го­родах активность может быть даже большей, чем в Минске. Например, в Барановичах есть отличный клуб, который уже 6 лет ищет лучшие группы со всего мира, которые едут по своим маршрутам через Барано- вичи и выступают у них. Плюс вы­ставки, акции, все происходит очень интересно.

Надо понимать, что сейчас поня­тие культуры связано с развитием ин­тернета: люди слушают и скачивают огромное количество качественной музыки, но при этом свой культур­ный продукт создают неповторимым. Хотя знают, слышали и видели очень многое. Уже нет «альтернативы», нет фолка и рока в чистом виде. Но есть конкретные проекты, которые соз­дают локальные культурные ареа­лы. Например, «Гурзуф» может вы­ступать и на рок-, и на фолк-, и на джазовом фестивале. Группа может написать музыку и озвучить фильм на кинопоказе. И так происходит со многими успешными командами.

Каждый год мы делаем регги-фе­стиваль «In reggi we trust» («В рег­ги мы верим)». Четыре года он про­ходит в Минске, в клубном ночном формате. Белорусские и зарубеж­ные диджеи играют с оригиналь­ных пластинок. Не думаю, что куль­тура регги будет развиваться: после конца 80-х у регги не возникло но­вых ответвлений. Но есть достаточно плотная группа слушателей, которая нуждается в этих концертах, в новых записях. Это культура аутентичная, и фестивали будут проходить, потому что стиль регги популярен как каче­ственная, интересная, хотя и не но­ваторская музыка.

В клубном ночном формате уже три раза мы проводили проект «Электронные забавы». Здесь игра­ют не диджеи, это живая электрон­ная музыка, как, например, у «Чер- ри Вата».

Срез интересной белорусской му­зыки - это и разноплановые рокеры, и растаманы, и фолк. Границы фор­мат - неформат стираются, музы­кантов активно приглашают на теле­видение, ротируют на радио, в том числе и на зарубежных каналах. Пу­блика уже понимает, что такое попу­лярная, но очень качественная му­зыка.

Протестное, политизированное направление исчерпало себя. Ему меньше верят, прошло это время, с музыкальной точки зрения все это затерто. Если ты поешь на белорус­ском языке, это еще не значит, что это искренне и это искусство. Тем, кто сейчас занимается этим направ­лением, нужно больше внимания уделять качеству музыки. Да и все­му приходит свой срок - даже «Ак­вариум» уже не так популярен, как раньше.

Сергей Будкин, руководитель портала «Тузш Птоу»:

- Нашу ситуацию трудно сравни­вать с европейской. и даже с укра­инской и российской. Фестиваль­ное движение переживало расцвет в 90-х, и тогда у нас с соседями карти­на была примерно одинаковой. Мы стартовали одновременно, и фести­вали проводились очень активно. Но в России их поддержали серьез­ные бренды, и они превратились в такие события рок-культуры, как, например, «Нашествие». В Европе рок-фестивали тоже поддерживают очень крупные компании. У нас с тех пор продержался, наверное, толь­ко «Рок па вакацыях», который про­водился в 1993-1996 годах, а потом возродился в 2008-м. Но если в пер­вые годы фестиваль собирал в пар­ке Челюскинцев до двух тысяч чело­век, было очень много молодежи, его снимало телевидение, то теперь, в клубном формате, слушателей со­бралось около 500. А «Рок-кола» - фестиваль, который проводился в Полоцке 17 раз (1990-2007) - и во­все перестал существовать.

На мой взгляд, фестивали у нас не переросли во что-то серьезное - не появилось новых идей, не было фи­нансовой поддержки. 300 человек в «Реакторе» - можно ли это считать фестивалем? Не знаю...

Прошлогодний фэст «Bella M usik» на Боровой, где выступали наши лучшие группы, планировался в большем масштабе, но это никому не выгодно. Почему у нас не про­ходят фестивали уровня Sziget? По­тому что приглашать надо, условно говоря, 100 команд, а не 5. Столько гонораров и прочих расходов мы не потянем. Фестиваль делается тогда, когда находится спонсор, заранее никто ничего планировать не может. Все, кто рискнул, «влетали». Фести­вального движения у нас нет - это данность!

Самой удачной в этом году была «Камянща». По ряду критериев: на­бор команд, хорошее место, хоро­шая идея. Но это фестиваль все-таки узкого формата.

Стоит отметить, что много бело­русской музыки звучит на фестива­лях в пограничных странах: «Be free» (Украина), «Be2gether» (Литва), «Басовшча» (Польша).

Директор «Пан-студии» Дми­трий Солодухо и продюсер Алек­сандр Островский:

- Из нашего опыта последних лет можно говорить о «Музыкальном апельсине». Мы понимали: надо де­лать что-то необычное, нужна музы­ка, на которую пока обращают мало внимания. Был очень внимательный отбор групп, и вскоре они зазвучали повсюду.

Фестиваль - это отдельный жанр. Обязательно должно быть что-то новое. Вот фестиваль в Голландии: 5 дней, 6 площадок. Ты устал от рок- музыки - поспал на травке; послу­шал блюз, этнику, потанцевал - схо­дил поужинать в город, вернулся - и опять что-то происходит: обмен дис­ками, видеопрограммами, конфе­ренции для профессионалов, новые клипы, фильмы. Ты свободен в сво­ем выборе. В Беларуси и близко нет ничего такого, нет таких программ и нет таких бюджетов. Спонсорство у нас не поощряется. Компании, ко­торые могли бы нас поддержать, не получат никаких преференций, ни­каких льгот по налогам.

Поэтому и «Апельсин» не такой уж масштабный фестиваль, хотя по­следний раз в «Реакторе» собра­лось человек 700-800 и в программе было 15 команд, которые играли всю ночь. Чтобы не повторяться, мы ре­шили поискать в провинции новых людей, которых еще никто не знает.

Большинство хороших фести­валей - это взгляд в будущее. Но у нас никто не строит планы, поэтому и происходят такие совпадения: в одни выходные 3-4 фэста. И на Но­вый год будет та же ситуация, толь­ко уже по поводу колядных гуляний.

Удачнее всего прошла «Камянща» - люди приехали семьями, погуля­ли, посмотрели музейные построй­ки, послушали музыку. Тем более что Кирчука можно услышать в Мин­ске 1-2 раза в год. И Хоменко, и Ля- вон Вольский - легендарные люди. У этого фестиваля есть публика, у него есть будущее, потому что есть любовь и поддержка этого жанра.

Наша реализация как продюсер- ской студии - в генерации новых идей, но средства мы привлекаем со стороны. И очень сложно реали­зовать целостную идею, найти пони­мание.

Вот, говорят, в Польше каждый месяц на протяжении лета проходит от 80 до 150 фестивалей - всё, что только можно придумать. И Sziget в Венгрии - это просто другая пла­нета.

Бог не обидел белорусский на­род талантами. Но разве есть у нас структуры, прозрачные и с ясной ко­нечной целью, которые позволят со­стояться провинциальному дарова­нию? Районный дом культуры и т.п. не помогут ему реализоваться, если только не стечение определенных обстоятельств - например, средства родителей. А фестивальное движе­ние - один из инструментов, позво­ляющих человеку ощущать себя в творческой среде, насыщенной воз­можностями. Поэтому у нас выжи­вают только действительно избран­ные, те, кто работает по 10-15 лет. А фестивалей проходит мало, и ре­зультатов пока мало.

О публике можно сказать, что вну­три общества мало людей адекват­ных, которые, наблюдая рядом с со­бой возникновение нового явления, хотели бы увидеть что-то подобное в более зрелом и профессиональ­ном воплощении. То есть повышен­ного спроса на что-то действительно новое в стране нет. Поэтому в целом фестивальной культуры как само­стоятельного явления в Беларуси не возникло. Она складывается спон­танно, государственной фестиваль­ной политики нет, а то, что происхо­дит по частной инициативе, тоже не целостно и в разной степени неэф­фективно.

В то же время много талантли­вых людей, образно говоря, стучат­ся в двери. Снимаем шляпу перед «Камянщай» - они поддержива­ют глубокую, красивую идею. Как и Александр Богданов, который дает возможность реализовывать- ся очень достойным, интересным музыкантам. И хотя у нас пессими­стичный взгляд на ситуацию, это не значит, что мы ничего не будем де­лать. Будем - потому что не все из­меряется бизнесом и личными ам­бициями.

https://www.traditionrolex.com/8