Наш консультант - Ирина КРУГЛЯКОВА, начальник отдела реализации путевок компании «Сакуб»
Есть поездки, в которых человек расслабляется: валяется на пляже, всласть высыпается, хорошо ест, а любую активность сводит к развлечению себя, любимого. Это отдых. Есть поездки, в которые человек отправляется в поисках новых впечатлений, в стремлении понять мир и себя самого. Это путешествие. А есть - Путешествие с большой буквы, благодаря которому в XXI веке можно почувствовать себя первооткрывателем и прикоснуться к неизведанному. Таков сегодня экспедиционный туризм, предлагающий на исследовательском судне заглянуть в самые отдаленные уголки земного шара. Например - в Антарктику. О круизах к ледяному континенту рассказывает Ирина Круглякова.
- Ирина Анатольевна, как давно ваша компания работает с экспедиционными турами?
- Мы работаем с ними уже второй год, и могу сказать, что это очень сложное направление. Дело в том, что люди, которые решаются на такую поездку, хотят посмотреть заодно и Южную Америку - хотя бы Аргентину и Бразилию. То есть нам обычно приходится иметь дело с очень сложным комбинированным туром. В круиз по Антарктике обычно отправляются, когда у нас наступает зима, а в Южном полушарии как раз начинается лето. Самая благодатная пора для поездки - ноябрь/декабрь. В это время средняя температура в полярных регионах 00С, минимальная не опускается ниже -150С, а максимальная не превышает +120С. Как правило, наши клиенты выбирают для путешествия российские суда: «Академик Седов», «Академик Иоффе», «Академик Сергей Вавилов», «Капитан Хлебников», «Академик Шокальский» - то есть корабли, экипаж которых в основном состоит из россиян. Круизы продолжительны по времени - от 10 до 18 дней, поэтому для людей, которые не владеют иностранными языками, комфортнее находиться в родной языковой среде. Накануне поездки и во время нее туристы проходят очень подробный инструктаж по технике безопасности, а кроме того, в специальном лекционном зале их готовят к встрече с удивительным миром Антарктики, читают лекции и проводят семинары.
- По каким маршрутам обычно проходят круизы?
- Возможных маршрутов много, поэтому экспедиционные туры бывают очень разными по тематике. Какие-то ближе знакомят с фауной материка - королевскими пингвинами, морскими котиками, китами, а какие-то проходят по следам знаменитых путешественников и исследователей. Можно посетить Фолклендские или Шетландские острова, море Росса, субантарктические острова Новой Зеландии, а можно даже полностью обогнуть Антарктиду - все зависит от ваших интересов. Конечно, в основном регион богат фауной, но на материке можно встретить даже цветы - правда, всего два вида. Если судно исследовательское, на него берут не очень много туристов - до 20 человек, потому что ученым нужно заниматься своей непосредственной работой. Нужно отметить, что с каждым годом все больше людей стремится попасть в подобные туры.
- Что представляют собой суда, на которых проходят круизы?
- В программах используются разные типы судов: это и ледоколы, и экспедиционные суда класса люкс - большие круизные лайнеры, и корабли поменьше, и даже парусники. Условия проживания - очень комфортабельные. Это, конечно, не пятизвездочный отель с «ультра все включено», но отдых очень хорошего уровня: есть и одноместные каюты, и стандарты с двухместной кроватью или двумя отдельными спальными местами, и люксы из нескольких помещений с мраморной ванной. В каютах есть иллюминаторы, кондиционеры, спутниковое телевидение, махровые халаты - в общем, все необходимое для комфортного отдыха. На больших лайнерах могут быть бассейн, а также сауна, тренажерный зал и даже spa- салон. На борту обязательно есть библиотека с тематической литературой, бар со спиртными и прохладительными напитками, лекционный зал, салон, где вечерами играет музыка. Питание на кораблях очень хорошее, трехразовое, рестораны оформлены очень красиво. Кухня, как правило, многонациональная; суда обслуживают высококлассные повара, работают официанты. На судне обязательно есть надувные лодки «Зодиак», на которых туристы осматривают небольшие островки, проливы, айсберги. Кроме того, на корабле может быть вертолет, с помощью которого можно добраться до самых труднодоступных мест. Капитанский мостик, как правило, всегда открыт для туристов, и оттуда можно любоваться окружающими видами или наблюдать, как корабль проламывает толщу льда. В ходе маршрута можно даже побывать на одной из полярных станций. Экспедиционный тур совмещает в себе и отдых, и познавательную часть, и даже развлечения. Конечно, их список ограничен: ночевка в палатке на побережье Антарктиды, морской каякинг, лыжные переходы, скалолазание и дайвинг. Каждое такое развлечение - это отдельное приключение, способное подарить просто грандиозный заряд эмоций. Конечно, к погружению в воду допускаются только очень опытные дай- веры, которые имеют международный сертификат, справку врача о хорошем состоянии здоровья и уже минимум 20 раз погружались в холодную воду в гидрокостюмах.
- Кто обычно ездит в такие туры и как к ним готовиться?
- Чаще всего в Антарктику едут бизнесмены от 30 до 45 лет, состоятельные люди, - подобный круиз нельзя назвать дешевым удовольствием. Это очень требовательные клиенты, которые точно знают, чего хотят, поэтому подготовка тура занимает в среднем 2-3 месяца. Программа может несколько раз меняться. Бывают среди путешественников и женщины, но детей, естественно, нет. Перед экспедицией мы даем своим туристам очень подробную инструкцию, как одеваться и что брать с собой. К примеру, нужно позаботиться не только об очень теплой шапке, но и о капюшоне, который закрывал бы щеки и шею. Шерсть и шелк в таких поездках предпочтительнее хлопка, уместен будет и флис, популярный у путешественников. Обязательны очки с ультрафиолетовой защитой, солнцезащитный крем, переходник для розетки со 110 на 220 вольт. Не помешает взять с собой и парадный костюм или вечернее платье - для коктейльного вечера, который устраивает капитан корабля. В такие поездки всегда отправляются с фотоаппаратом, причем эту технику нужно упаковывать соответственно. Арктическими куртками туристов снабжает теплоход - перед круизом руководители запрашивают у нас анкетные данные клиента, начиная от размера его одежды и заканчивая группой крови и хроническими заболеваниями. Так как подобные круизы - это в первую очередь экстремальные туры, нужно сначала трезво оценить свои физические возможности. Людям с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, с высоким артериальным давлением, остеохондрозом или радикулитом не рекомендуется отправляться в такие круизы, так как холодная атмосфера может обострить заболевание. Всех своих туристов мы страхуем по максимуму - не менее чем на 70 тысяч долларов. Кроме того, во время тура они в обязательном порядке проходят многочисленные инструктажи - от правил поведения в лодке и вертолете до правил экипировки; очень большое внимание уделяется технике безопасности.
- Сколько в среднем стоит экспедиционный тур в Антарктику?
- В зависимости от продолжительности круиза и категории каюты путешествие на судне обойдется от 7 до 12 тысяч долларов. Но, как я уже говорила, наши клиенты обычно дополнительно осматривают Южную Америку: проводят по несколько дней в Буэнос-Айресе и Рио-де-Жанейро. После круиза перелет строится в зависимости от пожеланий по программе. В начале путешествия очень хорошо стыкуется, к примеру, такой перелет: Минск - Париж - Буэнос-Айрес - Ушуайя. Как раз от последнего городка, самого южного на Земле, отплывают круизные лайнеры в Антарктику. Как правило, туристы прибывают туда за день до отправления судна, встречаются с представителем экипажа, проходят первый инструктаж. Обратный перелет будет зависеть от выбранной программы: кто-то летит из Буэнос-Айреса, кто-то - из Рио- де-Жанейро. В итоге стоимость авиаперелета туда и обратно в среднем составляет 1200-1400 евро на человека. Плюс пакет экскурсий по Аргентине и Бразилии с внутренними перелетами стоит порядка 30003500 долларов. Как видите, сумма в итоге получается немаленькая. Кроме того, белорусы заранее оформляют визы в Аргентину и Бразилию, каждая из которых обходится в среднем в 50-60 долларов с доставкой в Москву и обратно.
- Какие достопримечательности в Аргентине и Бразилии предпочитают посещать белорусы?
- Обязательно посещают водопады Игуасу, чтобы увидеть один из самых захватывающих пейзажей мира, занесенный ЮНЕСКО в Список Всемирного наследия человечества. Это самый большой каскад водопадов на Земле, состоящий из 275 отдельных потоков воды. Причем со стороны и Аргентины, и Бразилии водопад выглядит совершенно по-разному. Туристы могут поближе подобраться к лавине воды на лодке или увидеть общую панораму водопада с вертолета, а также совершить прогулку по национальным паркам. Очень охотно посещают известный винодельческий регион Аргентины - Мендозу - и одноименный административный центр. В целом южноамериканские вина сейчас считаются самыми экологическими и натуральными: так как страны континента довольно бедные и у них нет денег на удобрения, виноградные лозы не обрабатываются химикатами. Еще одна достопримечательность Аргентины и винодельческий центр страны - город Сальта, где можно увидеть типично колониальный архитектурный стиль. Недалеко от Сальты находится очень живописное ущелье Умауака, которое также является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Там можно увидеть холм, который природа раскрасила в семь цветов. Очень часто туристы планируют посещение национальных парков Патагонии, и, конечно, обязательные пункты программы тура - это Буэнос-Айрес и Рио-де-Жанейро. В целом экскурсионная программа на месте строится на внутренних перелетах из столиц - после каждого нового места, к сожалению, приходится возвращаться в эти города, чтобы оттуда лететь в новый пункт назначения. Конечно, теряется много времени, но экскурсионная программа того стоит. Кстати, людям, которые планируют посещение Бразилии, мы рекомендуем сделать прививку от желтой лихорадки. В целом обе страны довольно недорогие, особенно Аргентина, которая является развивающейся страной. Но и в Бразилии по сравнению с Европой цены «не кусаются». Отмечу, что с каждым годом становится все больше туристов, которые предпочитают сложные комбинированные маршруты готовым турпакетам. Такой активный отдых становится новым трендом в туристической индустрии, и мы этому очень рады - во-первых, это хорошо для туристов, которые не тратят свое время на лежание на пляже, а во- вторых, подобные маршруты - это хоть и весьма сложный, но творческий труд для менеджера, и ими по- настоящему интересно заниматься.
Подготовила Ирина ШПАКОВСКАЯ