https://www.traditionrolex.com/8
<p><strong>Не было. Нет. И не будет?<br /></strong>В рамках пятой ежегодной кон­ференции «Деловой интер­нет», которая проходила с 14 по 17 октября на базе отдыха «За­горье» под Минском, впервые был проведен круглый стол на тему «Ту­ризм и интернет». Главной темой дискуссии стала проблема онлайн- бронирования туров, которую на встрече обсуждалиIT-специалисты и обычные путешественники.</p>

Не было. Нет. И не будет?

В рамках пятой ежегодной кон­ференции «Деловой интер­нет», которая проходила с 14 по 17 октября на базе отдыха «За­горье» под Минском, впервые был проведен круглый стол на тему «Ту­ризм и интернет». Главной темой дискуссии стала проблема онлайн- бронирования туров, которую на встрече обсуждали IT-специалисты и обычные путешественники.

Впрочем, обсуждать несуществующее яв­ление - занятие малопродуктивное. А в том, что онлайн-бронирования туров в Белару­си пока нет, никто из участников дискуссии не сомневался. По мнению экспертов, ре­альный онлайн определяется элементарно: если клиент может приобрести тур, не от­рываясь от компьютера, это стопроцентный онлайн, а если ему нужно выйти из дома, чтобы оплатить услуги или заключить до­говор - это, мягко говоря, псевдоонлайн. Сегодня в белорусском туризме фактиче­ски происходит подмена понятий, когда он- лайн-бронированием называют процедуру поиска и подбора тура в интернете.

Тем временем руководитель компании «Холидэйбай» Андрей Барашко не скло­нен связывать развитие турбизнеса с разви­тием системы онлайн-бронирования и уве­рен, что в Беларуси работа агентства до сих пор основана на мастерстве телефонных продаж. «Нанимать специалистов, которые будут заниматься созданием и поддерж­кой сайта, включая онлайн-бронирова- ние, имеет смысл только крупным сетевым агентствам. Для мелких агентств наличия ка­чественного сайта-визитки с указанием кон­тактной информации и схемы проезда более чем достаточно, - считает Андрей Барашко. - Сайт агентства должен быть инструментом для ориентирования, который подскажет ту­ристу, куда тот может отправиться, обладая энной суммой. Дальше происходит теле­фонный контакт - и начинается работа спе­циалиста по продажам».

Заместитель директора по автомати­зации и оптимизации бизнес-процессов компании «Автоматизированные тех­нологии туризма» Максим Маркаров, напротив, уверен, что уже сформировался тип клиента, готового не подбирать, но по­купать туры онлайн. Причем это не только активные интернет-пользователи в возрас­те до 30 лет, но и туристы старшего поко­ления. Что же мешает появлению полно­ценной системы онлайн-бронирования на белорусском туристическом рынке?

Возглавляет рейтинг барьеров сама спе­цифика туристического продукта. По боль­шому счету, заказать и оплатить одну услу­гу в интернете - перелет, проживание или, допустим, аренду авто - белорусский ту­рист вполне может. Но вот выбрать, забро­нировать и оплатить комплекс услуг цели­ком - то есть, по сути, приобрести готовый пакетный тур - увы, нет. Среди многих об­стоятельств, которые тормозят развитие онлайна, можно выделить хотя бы следу­ющие. Во-первых, в момент покупки тура клиент должен видеть окончательную цену продукта, ведь агент уже не сможет по­звонить ему и сказать: оператор пересчи­тал курс (перевозчик повысил топливный сбор и т.п.) - будьте добры, доплатите 100 у.е. Во-вторых, совершенно непонятно, как быть с договором, который перестал быть ваучером, но не перестал быть документом, подтверждающим оказание услуг со всеми полагающимися атрибутами. Одним сло­вом, ни внутренняя структура рынка, ни за­конодательство о туризме пока не позволя­ют онлайну развернуться по полной.

С другой стороны, полноценный онлайн невозможен без отлаженного механизма оплаты в интернете. По информации ди­ректора расчетного центра пластиковых карт «Беларусбанка» Анатолия Боговика, в данный момент интернет-эквайрингом (установкой на сайт специально разработан­ного веб-интерфейса, позволяющего произ­водить расчеты в сети) занимаются только 3 из 24 банков, выпускающих карты. Более того, из почти 9 млн пластиковых карт, выпу­щенных белорусскими банками, около 80% составляют «легкие», то есть дебетовые кар­ты Visa Electron и Maestro, которые не прини­маются к оплате в интернете. К этому добав­ляется отсутствие внятной законодательной базы, регулирующей отношения в сфере ин­тернет-платежей, и низкий уровень лояль­ности большинства держателей карточек к системам оплаты в интернете. По наблюде­нию специалистов, подавляющее большин­ство владельцев карт пользуются ими один раз в месяц - лишь для того, чтобы пере­вести всю имеющуюся на счету сумму в на­личные деньги, т.к. «невидимым» платежам по-прежнему не доверяют. Здесь стоит упо­мянуть и еще одно обстоятельство: банков­ские услуги стоят дорого. За каждую переве­денную с карточки на счет получателя сумму банки взимают от 2 до 4% суммы перево­да. Эти расходы целиком ложатся на плечи турфирмы, и простые арифметические под­счеты показывают, что отнюдь не каждой белорусской турфирме такая ноша по пле­чу. «Пока наши банки не дадут турфирмам нормальный процент, не будет онлайн-бро- нирования», - резюмирует Максим Марка- ров. К сожалению, когда наступит это свет­лое будущее, никто точно сказать не берется: по версии одних экспертов, понадобится от 3 до 5 лет, по версии других - белорусский он­лайн (и не только в туризме) безнадежно от­стал на 10 лет.

Таким образом, эксперты сходятся во мнении, что рано или поздно онлайн при­дет и в туризм. «Скорее всего, Беларусь будет развиваться по европейскому пути, - делает прогноз Алексей Гламозда, ме­неджер компании «Дженерейшен-Пи Консалтинг». - В Европе после бума он- лайн-продаж турагентства не исчезли, хотя, к примеру, в Германии количество работников отрасли сократилось на треть. Это закономерно, ведь владельцу бизнеса стало выгоднее не нанимать менеджера, а поставить два-три сервера. Выжить агент­ствам в Германии удалось благодаря госу­дарственному регулированию и процессам объединения. В СшА и Великобритании, напротив, через 5-7 лет турагентства про­падут, потому что уже превышена критиче­ская масса продаж туров онлайн. У евро­пейцев длинный отпуск, они его планируют заранее и по-прежнему предпочитают до­верять организацию отдыха профессиона­лам. Американцу же нужен «динамичный» тур, поскольку его отпуск длится всего не­сколько дней - это бонус после успешного окончания проекта, так что он сам брони­рует перелет, отель и автомобиль. Суще­ствует еще и третий путь - путь мелких уз­коспециализированных фирм, которые будут заниматься, например, только тура­ми в Тибет. Именно такие фирмы, на сай­те которых к тому же будут «прикручены» все возможные способы оплаты, выиграют в конечном итоге у солидных фирм с кра­сивыми офисами».

Вместо послесловия

Согласно данным «Холидэйбай», в мае нынешнего года в Беларуси насчитывалось 1013 турфирм, из них лишь 265 имели фир­менные сайты, а действующие сайты с ак­туальной информацией - и того меньше, всего 182. Таким образом, лишь 18% бело­русских турфирм постоянно присутствуют в сети. Так, может, дело не в отсталости бело­русского законодательства и не в компью­терной безграмотности населения? Может, все дело в самих турфирмах, которые не спе­шат приближать эпоху онлайна в туризме?

https://www.traditionrolex.com/8