Не было. Нет. И не будет?
В рамках пятой ежегодной конференции «Деловой интернет», которая проходила с 14 по 17 октября на базе отдыха «Загорье» под Минском, впервые был проведен круглый стол на тему «Туризм и интернет». Главной темой дискуссии стала проблема онлайн- бронирования туров, которую на встрече обсуждали IT-специалисты и обычные путешественники.
Впрочем, обсуждать несуществующее явление - занятие малопродуктивное. А в том, что онлайн-бронирования туров в Беларуси пока нет, никто из участников дискуссии не сомневался. По мнению экспертов, реальный онлайн определяется элементарно: если клиент может приобрести тур, не отрываясь от компьютера, это стопроцентный онлайн, а если ему нужно выйти из дома, чтобы оплатить услуги или заключить договор - это, мягко говоря, псевдоонлайн. Сегодня в белорусском туризме фактически происходит подмена понятий, когда он- лайн-бронированием называют процедуру поиска и подбора тура в интернете.
Тем временем руководитель компании «Холидэйбай» Андрей Барашко не склонен связывать развитие турбизнеса с развитием системы онлайн-бронирования и уверен, что в Беларуси работа агентства до сих пор основана на мастерстве телефонных продаж. «Нанимать специалистов, которые будут заниматься созданием и поддержкой сайта, включая онлайн-бронирова- ние, имеет смысл только крупным сетевым агентствам. Для мелких агентств наличия качественного сайта-визитки с указанием контактной информации и схемы проезда более чем достаточно, - считает Андрей Барашко. - Сайт агентства должен быть инструментом для ориентирования, который подскажет туристу, куда тот может отправиться, обладая энной суммой. Дальше происходит телефонный контакт - и начинается работа специалиста по продажам».
Заместитель директора по автоматизации и оптимизации бизнес-процессов компании «Автоматизированные технологии туризма» Максим Маркаров, напротив, уверен, что уже сформировался тип клиента, готового не подбирать, но покупать туры онлайн. Причем это не только активные интернет-пользователи в возрасте до 30 лет, но и туристы старшего поколения. Что же мешает появлению полноценной системы онлайн-бронирования на белорусском туристическом рынке?
Возглавляет рейтинг барьеров сама специфика туристического продукта. По большому счету, заказать и оплатить одну услугу в интернете - перелет, проживание или, допустим, аренду авто - белорусский турист вполне может. Но вот выбрать, забронировать и оплатить комплекс услуг целиком - то есть, по сути, приобрести готовый пакетный тур - увы, нет. Среди многих обстоятельств, которые тормозят развитие онлайна, можно выделить хотя бы следующие. Во-первых, в момент покупки тура клиент должен видеть окончательную цену продукта, ведь агент уже не сможет позвонить ему и сказать: оператор пересчитал курс (перевозчик повысил топливный сбор и т.п.) - будьте добры, доплатите 100 у.е. Во-вторых, совершенно непонятно, как быть с договором, который перестал быть ваучером, но не перестал быть документом, подтверждающим оказание услуг со всеми полагающимися атрибутами. Одним словом, ни внутренняя структура рынка, ни законодательство о туризме пока не позволяют онлайну развернуться по полной.
С другой стороны, полноценный онлайн невозможен без отлаженного механизма оплаты в интернете. По информации директора расчетного центра пластиковых карт «Беларусбанка» Анатолия Боговика, в данный момент интернет-эквайрингом (установкой на сайт специально разработанного веб-интерфейса, позволяющего производить расчеты в сети) занимаются только 3 из 24 банков, выпускающих карты. Более того, из почти 9 млн пластиковых карт, выпущенных белорусскими банками, около 80% составляют «легкие», то есть дебетовые карты Visa Electron и Maestro, которые не принимаются к оплате в интернете. К этому добавляется отсутствие внятной законодательной базы, регулирующей отношения в сфере интернет-платежей, и низкий уровень лояльности большинства держателей карточек к системам оплаты в интернете. По наблюдению специалистов, подавляющее большинство владельцев карт пользуются ими один раз в месяц - лишь для того, чтобы перевести всю имеющуюся на счету сумму в наличные деньги, т.к. «невидимым» платежам по-прежнему не доверяют. Здесь стоит упомянуть и еще одно обстоятельство: банковские услуги стоят дорого. За каждую переведенную с карточки на счет получателя сумму банки взимают от 2 до 4% суммы перевода. Эти расходы целиком ложатся на плечи турфирмы, и простые арифметические подсчеты показывают, что отнюдь не каждой белорусской турфирме такая ноша по плечу. «Пока наши банки не дадут турфирмам нормальный процент, не будет онлайн-бро- нирования», - резюмирует Максим Марка- ров. К сожалению, когда наступит это светлое будущее, никто точно сказать не берется: по версии одних экспертов, понадобится от 3 до 5 лет, по версии других - белорусский онлайн (и не только в туризме) безнадежно отстал на 10 лет.
Таким образом, эксперты сходятся во мнении, что рано или поздно онлайн придет и в туризм. «Скорее всего, Беларусь будет развиваться по европейскому пути, - делает прогноз Алексей Гламозда, менеджер компании «Дженерейшен-Пи Консалтинг». - В Европе после бума он- лайн-продаж турагентства не исчезли, хотя, к примеру, в Германии количество работников отрасли сократилось на треть. Это закономерно, ведь владельцу бизнеса стало выгоднее не нанимать менеджера, а поставить два-три сервера. Выжить агентствам в Германии удалось благодаря государственному регулированию и процессам объединения. В СшА и Великобритании, напротив, через 5-7 лет турагентства пропадут, потому что уже превышена критическая масса продаж туров онлайн. У европейцев длинный отпуск, они его планируют заранее и по-прежнему предпочитают доверять организацию отдыха профессионалам. Американцу же нужен «динамичный» тур, поскольку его отпуск длится всего несколько дней - это бонус после успешного окончания проекта, так что он сам бронирует перелет, отель и автомобиль. Существует еще и третий путь - путь мелких узкоспециализированных фирм, которые будут заниматься, например, только турами в Тибет. Именно такие фирмы, на сайте которых к тому же будут «прикручены» все возможные способы оплаты, выиграют в конечном итоге у солидных фирм с красивыми офисами».
Вместо послесловия
Согласно данным «Холидэйбай», в мае нынешнего года в Беларуси насчитывалось 1013 турфирм, из них лишь 265 имели фирменные сайты, а действующие сайты с актуальной информацией - и того меньше, всего 182. Таким образом, лишь 18% белорусских турфирм постоянно присутствуют в сети. Так, может, дело не в отсталости белорусского законодательства и не в компьютерной безграмотности населения? Может, все дело в самих турфирмах, которые не спешат приближать эпоху онлайна в туризме?