https://www.traditionrolex.com/8
<p>Неделю назад к работе приступил новый директор Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Вадим Кармазин. Напомним, что до этого он занимал должность заместителя начальника управления физической культуры, спорта и туриз­ма Гомельского облиспол­кома. Первое интервью в новой должности Вадим Кармазин дал газете «Ту­ризм и отдых».</p>

Неделю назад к работе приступил новый директор Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Вадим Кармазин. Напомним, что до этого он занимал должность заместителя начальника управления физической культуры, спорта и туриз­ма Гомельского облиспол­кома. Первое интервью в новой должности Вадим Кармазин дал газете «Ту­ризм и отдых».

karmazin - Вадим Петрович, хотелось бы узнать ваши взгляды на развитие туризма в Беларуси в целом. Что, по-вашему, можно считать до­стижением нашей туристической отрасли и какие, на ваш взгляд, существуют «болевые точки»?

- Я думаю, достижением явля­ется уже тот факт, что сегодня тема туризма в стране достаточно «ра­зогрета». И не только в средствах массовой информации, но и на го­сударственном уровне. Сегодня уже всем понятно, что туризм - это не просто рюкзак и костер или путевка в санаторий. Туризм - это отдельная важная отрасль экономики, причем находящаяся в жесткой конкурен­ции с туриндустрией других стран. Нет больше в Беларуси той плано­вой системы, которая существовала во времена СССР. Туризм стал од­ной из первых отраслей экономики, которая начала развиваться в ры­ночных условиях.

Теперь стоит задача подвести наш туризм к мировым стандартам. В этих условиях сугубо администра­тивный ресурс себя исчерпывает. Время непродуманных эксперимен­тов в туризме прошло, пришло вре­мя взвешенных решений и между­народного опыта.

У государства появилось ком­плексное видение путей развития, четкие планы, которые доводятся до отрасли в виде показателей. В то же время надо добиваться, чтобы эко­номические и рыночные стимулы поворачивали въездной турпоток в нашу сторону.

Важным прорывом я считаю раз­витие нормативно-правовой базы туризма. Совершенствуется Закон Республики Беларусь «О туризме», приняты важные Указы главы госу­дарства, направленные на стиму­лирование развития въездного и внутреннего туризма, другие нор­мативно-правовые акты. Их при­нято более 20. В стране действует уже третья редакция Национальной программы развития туризма.

Благодаря комплексному под­ходу с 2006 по 2009 год объем ту- ристско-экскурсионных услуг уве­личен в 3 раза (по итогам 8 месяцев 2010 года - 273,3 млрд рублей, рост - 131%). Экспорт увеличен в 3,8 раза (по итогам 8 месяцев - 93,5 млн долларов США). В 2009 году стра­на вышла на положительное саль­до внешней торговли туристически­ми услугами, которое составило 75,9 млн долларов сШа (за 8 месяцев 2010 года - 68,8 млн долларов США, рост 135%). Работы по строитель­ству, реконструкции и ремонту про­ведены на 572 объектах туризма и отдыха. Безусловно, «выстрелил» аг- роэкотуризм. И дело даже не в коли­честве усадеб (их на данный момент 1178, а в 2006 году было 34). Важно, что в стране создаются яркие объек­ты сельского туризма - это готовый туристический продукт, а у сельских жителей появляется дополнительная статья доходов.

Одной из важных положитель­ных тенденций является также то, что различные ведомства стали счи­таться с интересами туристической отрасли.

- А все же «выстрелил» агро- экотуризм, по-вашему, по при­чине инициативности хозяев усадеб и их общественного объе­динения или это вообще наш бе­лорусский путь развития туриз­ма?

- Я думаю, что «выстрелил» он в первую очередь благодаря Ука­зу Президента. Людей всегда тяже­ло раскачать на новое дело, каким бы перспективным оно ни было. Не­смотря на красивую идею, понача­лу, как помним, агроэкотуризм вы­зывал скептическое отношение. А Указ включил «зеленый свет», люди поняли, что можно сделать шаг и не бояться. И теперь белорусский аг­роэкотуризм каждый год наращи­вает темпы развития.

Таким же прогрессом отмечена и работа санаторно-курортных уч­реждений. До всплеска интереса к ним казалось, что наши санатории - это нечто отсталое, прошлый век... Отнюдь! Те белорусские санатории, где создана нормальная лечебная база, где не накручивают цены, вос­требованы - причем не только у нас, на внутреннем рынке, но и за рубежом. Кстати, именно благода­ря санаториям белорусский туризм впервые вышел на положительное сальдо по экспорту-импорту услуг.

В бюджете страны появилась от­дельная статья расходов - на ре­ализацию подпрограммы «Мар­кетинг туристических услуг», что позволило Беларуси участвовать в международных туристических вы­ставках: в Лондоне, Варшаве, Виль­нюсе, Берлине, Москве, Пекине и других городах. Деньги выделяют­ся и на республиканском уровне, и на областном. Выпускается печатная рекламно-информационная про­дукция, снимаются видеофильмы.

- А болевые точки туризма?

- Что касается въездного туриз­ма, то традиционно это визы, ин­фраструктура и граница. Развитие инфраструктуры - это, безусловно, длительный процесс, который за­нимает не год и не два. Но с помо­щью либерализации визового ре­жима мы вполне могли бы минимум наполовину увеличить приток ино­странных туристов. Очевидно, что зарубежные гости готовы приехать в Беларусь - на выходные, к род­ственникам. Иностранцев отпугива­ет наша виза.

- Мы так долго говорим об этом - годами! Причем разгово­ры идут на всех уровнях! Но даль­ше разговоров дело не идет. Что же все-таки мешает решить во­прос? Препятствуют структуры, которые не хотят терять деньги от продажи виз?

- Скажу откровенно, визы отста­ивает Министерство иностранных дел. Пока именно с этим ведомством нам не удается прийти к консенсу­су. Позиция же нашего Департа­мента и личная позиция министра спорта и туризма известна: визо­вый режим максимально либерали­зовать - естественно, для граждан определенных стран, в частности Евросоюза. Буквально сегодня мы встречались с представителем тур- бизнеса Великобритании, который сказал, что заплатил за белорусскую визу 234 доллара. В таких условиях, конечно, очень тяжело развивать ту­ризм. Вместе с тем подвижки в дан­ном направлении есть. С 1 дека­бря 2007 года стоимость въездной визы для туристов из Польши, Лит­вы, Латвии и Эстонии составляет 25 евро, а групповая туристическая - 10 евро с человека.

Каковы, на ваш взгляд, наши основные козыри для привлече­ния зарубежных туристов? На что следует делать основную ставку?

Думаю, что для иностранных пу­тешественников наиболее привле­кательны наши природные ресурсы. Экологический туризм, без сомне­ния, принесет стране дивиденды. Этот факт доказан нашими наци­ональными парками и заказника­ми. Это направление развивается во всей Европе, это и наш путь. На меж­дународных выставках на белорус­ском стенде, как правило, спрашива­ют отдых на природе, рыбалку, охоту и санатории. Еще один безусловный козырь - наше выгодное географи­ческое положение, на перекрестке различных маршрутов. В Беларуси обязательно будет развиваться тран­зитный и трансграничный туризм, нужны только хорошие интересные программы, которые могли бы по­знакомить туристов с культурными, архитектурными и другими досто­примечательностями страны.

- Кстати, о достопримечатель­ностях. Может ли Департамент что-то сделать, чтобы спасти многие памятники, разрушаю­щиеся буквально на глазах?

- У Департамента по туризму нет функций по реставрации, рекон­струкции или консервации. Это пре­рогатива Министерства культуры. Вместе с тем в Национальную про­грамму развития туризма на 2008­2010 годы включено 84 объекта культурно-исторического наследия. В наших силах инициировать, чтобы вокруг восстановленных памятников был создан льготный режим строи­тельства и функционирования ин­фраструктуры. Потому что ни один объект культурно-исторического на­следия в мире не может существо­вать за счет входных билетов. Вокруг объекта, как правило, появляются сувенирные лавочки, ресторанчики, гостиницы... Важно и то, что мы мо­жем помочь разработкой маршру­тов, рекламой. Сейчас люди уже по­нимают, насколько дорога на самом деле реклама. А продвижение на­ших культурных достопримечатель­ностей может осуществляться за счет государственных средств. Напомню, что одной из инициатив Министер­ства спорта и туризма является во­влечение в сферу агроэкотуризма заброшенных сельских усадеб, ко­лоритных белорусских поместий.

- Вадим Петрович, как вы оце­ниваете региональную политику в туризме? Насколько при фор­мировании общего курса центр учитывает интересы регионов? И какая роль, собственно, отво­дится регионам в формировании турпродукта?

- Если судить по Националь­ной программе развития туризма, в частности по подпрограмме «Раз­витие инфраструктуры туризма», то она на 90% отдана регионам: «Это ваше, - говорит центр, - вклады­вайте, стройте, делайте». Можно посмотреть любой пункт подпро­граммы - среди исполнителей ред­ко увидишь республиканский орган управления, в основном облиспол­комы, райисполкомы... Для руко­водства этим процессом, естествен­но, понадобилась управленческая цепочка. Возможно, на сегодняшний день она еще несовершенна, но она есть и действует. Приняты област­ные и районные программы разви­тия туризма. В каждой области есть координационные советы по раз­витию туризма во главе с замести­телем губернатора. В каждом рай­исполкоме создана рабочая группа по содействию развитию агроэкоту- ризма. В целом сельский туризм на нынешнем этапе - это задача рай­онных властей. Все, что мог, центр этому виду туризма дал - креди­ты, рекламу, льготный режим рабо­ты. Теперь районные власти долж­ны осознать, что агротуризм - это не частное дело и даже не вопрос раз­вития отдельной отрасли. Агроту­ризм - это явление в экономике, ко­торое отразится на общем развитии сельских территорий. Потому что основное действующее лицо здесь - сельский житель, который живет в этих местах. К сожалению, не во всех районах это понимание есть.

- В Гомельской области такое понимание на местном уровне существует?

- Не везде. Я хочу, чтобы меня правильно поняли. Речь не идет о том, что где-то на местах работа­ют глупые люди. Вовсе нет! В любой проблеме надо разбираться деталь­но. На сегодняшний день положение таково, что агротуристические услу­ги даже не входят в официальную статистику. Чиновник думает: раз данный вид деятельности не фор­мирует общие показатели по району - значит, это нечто второстепенное. По закону, статистический комитет не принимает отчеты у частных лиц и индивидуальных предпринима­телей, только у юридических лиц. А наши усадьбы - это в большинстве физические лица. Над системой ста­тистического учета, конечно, надо работать.

- На ваш взгляд, оптимальна ли структура управления туриз­мом в стране? Является ли Депар­тамент действенным рычагом управления? Частенько мож­но слышать, что от Департамен­та ничего не зависит. Какова все- таки его роль?

- Политику в области туризма определяет Министерство спорта и туризма. Но мы столкнулись с тем, что одного министерства мало, что­бы решать проблемы в комплексе - а здесь и объекты культуры, и визы, и граница, и много других вопросов, относящихся к компетенции различ­ных ведомств. Поэтому в свое время был создан Координационный со­вет при Совете Министров (МЭКС), который призван решать глобаль­ные вопросы, координировать ра­боту всех ведомств. По сравнению с управлениями Министерства спор­та и туризма, департамент по туриз­му имеет достаточно высокий статус - он является юридическим лицом; есть своя коллегия, и кандидатура директора Департамента согласует­ся с Президентом. Штат Департамен­та - 10 человек. Много это или мало? Думаю, дело не в количестве. Когда создавался Департамент, у нас была надежда, что будут выделены ставки и на области. К сожалению, мы этого так и не дождались. Кстати, в спорте опыт подобного представительства есть, и он довольно успешен. В каж­дой области работают государствен­ные тренеры по видам спорта, кото­рые числятся в штате Министерства спорта. Если бы Департамент имел своих представителей на местах, си­стема управления, безусловно, была бы крепче и не «проседала» где-то на районном уровне.

- Вадим Петрович, с какими идеями и планами вы пришли работать в Министерство спорта и туризма? Есть ли у вас програм­ма действий?

- Прежде всего мне хотелось бы усилить авторитет Департамен­та. Надо сказать откровенно - «на­родный рейтинг» Департамента по туризму на сегодняшний день, к сожалению, не очень высок. Это чувствуется и на областном уровне, и на всех остальных. Конечно, нуж­но отдавать себе отчет, что нет у Де­партамента целевых денег, чтобы их раздавать и, как говорится, быть для всех хорошим. Но работать с регио­нами надо.

Из срочных задач, которые не­обходимо решить в ближайшей перспективе, - разработка проек­та новой редакции Национальной программы развития туризма на 2011-2015 годы, проекта Указа гла­вы государства, который дал бы но­вый толчок развитию внутреннего и въездного туризма, реорганиза­ция Национального агентства по ту­ризму с возобновлением его фили­алов в областях, а также разработка нормативно-правового документа, который восполнил бы законода­тельный «вакуум» после отмены ли­цензирования.

- Вадим Петрович, какие напут­ствия и поручения дал вам ми­нистр при назначении на долж­ность директора Департамента?

- Министр дословно сказал мне: ты поработал в области, хорошо знаешь ситуацию на местах, а мы чувствуем, что в региональной ту­ристической политике нужны се­рьезные изменения. Еще одна важ­ная задача, которую нам предстоит решить, и именно этого ждет от нас правительство, - необходимо сде­лать так, чтобы белорусский туризм имел свое лицо, чтобы он был узна­ваем. И здесь, конечно, нужны ре­шительные шаги, которые карди­нально изменят ситуацию. Таким шагом в свое время был Указ Прези­дента о поддержке агроэкотуризма. Подготовкой материалов для Указа, способствующего в целом развитию въездного и внутреннего туризма в стране, мы сейчас занимаемся.

- Какие пункты и преференции может включать этот Указ?

- Наше министерство предла­гает ряд льгот. В частности, это преференции туристическим ор­ганизациям, которые намерены ин­вестировать в туристическую ин­фраструктуру, строить гостиницы. Уже существующие отели мы пред­лагаем освободить от НДС на услуги по приему иностранных туристов. На льготных условиях, согласно нашим предложениям, может быть и выде­ление земли для строительства ту­ристической инфраструктуры. Сре­ди наших инициатив также возврат НДС на границе при покупке ино­странными гражданами товаров на­родного потребления белорусско­го производства. В целом «каркас» Указа уже готов, но что именно вой­дет в окончательный текст, конечно, пока неизвестно - там, где речь идет о налогах и льготах, всегда очень тя­жело. По проекту Указа уже состо­ялось согласительное совещание у заместителя министра спорта и ту­ризма Чеслава Шульги - с пригла­шением финансистов, налоговиков, представителей земельных служб, пограничной службы.

- По вашему мнению, какие из предложенных пунктов имеют шанс попасть в окончательный текст?

- Указ должен быть реальным, самодостаточным и действенным. Потому что прошлый аналогичный указ, дополнения в который сейчас и вносятся, сыграл определенную роль, но, надо признать, отдельные пункты не достигли цели. Например, документ предоставлял таможенные льготы турорганизациям на ввоз из- за рубежа автобусов туристическо­го класса. Ожидалось, что турфир­мы ввезут в Беларусь минимум 300 автобусов. В результате было ввезе­но 7!

- Да, сегодня турбизнес пред­почитает пользоваться услугами литовских, польских и других пе­ревозчиков. Это бизнес - он по­ступает так, как выгоднее...

- Возможно, мы где-то непра­вы в том смысле, что недостаточ­но используем мировой опыт. Мно­гое в мире является пройденным этапом, «изобретенным велосипе­дом». Часто мы набиваем себе шиш­ки там, где препятствия можно было и обойти. Сейчас, если Департамент готовит какой-то документ, мы всег­да тщательно консультируемся: а как лучше поступить здесь, подкре­пляется ли это мировым опытом, ра­ботает ли где-то в мире?

- Сегодня белорусский турбиз­нес находится в ожидании новых «правил игры» - лицензирова­ния больше нет, и всех интересу­ет, что же придет ему на замену. Сторонником каких механизмов регулирования и контроля вы яв­ляетесь?

- Общая политика государства из­вестна - либерализация в сфере эко­номики, в том числе в сфере тур- бизнеса. У меня есть 10-летний опыт сотрудничества с туроператорами, и у нас всегда был нормальный диа­лог. Думаю, всем очевидно, что бе­лорусский турбизнес в настоящий момент - это зрелая отрасль. Воз­можно, хотелось бы видеть больше­го объединения и сплочения этого бизнеса именно в сегменте въездно­го и внутреннего туризма. Когда-то ныне покойный Владимир Николае­вич Кущиенко, который возглавлял Управление по туризму, любил по­вторять: государству нужно, чтобы турбизнес основательно организо­вался по цеховому признаку, чтобы не надо было выслушивать отдель­ные мнения, а можно было знать консолидированную позицию от­расли. Когда чиновники заявляют о проблемах - это воспринимает­ся как нежелание и неумение рабо­тать, а когда говорит сам турбизнес - все понимают: да, есть объективные причины, по которым отрасль не раз­вивается. Поэтому голос белорусско­го турбизнеса должен быть громким и четким. И мы обязательно встре­тимся с представителями турбизне­са и обсудим наше взаимодействие.

- И все-таки, что может быть введено вместо лицензирова­ния?

- Та форма лицензирования, ко­торая существовала, не в полной мере выполняла свои функции. Это очевидно. Но законотворческо­го вакуума быть не должно. На мой взгляд, лицензирование мог бы за­менить реестр с четким проходным цензом.

- Финансовым?

- Нет, профессиональным! Про­фильное образование либо стаж обязательны для специалистов, ко­торые намерены оказывать насе­лению туруслуги, - причем те же условия, на мой взгляд, должны со­блюдать не только туроператоры,но и турагенты. Что касается регулиро­вания критических случаев, то, по моему мнению, надо вводить стра­хование. В этом вопросе многое за­висит от деятельности и готовности страховых компаний, поэтому во­прос находится в стадии разработки.

- Вадим Петрович, по нашей статистике, границу Беларуси пе­ресекают миллионы зарубежных граждан. Настоящих же, реаль­ных туристов мы принимаем все­го около 100 тысяч. Возможно ли подрастить въездной поток и вый­ти на другие показатели?

- А почему нельзя брать в расчет эти миллионы?! Так или иначе, эти люди являются нашими гостями - даже если они приехали к нам не с туристическими целями. В 2009 году служебные, туристические и част­ные прибытия в страну составили 3 млн 692 тысячи человек. Они тра­тят здесь деньги, являются покупа­телями - либо услуг, либо товаров. Наша статистика - это, конечно, от­дельная тема, но привести ее к ми­ровым стандартам необходимо! Так, как мы считаем, - считать нельзя! Мы почему-то учитываем только ра­боту турфирм. Но на деятельность турфирм, откровенно говоря, при­ходится не более 25% деятельности отрасли! В том числе из-за непра­вильной статистики нам сегодня тя­жело доказывать, что туризм для Бе­ларуси - это важно, это прибыльно. Цифра 100 тысяч въездных туристов вредит международному имиджу Беларуси. Эта статистика попадает во все справочники. Надо адекват­но оценить сегодняшний вклад ту­ризма в экономику и бюджет стра­ны. Сегодня, например, никто не подсчитывает, сколько денег турист здесь тратит помимо трат на покуп­ку путевки. Если мы всю эту инфор­мацию, все данные не соберем вое­дино, настоящей картины развития, достижений и «болевых точек» ту­ризма не получим.

Беседовала Лилия КОБЗИК, фото Алексея СУПРУНА

https://www.traditionrolex.com/8