Неделю назад к работе приступил новый директор Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Вадим Кармазин. Напомним, что до этого он занимал должность заместителя начальника управления физической культуры, спорта и туризма Гомельского облисполкома. Первое интервью в новой должности Вадим Кармазин дал газете «Туризм и отдых».
- Вадим Петрович, хотелось бы узнать ваши взгляды на развитие туризма в Беларуси в целом. Что, по-вашему, можно считать достижением нашей туристической отрасли и какие, на ваш взгляд, существуют «болевые точки»?
- Я думаю, достижением является уже тот факт, что сегодня тема туризма в стране достаточно «разогрета». И не только в средствах массовой информации, но и на государственном уровне. Сегодня уже всем понятно, что туризм - это не просто рюкзак и костер или путевка в санаторий. Туризм - это отдельная важная отрасль экономики, причем находящаяся в жесткой конкуренции с туриндустрией других стран. Нет больше в Беларуси той плановой системы, которая существовала во времена СССР. Туризм стал одной из первых отраслей экономики, которая начала развиваться в рыночных условиях.
Теперь стоит задача подвести наш туризм к мировым стандартам. В этих условиях сугубо административный ресурс себя исчерпывает. Время непродуманных экспериментов в туризме прошло, пришло время взвешенных решений и международного опыта.
У государства появилось комплексное видение путей развития, четкие планы, которые доводятся до отрасли в виде показателей. В то же время надо добиваться, чтобы экономические и рыночные стимулы поворачивали въездной турпоток в нашу сторону.
Важным прорывом я считаю развитие нормативно-правовой базы туризма. Совершенствуется Закон Республики Беларусь «О туризме», приняты важные Указы главы государства, направленные на стимулирование развития въездного и внутреннего туризма, другие нормативно-правовые акты. Их принято более 20. В стране действует уже третья редакция Национальной программы развития туризма.
Благодаря комплексному подходу с 2006 по 2009 год объем ту- ристско-экскурсионных услуг увеличен в 3 раза (по итогам 8 месяцев 2010 года - 273,3 млрд рублей, рост - 131%). Экспорт увеличен в 3,8 раза (по итогам 8 месяцев - 93,5 млн долларов США). В 2009 году страна вышла на положительное сальдо внешней торговли туристическими услугами, которое составило 75,9 млн долларов сШа (за 8 месяцев 2010 года - 68,8 млн долларов США, рост 135%). Работы по строительству, реконструкции и ремонту проведены на 572 объектах туризма и отдыха. Безусловно, «выстрелил» аг- роэкотуризм. И дело даже не в количестве усадеб (их на данный момент 1178, а в 2006 году было 34). Важно, что в стране создаются яркие объекты сельского туризма - это готовый туристический продукт, а у сельских жителей появляется дополнительная статья доходов.
Одной из важных положительных тенденций является также то, что различные ведомства стали считаться с интересами туристической отрасли.
- А все же «выстрелил» агро- экотуризм, по-вашему, по причине инициативности хозяев усадеб и их общественного объединения или это вообще наш белорусский путь развития туризма?
- Я думаю, что «выстрелил» он в первую очередь благодаря Указу Президента. Людей всегда тяжело раскачать на новое дело, каким бы перспективным оно ни было. Несмотря на красивую идею, поначалу, как помним, агроэкотуризм вызывал скептическое отношение. А Указ включил «зеленый свет», люди поняли, что можно сделать шаг и не бояться. И теперь белорусский агроэкотуризм каждый год наращивает темпы развития.
Таким же прогрессом отмечена и работа санаторно-курортных учреждений. До всплеска интереса к ним казалось, что наши санатории - это нечто отсталое, прошлый век... Отнюдь! Те белорусские санатории, где создана нормальная лечебная база, где не накручивают цены, востребованы - причем не только у нас, на внутреннем рынке, но и за рубежом. Кстати, именно благодаря санаториям белорусский туризм впервые вышел на положительное сальдо по экспорту-импорту услуг.
В бюджете страны появилась отдельная статья расходов - на реализацию подпрограммы «Маркетинг туристических услуг», что позволило Беларуси участвовать в международных туристических выставках: в Лондоне, Варшаве, Вильнюсе, Берлине, Москве, Пекине и других городах. Деньги выделяются и на республиканском уровне, и на областном. Выпускается печатная рекламно-информационная продукция, снимаются видеофильмы.
- А болевые точки туризма?
- Что касается въездного туризма, то традиционно это визы, инфраструктура и граница. Развитие инфраструктуры - это, безусловно, длительный процесс, который занимает не год и не два. Но с помощью либерализации визового режима мы вполне могли бы минимум наполовину увеличить приток иностранных туристов. Очевидно, что зарубежные гости готовы приехать в Беларусь - на выходные, к родственникам. Иностранцев отпугивает наша виза.
- Мы так долго говорим об этом - годами! Причем разговоры идут на всех уровнях! Но дальше разговоров дело не идет. Что же все-таки мешает решить вопрос? Препятствуют структуры, которые не хотят терять деньги от продажи виз?
- Скажу откровенно, визы отстаивает Министерство иностранных дел. Пока именно с этим ведомством нам не удается прийти к консенсусу. Позиция же нашего Департамента и личная позиция министра спорта и туризма известна: визовый режим максимально либерализовать - естественно, для граждан определенных стран, в частности Евросоюза. Буквально сегодня мы встречались с представителем тур- бизнеса Великобритании, который сказал, что заплатил за белорусскую визу 234 доллара. В таких условиях, конечно, очень тяжело развивать туризм. Вместе с тем подвижки в данном направлении есть. С 1 декабря 2007 года стоимость въездной визы для туристов из Польши, Литвы, Латвии и Эстонии составляет 25 евро, а групповая туристическая - 10 евро с человека.
- Каковы, на ваш взгляд, наши основные козыри для привлечения зарубежных туристов? На что следует делать основную ставку?
- Думаю, что для иностранных путешественников наиболее привлекательны наши природные ресурсы. Экологический туризм, без сомнения, принесет стране дивиденды. Этот факт доказан нашими национальными парками и заказниками. Это направление развивается во всей Европе, это и наш путь. На международных выставках на белорусском стенде, как правило, спрашивают отдых на природе, рыбалку, охоту и санатории. Еще один безусловный козырь - наше выгодное географическое положение, на перекрестке различных маршрутов. В Беларуси обязательно будет развиваться транзитный и трансграничный туризм, нужны только хорошие интересные программы, которые могли бы познакомить туристов с культурными, архитектурными и другими достопримечательностями страны.
- Кстати, о достопримечательностях. Может ли Департамент что-то сделать, чтобы спасти многие памятники, разрушающиеся буквально на глазах?
- У Департамента по туризму нет функций по реставрации, реконструкции или консервации. Это прерогатива Министерства культуры. Вместе с тем в Национальную программу развития туризма на 20082010 годы включено 84 объекта культурно-исторического наследия. В наших силах инициировать, чтобы вокруг восстановленных памятников был создан льготный режим строительства и функционирования инфраструктуры. Потому что ни один объект культурно-исторического наследия в мире не может существовать за счет входных билетов. Вокруг объекта, как правило, появляются сувенирные лавочки, ресторанчики, гостиницы... Важно и то, что мы можем помочь разработкой маршрутов, рекламой. Сейчас люди уже понимают, насколько дорога на самом деле реклама. А продвижение наших культурных достопримечательностей может осуществляться за счет государственных средств. Напомню, что одной из инициатив Министерства спорта и туризма является вовлечение в сферу агроэкотуризма заброшенных сельских усадеб, колоритных белорусских поместий.
- Вадим Петрович, как вы оцениваете региональную политику в туризме? Насколько при формировании общего курса центр учитывает интересы регионов? И какая роль, собственно, отводится регионам в формировании турпродукта?
- Если судить по Национальной программе развития туризма, в частности по подпрограмме «Развитие инфраструктуры туризма», то она на 90% отдана регионам: «Это ваше, - говорит центр, - вкладывайте, стройте, делайте». Можно посмотреть любой пункт подпрограммы - среди исполнителей редко увидишь республиканский орган управления, в основном облисполкомы, райисполкомы... Для руководства этим процессом, естественно, понадобилась управленческая цепочка. Возможно, на сегодняшний день она еще несовершенна, но она есть и действует. Приняты областные и районные программы развития туризма. В каждой области есть координационные советы по развитию туризма во главе с заместителем губернатора. В каждом райисполкоме создана рабочая группа по содействию развитию агроэкоту- ризма. В целом сельский туризм на нынешнем этапе - это задача районных властей. Все, что мог, центр этому виду туризма дал - кредиты, рекламу, льготный режим работы. Теперь районные власти должны осознать, что агротуризм - это не частное дело и даже не вопрос развития отдельной отрасли. Агротуризм - это явление в экономике, которое отразится на общем развитии сельских территорий. Потому что основное действующее лицо здесь - сельский житель, который живет в этих местах. К сожалению, не во всех районах это понимание есть.
- В Гомельской области такое понимание на местном уровне существует?
- Не везде. Я хочу, чтобы меня правильно поняли. Речь не идет о том, что где-то на местах работают глупые люди. Вовсе нет! В любой проблеме надо разбираться детально. На сегодняшний день положение таково, что агротуристические услуги даже не входят в официальную статистику. Чиновник думает: раз данный вид деятельности не формирует общие показатели по району - значит, это нечто второстепенное. По закону, статистический комитет не принимает отчеты у частных лиц и индивидуальных предпринимателей, только у юридических лиц. А наши усадьбы - это в большинстве физические лица. Над системой статистического учета, конечно, надо работать.
- На ваш взгляд, оптимальна ли структура управления туризмом в стране? Является ли Департамент действенным рычагом управления? Частенько можно слышать, что от Департамента ничего не зависит. Какова все- таки его роль?
- Политику в области туризма определяет Министерство спорта и туризма. Но мы столкнулись с тем, что одного министерства мало, чтобы решать проблемы в комплексе - а здесь и объекты культуры, и визы, и граница, и много других вопросов, относящихся к компетенции различных ведомств. Поэтому в свое время был создан Координационный совет при Совете Министров (МЭКС), который призван решать глобальные вопросы, координировать работу всех ведомств. По сравнению с управлениями Министерства спорта и туризма, департамент по туризму имеет достаточно высокий статус - он является юридическим лицом; есть своя коллегия, и кандидатура директора Департамента согласуется с Президентом. Штат Департамента - 10 человек. Много это или мало? Думаю, дело не в количестве. Когда создавался Департамент, у нас была надежда, что будут выделены ставки и на области. К сожалению, мы этого так и не дождались. Кстати, в спорте опыт подобного представительства есть, и он довольно успешен. В каждой области работают государственные тренеры по видам спорта, которые числятся в штате Министерства спорта. Если бы Департамент имел своих представителей на местах, система управления, безусловно, была бы крепче и не «проседала» где-то на районном уровне.
- Вадим Петрович, с какими идеями и планами вы пришли работать в Министерство спорта и туризма? Есть ли у вас программа действий?
- Прежде всего мне хотелось бы усилить авторитет Департамента. Надо сказать откровенно - «народный рейтинг» Департамента по туризму на сегодняшний день, к сожалению, не очень высок. Это чувствуется и на областном уровне, и на всех остальных. Конечно, нужно отдавать себе отчет, что нет у Департамента целевых денег, чтобы их раздавать и, как говорится, быть для всех хорошим. Но работать с регионами надо.
Из срочных задач, которые необходимо решить в ближайшей перспективе, - разработка проекта новой редакции Национальной программы развития туризма на 2011-2015 годы, проекта Указа главы государства, который дал бы новый толчок развитию внутреннего и въездного туризма, реорганизация Национального агентства по туризму с возобновлением его филиалов в областях, а также разработка нормативно-правового документа, который восполнил бы законодательный «вакуум» после отмены лицензирования.
- Вадим Петрович, какие напутствия и поручения дал вам министр при назначении на должность директора Департамента?
- Министр дословно сказал мне: ты поработал в области, хорошо знаешь ситуацию на местах, а мы чувствуем, что в региональной туристической политике нужны серьезные изменения. Еще одна важная задача, которую нам предстоит решить, и именно этого ждет от нас правительство, - необходимо сделать так, чтобы белорусский туризм имел свое лицо, чтобы он был узнаваем. И здесь, конечно, нужны решительные шаги, которые кардинально изменят ситуацию. Таким шагом в свое время был Указ Президента о поддержке агроэкотуризма. Подготовкой материалов для Указа, способствующего в целом развитию въездного и внутреннего туризма в стране, мы сейчас занимаемся.
- Какие пункты и преференции может включать этот Указ?
- Наше министерство предлагает ряд льгот. В частности, это преференции туристическим организациям, которые намерены инвестировать в туристическую инфраструктуру, строить гостиницы. Уже существующие отели мы предлагаем освободить от НДС на услуги по приему иностранных туристов. На льготных условиях, согласно нашим предложениям, может быть и выделение земли для строительства туристической инфраструктуры. Среди наших инициатив также возврат НДС на границе при покупке иностранными гражданами товаров народного потребления белорусского производства. В целом «каркас» Указа уже готов, но что именно войдет в окончательный текст, конечно, пока неизвестно - там, где речь идет о налогах и льготах, всегда очень тяжело. По проекту Указа уже состоялось согласительное совещание у заместителя министра спорта и туризма Чеслава Шульги - с приглашением финансистов, налоговиков, представителей земельных служб, пограничной службы.
- По вашему мнению, какие из предложенных пунктов имеют шанс попасть в окончательный текст?
- Указ должен быть реальным, самодостаточным и действенным. Потому что прошлый аналогичный указ, дополнения в который сейчас и вносятся, сыграл определенную роль, но, надо признать, отдельные пункты не достигли цели. Например, документ предоставлял таможенные льготы турорганизациям на ввоз из- за рубежа автобусов туристического класса. Ожидалось, что турфирмы ввезут в Беларусь минимум 300 автобусов. В результате было ввезено 7!
- Да, сегодня турбизнес предпочитает пользоваться услугами литовских, польских и других перевозчиков. Это бизнес - он поступает так, как выгоднее...
- Возможно, мы где-то неправы в том смысле, что недостаточно используем мировой опыт. Многое в мире является пройденным этапом, «изобретенным велосипедом». Часто мы набиваем себе шишки там, где препятствия можно было и обойти. Сейчас, если Департамент готовит какой-то документ, мы всегда тщательно консультируемся: а как лучше поступить здесь, подкрепляется ли это мировым опытом, работает ли где-то в мире?
- Сегодня белорусский турбизнес находится в ожидании новых «правил игры» - лицензирования больше нет, и всех интересует, что же придет ему на замену. Сторонником каких механизмов регулирования и контроля вы являетесь?
- Общая политика государства известна - либерализация в сфере экономики, в том числе в сфере тур- бизнеса. У меня есть 10-летний опыт сотрудничества с туроператорами, и у нас всегда был нормальный диалог. Думаю, всем очевидно, что белорусский турбизнес в настоящий момент - это зрелая отрасль. Возможно, хотелось бы видеть большего объединения и сплочения этого бизнеса именно в сегменте въездного и внутреннего туризма. Когда-то ныне покойный Владимир Николаевич Кущиенко, который возглавлял Управление по туризму, любил повторять: государству нужно, чтобы турбизнес основательно организовался по цеховому признаку, чтобы не надо было выслушивать отдельные мнения, а можно было знать консолидированную позицию отрасли. Когда чиновники заявляют о проблемах - это воспринимается как нежелание и неумение работать, а когда говорит сам турбизнес - все понимают: да, есть объективные причины, по которым отрасль не развивается. Поэтому голос белорусского турбизнеса должен быть громким и четким. И мы обязательно встретимся с представителями турбизнеса и обсудим наше взаимодействие.
- И все-таки, что может быть введено вместо лицензирования?
- Та форма лицензирования, которая существовала, не в полной мере выполняла свои функции. Это очевидно. Но законотворческого вакуума быть не должно. На мой взгляд, лицензирование мог бы заменить реестр с четким проходным цензом.
- Финансовым?
- Нет, профессиональным! Профильное образование либо стаж обязательны для специалистов, которые намерены оказывать населению туруслуги, - причем те же условия, на мой взгляд, должны соблюдать не только туроператоры,но и турагенты. Что касается регулирования критических случаев, то, по моему мнению, надо вводить страхование. В этом вопросе многое зависит от деятельности и готовности страховых компаний, поэтому вопрос находится в стадии разработки.
- Вадим Петрович, по нашей статистике, границу Беларуси пересекают миллионы зарубежных граждан. Настоящих же, реальных туристов мы принимаем всего около 100 тысяч. Возможно ли подрастить въездной поток и выйти на другие показатели?
- А почему нельзя брать в расчет эти миллионы?! Так или иначе, эти люди являются нашими гостями - даже если они приехали к нам не с туристическими целями. В 2009 году служебные, туристические и частные прибытия в страну составили 3 млн 692 тысячи человек. Они тратят здесь деньги, являются покупателями - либо услуг, либо товаров. Наша статистика - это, конечно, отдельная тема, но привести ее к мировым стандартам необходимо! Так, как мы считаем, - считать нельзя! Мы почему-то учитываем только работу турфирм. Но на деятельность турфирм, откровенно говоря, приходится не более 25% деятельности отрасли! В том числе из-за неправильной статистики нам сегодня тяжело доказывать, что туризм для Беларуси - это важно, это прибыльно. Цифра 100 тысяч въездных туристов вредит международному имиджу Беларуси. Эта статистика попадает во все справочники. Надо адекватно оценить сегодняшний вклад туризма в экономику и бюджет страны. Сегодня, например, никто не подсчитывает, сколько денег турист здесь тратит помимо трат на покупку путевки. Если мы всю эту информацию, все данные не соберем воедино, настоящей картины развития, достижений и «болевых точек» туризма не получим.
Беседовала Лилия КОБЗИК, фото Алексея СУПРУНА