https://www.traditionrolex.com/8
<p><strong>От редактора<br /></strong>Пардон, но я не нахожу более точной фразы для описания по­вальной моды на всяческие конференции и семинары, которая охватила Беларусь. Мода эта связана с поис­ком и обсуждением бренда, имиджа и символа страны. Цирк на дроте...</p>

gl-red1 От редактора

Лилия КОБЗИК

Пардон, но я не нахожу более точной фразы для описания по­вальной моды на всяческие конференции и семинары, которая охватила Беларусь. Мода эта связана с поис­ком и обсуждением бренда, имиджа и символа страны. Цирк на дроте...

Каюсь, сама приложила руку к этому аттракциону, года полто­ра назад опубликовав заметульку «10 символов Беларуси». Ну, понятное дело - бульба, аист, трактор «Беларус», трасянка, Лукашенко и т.д. Люди, вообще-то это была шутка. Более того, это была пародия! Пародия на рос­сийский аналогичный рейтинг, составленный приблизитель­но в это же время на mail.ru: балалайка, водка, матрешка, мед­ведь и пр. Но у нас, в Беларуси, юмора как-то фатально не понимают. Сейчас у меня ощущение, что я выпустила джинна на волю, а он, проказник, никак не хочет слезать с дрота и лезть обратно в бутылку. Эпидемия началась с вроде бы безобидных студенче­ских конференций, посвященных поискам мифического белорус­ского бренда, но на сегодняшний день демоны, по-моему, разы­грались в полную силу, и на тему накинулись разнообразные неза­висимые и зависимые структуры, голодные маркетологи, туманные консалтинговые агентства, какие- то общественные организации, фонды... О СМИ я вообще молчу. Причем самое смешное, что все это происходит с привлечени­ем иностранных представителей. Последние с их политкорректно- стью наш скромный имидж, ко­нечно, не обсуждают, но с види­мым удовольствием наблюдают, как мы его обсуждаем. Я бы даже сказала - подсматривают.

Но в чем, собственно гово­ря, дело? Чем я недовольна? Что меня смущает в этой ситуации? А то, что мы, как всегда, начина­ем не с того конца. Потому и не можем ничего довести до логи­ческой точки, до понятной, чет­кой, ясной ситуации, до готово­го туристического продукта (если уж переводить разговор в прак­тическую область и вести речь о туризме). Ну нельзя, невозмож­но в ходе дискуссий на всяче­ских круглых, а также квадратных столах придумать бренд, назна­чить символ, договориться на­счет имиджа. Все это туфта! Даже если какой-нибудь о-о-очень ум­ный человек будет до-о-олго ду­мать на эти темы, он все равно ничего хорошего не придумает. Потому что неважно, какой имен­но значок нацепили бы дизайне­ры мерседеса на капот своей замечательной машины, а важно, что за словом «мерседес» стоит

КАЧЕСТВО, проверенное столе­тием - огромным куском време­ни для автопрома, а это и назы­вается бренд. Никакая мозговая атака не поможет нам придумать КАЧЕСТВО, а мы его хотим имен­но придумать, назвать, прихва­тить и за собой закрепить.

Я представляю себе тех же ли­товцев, которые (вместо того, чтобы строить по всей стране и на побережье скромные гостиницы- грешки», шикарные spa-отели, колоритные рестораны в наци­ональном стиле, реставриро­вать и консервировать замки и усадьбы) исступленно, да еще с привлечением специалистов из какой-нибудь местной «силико­новой долины», стали бы обсуж­дать, что же считать символом, к примеру, Паланги - янтарь или салаку, доктора Басанавичюса или корюшку? Больше им делать нечего, что ли?

А у нас, между прочим, гла­ва «силиконовой долины», то есть Парка высоких технологий, уважаемый Валерий Цепкало на полном серьезе рассуждает в своем блоге о белорусском брен­де и выдает собственное умоза­ключение: наш бренд - это чи­стота! Видать, и ученых, и даже карьерных дипломатов зацепила эта жгучая тема. Я не против чи­стоты! Только за. Обеими руками. Тем более - кто будет спорить? - что по своим эстетическим пред­ставлениям, физиологическим стандартам и санитарным нор­мам белорусы и Беларусь - это Европа, а не Азия или, скажем, та же Россия. А в Европе - колыбели западной цивилизации - повсе­местно ЧИСТО. Но, уважаемый господин Цепкало, рекомендую вам поехать, к примеру, хотя бы на кладбище в селение Тимкови- чи в Копыльском районе и загля­нуть в крипту храма, где некогда покоились предки Эдварда Вой- ниловича, подарившего Минску самое красивое здание - Крас­ный костел. Вернее, конечно, не храма, а остатков фундамента, и не в крипту, а в то, что от нее осталось, - дыру в земле. Там - заросли и мусор. После такого я лично не могу, положа руку на сердце, сказать, что чистота явля­ется брендом Беларуси, причем, по-моему, ни в каком смысле - ни в материальном, ни в мораль­ном. Пока, во всяком случае.

Может, мы все-таки еще не го­товы рассуждать о нашем брен­де и символах, не говоря уж об имидже? Может быть, снача­ла надо все-таки привести в по­рядок мысли, должным образом позаботиться об историческом наследии, разобраться с «бело- русскостью» (или, в конце кон­цов, отказаться от нее), создать и предложить своим и зарубеж­ным туристам что-нибудь внят­ное, кроме агроусадеб и санато­риев? Или я не права?!

https://www.traditionrolex.com/8