https://www.traditionrolex.com/8
Общественный сектор может стать еще одним ресурсом для турбизнеса.
Туристический (как, впрочем, и любой другой) бизнес и об щественный сектор - сфе ры, на первый взгляд, далекие друг от друга.

gr Туристический (как, впрочем, и любой другой) бизнес и общественный сектор - сферы, на первый взгляд, далекие друг от друга.

Бизнес - средство получения прибыли, общественный сектор - область самовыражения различных групп населения. Турбизнес продает конкретным группам клиентов услуги, имеющие очевидную потребительскую стоимость. Общественные или негосударственные организации (НГО) скорее пытаются усовершенствовать мир в соответствии с понятиями своей целевой группы, и деньги на свою миссию получают преимущественно от грантодателей. На первый взгляд, почву для общения, кроме спонсорства, обнаружить трудно.

Так считают многие белорусы, в том числе - участники рынка туруслуг. А на Западе все иначе. Своей целевой группе НГО зачастую предлагают услуги, нередко и туристические, имеющие адекватную рыночную стоимость. Бизнес же рассматривает НГО как ресурс для изучения рынка и как партнеров в обслуживании клиентов с особыми запросами. Активисты НГО привлекаются к разработке туристических маршрутов, помогают в приеме клиентов, имеющих нестандартные потребности, (например, инвалидов или профессиональные группы).

Для Беларуси межсекторное взаимодействие - тренд новый, но перспективный. Если на первом этапе формирования рынка бизнесу было важно отмежевать себя от прочих сфер общества, то нынче основные задачи самоопределения, пожалуй, решены и есть смысл двигаться к кооперации. О перспективах межсекторного взаимодействия в Беларуси мы предложили задуматься представителям нескольких общественных организаций, в ходе своей деятельности иногда оказывающихся "на территории" турфирм.

Галина Веремейчик, исполнительный директор МОО "Образование без границ"

- Одно из направлений работы нашего объединения - организация международных молодежных лагерей. На этом примере можно проследить, где пересекаются пути НГО и турфирм.

В прошлом году мы проводили волонтерский лагерь в Копыльском районе, в деревне Дунаево, в котором участвовали по 10 человек из Германии, Венгрии и Беларуси. За время работы лагеря на базе одного из домов в Копыльском районе мы построили биотуалет - сухой туалет, где не используется канализация. На самом старте деятельности подобные сооружения вполне могут использоваться в агроусадьбах, где принимают экотуристов. Это самый дешевый вариант решения проблемы отсутствия канализации в деревне. Завершив постройку, мы провели презентацию для местных жителей и администрации. Уже известно, что для одного из участников презентации она послужила стимулом для открытия своей агроусадьбы. И мне кажется, это одно из направлений, по которым могут сотрудничать туристические организации и общественные, - модельные проекты, придуманные и осуществленные в рамках международных лагерей для апробации каких-то новых технологий.

Второй момент: мы приезжаем в белорусскую глубинку со своими туристами, что становится вызовом для местных организаций, которые работают в туристической сфере. Это своего рода тестирование инфраструктуры туризма. Участники молодежных лагерей не так требовательны к комфорту, как обычные клиенты турфирм. Молодежь может жить в палатках, но ее глазами легко увидеть, чего на месте явно не хватает для приема гостей - сувениров с локальной спецификой, табличек, экскурсий на иностранных языках. Важно и то, что участники лагерей через человеческие отношения влюбляются в конкретные места, и со временем хотят приехать сюда снова. То есть потенциально мы взращиваем интерес к стране.

Через год к нам в Беларусь приезжает спортивный немецко-французско-белорусский лагерь. Вопрос с финансированием белорусской части пока не решен, иностранцы свое пребывание оплачивают сами. Думаю, материальная поддержка проекта тоже имеет смысл не только для нашей организации, так как на один потраченный нами рубль иностранцы привозят четыре.

Еще одна вещь, которая может быть нужна не только в рамках общественного сектора, - наши технологии и вообще имеющаяся у нас информация. В частности, мы распространяем среди НГО методики так называемого обучения на природе. Мне кажется, такого рода информация была бы интересна и для тех турфирм, которые занимаются активным отдыхом. Но сами мы свою технологию на рынке не предлагаем, потому что не видим легальной возможности зарабатывать, законодательство не позволяет нам получать прибыль.

НГО быстрее, чем средняя бизнесструктура, умеют находить людей, которым "не все равно". Это может касаться и экспертов для разработки турпродукта, и зарубежных партнеров. Ведь в других странах сферы влияния общественных и коммерческих организаций не так сильно разделены, и многие НГО реально конкурируют с турфирмами - например, в сфере образовательного туризма. Данная сфера - хорошее место приложения сил и для отечественных туроператоров. И при наличии взаимного интереса мы могли бы помочь с контактами.

Владимир Потапенко, председатель Центрального правления ОО "Белорусское общество инвалидов"

- Увы, примеров сотрудничества между организациями инвалидов и отечественным турбизнесом привести не могу. Хотя в других странах такие примеры встречал. Даже в России есть турфирмы, которые организовывают турпоездки для инвалидов с участием общественных объединений и рассматривают людей с ограниченными возможностями как своих постоянных клиентов. Для этого нужно то, что требует от турфирмы любой обычный клиент: информация о сервисе, необходимом именно ему. Я сам несколько раз обращался в минские турфирмы с просьбой оказать мне содействие в подборе места отдыха, в том числе за пределами Беларуси, приспособленного для пребывания инвалидов-колясочников. Увы, такой информацией белорусские турфирмы не располагают. Так что в век интернета проще и дешевле организовать себе отдых самому.

Это мы и пытаемся делать для членов своей организации. Время от времени заказываем транспорт, выезжаем на экскурсии, ездим с палатками на рыбалку. Проводим лагеря активной реабилитации, где учим инвалидов-колясочников самообслуживанию и более уверенной ориентации в городской среде. Данные лагеря проходят по специальной методике, позаимствованной в Швеции, и предполагают очень насыщенную учебную программу и полное отсутствие помощи родственников в обслуживании обучающихся. Зато все время работы лагеря колясочникам помогают специально подготовленные волонтеры. В принципе, с такими помощниками колясочникам было бы реально ездить без сопровождающих и в отечественные санатории. Но на сегодня особого интереса к колясочникам как клиентам со стороны санаториев я тоже не вижу. Белорусские здравницы и так заполнены, и ни в одном из мне известных санаториев оздоровление колясочника без сопровождения невозможно: если передвижение по территории кое-где еще реально, то бальнеологические услуги недоступны. А стимула делать их доступными нет. Достаточно посмотреть на критерии, по которым присуждаются лицензионные баллы. Если в санатории нет спортивной базы, то он лишается 4-5 балов. А если он не приспособлен для пребывания колясочников вообще, то только двух.

Мы открыты к сотрудничеству с турбизнесом и могли бы оказать содействие в изучении спроса и потребностей потенциальных клиентов из числа инвалидов, поделиться своими технологиями сопровождения колясочников. Но, видимо, турфирмы пока рассматривают инвалидов как неплатежеспособный контингент. Хотя люди, готовые оплачивать туруслуги, среди нас есть, и если бы рынок был насыщен предложениями, то, наверное, их появлялось бы больше: потенциальные туристы из числа инвалидов сами задумывались бы, где взять деньги для оплаты отдыха. Я считаю, что турфирмы должны иметь предложения различного ценового уровня - в зависимости от комфорта (который не надо путать с "безбарьерностью") и от количества и качества услуг, дополняющих отдых. Так, чтобы инвалид-колясочник или, допустим, незрячий, имел возможность выбора, как его имеет здоровый потребитель услуг турфирмы.

В свое время ко мне обращались немецкие партнеры с просьбой помочь сформировать в Беларуси турбизнес, ориентированный на инвалидов, - как немецких, так и белорусских туристов. Но они приехали, посмотрели, что у нас фактически отсутствует безбарьерная среда, которая бы обеспечивала пребывание таких людей на территории государства, и интерес к дальнейшему сотрудничеству полностью пропал. На сегодня в Республике Беларусь гостиницы, где имеются номера, приспособленные для проживания инвалидов-колясочников, можно пересчитать на пальцах одной руки. Сравнительно недавно мы собирались совместно с Всероссийским обществом инвалидов издать справочник-путеводитель, включающий в себя объекты инфраструктуры, доступные для передвижения и пребывания людей на колясках. Проект тоже не осуществился: на белорусской территории включать в справочник оказалось нечего. Поэтому сегодня мы видим свою роль в продвижении интересов своих членов через создание безбарьерной среды прежде всего в Беларуси. Возможно, когда эта среда станет заметна турфирмам, появится и почва для сотрудничества в области туризма.

Виктор Фенчук, директор ОО "Ахова птушак Бацькаўшчыны"

Цель нашей организации - сохранение биоразнообразия, в первую очередь через охрану птиц и их местообитаний. Напрямую туризмом мы не занимаемся - наоборот, рекомендуем туристам, в какие туристические компании обратиться. Однако повышение туристской привлекательности белорусских регионов, как мне кажется, совпадает с нашими целями.

В нашей стране сохранилась уникальная природа. В рамках международной программы "Территории, важные для птиц" (ТВП) мы работаем по определению наиболее значимых мест в Европе для сохранения популяций птиц. В Беларуси выделено свыше 50 таких территорий. Некоторые из этих территорий или их части для сохранения птиц лучше вообще закрыть для посещения: природа там позаботится о себе сама. Но немало и других территорий - в первую очередь это касается таких экосистем, как низинные болота, открытые пойменные луга, - где сохранение обитающих там видов требует выполнения ряда природоохранных мероприятий. А эти мероприятия, в свою очередь, требуют финансовых средств. Привлечение туристов могло бы такие средства дать.

Понимая это, мы начали проводить мероприятия, повышающие привлекательность региона. Так, два года назад совместно с заказником "Споровский" инициировали проведение чемпионата по ручному сенокошению болот. В мае этого года провели фестиваль птиц в Турове. Там побывали туристы из Великобритании, и мы знаем, что на следующий год шведские туристы планируют свой приезд именно в связи с этим фестивалем.

Бёрдвотчер (любитель наблюдений за птицами) - турист требовательный. Он хорошо знает стандарты наблюдения за птицами и заинтересован в том, чтобы не мешать дикой природе своими действиями. Например, по общепринятым стандартам нельзя показывать птиц на гнезде, а у нас бывают такие случаи. Бёрдвотчинг-тур по расписанию работы какого-то учреждения для большей части мира - нонсенс. Выход в поле у наблюдателя за птицами начинается с рассветом и может заканчиваться далеко за полночь. Но экскурсовод, который сам не является энтузиастом бёрдвотчинга, так работать, скорее всего, не станет - у него рабочий день заканчивается в пять вечера.

Бёрдвотчеры - большая неформальная сеть. Возвращаясь из тура, туристы обязательно делятся впечатлениями с коллегами. И понятно, что рассказы о накладках не повышают привлекательности региона. К тому же в Беларусь ехать дорого и неудобно, плюс виза. Сюда приезжают только те туристы, которые уже видели все, что есть в Западной Европе, - то есть самые опытные бёрдвотчеры.

Поэтому так важно привлекать к проведению туров действительно знающих и увлеченных специалистов. Такие люди среди наших активистов есть, и есть смысл к ним обращаться.

С нашей точки зрения, сильнее всего совпадают интересы любителей птиц и хозяев сельских усадеб. Представители агротуризма уже понимают, что природа, ее разнообразие - именно то, что привлекает к ним отдыхающих в отсутствие пляжей и прочей курортной инфраструктуры. И некоторые начинают видеть, что бёрдвотчинг может оказаться как раз тем, из-за чего турист предпочтет отдохнуть у них, а не в соседнем регионе. Мы вовлекаем таких сельских хозяев в нашу программу "Хранители ТВП", это стимулирует их повышать квалификацию в данной области, знакомиться с нормами орнитологического туризма, внимательнее изучать свой регион. Думаю, эта сеть могла бы быть интересна и турфирмам, работающим в белорусских регионах, - как для участия в ней, так и для привлечения ее участников к своей деятельности.

Подготовила Марина КУНОВСКАЯ

https://www.traditionrolex.com/8