Русский, белорусский, польский язык - и все как родные. Старобелорусская легенда, новелла «Локис» Проспера Мериме - не отличишь, где фольклор, а где классическая литература. Лирика и самоирония, мистика и отсылки к истории восстания Кастуся Калиновского - все это тонко и точно сплелось в единую ткань кинематографического языка фильма «Масакра». Премьерный показ фильма состоялся в кинотеатре «Октябрь», а 7 ноября зрители увидят его в программе фестиваля «Лiстапад».
Внимание к белорусскому кинематографу, о развитии которого в последние годы столько говорят с самых высоких трибун, заставляет кинокритиков рассматривать «Масакру» чуть ли не через лупу. Как всегда, нет пророка в своем отечестве, но, думается, режиссер Андрей Кудиненко сделал очень неплохой фильм - эмоциональный, увлекательный, с парафразами из произведений мировой культуры, что позволяет зрителю забыть о «Беларусьфильме» как о фабрике партизанских воспоминаний.
В фильме снимались российские (Дмитрий Миллер, Андрей Назимов, Мария Курденевич) и белорусские актеры (Александр Колбышев, Сергей Журавель, Светлана Зелен- ковская, Олег Гарбуз) . Автор сценария Александр Качан, художник- постановщик Артур Клинов.
Съемки проходили во дворце Чет- вертинских (Желудок, Щучинский район), построенном в стиле необарокко по проекту итальянского архитектора Маркони. К слову, дворец стал еще одним героем фильма - настолько мастерски он снят и так живо участвует в событиях.
Действие фильма происходит в 60-е годы XIX столетия во владениях графа Владимира Пазуркевича. Сюда приезжает Николай Казанцев и под видом ученого якобы изучает старинные манускрипты в библиотеке графа. События развиваются стремительно, каждый новый герой представляет собой загадку, интрига все время нагнетается, и только в конце эта яркая, наполненная символами мозаика складывается в единое целое. Авторы и сами предупреждают нас о необычном жанре: определения «бульба-хоррор» и «наше другое кино» на афише должны привлечь внимание и настроить публику на что-то необычное.
В лучших традициях европейского кино режиссер предлагает зрителю полифоничную историю - линии Анны, невесты графа, и его матери, сюжет о российских пока еще гостях, но будущих хозяевах, мало что понимающих на белорусской земле. Очень колоритны подробности быта и сама атмосфера жизни в шляхетской усадьбе. Ряженые на празднике, гордые рад- зивилловские портреты на стенах ветшающего дворца, сумеречные леса вокруг. Все это делает фильм не просто зрелищным, но «фестивальным».
Удержаться на двух позициях, пройти по всем граням и остаться неоднозначным режиссеру удалось. Как и актерам удалось сделать из притчи, костюмной истории не столько «ретро», сколько жанровое кино с современным контекстом. Относится ли этот фильм к разряду интеллектуальных? Не все сразу, господа критики, тем более если речь идет о фольклорной основе сценария. Но за попытку спасибо - она точно состоялась, и дальнейшие планы именно в этом, артхаусном направлении у Андрея Кудиненко уже есть. С чем режиссера и поздравляли на премьере кинематографисты, художники, музыканты, журналисты и первые зрители.
Подготовила Любовь ГАВРИЛЮК