https://www.traditionrolex.com/8
<p>Русский, белорусский, польский язык - и все как родные. Старобе­лорусская легенда, новелла «Локис» Проспера Мериме - не отличишь, где фольклор, а где классиче­ская литература. Лирика и самоирония, мистика и отсылки к истории восста­ния Кастуся Калиновского - все это тонко и точно сплелось в единую ткань кинематографического языка фильма «Масакра». Премьерный показ фильма состоялся в кинотеатре «Октябрь», а 7 ноября зри­тели увидят его в програм­ме фестиваля «Лiстапад».</p>

Русский, белорусский, польский язык - и все как родные. Старобе­лорусская легенда, новелла «Локис» Проспера Мериме - не отличишь, где фольклор, а где классиче­ская литература. Лирика и самоирония, мистика и отсылки к истории восста­ния Кастуся Калиновского - все это тонко и точно сплелось в единую ткань кинематографического языка фильма «Масакра». Премьерный показ фильма состоялся в кинотеатре «Октябрь», а 7 ноября зри­тели увидят его в програм­ме фестиваля «Лiстапад».

kino1 Внимание к белорусскому ки­нематографу, о развитии которо­го в последние годы столько го­ворят с самых высоких трибун, заставляет кинокритиков рассма­тривать «Масакру» чуть ли не че­рез лупу. Как всегда, нет пророка в своем отечестве, но, думается, ре­жиссер Андрей Кудиненко сделал очень неплохой фильм - эмоцио­нальный, увлекательный, с пара­фразами из произведений миро­вой культуры, что позволяет зрите­лю забыть о «Беларусьфильме» как о фабрике партизанских воспоми­наний.

В фильме снимались российские (Дмитрий Миллер, Андрей Нази­мов, Мария Курденевич) и белорус­ские актеры (Александр Колбышев, Сергей Журавель, Светлана Зелен- ковская, Олег Гарбуз) . Автор сце­нария Александр Качан, художник- постановщик Артур Клинов.

Съемки проходили во дворце Чет- вертинских (Желудок, Щучинский район), построенном в стиле необа­рокко по проекту итальянского ар­хитектора Маркони. К слову, дво­рец стал еще одним героем фильма - настолько мастерски он снят и так живо участвует в событиях.

Действие фильма происходит в 60-е годы XIX столетия во владени­ях графа Владимира Пазуркевича. Сюда приезжает Николай Казанцев и под видом ученого якобы изучает старинные манускрипты в библио­теке графа. События развиваются стремительно, каждый новый ге­рой представляет собой загадку, интрига все время нагнетается, и только в конце эта яркая, напол­ненная символами мозаика скла­дывается в единое целое. Авторы и сами предупреждают нас о необыч­ном жанре: определения «бульба-хоррор» и «наше другое кино» на афише должны привлечь внимание и настроить публику на что-то необычное.

В лучших традициях европейско­го кино режиссер предлагает зри­телю полифоничную историю - линии Анны, невесты графа, и его матери, сюжет о российских пока еще гостях, но будущих хозяевах, мало что понимающих на белорус­ской земле. Очень колоритны под­робности быта и сама атмосфера жизни в шляхетской усадьбе. Ря­женые на празднике, гордые рад- зивилловские портреты на стенах ветшающего дворца, сумеречные леса вокруг. Все это делает фильм не просто зрелищным, но «фести­вальным».

Удержаться на двух позициях, пройти по всем граням и остать­ся неоднозначным режиссеру уда­лось. Как и актерам удалось сде­лать из притчи, костюмной истории не столько «ретро», сколько жан­ровое кино с современным кон­текстом. Относится ли этот фильм к разряду интеллектуальных? Не все сразу, господа критики, тем более если речь идет о фольклорной ос­нове сценария. Но за попытку спа­сибо - она точно состоялась, и дальнейшие планы именно в этом, артхаусном направлении у Андрея Кудиненко уже есть. С чем режис­сера и поздравляли на премье­ре кинематографисты, художники, музыканты, журналисты и первые зрители.

Подготовила Любовь ГАВРИЛЮК

https://www.traditionrolex.com/8