Лилия КОБЗИК
Недавно смотрела телепередачу Владимира Познера, посвященную маленькому французскому городку, где живут потомственные, может быть, не такие известные, как в итальянском Мурано, но тоже замечательные стеклодувы. Ремесло как ремесло - ничего особенного. Плавится песок. Вязкая масса наматывается на полую железную палку, в которую дует мастер. Образовавшемуся стеклянному пузырю придают форму. Получаются стаканы, вазы, фрагменты для витражей... Все очень простое, нужное людям, невычурное. Но Познер, умелый журналист и старый лис, сказал замечательную, на мой взгляд, фразу. Она звучала приблизительно так: «Простой французский стеклодув месье Жув вкладывает в ремесло свою бессмертную душу!»
Судя по тому, что из себя представляет Франция и как там живут люди, думаю, умный, талантливый Познер не преувеличил ни капельки и попал прямо в десяточку. Это великолепно, когда не просто рабочее время, не какие-то банальные умения и навыки, а единственная, драгоценная бессмертная душа вкладывается в обычное ремесло. Не важно, каким ремеслом ты занимаешься - печешь пироги, пишешь заметки в газету или создаешь турпродукт, - важно, вкладываешь ты душу или нет. А если вкладываешь, то, простите, хочется отдачи и результата. А когда нет ни того, ни другого, вкладывать бессмертную душу уже не хочется. Это для закваски.
В Минске на прошлой неделе прошла туристическая выставка, которая, помимо функции легкого промоушена зимних программ, концептуально должна демонстрировать градус деловой активности. Но не белорусского турбизнеса, а, скорее, активности иностранных партнеров в отношении нашего потенциала - как выездного, так и (даже странно произносить!) въездного. Увы, судя по «Турбизнесу-2010», этот градус чуть выше, чем у покойника, но гораздо ниже нормальной температуры горячего здорового организма. Конечно, в части выезда жизнь в деловой туристической среде явно теплится. К примеру, в павильоне «Белэкспо» были замечены представители крупной хорватской гостиничной группы Maistra, греческого туроператора «Музенидис Тревел», венгерской фирмы «Робинзон», а также (как всегда) - посланники болгарского, турецкого, чешского, польского турбизнеса. Некоторое оживление внес российский АНТОР, проведя в Минске workshop - в русле региональной политики. Однако сказать, что белорусские турфирмы, в течение десяти-двадцати лет по- настоящему вкладывая душу в свои коронные выездные направления, добились какого-то ощутимого результата, невозможно даже с натяжкой.
Что касается въезда, то в настоящее время начались активные разговоры о том, что пора бы организовать в Беларуси настоящий национальный воркшоп по типу «Buy Belarus». И даже, возможно, заменить этим деловым мероприятием нынешнюю осеннюю биржу «Турбизнес». Но совершенно непонятно, что на этом воркшопе предлагать, кого сюда везти и вообще, на какие деньги все это дело устраивать. Да, есть несколько операторов, которые, прямо скажем, попытались вложить все свои силы во въездной туризм. Но настоящей отдачи, откровенно говоря, не случилось. Почему? Наверное, на сегодняшний день это и есть самый актуальный вопрос турбизнеса. Если правильно ответим на него - будет в будущем и воркшоп, и «Турбиз- нес-2011», и даже «Турбизнес-2012».