Об особенностях въездного туризма в Беларуси, консолидации операторов, демпинге и онлайне редактор газеты «Туризм и отдых» Лилия КОБЗИК беседует с учредителем компании «Топ-Тур» Иваном ЧУРА.
- Иван Иосифович, компания «Топ-Тур» - одна из тех белорусских фирм, которые стремятся присутствовать и добиваться результатов во всех нишах и сегментах туризма. Вы как оператор работаете на многих выездных направлениях, имеете собственные чартеры, блоки. Инкаминг также является для вас реальным бизнесом. Кроме того, все видят, как активно вы действуете в нише интернет-бронировок. Таким образом, вы хорошо видите общую картину состояния белорусского туризма и его возможностей. В каком русле сейчас развивается рынок - и развивается ли вообще?
- Если выделять основные тенденции, то главный упор все операторы (и мы в том числе) по-прежнему делают на выездной туризм. Что бы там ни говорилось, мы должны быть честны перед собой: Беларусь - страна не пляжного и не экскурсионного отдыха! Значит, въезд вряд ли станет по-настоящему массовым. И в обозримом будущем ситуация не изменится. Новые объекты, достойные внимания туристов, появляются очень редко - один-два в год, это ничтожно мало для страны. А старинные памятники реконструируются медленно. Да, сейчас пытаются довести до ума замки в Мире и Несвиже. Но это всего лишь две жемчужины. Разве можно сравнить этот потенциал хотя бы с тем же архитектурным великолепием одного только Львова?! А ведь рядом - Москва, Киев, Вильнюс, Варшава, Прага!..
- Возможно, наш главный козырь в том, что Беларусь парадоксальным образом до сих пор «терра инкогнита» - здесь мало кто бывал; интерес к нашей стране может быть просто как к чему- то новому, неизведанному?
- Конечно, мы можем думать о своих «козырях» все что угодно. Но выбирает клиент! И заставить его сделать этот выбор в чью-либо пользу невозможно! Да, у нас вежливые, толерантные люди. Да, Беларусь - чистая, красивая, ухоженная. Но этого мало! Развитой туристической инфраструктуры по-прежнему нет. Мы продаем охоту, рыбалку, ностальгический и экологический туризм. Все это привлекает туристов с определенной мотивацией. Однако больших оборотов и объемов на таком туризме не сделаешь. Но это не мешает нашей фирме активно развивать различные перспективные сегменты инкаминга.
- Например?
- Сейчас мы занялись довольно интересным видом туризма - медицинским. В Беларуси интересная база, хорошие клиники и очень низкие цены по сравнению с Европой и даже Россией. В данное время «Топ- Тур» заключил контракты со многими отечественными клиниками. И мы уже начали разрабатывать сайт, посвященный именно медицинскому туризму.
- Какие виды лечения пользуются наибольшим спросом у иностранцев?
- Это лечение онкологических заболеваний у детей и взрослых, стоматологические услуги, пластика, хирургия, травматология, реабилитация после различных операций. Причем ценовая политика гораздо благоприятнее, чем та же российская. Не говоря уже о ценах в немецких или швейцарских клиниках. Есть спрос на лечение в солигорских шахтах - там, кстати, места расписаны на год вперед.
- И кто к нам в основном едет?
- Конечно, это граждане бывшего СССР либо выходцы из Союза, переехавшие на постоянное место жительства в Европу. Сами европейцы лечиться в Беларуси пока не спешат. Во-первых, они, как правило, застрахованы и могут получать необходимые услуги в своих странах. Во- вторых, европейцы осторожничают и явно не доверяют качеству. Но, честно говоря, нам достаточно и бывших советских граждан. Поток очень большой. Кроме того, в последнее время стали приезжать представители Ближнего Востока.
- Какие виды лечения пользуются спросом у жителей арабских государств?
- Они лечат глаза, зубы.
- И все же, согласитесь, медицинский туризм выглядит слишком узкой нишей?
- Согласен. Возможно, концепцию въездного туризма на этом и не построишь. Но медицинский, лечебный туризм в разных видах существует во всем мире. Это нормально. И это очень интересный бизнес. Мы помогаем людям, подыскиваем им клиники, врачей, составляем программу пребывания здесь.
- Главное наше преимущество - цены?
- Низкие цены и отличное качество!
- Кстати, о концепции въездного туризма. На ваш взгляд, готовы ли мы сформировать некую готовую линию предложений, чтобы пригласить сюда для участия в туристическом воркшопе профессионалов, скажем, европейского турбизнеса?
- Возможно, это прозвучит для кого-то обидно, но думаю, что пока нет. Во-первых, государство вряд ли оценит необходимость такого шага и пойдет на расходы. Можно посмотреть на опыт наших соседей - латышей, поляков. Государство берет на себя львиную долю затрат по приему участников и организации программы их пребывания - финансируется часть авиабилета, проживание, развлечения, экскурсии. Вряд ли в сегодняшних условиях мы можем рассчитывать на серьезные государственные вложения в подобные мероприятия. Во-вторых, явной динамики приема в Беларуси нет. Хотя процесс идет, и в отдельных сегментах чувствуется развитие. Например, довольно активно развивается бизнес-туризм. «Топ-Тур», к примеру, успешно занимается бизнес-сопровождением. Это и встреча в вип- зале, и трансфер на автомобилях любого класса, проживание, организация конференций, семинаров. Довольно много людей прилетает в Беларусь в поисках поставщиков или покупателей.
- На ваш взгляд, инвесторы в настоящее время проявляют интерес к Беларуси? Туризм, например, весьма нуждается в зарубежных финансовых вливаниях, да и не только финансовых - нам явно пригодились бы и опыт, и технологии...
- Я, конечно, не являюсь экспертом в данном вопросе, но, думаю, нельзя сказать, что здесь ничего не происходит. Что-то строится, где-то появляются новые объекты. Однако очевидно, что в Беларусь в основном прилетают люди, которые хотят что- то у нас купить или что-то нам продать.
- Белорусские туристические фирмы готовы инвестировать в инфраструктуру?
- Они-то готовы, но на сегодняшний день турбизнес, который есть на местном рынке, просто не в состоянии что-то сделать. Капитала нет. Вложить собственные деньги и построить гостиницу сегодня не сможет ни одна белорусская фирма. Нужны миллионы, а их нет. По специальной программе развития индустрии туризма нашей компании в свое время были выделены 20 га земли в районе озера Швакшты. Но, к сожалению, пока мы не можем найти инвестора, чтобы построить в этих замечательных местах хороший гостиничный комплекс.
- Где вы ищете инвесторов?
- В нашей стране их искать бесполезно. Естественно, ищем за пределами. Но зарубежные бизнесмены пока проявляют осторожность. Конечно, рассуждая о капитализации белорусского бизнеса, нужно учитывать, что на нашем рынке есть компании, финансовые возможности которых очень мощны. Это российские фирмы, которые уже во многом контролируют белорусский выездной туризм.
- Раз уж мы плавно перешли к выезду. Скажите, Иван Иосифович, вы ни о чем не жалеете? Вот говорят, что российские легионеры выходили на рынок именно при поддержке «Топ-Тура» и конкретно Ивана Чуры?
- Откровенно говоря, в какой-то степени это правда. Первой на белорусский рынок пришла и стала динамично здесь работать компания «Пегас Туристик». Во многом это произошло именно с моей подачи. Но я ни о чем не жалею! В тот момент мне это было очень выгодно. Компания «Пегас Туристик» помогла мне развиваться. Благодаря этой фирме я достиг определенных результатов.
- С другой стороны, очевидно, что и компания «Пегас Туристик», и все остальные появились бы на нашем рынке и без «Топ-Тура». Не секрет, что российская фирма «Натали Турс» пришла в Беларусь с помощью белорусской компании «Сакуб Холидей». Но «Натали Турс», несомненно, «зашла» бы сюда и без «Сакуба».
- Да, днем позже, днем раньше... Все равно это случилось бы. Точно так же в России неизбежно появляются такие компании, как TUI, Tomas Cook.
- В Беларусь они что-то не идут.
- Они к нам и не придут. Во всяком случае напрямую. Они придут через Россию. Наш рынок и наши турфирмы для мировой туриндустрии - это капля в море! Компания TUI приобрела акции российской фирмы «Мостравел», а «Мостравел» (точнее - его украинский представитель «Туртес») уже присутствует в Беларуси.
- Как по-вашему, все ли российские компании, имеющие интерес к Беларуси, уже «пришли»?
- Пожалуй, все. Кроме «Интуриста», которого могут заинтересовать такие направления с вылетом из Минска, как Египет и Турция.
- Что показали продажи в летнем сезоне?
- Объем продаж вырос, а рентабельность упала. В нашей фирме ведется четкая статистика. Я захожу в специальную компьютерную программу и сравниваю продажи (количество клиентов) - буквально по дням - в этом году и прошлом. И вижу, что каждый день в нынешнем году мы обслуживали больше клиентов, чем в аналогичный день прошлого года. Но, несмотря на растущие обороты, прибыль упала.
- Причина?
- Конкуренция, демпинг, необоснованно большой объем перевозок на массовых направлениях. Все знают, что 2009 год был неудачным для турбизнеса, кризисным. Но даже в 2009-м мы не работали в минус. А в нынешнем, 2010-м, работали.
- Кто устраивал демпинг?
- Откровенно говоря, в этом сезоне на белорусском рынке получилась странная ситуация... Наша компания, например, изначально заложила в пакеты профит, необходимый для того, чтобы фирма могла жить и работать. Посмотрели - туры не продаются. Потому что у другой белорусской фирмы цены на эти пакеты удивительно низкие. Откровенно говоря, я могу понять, когда какой- нибудь обладающий огромным капиталом крупный российский оператор хочет захватить большую часть «пирога» и поэтому демпингует! Это поддается разумной логике! Но для чего устраивать демпинг обычной белорусской фирме, среднему оператору (или чуть выше среднего уровня - не знаю, как этично обозначить статус)?! Я думаю, что называть эту фирму не стоит, но профессионалы поймут, о ком идет речь. Какая цель в этом случае преследовалась? Зачем изначально считать пакет, закладывая, условно говоря, 5 долларов профита, на которые невозможно прокормить фирму? Директор этой компании говорит: я не в убытке, я зарабатываю! Если бы я ничего не понимал в туризме, может, я и поверил бы. Но я двадцать лет в тур- бизнесе, у меня прямые договоренности с отелями, десятки партнеров по всем направлениям, собственные чартеры. Заявляю авторитетно: невозможно зарабатывать, закладывая такой профит! Это явная политика демпинга! Но, спрашивается, зачем?!
- Обычно демпинг - это еще и следствие амбиций. Так делают, когда хотят повысить свой статус, привлечь внимание, что-то доказать!
- По-моему, что-то доказывать и повышать свой статус нужно чем-то другим. Например, хорошим тур- продуктом, качественным сервисом, продвижением новых направлений. Но не демпингом же!
- Да-а, белорусский турбизнес не назовешь сплоченным и объединенным. Что меняется в этом непростом вопросе?
- Как раз сейчас мы отрабатываем новую схему объединения - коммерческую. Шесть белорусских туркомпаний («Топ-Тур», «Сан- ни Трэвел», «АлатанТур», «СМОК Травел», «Внешинтурист» и «Сакуб Холидей») берут общий блок мест на рейсе авиакомпании Etihad Airways и будут продавать туры в ОАЭ совместными усилиями. Жесткой закрепленности кресел за конкретными компаниями нет, можно продавать столько, сколько можешь продать. Убытки по нереализованным пакетам будут поровну делить компании, которые не сумели осуществить продажи, риски, таким образом, уменьшатся. Идея, на мой взгляд, очень хороша. Надеюсь, что к сезону мы придем с полезными наработками. Вообще, в сегодняшних условиях нужно делать осторожные шаги, в том числе в плане объединения. В настоящий момент учредить в Беларуси какую- то единую, мощную компанию, которая могла бы противостоять тем же российским фирмам, нереально. Но помогать друг другу, зарабатывать вместе - это хорошая идея. Лично я всех считаю партнерами. Если у нас будет взаимопонимание, мы сможем добиться существенных результатов.
- Как развивается ваш сайт и продажи туров в интернете? Все- таки белорусский рынок довольно медленно идет к реальному онлайну. Дело в нежелании турфирм? В отсутствии собственного турпродукта?
- Безусловно, нет! Желание использовать технологии есть и было всегда. Мы очень много средств вкладываем в IT-разработки. И у «Топ-Тура» есть собственный тур- продукт. Дело, скорее, тормозила неготовность банковской системы. Но уже в августе этого года наша компания первой на туристическом рынке предоставила посетителям нашего сайта возможность забронировать тур, или только авиабилет, или только отель (целый ряд услуг) и произвести оплату карточкой с помощью системы вэб-пэй.
- Да, но при такой системе менеджер все равно нужен. После бронирования нужно дождаться письма от менеджера с номером счета, куда можно перевести деньги. Либо необходимо приехать в офис с той же карточкой и также воспользоваться помощью менеджера!
- В ноябре мы подключаем бронирование уже без менеджера! И хочу подчеркнуть, что мы всегда стараемся быть впереди, открывать что- то новое, уверенно смотреть в будущее. Мы одними из первых открыли на сайте продажу гостиниц и авиабилетов по всему миру. Скоро у нас на сайте появится партнерский ресурс kvitki.by, на котором можно будет забронировать места на любые развлекательные мероприятия, причем увидеть зал, выбрать кресло.
- Готова ли документальная база Беларуси для того, чтобы бронировки туров были законными?
- Естественно, такой вопрос возникает неизбежно. Поэтому мы послали запрос в Министерство спорта и туризма - является ли факт оплаты тура фактом подписания договора? Пока ждем ответа.
- Каким вам видится будущее турбизнеса?
- Если продажи целиком уйдут в интернет, то, по логике вещей, турфирмы (в их сегодняшнем виде) в будущем практически не будут нужны. Знаете, я всегда думал только о том, как развить компанию. Наверное, именно эта тактика и дала мне возможность динамично развиваться и двигаться вперед. А сейчас, на мой взгляд, нужно вкладывать в технологии и моделировать oнлайн так, чтобы клиент все-таки не мог обходиться без оператора, чтобы мы всегда были, как говорится, при деле. То есть нужно создавать собственные системы oнлайна. Без человеческого ресурса, без интеллекта, без мозгов все равно ни одно дело не обойдется. Но, скорее всего, уже в ближайшем будущем фирмам нужно будет не десять менеджеров по продажам, а один. Компании потребуется операторский отдел, программисты - вот и все. Клиент, сидя у себя дома, на кухне, с чашечкой кофе в руках, забронирует тур и поедет прямо в аэропорт. А в будущем выживут лишь те компании, которые смогут предложить хороший турпродукт. И этот собственный продукт должен быть выложен в интернет. Продавцы исчезнут. Сердце, мозг компании останутся. А агентами, скорее всего, станут интернет-ресурсы...