Ведущий рубрики «О Беларуси в сети» Олег ПАВЛОВ

pavlov Ведущий рубрики «О Беларуси в сети» Олег ПАВЛОВ

31-летний москвич Algol рассказывает о поездке по маршруту Беларусь – Латвия – Беларусь, совершенной с 30 октября по 4 ноября 2009 года.

В связи с приближающимся праздником в честь победы одной части моих предков над другой (то бишь великороссов над поляками) надо было вырваться куда-нибудь из Москвы. А учитывая имеющуюся в кармане испанскую мультивизу, оставшуюся с лета, и несколько неиспользованных дней отпуска, было решено съездить в Ригу, куда я собирался уже давно, но так и не собрался. Впрочем, визу для Маши все равно пришлось делать, но это оказалось несложно: приглашение от моего рижского друга Бориса, анкета, страховка, выписка со счета, копии документов на машину – и двукратная виза была получена (так, на Новый год мы тоже едем через Латвию). Народу в консульстве немного, денег берут ровно 35 евро, только отсутствие туалета омрачает идеальное впечатление.

p1Выехав из Москвы после обеда в пятницу, мы не сразу направились в Ригу и к ночи добрались до замечательного белорусского городка Браслав, центра национального парка «Браславские озера». Заранее был забронирован двухместный номер на базе отдыха «Дривяты» (оказавшийся очень приличным), где мы и завалились уставшие спать.

Стоит рассказать, почему мы поехали таким на первый взгляд странным путем. До Риги можно добираться по разному, самый прямой и короткий путь по Рижскому шоссе не является самым лучшим из-за состояния дороги и дурацкой российской таможни с ее декларациями и придирками. Гораздо более оптимален путь через Беларусь – выезд из Москвы по Минскому шоссе, в районе 400-го километра поворот направо на Рудню и Витебск, въезд в Беларусь, где нет ни пограничников, ни таможни для легковушек, нужно только оплатить 5 долларов за транзит, дальше через Витебск и Новополоцк на Краславу. Там по дороге малолюдная и быстрая белорусско-латвийская граница, и дальше мимо Краславы и Даугавпилса прямой путь на Ригу. p2Этот маршрут длиннее прямого всего на 110 км (1035 против 925), зато отличается очень хорошим качеством дорожного покрытия и быстрым прохождением таможни. Всего дорога занимает 12 часов (из которых 4 приходится уже на Латвию) + время на прохождение границы (у меня вышло в районе часа).

Второй пограничный переход между Беларусью и Латвией находится как раз неподалеку от Браслава, путь через него даже на 5 километров короче, чем вышеописанный. Но по дороге слишком легко заблудиться в Полоцке или Новополоцке, а потому рекомендовать его могу только тем, кто желает подобно нам провести время в Браславе. Мы же воспользовались именно этим переходом и поздним вечером добрались до Риги.

Браслав

Утро встретило нас ясным небом и ярким солнцем. Турбаза располагается на берегу озера Дривяты, и прямо от корпусов выходишь на берег: площадь озера больше 36 кв. километров, водится рыба, берега песчаные, летом тут должно быть очень хорошо.

А вокруг растет сосновый лес с многочисленными дорожками и интересным рельефом – дух захватывает, какую кросс-кантрийную велосипедную трассу тут можно проложить! Но для спокойных прогулок тоже места хватает.

Через лес мы догуляли до собственно Браслава, небольшого и тихого провинциального городка, ведущего свою историю с XI века. На главной улице напротив друг друга стоят православная церковь и католический костел, такое веротерпимое соседство очень характерно для Беларуси. Там же находится Замковая гора, на которой в Средние века высилась мощная деревянная крепость. Ее руины существовали здесь до конца XVIII века, но сейчас от укреплений сохранились только остатки земляных валов по периметру горы. По воскресеньям тут работает рынок, а в прочие дни тихо и пустынно.

Полоцк

Вот и подошла к концу наша поездка, пришло время отправляться домой. Но по дороге я хотел посетить Полоцк, древнейший из городов Беларуси, первое упоминание о котором относится к 862-му году, а заодно пообедать и отдохнуть. К сожалению, Беларусь очень сильно пострадала во время войны, а потому исторических памятников сохранилось очень мало. Но памятники создаются и в настоящее время, и в Полоцке в 2003-м году возник интересный памятник букве «У неслоговое». Из Полоцка мы отправились напрямую в Москву.

У москвички Strelitsa только в декабре дошли руки до описания августовской поездки по Беларуси, украшенного очень красивыми фотографиями. Приведу лишь отрывки, начиная с того, в котором объясняется причина «опоздания с отчетом».

11 августа закончилось наше автопутешествие по необыкновенной Беларуси. 14 дней, 4 тысячи километров и море впечатлений, фотографий и историй. В голове пока все не уложилось. Остаток отпуска займу написанием отчета и разбором фотографий. Постепенно оставлю отзывы о сельских усадьбах, в которых удалось побывать.

В Витебске мы два раза посетили едальни (обе по совету Виктора, хозяина первой усадьбы): первый раз выпили кофе в кофейне напротив ратуши (очень вкусный кофе!). Здесь уточнили, как в Беларуси с чаевыми (официантка удивилась вопросу, но сказала, что 5% это нормально).

Второй раз мы сытно и вкусно отобедали в ресторанчике «Шварцвальц». Обед на четверых нам стоил 176 тысяч б. р. (как же радуют местные цены!). Правда, в этом ресторане мы были несколько обескуражены одним «блюдом» в счете. По привычке просматривая счет, вижу «Свеча, 2500». Спрашиваю у официантки, что это за штука такая. Она показывает на стол, где стоит горящая свеча, и говорит, что это их нормальная практика, по крайней мере, в Витебске. Мы спрашиваем: «То есть мы можем забрать ее с собой?» Получаем положительный ответ. Забавно. Оплатили.

В 19.40 выехали из Витебска. Движемся в Полоцк. Ехать примерно 130 км. Вечером нас ждет ночлег в усадьбе «Яново». Приехав в Полоцк, заходим в продуктовый магазин. Здесь мы впервые пробуем белорусское мороженое, впечатления от которого нас до сих пор не покидают. Пломбир «20 копеек» за 1190 б. р. Ням.

Добрались до усадьбы. Хозяйка – Лилия Федоровна. Дом очень ухоженный, проживание с хозяевами (они на первом, гости на втором этаже). Метрах в 100 от дома – огромное озеро, где мы искупались утром.

Утром прогулялись к озеру и позавтракали вкуснейшими сырниками, приготовленными хозяйкой (завтрак входит в стоимость). Выехали в 10.30. Хозяйка повезла нас к местной достопримечательности – комплексу камней. Хозяйкин муж с ней ехать отказался: «Что, я груды камней не видел?!» А нам – все интересно. Приехали. Камни эти долго искали в траве. Вокруг выкосили, а сами камни спрятаны. Смотришь на схему и понимаешь, что половины камней нет. А на самом деле – в траве спрятаны. Эта груда камней – то ли древнейшая обсерватория, то ли что-то еще. Побродив по берегу, отправились в город.

В музее белорусского книгопечатания и музее-библиотеке Симеона Полоцкого мы заказали экскурсию, которая оказалась интересной и познавательной. Окончание экскурсии нам прочитали на белорусском языке. Напротив музея книгопечатания – Богоявленский собор XVIII века. Здесь находится памятник букве Ў, который также играет роль солнечных часов, и знак «Полоцк – географический центр Европы».

В Перебродье увидели озеро и кирху, красивое озеро Иказнь, костел Божьего тела (начало XX века), церковь св. Николая (также начало XX века), замчище XVI–XVII века (островное), брама.

К десяти часам вечера добрались до усадьбы «Орехово», где нас ждал ужин из свежей рыбки с картошкой. Огромный дом на берегу очень красивого озера. Хозяйка Светлана сказала, что для желающих можно растопить баньку по-черному. На следующий день нас ждала лодка.

Как и во всех других выпусках данной рубрики, основанной на публикации выдержек из открытых блогов, редакция не гарантирует точность приводимой их авторами информации.