<p>Один из главных вопросов, который волнует руководителей компаний, как увеличить продажи. С этой целью в свое время был создан настоящий интеллектуальный двигатель под названием «маркетинговое подразделение».</p>

Людмила Бендетович

Cпециалист по туризму

г. Минск ул. Ульяновская 29

Людмила Бендетович
Cпециалист по туризму
г. Минск ул. Ульяновская 29

Один из главных вопросов, который волнует руководителей компаний, как увеличить продажи. С этой целью в свое время был создан настоящий интеллектуальный двигатель под названием «маркетинговое подразделение». О своем видении того, как на сегодняшний день работает маркетинг в белорусских компаниях, рассказывает старший преподаватель факультета переподготовки и повышения квалификации Института туризма БГУФК Дарья Ивончик:

– Если в западных странах маркетинг – это уже целая философия со своей идеологией, концепциями, технологиями и ноу-хау, то в практике отечественных туристических компаний понятие «маркетинг» часто сужается до понятия рекламы. Белорусские туристические компании, с одной стороны, недооценивают маркетинг как главный инструмент увеличения прибыли и объемов продаж, а с другой – возлагают на него чересчур большие надежды и сверхоптимистичные ожидания. Финансовые затраты на маркетинговую деятельность очевидны, но результаты труднопрогнозируемы и часто непредсказуемы. Маркетинг – это не отдельное действие, а система взаимосвязанных действий, доведенная до совершенства как вид искусства.

Рынок постоянно находится в движении. Под влиянием различных факторов изменяется спрос потребителей, внедряются новые туры, появляются новые компании, ужесточается конкурентная борьба, изменяется законодательство… Маркетинг в состоянии отследить эти изменения и даже извлечь из них определенную выгоду. Но так работает маркетинг, увы, не во всех туристических компаниях.

– Во многих белорусских компаниях сложился стереотип: «Половина средств на маркетинг тратится зря». Что, на ваш взгляд, стало причиной появления такого мнения?

– Стереотипы появляются не на пустом месте. Происхождение этого стереотипа я связываю с недопониманием самой сути маркетинга. Ведь цель любого коммерческого предприятия (не только туристического) – получение прибыли, повышение конкурентоспособности, расширение ассортимента услуг, увеличение объемов продаж, а маркетинг – это средство для достижения этих целей. Многие руководители воспринимают маркетинг очень узко: реклама, сбыт, совершенно не придавая значения пропаганде, спонсорству, благотворительности, пиару. А ведь именно технологии «черного» пиара наиболее разрушительны для туристического бизнеса и сегодня являются мощнейшим инструментом перераспределения туристических потоков. Большинство туристов часто отпугивает не само произошедшее событие, а то, как его осветили в СМИ. Информация – это тоже ресурс, которым умело управляет маркетинг.

Маркетинг – целый бизнес в бизнесе, и им должны заниматься специально обученные люди. Зачастую руководители туристических предприятий становятся главными маркетологами компании, хотя имеют помимо этого огромное количество своей работы. Бизнес – это риск. А что такое риск? Это ресурсы, идеи, связи и клиенты. И работа маркетолога заключается как раз в том, чтобы изучить интересные идеи, которые возможно эффективно внедрить при имеющихся в настоящий момент времени ресурсах, пролоббировать их, задействовав нужные связи, и найти ту клиентскую нишу, которая воспримет вашу идею (продукт) «на ура», то есть с коммерческим успехом для фирмы. На все это необходимы и время, и деньги.

Продолжение интервью читайте в свежем выпуске газеты «Туризм и отдых», который появится в четверг 10 февраля.