https://www.traditionrolex.com/8
<p>Рубрика «КИНОПРЕМЬЕРА» <strong>Олега ПАВЛОВА<br /></strong>Психологиче­ский триллер. Балет. Авторы карти­ны точно не ставили за­дачу представить этот вид искусства традици­онным образом, то есть глазами сидящих в зале зрителей. Это явно сде­лано намеренно, чтобы придать фильму жизни, а не лоска.</p>

Black Swan, США, 2010, 108 мин., R. Реж. Даррен Аронофски («Реквием по мечте», «Рестлер»); в рол.: Натали Пор- тман (Нина), Мила Кунис (Лили), Венсан Кассель (Тома), Барбара Херши (Эрика), Вайнона Райдер (Бет), Бенжамен Мильпье (Дэвид), Ксения Соло (Вероника), Кристина Анапо (Галина)

kino

Жанр. Психологиче­ский триллер.

Балет. Авторы карти­ны точно не ставили за­дачу представить этот вид искусства традици­онным образом, то есть глазами сидящих в зале зрителей. Это явно сде­лано намеренно, чтобы придать фильму жизни, а не лоска. Мне доводи­лось видеть балетные репетиции. И, если честно, на меня они производили более сильное впечатление, чем спектакли. Так что и тяготы избранного пути танцовщицы Нины, и упоение им мне кажутся реалистичными и очень инте­ресно переданными. Однако так видится не всем.

Неприятие. Был удивлен, получив от практикующего киноведа такой вер­дикт: «Черный лебедь» мне абсолютно не понравился. Примитивное по идее, умозрительное и типичное голливудское кино, которое пытается выдать себя за европейский артхаус, то есть за кино со сложным философским подтек­стом. И именно эта претензия раздражает. А Портман заслуживает «Золотой малины». Я не стал ввязываться в дискуссию, лишь подумав, что хорошее кино обязано кого-то и раздражать.

Нина. Ее мама Эрика в 28 лет оставила сцену ради дочери, и теперь отно­сится к ней словно к божеству, проявляя, однако, и деспотичность. Впрочем, и без нее Нина славится серьезным отношением к делу. Даже сны видит балет­ные. Например, об участии в принципиально новой версии «Лебединого озе­ра». Мы слышим, как хрустят ее суставы во время утренней разминки. Видим, как съедает она легкий безвкусный завтрак, а в театр добирается на метро. Там она старается идеально выполнять требования, не встревая в склоки, ко­торых так много в подобных коллективах. Только не подумайте, что Нина - ис­ключительно белая и пушистая.

Бесы. С детства у Нины есть проблема. Она до крови расчесывает себе спи­ну, из-за чего мама принимает особые меры. Это неприятно, но далеко не пол­ностью передает все то, что творится в душе Нины. Она раз за разом видит нечто совсем не так, как это происходит на самом деле, пугая и себя саму, и зрителей фильма, а его создателям давая возможность использовать спец­эффекты, словно речь идет о «Кошмаре на улице Вязов». Бесы подталкивают Нину то что-то украсть, то укусить хореографа, то принять наркотик, то даже убить. Впрочем, многое происходит лишь в ее видениях. Таков уж ее вну­тренний мир - или же последствия диагноза.

Секс. Нина все еще девственница - между тем хореографу требуется зри­мое проявление истинной сексуальности. Осознавая природу фригидности Нины, он и провоцирует ее на близость, и просит снизить самоконтроль. На­пример, «трогая себя». Нина и к этому заданию подходит ответственно, но что- то ей мешает, будто набожной монашке. И тогда она дает возможность своей главной конкурентке Лили уговорить себя удариться в загул. Эта часть филь­ма по форме похожа на похождения вдруг ставшего знаменитым футболиста, который и про необходимость режима знает, и нарушает его с таким усерди­ем, словно завтра жить и не собирается. Но у Нины не так, она лишь искренне желает войти в образ. Так что секс, включая лесбийскую сцену, влияет на ход экранных событий (и состояние героини) особым образом. Отсюда органич­но, что, получая награды, Портман не забывает благодарить «Лебедя» за то, что он подарил ей любимого мужчину - отца ее будущего ребенка - француз­ского артиста балета Б.Мильпье (см. на фото). Уместно заметить, что в данном фильме танцовщики - лишь функция.

Балетмейстер. Мы видим, как готовится балетная обувь, как заклеивают­ся раны. Но когда начинается репетиция, всего этого быта словно не суще­ствует. Особенно если в зал приходит харизматичный Тома, от которого зави­сит творческая судьба каждого. Тем более что смещена прежняя прима Бет и нужно свежее лицо. Тома делает ставку на Нину. Только как сделать так, что­бы она могла быть не только идеальным Белым лебедем, но и отвратитель­ным Черным? Француз В.Кассель («Враг государства №1») вдохновлялся об­разом Д.Баланчина (1904-1983), российского грузина, положившего начало современному балету. Он был наркоманом своего дела, успешно раскрывав­шим сексуальность артистов.

Производство. С 4 до 13 лет Н.Портман (род. 9.6.1981 г. в Иерусалиме) за­нималась балетом. За год до начала съемок в «Лебеде» возобновила занятия, потеряв 9 кг веса (при росте 160 см). На съемочной площадке она получила серьезную травму ребер и сотрясение мозга. Из-за низкого бюджета медоб- служивание во время работы актриса получала (и это вошло в фильм) лишь ценой отказа от персонального трейлера. Несмотря на героизм Натали, ос­новные танцы исполнены профессиональной балериной и поданы с помо­щью киноухищрений.

Прочая информация. Номинации на «Оскар»: фильм, режиссура, Портман, съемки и монтаж. Композитору К.Мэнселлу («Фонтан») было отказано в пра­ве бороться за «Оскар», ибо его саундтрек - хитроумные вариации на темы П.Чайковского. Номинации на BAFTA: фильм, режиссура, сценарий, Портман, Херши, съемки, декорации, спецэффекты, монтаж, костюмы, звук и грим. Пор­тман удостоена «Золотого глобуса». Номинации: фильм, режиссура и Кунис. 26-летняя уроженка Черновцов М.Кунис («Книга Илая») завоевала премию МКФ в Венеции. Готовясь к роли, она в течение 3 месяцев занималась балетом по 5 часов ежедневно. Сборы в США $93,6 млн. Сборы за рубежом $29,1 млн. Бюджет $13 млн. Рейтинг IMDb - 8,6/60104 голоса. Высокое 60-е место в общем рейтинге и 7-е в жанре фэнтези. В 1 балл фильм оценили 2,2% ответивших. *** Смотрите в кинотеатрах Минска с 10 февраля.

https://www.traditionrolex.com/8