Black Swan, США, 2010, 108 мин., R. Реж. Даррен Аронофски («Реквием по мечте», «Рестлер»); в рол.: Натали Пор- тман (Нина), Мила Кунис (Лили), Венсан Кассель (Тома), Барбара Херши (Эрика), Вайнона Райдер (Бет), Бенжамен Мильпье (Дэвид), Ксения Соло (Вероника), Кристина Анапо (Галина)
Жанр. Психологический триллер.
Балет. Авторы картины точно не ставили задачу представить этот вид искусства традиционным образом, то есть глазами сидящих в зале зрителей. Это явно сделано намеренно, чтобы придать фильму жизни, а не лоска. Мне доводилось видеть балетные репетиции. И, если честно, на меня они производили более сильное впечатление, чем спектакли. Так что и тяготы избранного пути танцовщицы Нины, и упоение им мне кажутся реалистичными и очень интересно переданными. Однако так видится не всем.
Неприятие. Был удивлен, получив от практикующего киноведа такой вердикт: «Черный лебедь» мне абсолютно не понравился. Примитивное по идее, умозрительное и типичное голливудское кино, которое пытается выдать себя за европейский артхаус, то есть за кино со сложным философским подтекстом. И именно эта претензия раздражает. А Портман заслуживает «Золотой малины». Я не стал ввязываться в дискуссию, лишь подумав, что хорошее кино обязано кого-то и раздражать.
Нина. Ее мама Эрика в 28 лет оставила сцену ради дочери, и теперь относится к ней словно к божеству, проявляя, однако, и деспотичность. Впрочем, и без нее Нина славится серьезным отношением к делу. Даже сны видит балетные. Например, об участии в принципиально новой версии «Лебединого озера». Мы слышим, как хрустят ее суставы во время утренней разминки. Видим, как съедает она легкий безвкусный завтрак, а в театр добирается на метро. Там она старается идеально выполнять требования, не встревая в склоки, которых так много в подобных коллективах. Только не подумайте, что Нина - исключительно белая и пушистая.
Бесы. С детства у Нины есть проблема. Она до крови расчесывает себе спину, из-за чего мама принимает особые меры. Это неприятно, но далеко не полностью передает все то, что творится в душе Нины. Она раз за разом видит нечто совсем не так, как это происходит на самом деле, пугая и себя саму, и зрителей фильма, а его создателям давая возможность использовать спецэффекты, словно речь идет о «Кошмаре на улице Вязов». Бесы подталкивают Нину то что-то украсть, то укусить хореографа, то принять наркотик, то даже убить. Впрочем, многое происходит лишь в ее видениях. Таков уж ее внутренний мир - или же последствия диагноза.
Секс. Нина все еще девственница - между тем хореографу требуется зримое проявление истинной сексуальности. Осознавая природу фригидности Нины, он и провоцирует ее на близость, и просит снизить самоконтроль. Например, «трогая себя». Нина и к этому заданию подходит ответственно, но что- то ей мешает, будто набожной монашке. И тогда она дает возможность своей главной конкурентке Лили уговорить себя удариться в загул. Эта часть фильма по форме похожа на похождения вдруг ставшего знаменитым футболиста, который и про необходимость режима знает, и нарушает его с таким усердием, словно завтра жить и не собирается. Но у Нины не так, она лишь искренне желает войти в образ. Так что секс, включая лесбийскую сцену, влияет на ход экранных событий (и состояние героини) особым образом. Отсюда органично, что, получая награды, Портман не забывает благодарить «Лебедя» за то, что он подарил ей любимого мужчину - отца ее будущего ребенка - французского артиста балета Б.Мильпье (см. на фото). Уместно заметить, что в данном фильме танцовщики - лишь функция.
Балетмейстер. Мы видим, как готовится балетная обувь, как заклеиваются раны. Но когда начинается репетиция, всего этого быта словно не существует. Особенно если в зал приходит харизматичный Тома, от которого зависит творческая судьба каждого. Тем более что смещена прежняя прима Бет и нужно свежее лицо. Тома делает ставку на Нину. Только как сделать так, чтобы она могла быть не только идеальным Белым лебедем, но и отвратительным Черным? Француз В.Кассель («Враг государства №1») вдохновлялся образом Д.Баланчина (1904-1983), российского грузина, положившего начало современному балету. Он был наркоманом своего дела, успешно раскрывавшим сексуальность артистов.
Производство. С 4 до 13 лет Н.Портман (род. 9.6.1981 г. в Иерусалиме) занималась балетом. За год до начала съемок в «Лебеде» возобновила занятия, потеряв 9 кг веса (при росте 160 см). На съемочной площадке она получила серьезную травму ребер и сотрясение мозга. Из-за низкого бюджета медоб- служивание во время работы актриса получала (и это вошло в фильм) лишь ценой отказа от персонального трейлера. Несмотря на героизм Натали, основные танцы исполнены профессиональной балериной и поданы с помощью киноухищрений.
Прочая информация. Номинации на «Оскар»: фильм, режиссура, Портман, съемки и монтаж. Композитору К.Мэнселлу («Фонтан») было отказано в праве бороться за «Оскар», ибо его саундтрек - хитроумные вариации на темы П.Чайковского. Номинации на BAFTA: фильм, режиссура, сценарий, Портман, Херши, съемки, декорации, спецэффекты, монтаж, костюмы, звук и грим. Портман удостоена «Золотого глобуса». Номинации: фильм, режиссура и Кунис. 26-летняя уроженка Черновцов М.Кунис («Книга Илая») завоевала премию МКФ в Венеции. Готовясь к роли, она в течение 3 месяцев занималась балетом по 5 часов ежедневно. Сборы в США $93,6 млн. Сборы за рубежом $29,1 млн. Бюджет $13 млн. Рейтинг IMDb - 8,6/60104 голоса. Высокое 60-е место в общем рейтинге и 7-е в жанре фэнтези. В 1 балл фильм оценили 2,2% ответивших. *** Смотрите в кинотеатрах Минска с 10 февраля.