<p>Рубрика «КИНОПРЕМЬЕРА» <strong>Олега ПАВЛОВА<br /></strong>Психологиче­ский триллер. Балет. Авторы карти­ны точно не ставили за­дачу представить этот вид искусства традици­онным образом, то есть глазами сидящих в зале зрителей. Это явно сде­лано намеренно, чтобы придать фильму жизни, а не лоска.</p>

Людмила Бендетович

Cпециалист по туризму

г. Минск ул. Ульяновская 29

Людмила Бендетович
Cпециалист по туризму
г. Минск ул. Ульяновская 29

Black Swan, США, 2010, 108 мин., R. Реж. Даррен Аронофски («Реквием по мечте», «Рестлер»); в рол.: Натали Пор- тман (Нина), Мила Кунис (Лили), Венсан Кассель (Тома), Барбара Херши (Эрика), Вайнона Райдер (Бет), Бенжамен Мильпье (Дэвид), Ксения Соло (Вероника), Кристина Анапо (Галина)

kino

Жанр. Психологиче­ский триллер.

Балет. Авторы карти­ны точно не ставили за­дачу представить этот вид искусства традици­онным образом, то есть глазами сидящих в зале зрителей. Это явно сде­лано намеренно, чтобы придать фильму жизни, а не лоска. Мне доводи­лось видеть балетные репетиции. И, если честно, на меня они производили более сильное впечатление, чем спектакли. Так что и тяготы избранного пути танцовщицы Нины, и упоение им мне кажутся реалистичными и очень инте­ресно переданными. Однако так видится не всем.

Неприятие. Был удивлен, получив от практикующего киноведа такой вер­дикт: «Черный лебедь» мне абсолютно не понравился. Примитивное по идее, умозрительное и типичное голливудское кино, которое пытается выдать себя за европейский артхаус, то есть за кино со сложным философским подтек­стом. И именно эта претензия раздражает. А Портман заслуживает «Золотой малины». Я не стал ввязываться в дискуссию, лишь подумав, что хорошее кино обязано кого-то и раздражать.

Нина. Ее мама Эрика в 28 лет оставила сцену ради дочери, и теперь отно­сится к ней словно к божеству, проявляя, однако, и деспотичность. Впрочем, и без нее Нина славится серьезным отношением к делу. Даже сны видит балет­ные. Например, об участии в принципиально новой версии «Лебединого озе­ра». Мы слышим, как хрустят ее суставы во время утренней разминки. Видим, как съедает она легкий безвкусный завтрак, а в театр добирается на метро. Там она старается идеально выполнять требования, не встревая в склоки, ко­торых так много в подобных коллективах. Только не подумайте, что Нина - ис­ключительно белая и пушистая.

Бесы. С детства у Нины есть проблема. Она до крови расчесывает себе спи­ну, из-за чего мама принимает особые меры. Это неприятно, но далеко не пол­ностью передает все то, что творится в душе Нины. Она раз за разом видит нечто совсем не так, как это происходит на самом деле, пугая и себя саму, и зрителей фильма, а его создателям давая возможность использовать спец­эффекты, словно речь идет о «Кошмаре на улице Вязов». Бесы подталкивают Нину то что-то украсть, то укусить хореографа, то принять наркотик, то даже убить. Впрочем, многое происходит лишь в ее видениях. Таков уж ее вну­тренний мир - или же последствия диагноза.

Секс. Нина все еще девственница - между тем хореографу требуется зри­мое проявление истинной сексуальности. Осознавая природу фригидности Нины, он и провоцирует ее на близость, и просит снизить самоконтроль. На­пример, «трогая себя». Нина и к этому заданию подходит ответственно, но что- то ей мешает, будто набожной монашке. И тогда она дает возможность своей главной конкурентке Лили уговорить себя удариться в загул. Эта часть филь­ма по форме похожа на похождения вдруг ставшего знаменитым футболиста, который и про необходимость режима знает, и нарушает его с таким усерди­ем, словно завтра жить и не собирается. Но у Нины не так, она лишь искренне желает войти в образ. Так что секс, включая лесбийскую сцену, влияет на ход экранных событий (и состояние героини) особым образом. Отсюда органич­но, что, получая награды, Портман не забывает благодарить «Лебедя» за то, что он подарил ей любимого мужчину - отца ее будущего ребенка - француз­ского артиста балета Б.Мильпье (см. на фото). Уместно заметить, что в данном фильме танцовщики - лишь функция.

Балетмейстер. Мы видим, как готовится балетная обувь, как заклеивают­ся раны. Но когда начинается репетиция, всего этого быта словно не суще­ствует. Особенно если в зал приходит харизматичный Тома, от которого зави­сит творческая судьба каждого. Тем более что смещена прежняя прима Бет и нужно свежее лицо. Тома делает ставку на Нину. Только как сделать так, что­бы она могла быть не только идеальным Белым лебедем, но и отвратитель­ным Черным? Француз В.Кассель («Враг государства №1») вдохновлялся об­разом Д.Баланчина (1904-1983), российского грузина, положившего начало современному балету. Он был наркоманом своего дела, успешно раскрывав­шим сексуальность артистов.

Производство. С 4 до 13 лет Н.Портман (род. 9.6.1981 г. в Иерусалиме) за­нималась балетом. За год до начала съемок в «Лебеде» возобновила занятия, потеряв 9 кг веса (при росте 160 см). На съемочной площадке она получила серьезную травму ребер и сотрясение мозга. Из-за низкого бюджета медоб- служивание во время работы актриса получала (и это вошло в фильм) лишь ценой отказа от персонального трейлера. Несмотря на героизм Натали, ос­новные танцы исполнены профессиональной балериной и поданы с помо­щью киноухищрений.

Прочая информация. Номинации на «Оскар»: фильм, режиссура, Портман, съемки и монтаж. Композитору К.Мэнселлу («Фонтан») было отказано в пра­ве бороться за «Оскар», ибо его саундтрек - хитроумные вариации на темы П.Чайковского. Номинации на BAFTA: фильм, режиссура, сценарий, Портман, Херши, съемки, декорации, спецэффекты, монтаж, костюмы, звук и грим. Пор­тман удостоена «Золотого глобуса». Номинации: фильм, режиссура и Кунис. 26-летняя уроженка Черновцов М.Кунис («Книга Илая») завоевала премию МКФ в Венеции. Готовясь к роли, она в течение 3 месяцев занималась балетом по 5 часов ежедневно. Сборы в США $93,6 млн. Сборы за рубежом $29,1 млн. Бюджет $13 млн. Рейтинг IMDb - 8,6/60104 голоса. Высокое 60-е место в общем рейтинге и 7-е в жанре фэнтези. В 1 балл фильм оценили 2,2% ответивших. *** Смотрите в кинотеатрах Минска с 10 февраля.