https://www.traditionrolex.com/8
<p>В этом году Художественной галерее в Полоцке исполняется 30 лет. На юбилей приглашены художники, ценители искусства и просто близкие друзья. Гости пройдутся по залам Иезуитского коллегиума и обсудят тенденции развития белорусского и мирового искусства.</p>

В этом году Художественной галерее в Полоцке исполняется 30 лет. На юбилей приглашены художники, ценители искусства и просто близкие друзья. Гости пройдутся по залам Иезуитского коллегиума и обсудят тенденции развития белорусского и мирового искусства. Как призналось руководство музея, юбилей – это лишь повод собраться всем вместе. О том, чем уникальна Художественная галерея, какое место она занимает в жизни города и за счет чего планируется расширить музейный фонд, в преддверии юбилея мы беседуем с заведующей филиалом «Художественная галерея» Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника Ларисой ЛЫСЕНКО.

– Среди белорусских художников считается престижным выставлять работы в Художественной галерее Полоцка. Чего стоило завоевать такое признание?

– Это был действительно долгий путь. В 1981 году картинная галерея размещалась в залах Богоявленской церкви. В течение десяти лет, начиная с 1992 года, она продолжала свою работу в Музее белорусского книгопечатания. И только в 2002 году галерея переехала в корпуса бывшего иезуитского коллегиума. Моя работа в галерее началась в 1985 году. Вместе с коллегой Олегом Ладисовым мы решили показывать полочанам все самое лучшее, что есть в искусстве Беларуси. Без стеснения стали приглашать не только региональных художников и мастеров со всей страны, но и направляли пригласительные письма в Союзы художников соседних стран. Это создавало художественную среду и, говоря простыми словами, затягивало. Так мы стали комплектовать фонд. В 80–90-е годы работы художников покупало в основном Министерство культуры. Видя наше отношение к искусству, многие мастера с удовольствием дарили галерее свои работы или же отдавали по минимальной цене. Когда на горизонте появилась возможность получить здание под музей-галерею, при формировании коллекции мы больше опирались на научный подход, сортируя искусство по периодам. В каждом десятилетии работали талантливые художники, их нужно было только увидеть.

– Какие экспонаты из коллекции галереи вы считаете наиболее ценными?

– Мы дорожим каждой картиной, которая числится в фонде галереи. Однако среди них есть действительно уникальные вещи. Так, в нашей коллекции хранится семь икон униатского письма – «Сретение», «Чудо Св. Георгия о змие», «Вознесение» и другие. Их можно увидеть в постоянной экспозиции. Все эти иконы длительное время находились в иконостасе Софийского собора. Мы также гордимся портретом Эльжбеты Огинской Пузыны 1760 года, поступившим из костела, построенного орденом иезуитов в 1766 году в честь Апостола Св. Тадеуша в местечке Лучаи. Возможно, портрет был написан художником из Полоцка. В галерее представлена серия из семи работ «Архангельского цикла» (1936–1944 гг.) Белыницкого-Бирули, классика реалистической живописи.

По мере того как ведутся реставрационные работы в Спасо-Преображенской церкви, раскрываются фрески XII века, путем расслоения живописных слоев в экспозицию также поступают фрагменты сюжетов XVIII и XIX веков.

Беседовала Яна ШИДЛОВСКАЯ

Продолжение интервью читайте в свежем выпуске газеты «Туризм и отдых», который появится в четверг 17 февраля

https://www.traditionrolex.com/8