В этом году Художественной галерее в Полоцке исполняется 30 лет. На юбилей приглашены художники, ценители искусства и просто близкие друзья. Гости пройдутся по залам Иезуитского коллегиума и обсудят тенденции развития белорусского и мирового искусства. Как призналось руководство музея, юбилей - это лишь повод собраться всем вместе. О том, чем уникальна Художественная галерея, какое место она занимает в жизни города и за счет чего планируется расширить музейный фонд, в преддверии юбилея мы беседуем с заведующей филиалом «Художественная галерея» Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника Ларисой ЛЫСЕНКО.
- Среди белорусских художников считается престижным выставлять работы в Художественной галерее Полоцка. Чего стоило завоевать такое признание?
- Это был действительно долгий путь. В 1981 году картинная галерея размещалась в залах Богоявленской церкви. В течение десяти лет, начиная с 1992 года, она продолжала свою работу в Музее белорусского книгопечатания. И только в 2002 году галерея переехала в корпуса бывшего иезуитского коллегиума. Моя работа в галерее началась в 1985 году. Вместе с коллегой Олегом Ладисовым мы решили показывать полочанам все самое лучшее, что есть в искусстве Беларуси. Без стеснения стали приглашать не только региональных художников и мастеров со всей страны, но и направляли пригласительные письма в союзы художников соседних стран. Это создавало художественную среду и, говоря простыми словами, затягивало. Так мы стали комплектовать фонд. В 80-90-е годы работы художников покупало в основном Министерство культуры. Видя наше отношение к искусству, многие мастера с удовольствием дарили галерее свои работы или же отдавали по минимальной цене. Когда на горизонте появилась возможность получить здание под музей-галерею, при формировании коллекции мы больше опирались на научный подход, сортируя искусство по периодам. В каждом десятилетии работали талантливые художники, их нужно было только увидеть.
- Какие экспонаты из коллекции галереи вы считаете наиболее ценными?
- Мы дорожим каждой картиной, которая числится в фонде галереи. Однако среди них есть действительно уникальные вещи. Так, в нашей коллекции хранится семь икон униатского письма - «Сретение», «Чудо Св. Георгия о змие», «Вознесение» и другие. Их можно увидеть в постоянной экспозиции. Все эти иконы длительное время находились в иконостасе Софийского собора. Мы также гордимся портретом Эльжбеты Огинской Пузыны 1760 года, поступившим из костела, построенного орденом иезуитов в 1766 году в честь Апостола Св. Тадеуша в местечке Лучаи. Возможно, портрет был написан художником из Полоцка. В галерее представлена серия из семи работ «Архангельского цикла» (19361944 гг.) Белыницкого-Бирули, классика реалистической живописи.
По мере того как ведутся реставрационные работы в Спасо-Преображенской церкви, раскрываются фрески XII века, путем расслоения живописных слоев в экспозицию также поступают фрагменты сюжетов XVIII и XIX веков.
- Какие работы достойны места в коллекции Художественной галереи? Как пополняется фонд?
- Чтобы пополнить коллекцию, нужно изучить творчество художника. Поэтому мы устраиваем ему персональную выставку и из всех работ выбираем одно произведение, подходящее для музея. Многие работы художник пишет, находясь в творческом поиске, и одна из них обязательно окажется уникальной. Именно такие работы должны приобретать музеи. Если нужны работы художников, скажем, 70-х годов, мы выбираем яркую личность именно этого периода со своим почерком, манерой письма, и предлагаем ему персональную выставку. Мы, музейщики, не всегда любим получать картины в подарок: художники все свои произведения любят как своих детей и порой не могут решить, что у них лучшее, в то время как музеи отслеживают поэтапное развитие искусства.
Есть и другой путь. В 90-е годы творчество отдельных художников не находило отклика.
Тем не менее они работали, жили искусством. Как пример можно привести «Немигу-17» - объединение художников, которые считали, что искусство должно жить по законам искусства: оно не должно иллюстрировать политику, не должно прислуживать. Если музыка живет по законам звука, то живопись живет по законам цвета. Когда художники решили провести серию выставок, столица их не приняла. Когда выставка открылась, председатель Союза художников закрыл двери выставочного зала на ключ и никого не впустил. Выставка состоялась, но увидеть ее никто не смог. Так получилось, что свою первую выставку художники сделали на танцплощадке в Полоцке, поскольку в выставочные залы их не пускали, а следующую - уже в Полоцкой картинной галерее. После этого их с удовольствием приняла Москва. С большим трудом, но нам удалось укомплектовать полную коллекцию работ художников этого объединения. Сегодня они очень известны - А.Кузнецов, С.Кирющенко, Л.Хоботов и др. Они прославили живопись Беларуси и впервые представили свои работы в Третьяковской галерее. За 60 лет ни один белорусский художник там не выставлялся.
У нас часто возникают проблемы с приобретением картин, потому что нет средств. Сегодня художники имеют возможность выставляться во всем мире, поэтому стоимость их работ повышается. Многие художники, тем не менее, готовы продать свои картины музею за минимальную стоимость - лишь бы остаться на родине.
При галерее в Полоцке мы сделали художественный салон, который работает по принципу клуба коллекционеров. Мы принимаем творческие работы членов Союза художников с той целью, чтобы у нас развивалось коллекционирование. Чтобы люди понимали, что в искусство можно и нужно вкладывать деньги. В салоне нет сувенирных работ, но есть произведения, которые люди покупают, серьезно обдумав.
- Многие ли выставки посвящены современному искусству?
- Сегодня музейным коллекциям необходимо фиксировать время, ритм и творческие достижения в художественной практике. Современное искусство очень разноплановое, и мы ежегодно стараемся показать выставки, на наш взгляд, знакомящие с новым в белорусском искусстве. Так, у нас проходила выставка скульптуры «Next generation», совместный белорусско-шведский проект «Иллюзия, фальсификация и реальность», выставка «Артметры» Андрея Савича и Павла Омелюсика, демонстрирующая новые технологии.
- Какое место в жизни Полоцка занимает галерея?
- Я бы назвала галерею живым организмом. Здесь не только представлена культура Беларуси в произведениях культового и светского искусства. В галерее проводятся выставки искусства актуальных направлений, встречаются ценители искусства, а творческие люди собираются для совместной работы. В данном случае я имею в виду проведение международного пленэра визуальных искусств ART-EGO, который в этом году собрал в Полоцке художников из Литвы, Латвии и Беларуси. Участником пленэра может быть творческая личность, склонная к эксперименту. Его организатором стал полоцкий художник Александр Коновалов.
Жители Полоцка - активные посетители галереи. В городе сформировался круг ценителей искусства, который не пропускает ни одной выставки. Полочане избалованы интересными событиями художественной жизни, поэтому любят все новенькое. Как пример можно вспомнить однодневную выставку, прошедшую в январе: представители посольства Швеции по дороге из Вильнюса в Минск привезли в Полоцк выставку видео-арта. Это довольно редкое явление для Беларуси. Выставка длилась всего два часа. Был дождливый, пасмурный день, однако посмотреть на работы художников собралось более 150 человек. После окончания выставки долго не расходились, обсуждали увиденное.
- Насколько мне известно, галерея планирует расширять свою коллекцию и за счет фотографий.
- У нас все чаще проходят выставки фотографий, организованные институтом Гёте, посольством Швеции, консульством Латвии, музеями, фотохудожниками. В феврале планируем открыть выставку фотографий Павла Волынцевича «Фотолетопись длиною в полстолетия». Фотографии предстанут разные - репортажные, иллюстративные, художественные, документальные, авторские. Насколько мне известно, в музеях Беларуси нет полноценных, хронологически объективных коллекций фотоискусства. У нас - благодаря выставкам и разрозненно попавшим в музей фотоработам белорусских художников - возникло намерение сформировать такую коллекцию. Тогда у галереи появится возможность устраивать длительные, полугодовые, концептуально обоснованные экспозиции фотоискусства, знакомить с развитием этого вида искусства в Беларуси, а также сохранить с их помощью историю.
- Многие утверждают, что вся культурная жизнь сосредоточена в столице. Можно ли опровергнуть это мнение на примере Полоцка?
- Все белорусы понимают, что Полоцк - это столица духовная, историческая. К Полоцку сложилось особое отношение - из-за монастырей, из-за Софийского собора, из-за множества музеев, в том числе и из-за Художественной галереи. Я бы не стала сравнивать Минск и Полоцк. Мне как организатору в столице намного интереснее - ведь там проходит несравненно больше культурных событий. С другой стороны, сколько бы нас ни называли духовной столицей, мы все равно остаемся провинциальным городом. Но в этом есть особая прелесть. Я верю, что туристы теперь будут стремиться не только в столицу, но и в города и местечки Беларуси, где происходят знаковые события, сохранился редкий памятник архитектуры или уникальная икона, не имеющая аналогов в мире. Едут же паломники со всего мира в португальскую деревушку Фатиму, чтобы поклониться тому месту, где девочкам-пастушкам явилась Дева Мария. То же самое и в отношении Полоцка. Если в городе продолжать заложенные издавна художественные традиции, туристы будут специально приезжать, скажем, на международную биеннале акварели или на международные выставки текстиля, которые мы тоже начинаем проводить. Или чтобы увидеть иконы, которые 250 лет находились в иконостасе Софийского собора. Они написаны разными мастерами в разных иконописных мастерских и приходятся на период униатства. Это очень редкое явление, характерное для Беларуси. И в Полоцке это чудо можно увидеть.
- Другими словами, нам следует развивать региональный туризм? Находить бренды и символы, которые ассоциировались бы с конкретным местом?
- Безусловно! Ведь каждый город, местечко, деревушка по-своему уникальны. В Беларуси не так много художественных галерей, и их возникновению предшествуют какие-либо условия, ведь ничто в жизни не бывает случайным. Сама атмосфера Полоцка, казалось, располагала к тому, чтобы в нем появилась картинная галерея. Она получила свое крещение в залах Богоявленской церкви, а сегодня размещается в зданиях Иезуитского коллегиума, построенного в середине XVIII века. Таким образом, музейные принципы в Полоцке начинаются из традиций, которые прививали иезуиты, строя учебные заведения подобно коллегиуму. Наша галерея эти традиции продолжает. Не случайно в своей экспозиции мы решили показать развитие культуры и искусства всей Беларуси, ведь фрески XII века в Спасо-Преображенской церкви принадлежат не только Полоцку, но и всему миру. Многие художники, видя эти фрески, называют их энциклопедией живописи. И это находится в Полоцке.
- Как вы оцениваете потенциал белорусского искусства?
- Художественный потенциал белорусского искусства, на мой взгляд, очень велик и еще далеко не раскрыт. Это показывают международные выставки. Сегодня художники участвуют в престижных зарубежных выставках, так как им важно увидеть свои работы на различных биеннале и конкурсах. Но мне кажется, наиболее важно и ценно видеть белорусское искусство на международных выставках у себя на родине. Это вызывает массу мнений, суждений и, конечно же, приводит к объективным выводам. В этом году в Полоцке пройдет 3-я международная биеннале акварели «Вада + Фарба», на которую съедутся художники из разных стран. Они с удовольствием участвуют в выставочных проектах, и, надеюсь, со временем традиционные выставки с известными именами будут привлекать и туристов. Очевидно, что оценивать происходящее на твоих глазах гораздо сложнее, чем выявлять некие ретроспективные закономерности, но, объединившись в одних социальных, географических и этнических условиях, художники создают артефакт, который в дальнейшем может перейти в рамки традиций и культурных ценностей.
- Во многих странах культура художественных галерей очень развита. Возьмем для примера Северную Америку. В городке Провинс-Таун, штат Массачусетс, работает более 60 художественных галерей. При этом население портового города не превышает 12 тысяч человек. Сможем ли мы когда-нибудь выйти на подобный уровень?
- Сегодня многие художественные галереи работают по коммерческому принципу и главным образом настроены на то, чтобы продать выставленные у них картины. Для Беларуси, на мой взгляд, важны галереи-музеи, которые в первую очередь думают об искусстве, чтобы повысить и углубить художественную культуру белорусов. Поэтому важно, чтобы искусству больше внимания уделяло государство. Вложенные в искусство деньги вернутся сторицей. Представьте - на все население Беларуси приходится только 1100 художников. Это очень мало! Но они выставляют свои работы за рубежом и везде представляют Беларусь, создают ее имидж. Многие галеристы уже приезжают в Беларусь, чтобы увидеть, как работают наши художники. Черед за туристами. Однако сейчас мы сталкиваемся с проблемой, когда перед музеями ставится задача заработать, выполнить план. В прошлом году мы должны были увеличить объем оказанных услуг на 200%, в этом - на 180%. Это немыслимо, особенно для небольших городов, ведь население у нас невелико, а галереи посещают только люди, интересующиеся искусством. Это вынуждает нас проводить коммерческие выставки, не имеющие отношения ни к искусству, ни к нашей истории - выставки восковых фигур, бабочек, оружия. И хотя в этом году прозвучало предложение освободить музеи от подобных планов, оно пока не принято. А это мешает работать.
Но я уверена, что сегодня галерея в Полоцке является одним из важных культурных центров страны. И именно в нашей галерее можно увидеть связующие звенья развития культуры и искусства Беларуси. Туристы, приезжая в страну, в первую очередь хотят увидеть природный колорит и культуру этой страны. А музеи, решая эти задачи, являются зеркалом самосознания народа.
Беседовала Яна ШИДЛОВСКАЯ