https://www.traditionrolex.com/8
<p>В этом году Художественной галерее в Полоцке исполняется 30 лет. Как призналось руководство музея, юбилей - это лишь повод собраться всем вместе. О том, чем уникальна Художественная галерея, какое место она занимает в жизни города и за счет чего планируется расши­рить музейный фонд, в преддверии юбилея мы беседуем с заведующей филиалом «Художественная гале­рея» Национального Полоцкого историко-культурного музея-запо­ведника Ларисой ЛЫСЕНКО.</p>

В этом году Художественной галерее в Полоцке исполняется 30 лет. На юбилей приглашены художники, ценители искусства и просто близкие друзья. Гости прой­дутся по залам Иезуитского коллеги­ума и обсудят тенденции развития белорусского и мирового искусства. Как призналось руководство музея, юбилей - это лишь повод собраться всем вместе. О том, чем уникальна Художественная галерея, какое место она занимает в жизни города и за счет чего планируется расши­рить музейный фонд, в преддверии юбилея мы беседуем с заведующей филиалом «Художественная гале­рея» Национального Полоцкого историко-культурного музея-запо­ведника Ларисой ЛЫСЕНКО.

lysenko

-    Среди белорусских художников счита­ется престижным выставлять работы в Художественной галерее Полоцка. Чего стои­ло завоевать такое признание?

-     Это был действительно долгий путь. В 1981 году картинная галерея размещалась в залах Богоявленской церкви. В течение деся­ти лет, начиная с 1992 года, она продолжала свою работу в Музее белорусского книгопе­чатания. И только в 2002 году галерея пере­ехала в корпуса бывшего иезуитского колле­гиума. Моя работа в галерее началась в 1985 году. Вместе с коллегой Олегом Ладисовым мы решили показывать полочанам все самое лучшее, что есть в искусстве Беларуси. Без стеснения стали приглашать не только регио­нальных художников и мастеров со всей стра­ны, но и направляли пригласительные пись­ма в союзы художников соседних стран. Это создавало художественную среду и, говоря простыми словами, затягивало. Так мы стали комплектовать фонд. В 80-90-е годы работы художников покупало в основном Министер­ство культуры. Видя наше отношение к искус­ству, многие мастера с удовольствием дари­ли галерее свои работы или же отдавали по минимальной цене. Когда на горизонте поя­вилась возможность получить здание под му­зей-галерею, при формировании коллекции мы больше опирались на научный подход, со­ртируя искусство по периодам. В каждом де­сятилетии работали талантливые художники, их нужно было только увидеть.

-   Какие экспонаты из коллекции галереи вы считаете наиболее ценными?

-     Мы дорожим каждой картиной, которая числится в фонде галереи. Однако среди них есть действительно уникальные вещи. Так, в нашей коллекции хранится семь икон уни­атского письма - «Сретение», «Чудо Св. Геор­гия о змие», «Вознесение» и другие. Их мож­но увидеть в постоянной экспозиции. Все эти иконы длительное время находились в ико­ностасе Софийского собора. Мы также гор­димся портретом Эльжбеты Огинской Пузыны 1760 года, поступившим из костела, постро­енного орденом иезуитов в 1766 году в честь Апостола Св. Тадеуша в местечке Лучаи. Воз­можно, портрет был написан художником из Полоцка. В галерее представлена серия из семи работ «Архангельского цикла» (1936­1944 гг.) Белыницкого-Бирули, классика реа­листической живописи.

По мере того как ведутся реставрационные работы в Спасо-Преображенской церкви, рас­крываются фрески XII века, путем расслоения живописных слоев в экспозицию также посту­пают фрагменты сюжетов XVIII и XIX веков.

myzei

-     Какие работы достойны места в кол­лекции Художественной галереи? Как по­полняется фонд?

-     Чтобы пополнить коллекцию, нужно из­учить творчество художника. Поэтому мы устраиваем ему персональную выставку и из всех работ выбираем одно произведение, подходящее для музея. Многие работы ху­дожник пишет, находясь в творческом поиске, и одна из них обязательно окажется уникаль­ной. Именно такие работы должны приоб­ретать музеи. Если нужны работы художни­ков, скажем, 70-х годов, мы выбираем яркую личность именно этого периода со своим по­черком, манерой письма, и предлагаем ему персональную выставку. Мы, музейщики, не всегда любим получать картины в подарок: художники все свои произведения любят как своих детей и порой не могут решить, что у них лучшее, в то время как музеи отслежива­ют поэтапное развитие искусства.

Есть и другой путь. В 90-е годы творчество отдельных художников не находило отклика.

Тем не менее они работали, жили искусством. Как пример можно привести «Немигу-17» - объединение художников, которые считали, что искусство должно жить по законам искус­ства: оно не должно иллюстрировать полити­ку, не должно прислуживать. Если музыка жи­вет по законам звука, то живопись живет по законам цвета. Когда художники решили про­вести серию выставок, столица их не приня­ла. Когда выставка открылась, председатель Союза художников закрыл двери выставочно­го зала на ключ и никого не впустил. Выстав­ка состоялась, но увидеть ее никто не смог. Так получилось, что свою первую выставку худож­ники сделали на танцплощадке в Полоцке, по­скольку в выставочные залы их не пускали, а следующую - уже в Полоцкой картинной га­лерее. После этого их с удовольствием приня­ла Москва. С большим трудом, но нам удалось укомплектовать полную коллекцию работ ху­дожников этого объединения. Сегодня они очень известны - А.Кузнецов, С.Кирющенко, Л.Хоботов и др. Они прославили живопись Бе­ларуси и впервые представили свои работы в Третьяковской галерее. За 60 лет ни один бело­русский художник там не выставлялся.

У нас часто возникают проблемы с приоб­ретением картин, потому что нет средств. Се­годня художники имеют возможность выстав­ляться во всем мире, поэтому стоимость их работ повышается. Многие художники, тем не менее, готовы продать свои картины музею за минимальную стоимость - лишь бы остаться на родине.

При галерее в Полоцке мы сделали художе­ственный салон, который работает по прин­ципу клуба коллекционеров. Мы принимаем творческие работы членов Союза художни­ков с той целью, чтобы у нас развивалось кол­лекционирование. Чтобы люди понимали, что в искусство можно и нужно вкладывать день­ги. В салоне нет сувенирных работ, но есть произведения, которые люди покупают, се­рьезно обдумав.

-   Многие ли выставки посвящены совре­менному искусству?

-   Сегодня музейным коллекциям необходи­мо фиксировать время, ритм и творческие до­стижения в художественной практике. Совре­менное искусство очень разноплановое, и мы ежегодно стараемся показать выставки, на наш взгляд, знакомящие с новым в белорусском искусстве. Так, у нас проходила выстав­ка скульптуры «Next generation», совмест­ный белорусско-шведский проект «Иллюзия, фальсификация и реальность», выставка «Артметры» Андрея Савича и Павла Омелюсика, демонстрирующая новые технологии.

-    Какое место в жизни Полоцка занима­ет галерея?

-    Я бы назвала галерею живым организмом. Здесь не только представлена культура Бела­руси в произведениях культового и светского искусства. В галерее проводятся выставки ис­кусства актуальных направлений, встречаются ценители искусства, а творческие люди собира­ются для совместной работы. В данном случае я имею в виду проведение международного пле­нэра визуальных искусств ART-EGO, который в этом году собрал в Полоцке художников из Лит­вы, Латвии и Беларуси. Участником пленэра мо­жет быть творческая личность, склонная к экс­перименту. Его организатором стал полоцкий художник Александр Коновалов.

Жители Полоцка - активные посетители га­лереи. В городе сформировался круг цени­телей искусства, который не пропускает ни одной выставки. Полочане избалованы ин­тересными событиями художественной жиз­ни, поэтому любят все новенькое. Как пример можно вспомнить однодневную выставку, прошедшую в январе: представители посоль­ства Швеции по дороге из Вильнюса в Минск привезли в Полоцк выставку видео-арта. Это довольно редкое явление для Беларуси. Вы­ставка длилась всего два часа. Был дождли­вый, пасмурный день, однако посмотреть на работы художников собралось более 150 че­ловек. После окончания выставки долго не расходились, обсуждали увиденное.

-    Насколько мне известно, галерея пла­нирует расширять свою коллекцию и за счет фотографий.

-    У нас все чаще проходят выставки фото­графий, организованные институтом Гёте, по­сольством Швеции, консульством Латвии, музеями, фотохудожниками. В феврале пла­нируем открыть выставку фотографий Пав­ла Волынцевича «Фотолетопись длиною в полстолетия». Фотографии предстанут раз­ные - репортажные, иллюстративные, худо­жественные, документальные, авторские. На­сколько мне известно, в музеях Беларуси нет полноценных, хронологически объективных коллекций фотоискусства. У нас - благодаря выставкам и разрозненно попавшим в музей фотоработам белорусских художников - воз­никло намерение сформировать такую кол­лекцию. Тогда у галереи появится возмож­ность устраивать длительные, полугодовые, концептуально обоснованные экспозиции фотоискусства, знакомить с развитием этого вида искусства в Беларуси, а также сохранить с их помощью историю.

-    Многие утверждают, что вся культур­ная жизнь сосредоточена в столице. Мож­но ли опровергнуть это мнение на приме­ре Полоцка?

-    Все белорусы понимают, что Полоцк - это столица духовная, историческая. К Полоц­ку сложилось особое отношение - из-за мо­настырей, из-за Софийского собора, из-за множества музеев, в том числе и из-за Худо­жественной галереи. Я бы не стала сравни­вать Минск и Полоцк. Мне как организато­ру в столице намного интереснее - ведь там проходит несравненно больше культурных событий. С другой стороны, сколько бы нас ни называли духовной столицей, мы все рав­но остаемся провинциальным городом. Но в этом есть особая прелесть. Я верю, что тури­сты теперь будут стремиться не только в сто­лицу, но и в города и местечки Беларуси, где происходят знаковые события, сохранился редкий памятник архитектуры или уникаль­ная икона, не имеющая аналогов в мире. Едут же паломники со всего мира в португальскую деревушку Фатиму, чтобы поклониться тому месту, где девочкам-пастушкам явилась Дева Мария. То же самое и в отношении Полоцка. Если в городе продолжать заложенные издав­на художественные традиции, туристы будут специально приезжать, скажем, на междуна­родную биеннале акварели или на междуна­родные выставки текстиля, которые мы тоже начинаем проводить. Или чтобы увидеть ико­ны, которые 250 лет находились в иконостасе Софийского собора. Они написаны разными мастерами в разных иконописных мастерских и приходятся на период униатства. Это очень редкое явление, характерное для Беларуси. И в Полоцке это чудо можно увидеть.

-     Другими словами, нам следует раз­вивать региональный туризм? Находить бренды и символы, которые ассоциирова­лись бы с конкретным местом?

-    Безусловно! Ведь каждый город, местеч­ко, деревушка по-своему уникальны. В Бела­руси не так много художественных галерей, и их возникновению предшествуют какие-либо условия, ведь ничто в жизни не бывает слу­чайным. Сама атмосфера Полоцка, казалось, располагала к тому, чтобы в нем появилась картинная галерея. Она получила свое кре­щение в залах Богоявленской церкви, а сегод­ня размещается в зданиях Иезуитского кол­легиума, построенного в середине XVIII века. Таким образом, музейные принципы в По­лоцке начинаются из традиций, которые при­вивали иезуиты, строя учебные заведения подобно коллегиуму. Наша галерея эти тра­диции продолжает. Не случайно в своей экс­позиции мы решили показать развитие куль­туры и искусства всей Беларуси, ведь фрески XII века в Спасо-Преображенской церкви при­надлежат не только Полоцку, но и всему миру. Многие художники, видя эти фрески, называ­ют их энциклопедией живописи. И это нахо­дится в Полоцке.

-    Как вы оцениваете потенциал белорус­ского искусства?

-     Художественный потенциал белорусского искусства, на мой взгляд, очень велик и еще да­леко не раскрыт. Это показывают международ­ные выставки. Сегодня художники участвуют в престижных зарубежных выставках, так как им важно увидеть свои работы на различных би­еннале и конкурсах. Но мне кажется, наиболее важно и ценно видеть белорусское искусство на международных выставках у себя на роди­не. Это вызывает массу мнений, суждений и, ко­нечно же, приводит к объективным выводам. В этом году в Полоцке пройдет 3-я международ­ная биеннале акварели «Вада + Фарба», на кото­рую съедутся художники из разных стран. Они с удовольствием участвуют в выставочных проек­тах, и, надеюсь, со временем традиционные вы­ставки с известными именами будут привлекать и туристов. Очевидно, что оценивать происхо­дящее на твоих глазах гораздо сложнее, чем вы­являть некие ретроспективные закономерно­сти, но, объединившись в одних социальных, географических и этнических условиях, худож­ники создают артефакт, который в дальнейшем может перейти в рамки традиций и культурных ценностей.

-      Во многих странах культура художе­ственных галерей очень развита. Возьмем для примера Северную Америку. В город­ке Провинс-Таун, штат Массачусетс, работа­ет более 60 художественных галерей. При этом население портового города не превы­шает 12 тысяч человек. Сможем ли мы ког­да-нибудь выйти на подобный уровень?

-    Сегодня многие художественные галереи работают по коммерческому принципу и глав­ным образом настроены на то, чтобы продать выставленные у них картины. Для Беларуси, на мой взгляд, важны галереи-музеи, которые в первую очередь думают об искусстве, чтобы по­высить и углубить художественную культуру бе­лорусов. Поэтому важно, чтобы искусству боль­ше внимания уделяло государство. Вложенные в искусство деньги вернутся сторицей. Пред­ставьте - на все население Беларуси приходит­ся только 1100 художников. Это очень мало! Но они выставляют свои работы за рубежом и везде представляют Беларусь, создают ее имидж. Мно­гие галеристы уже приезжают в Беларусь, чтобы увидеть, как работают наши художники. Черед за туристами. Однако сейчас мы сталкиваемся с проблемой, когда перед музеями ставится зада­ча заработать, выполнить план. В прошлом году мы должны были увеличить объем оказанных услуг на 200%, в этом - на 180%. Это немыслимо, особенно для небольших городов, ведь населе­ние у нас невелико, а галереи посещают только люди, интересующиеся искусством. Это вынуж­дает нас проводить коммерческие выставки, не имеющие отношения ни к искусству, ни к нашей истории - выставки восковых фигур, бабочек, оружия. И хотя в этом году прозвучало предло­жение освободить музеи от подобных планов, оно пока не принято. А это мешает работать.

Но я уверена, что сегодня галерея в Полоцке является одним из важных культурных центров страны. И именно в нашей галерее можно уви­деть связующие звенья развития культуры и искусства Беларуси. Туристы, приезжая в стра­ну, в первую очередь хотят увидеть природный колорит и культуру этой страны. А музеи, ре­шая эти задачи, являются зеркалом самосозна­ния народа.

Беседовала Яна ШИДЛОВСКАЯ

https://www.traditionrolex.com/8