https://www.traditionrolex.com/8
<p><strong>К 2015 году белорусский туризм должен зарабатывать полмиллиарда долларов ежегодно</strong></p>
<p>Заместитель министра спорта и туризма Чеслав ШУЛЬГА считает, что самое главное для развития туризма - координация деятельности различных министерств и ведомств</p>

К 2015 году белорусский туризм должен зарабатывать полмиллиарда долларов ежегодно

Заместитель министра спорта и туризма Чеслав ШУЛЬГА считает, что самое главное для развития туризма - координация деятельности различных министерств и ведомств

chulga

Во вторник 15 февраля состоялось расширенное заседание коллегии Де­партамента по туризму Мини­стерства спорта и туризма Бела­руси, во время которого были подведены итоги выполнения Национальной программы развития туризма на 2008-2010 годы, а также озвучены планы на ближайшую пятилетку.

Подводя итоги, директор Департа­мента по туризму Вадим Кармазин за­метил, что реализация национальной программы была делом довольно на­пряженным: четыре подпрограммы включали в общей сложности 452 меро­приятия, в организации которых так или иначе принимали участие 25 различных министерств и ведомств. Кроме того, го­сударство требовало от туристической отрасли продемонстрировать довольно высокие показатели. В частности, толь­ко за 2010 год рост объемов туристиче­ских услуг должен был составить 125%, экспорт - увеличиться на 119%, а сальдо - достигнуть 90 млн долларов. При этом предполагалось, что количество прибы­тий составит 4,1 млн человек, среди ко­торых 200 тысяч должны были состав­лять организованные туристы.

В итоге из всех доведенных до све­дения отрасли показателей фактически совпали только два. Объем экспорта ту­ристических услуг, оказанный субъекта­ми туристической деятельности в 2010 году, оценивается в сумму 146,7 милли­она долларов, что и составляет как раз те самые запланированные 119%. Дру­гой показатель, который не подвел от­расль, - объем платных туристических и экскурсионных услуг: все теми же субъ­ектами было оказано все тех же услуг на сумму 468,7 миллиарда белорусских рублей. К сожалению, больше белорус­скому туризму похвастаться нечем. Так, вместо ожидавшихся 200 тысяч органи­зованных туристов в Беларусь приеха­ли чуть более 120 тысяч. Кроме ставших уже «традиционными» причин (вро­де неразвитой инфраструктуры в бело­русских регионах) чиновники отмети­ли и вполне объективные: все больше иностранных туристов отказывается от групповых туров, предпочитая путеше­ствовать самостоятельно.

 


 

 

Между тем в проекте Национальной программы развития туризма, рассчи­танной на 2011-2015 годы, заложен рост объемов экспорта туристических услуг в три с половиной раза, несмотря на то что Департамент по туризму настаивал на более реальном двукратном увели­чении. Значит, к 2015 году туристическая отрасль страны должна будет научиться зарабатывать полмиллиарда долларов. На фоне сегодняшних нестабильных по­казателей подобные цифры кажутся от­кровенно астрономическими. Однако высокопоставленные чиновники МСиТ полны оптимизма. «В 2010 году белору­сы потратили в 13,5 раза больше денег на все виды отдыха, нежели пять лет назад, - отметил заместитель министра спор­та и туризма Чеслав Шульга. - Сколь­ко бы мы ни говорили о минусах бело­русского турпродукта и неразвитости инфраструктуры, за этот же период мы смогли увеличить объем экспорта тури­стических услуг в 6,6 раза. С одной сто­роны, мы сегодня можем похвастаться, что заработали на иностранных туристах приличные деньги. С другой стороны, это всего лишь 143 миллиона: по сравнению с тем, что зарабатывают на туризме наши соседи, нам хвастаться особенно нечем - в абсолютных цифрах мы проигрываем. Напряженные планы обязывают нас бы­стро соображать и интенсивно работать, а ресурс у нас огромный. Так что про­грамма вполне выполнима».

Эталонным примером для развития туризма, по мнению чиновников, долж­ны служить результаты, которые демон­стрирует белорусский сельский туризм. «Агроэкотуризм - один из наиболее успешных проектов, реализованных за последние годы, - подчеркнула Юлия Копоть, начальник отдела маркетин­га и качества туристических услуг Департамента по туризму. - Немало­важную роль при этом сыграл прези­дентский Указ №372, благодаря которо­му для развития данного вида туризма были созданы льготные условия. За че­тыре года реализации положений ука­за количество субъектов агроэкотуризма увеличилось в 37 раз и достигло 1247 усадеб. При этом число туристов, при­нятых хозяевами усадеб, увеличилось до 119 тысяч, а доход составил более 10 миллиардов рублей. Однако насторажи­вает тот факт, что не все зарегистриро­ванные субъекты агроэкотуризма зани­маются приемом туристов: как показал отчет Министерства по налогам и сбо­рам, только 95% зарегистрированных субъектов представили отчеты о своей работе в прошлом году».

Как бы то ни было, согласно планам, через пять лет количество усадеб, а так­же доходы от агротуризма увеличатся в 2,5 раза: до 3 000 и 25 миллиардов ру­блей соответственно. Правда, количе­ство туристов при этом всего лишь уд­воится. Пока же в течение 2011 года на базе сельских усадеб планируется соз­дать сеть мини-отелей. Это стало воз­можно благодаря тому, что Указом №614 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Бела­русь от 2 июня 2006 года №372» коли­чество комнат в усадьбах увеличено до 10. Вслед за сельскими мини-отелями в Беларуси предполагается также и соз­дание мини-туроператоров, которые будут специализироваться исключи­тельно на продуктах сельского туризма. Кроме того, в данный момент «Белагропромбанк» готовит новую программу кредитования, которая, как обещают чи­новники и представители банка, будет значительно упрощена.

Тем временем перед владельцами агроусадеб по-прежнему стоит немало проблем. Некоторые из них во время коллегии озвучил председатель обще­ственного совета по развитию агроэкотуризма в Воложинском районе Анатолий Ганец. К примеру, туристам, которые выбирают отдых в белорусской глубинке, чрезвычайно сложно добраться до места назначения. «Нам приходит­ся буквально «вести» их от границы по телефону, и единственное, что мы пока смогли сделать, - это развесить на при­дорожных елках самодельные указате­ли с белорусским словом «сюды», - рас­сказал Анатолий Ганец.

Впрочем, как выяснилось, отсут­ствие указателей и вообще ката­строфическая нехватка необходи­мой туристам информации все так же остаются общей головной болью и частных, и государственных струк­тур. Здесь, как известно, два основ­ных блока проблем. Во-первых, уста­новка указателей вдоль центральных автомагистралей и основных тури­стических маршрутов стоит дорого. Помимо этого, она требует сложной процедуры согласования в департа­менте «Белавтодор», причем ее ре­зультаты редко отвечают интересам белорусского туризма. Во-вторых, хоть в обновленный Закон «О туриз­ме» и включили статью о создании ту­ристических информационных цен­тров, подобных представительств и в стране, и за рубежом пока единицы. Как известно, в ноябре минувшего года совместными усилиями компа­нии «Брест-Интурист» и Всепольского туристического кооператива «Грома­да» был открыт центр в Варшаве. Еще раньше подобные представитель­ства заработали в российском Пско­ве и латвийском Даугавпилсе, а долж­ны были открыться еще в литовском Друскининкае и польской Бяла-Под- ляске. «Мы не смогли подготовить нормативные документы, которые регулировали бы деятельность тури- стическо-информационных центров, и определить механизм их функцио­нирования, - признала Юлия Копоть, - как не смогли и обеспечить своев­ременного появления системы ту- ристско-ориентирующей информа­ции с использованием пиктограмм». Так что отнюдь не удивительно, что в планах на ближайшее будущее снова стоит задача обеспечить максималь­ную доступность информации о бе­лорусских туристических услугах, а именно - создать в 2011 году сеть ту­ристических информационных цен­тров как на территории Беларуси, так и в основных странах-экспорте­рах. Кстати, следует заметить, что, по оценкам экспертов Департамента, в прошлом году на каждый доллар, по­траченный на продвижение белорус­ского туристического продукта, от­расль получила около 260 долларов прибыли. Логично предположить, что если бы проблемы с распространени­ем информации о туристических воз­можностях Беларуси решались, а не кочевали из программы в программу, эта сумма могла бы быть значительно больше.

Предусмотренные законом ин­формационные туристические цен­тры вполне могли бы открываться на базе филиалов Национального агент­ства по туризму. К сожалению, как из­вестно, сейчас работает только один филиал - в Гомеле, а само агентство находится в стадии реструктуриза­ции: согласно постановлению Сове­та Министров, изданному 2 февра­ля 2011 года, в течение двух месяцев НАТ должно превратиться из респу­бликанского унитарного предприя­тия в государственное учреждение. Структура, созданная 10 лет назад в том числе и для выполнения Наци­ональной программы на 2001-2005 годы, не смогла доказать свою состо­ятельность: оставшись в марте 2009 года без основных источников фи­нансирования - продажи ваучеров и обязательной сертификации, агент­ство осталось не у дел. Несмотря на то что в 2010 году предприятие вы­полнило бизнес-план и закончило год без убытков, теперь Националь­ное агентство по туризму, директо­ром которого пока остается Юлия Зеленская, будет находиться в ве­домстве МСиТ. Тем не менее, как рас­сказал Вадим Кармазин, завершив к 1 апреля реструктуризацию, агент­ство, в штате которого останется 16 сотрудников, должно будет предста­вить план действий, «уделив особое внимание источникам внебюджетно­го финансирования».

К слову, искать альтернативу бюд­жетным средствам Чеслав Шуль- га призвал всех присутствующих на коллегии, отметив, что, по различ­ным оценкам, туристическая отрасль использует менее 10% средств, кото­рые могла бы привлечь в качестве инвестиций или международной тех­нической помощи. Более того, про­ект национальной программы на 2011 -2015 годы предусматривает, что 80% средств, необходимых для развития индустрии туризма, будут составлять именно инвестиции. Для сравнения, в конце 2010 года этот показатель был зафиксирован на уров­не 72%. Судя по планам развития ин­фраструктуры, деньги белорусскому туризму потребуются немалые. Толь­ко на выполнение подпрограммы по развитию инфраструктуры в 2006­2010 годах, которые ознаменовались серьезным прибавлением различ­ных туристических объектов, было потрачено 1 318 миллиардов рублей. Всего за эти пять лет, согласно дан­ным, которые привела начальник от­дела планирования и организации туристической деятельности Депар­тамента по туризму Любовь Макси­мова, в Беларуси появилось 1 152 но­вых объекта. За следующие пять лет в белорусском туризме планируется открыть 1 130 новых объектов, осво­ив 4 843,1 миллиарда рублей.

Следует отметить, что круг тем, об­суждавшийся на коллегии, был не­обычайно широк, озвучено немало цифр - прогнозируемых и реальных, а также затронуты общие и частные вопросы въездного и внутренне­го туризма: подготовки и перепод­готовки кадров, проведения экскур­сий, организации водных походов, перспектив приграничного туризма и множество других, все еще остаю­щихся актуальными проблем. Под­вести логическую черту или сделать четкие выводы при этом вряд ли воз­можно, как и сказать, что ждет бело­русский туризм в ближайшие пять лет. Самое главное, сказанное на кол­легии, пожалуй, заключается в том, что туристическая отрасль, по вы­ражению Чеслава Шульги, имеет со­бирательный характер, а значит, для развития туризма важна координа­ция между многими министерствами и ведомствами. Впрочем, об этом - в другой раз.

https://www.traditionrolex.com/8