«ВАНИЛЬНОЕ НЕБО» **
(5, Сб, БТ, 21-40)
Vanilla Sky, США – Испания, 2001, 136 мин., CD, R. Реж. Кэмерон Кроу («Джерри Магуайер», «Почти знаменит»); в рол.: Том Круз (Дэвид Эймс), Пенелопа Крус (София Серрано), Кэмерон Диаз (Джулианна Джанна), Керт Расселл (д-р Кертис Макейб), Тилда Суинтон (Ребекка Дирборн), Джонни Галецки (Питер Браун), Элишиа Уитт (Либби), Джейсон Ли (Брайан Шелби), Ноа Тейлор (Эдмунд Вентура), Тимоти Споллл (Томас Типп), Майкл Шэннон (Эарон), Элис Мари Кроу, Томми Ли (камео), Синди Кроу (камео), Стивен Спилберг (камео)
Психологический романтический триллер, события которого напоминают сон, но тщательно выстроенный, что позволяет драматургической мозаике мало-помалу сложиться в четкую картину. «Ванильное небо» – это высокобюджетная голливудская транскрипция знаменитого фильма испанца А.Аменабара «Открой свои глаза». Представляя эту ленту («TиO» №43/2002), я уделял внимание и римейку, обращая внимание на то, что европейская – авторская – трактовка мне показалась более интересной, как, впрочем, и многим другим киноманам (по рейтингу IMDb Аменабар опережает Кроу на балл). Однако и «Ванильное небо» заслуживает внимания. Хотя бы из-за обилия громких имен. Кстати, Аменабару предлагали самому переснять собственный фильм, но он не захотел повторяться. А вот звезда его ленты П.Крус такое предложение приняла, найдя достойную мотивацию. И действительно, вскоре мир зашумел о романе Пенелопы и Тома. Более того, «испанская приживалка в Голливуде» заявляла, что «чувствовала себя необыкновенно свежей»: «Мне показалось, что между фильмами и героинями получился некий диалог. Знаете, они как подруги, у них много общего, но это все равно две разные Софии. То, что имя героини не изменено, считаю символическим мостиком между картинами». Впрочем, не секрет, что подобные ответы часто являются своего рода рекламой.
Итак, будучи молодым, невероятно красивым и очень богатым, медиа-магнат Дэвид Эймс является живым эталоном перспективного жениха, и неудивительно, что такой успех у девушек позволяет ему избегать повторных встреч с ними. Однако это не всегда удается и приводит к большой беде. Влюбившись в Софию, плейбой оказывается жертвой отчаяния своей экс-пассии Джули. Находясь в ее автомобиле, Дэвид чудом остается в живых – после того как та, решив покончить с собой, на полном ходу врезается в дерево. Однако поврежденное при аварии лицо делает его уродом. Но София клянется ему в вечной любви, тем более что врачи обещают вернуть былые кондиции. Все могло бы вновь вернуться на круги своя, но судьба продолжает испытывать Дэвида на излом… По мнению критика В.Трофимова, «эта фантастическая история достойна пера Борхеса, но в американском варианте оказалась довольно неудачным синтезом жалостливой мелодрамы с сюрреалистическим триллером. Кроу хорошо знает, как разжалобить зрителя, однако не обладает визуальным даром. Поэтому его засахаренный стиль вызывает смешанные чувства уже с первых кадров, когда герой бредет утром по пустынному утреннему Нью-Йорку. А постоянная апелляция к знаменитой картине Клода Моне «Ванильное небо» кажется надуманным и опрометчивым режиссерским приемом. Круз все время демонстрирует улыбку чеширского кота, но образ человека с «чужим лицом», как у Кобо Абэ, ему дается с огромным трудом». А вот К.Тарханова акцентирует внимание на психологической стороне обращения Круза в урода: «Кроу мог слить что угодно и даже не размешать – главное, что на любой помойке факт остается фактом: красавчик Том легким движением руки превращается в урода. Для этого факта даже, наверно, лучше, что фильм невообразимый. Зритель будет четче и ярче все два часа смаковать, как выглядит ее идол. Благодаря невообразимым наворотам облик все время чередуется: ага, вот тут носик, глазки – все здорово, вот тут – масочка, сейчас мы ее снимем... А тут-то какой кошмар!!! Мама родная!!! Можно сравнивать и тащиться, что идол хотя бы в гриме, хотя бы только на пленке оказывается страшней любого простого зрителя. Значит, тоже грязь, как и все. Так приятно порою плюнуть в физиономию идола, так это расслабляет».
Сценарий К.Кроу по мотивам сценария Матео Гила и А.Аменабара. В записи музыки участвовал гитарист «Pearl Jam» Майк Маккриди. Номинация на «Оскар» и «Грэмми» за песню сэра Пола Маккартни «Vanilla Sky». Номинации на «Золотой глобус»: 28-летняя К.Диаз («Ангелы Чарли») и песня Маккартни. 38-летний Т.Круз («Миссия невыполнима») удостоен «Сатурна». Номинации: фантастический фильм, Диаз, грим и музыка жены режиссера Нэнси Уилсон, гитаристки группы «Heart». Номинации на «Golden Satellite»: песня Маккартни и песня «I Fall Apart» (Н.Уилсон – К.Кроу). Номинации на «ALMA»: Диаз и 26-летняя П.Крус («Обнаженная маха»), которая также претендовала на антипремию «Razzie». Сборы в США $100,6 млн. Сборы в остальном мире $102,8 млн. Сборы в России $1,4 млн. Бюджет $68 млн. Затраты на маркетинг $27 млн. Гонорар Круза $20 млн плюс 30% от прибыли. Гонорар Диаз $10 млн, а Крус – $2 млн. Гонорар 50-летнего К.Рассела («Танго и Кэш») – $5 млн. Он согласился сниматься, не читая сценария. Рейтинг IMDb – 6,9/92864 голоса. Надо же, мужская оценка на 0,4 балла выше женской. **
«ВЕРДИКТ ЗА ДЕНЬГИ» ***
(5 и 6, Сб и Вс, СТВ, 21-30 и 6-50)
Runaway Jury, США, 2003, 127 мин., CD, PG-13. Реж. Гэри Фледер («Чем заняться мертвецу в Денвере», «Пришелец»); в рол.: Джон Кьюсак (Николас Истер), Джин Хэкмен (Рэнкин Фитч), Дастин Хоффман (Уэнделл Рор), Джереми Пивен (Лоуренс Грин), Рэйчел Уэйз (Марли), Брюс Макгилл (судья Хэркин), Ник Сирси (Дойл), Билл Нанн (Лонни), Нора Данн (Стела), Брюс Дэвисон, Мелора Уолтерс
Криминальная драма с элементами триллера, а также социальными и нравственными мотивами по бестселлеру знаменитого Джона Гришэма (род. 8.2.1955 г., «Фирма»). Все начинается с вооруженного нападения на брокерскую фирму в Новом Орлеане. Убито 11 человек. Спустя 2 года вдова одного из погибших выставляет огромный иск производителям оружия. На кону оказываются миллиарды, ибо вполне возможен неприятный для оружейников судебный прецедент. Разумеется, при могуществе и влиянии этой отрасли ею призваны самые лучшие адвокаты, которым помогают агенты, оснащенные, словно Джеймс Бонд. И главным образом – чтобы повлиять на вердикт присяжных: случайно избранных людей, которые обязаны быть незаинтересованными и формально защищены государством. Так что дабы держать их под контролем, требуется особый подход. А самый действенный способ – внедрить в ряды присяжных своего человека, который должен стать лидером мнений и решить судьбу иска в пользу ответчика… Как пишет С.Зельвенский («Афиша»), это «фильм по роману Джона Гришэма, и этим все сказано: либо вам нравятся триллеры, где полдействия происходит в зале суда, хеппи-энд заключается в чтении приговора, а непременные действующие лица – молодой честный юрист, сварливый судья, продажный адвокат, демонический закулисный делец и хорошенькая решительная девушка, либо нет. В данном случае, впрочем, имеется бонус: парочка Кьюсак – Уэйз, которая добавляет в сюжет несколько в меру лихих поворотов и, что для подобного кино нехарактерно, кажется морально амбивалентной». В любом случае фильм хорошо смотрится, а регулярно происходящие бойни добавляют ему злободневности. Среди ряда узнаваемых актеров выделяется 36-летний Д.Кьюсак («Интуиция»). Дважды «оскароносцы» 73-летний Д.Хэкмен («Французский связной») и 65-летний Д.Хоффман («Тутси») впервые вместе на киноэкране, хотя в молодые годы играли в одном в театре. Среди тех, кто мог сняться в этом фильме: Р.Нортон, Ш.Коннери, Г.Пэлтроу, Н.Уоттс и Д.Коннелли. Номинация на «Golden Trailer» за драму. Номинация на «Edgar» за сценарий. Сборы в США $49,4 млн. Сборы за рубежом $30,7 млн. Сборы в России $0,22 млн. Бюджет $60 млн. Затраты на маркетинг $25 млн. Рейтинг IMDb – 7,1/35169 голосов. В фильмографии Гришэма это лучший результат. Видеоназвание – «Присяжные выходят из-под контроля». **1/2
«ДЖИМ С ПИКАДИЛЛИ»
(5, Сб, НТВ, 10-15)
Piccadilly Jim, Великобритания, 2004, 97 мин., PG-13. Реж. Джон Маккей («Клуб неудачниц», сериал «Робин Гуд»); в рол.: Сэм Рокуэлл (Джим Крокер), Фрэнсис О’Коннор (Энн Честер), Бренда Блетин (Неста Пэтт), Хью Бонневиль (лорд Уисбох), Остин Пендлтон (Питер Пэтт), Том Уилкинсон (Бингли Крокер), Эллисон Дженни (Юджения), Том Холландер (Уилли), Джеффри Палмер
Ретро-комедия положений по мотивам комической новеллы П.-Г.Вудхауза (1881–1975), известного по сериалу «Дживс и Вустер». Это третья экранизация «Джима с Пикадилли». Предыдущие состоялись в 1920 и 1936 годах и значимыми событиями не стали. Несмотря на участие целого ряда узнаваемых актеров, нельзя назвать творческой удачей и представляемый фильм. Сюжет экранизированной книги – это бытописание семейства известного нью-йоркского финансиста Питера Пэтта: тихого и скромного Питера, его супруги Несты, их противного сыночка Огдена и скандально популярного племянника Джимми Крокера. Способность последнего попадать в переделки и всякий раз выходить сухим из воды давно стала притчей во языцех.
Итак, 1930 год. Лондон. Чета Крокеров делает все возможное, чтобы произвести приятное впечатление на великосветских снобов, но все их усилия сводит на нет повеса, дебошир и пошляк Джим (35-летний С.Рокуэлл, «Признания опасного человека»). Он всегда готов отвесить недругу тумака или послать подальше даже представителя высшего света. Правда, наступает момент, когда и ему приходится умерить прыть. Ведь девушка его мечты – очаровательная писательница Энн (36-летняя Ф.О’Коннор, «Мэнсфилд-Парк») – заочно ненавидит Джима с Пикадилли, от имени которого появилась отвратительная рецензия на ее стихи. И чтобы постепенно провести «ребрендинг» собственной репутации, парню приходится изображать пай-юношу, сына собственного дворецкого. Эта романтическая игра продолжается и во время путешествия девушки в Новый Свет. Положение сильно осложняется тем, что, во-первых, существует слишком много людей, которые знакомы с Крокером, а во-вторых, возникают обстоятельства, связанные со шпионажем в пользу Германии. Так что фильм можно назвать и приключенческим, но никак не захватывающим. Очень уж все происходящее на экране вяло и манерно. Наград нет. Бюджет $15 млн. Рейтинг IMDb – 5,9/397 голосов. *
«ЗАПОМНИТЕ, МЕНЯ ЗОВУТ РОГОЗИН!»
(4, Пт, БТ, 22-00)
Россия, 2003, 117 мин., PG. Реж. Сергей Борчуков («Обыкновенные дни», «Когда цветет сирень»); в рол.: Игорь Бочкин (Игорь Рогозин), Эдуард Марцевич (Грачев), Александр Белявский (Рощин), Анна Легчилова (Ирина Сотникова), Иван Волков (Бояринцев), Мария Леонова (Вера), Игорь Ветров (сослуживец), Анна Гуляренко (Рогозина), Владимир Сажин (Сергеев), Владимир Фирсов (Гольдфарб)
Детектив по сценарию Екатерины Нарши («Бедная Настя») и Сергея Калужанова («Не родись красивой»). Первым делом замечу, что он никак не связан с российским политиком Рогозиным, известным борцом с происками Запада. В фильме рассказывается о банковских аферах и сопутствующих им амурных связях. Майор Управления по борьбе с экономическими преступлениями (УБЭП) Игорь Рогозин вопреки обстоятельствам верит в торжество справедливости. И не просто верит, а с запалом отстаивает свои «устаревшие» принципы. Поэтому не удивительно, что, с учетом профессиональной осведомленности, он часто бывает вспыльчивым, даже озлобленным. Конечно же, не всем в руководстве УБЭП нравится такое поведение. И когда подворачивается подходящий случай, майору все припоминают. После ранения во время неудачно проведенной операции его «уходят» из органов на пенсию по состоянию здоровья. Но это лишь начало полосы неудач. Вскоре Рогозина покидает супруга. Попытки хорошо устроиться в коммерческой организации ни к чему не приводят, слишком уж тяжел его характер. Но однажды Игорю, кажется, везет. Он становится свидетелем неудачного покушения на вице-президента крупного банка. Едва оправившись от шока, тот просит экс-майора провести расследование этого дела. А оно оказывается чрезвычайно сложным. Цепь таинственных исчезновений и убийств, непонятные банковские переводы и операции запутаны в плотный узел, из которого пока не торчит ни одна ниточка, за которую можно было бы потянуть... Музыка А.Киреева («Будем знакомы»). Рейтинга IMDb нет.
«ЗА ПРЕДЕЛАМИ ЗАКОНА»
(4, Пт, НТВ, 0-00)
Россия, 2010, 84 мин., PG-13. Реж. Андрей Джунковский («Морозов», «Наследница»); в рол.: Геннадий Венгеров (Андрей Щербаков), Николай Добрынин (Дмитрий Гордин), Лилиан Наврозашвили (Кира Огарева), Никита Агапов (Коська), Антон Багмет (Александр Корецкий), Дмитрий Сутырин (Жора), Любовь Виролайнен (Валя Гордина), Анна Райкова (Таня), Елена Оличенко (Галя), Игорь Добряков (прапорщик)
Мелодраматический боевик для ТВ по сценарию Елены Цвентух («Блудные дети»). Сразу отмечу, что по ходу просмотра вспоминаются блокбастеры с подобными сюжетами. В фильме рассказывается о 46-летнем учителе из Вологодской области Дмитрии Гордине, на редкость интеллигентном человеке, вдовце, который, прибыв в Санкт-Петербург, действует словно классический герой боевиков. А что делать, если надо отомстить за любимую дочь, а менты – сплошь оборотни в погонах?
Итак, папина любимица Валя в северной столице училась в университете, осваивая иностранные языки. Согласно официальной версии, погибла она в результате несчастного случая, выпав из окна гостиницы. Вообще-то Гордин намеревался только забрать тело Вали, чтобы предать родной земле. Но девушку, оказывается, успели похоронить, причем как неопознанный труп. Безутешному отцу никто не может объяснить, чем вызвана такая спешка, вот он и берется за собственное расследование. В ходе него выясняется, что Валя несколько дней работала переводчиком в некой фирме, встречая ее гостей и участвуя в переговорах. Но затем решительно отказалась от этой возможности подработать. После чего погибла. Быстро выясняется, что некто влиятельный не желает, чтобы Гордин добрался до истинной причины случившегося. Быть бы и ему погибшим, если бы не помощь со стороны опера на пенсии Щербакова. Он вовсе не такой, как Дмитрий: циничен, склонен к жестокости, любит выпить. Но таки соглашается ввязаться в это смертельно опасное дело, связанное с дельцами от проституции… Рейтинга IMDb нет.
«ИЗ 13 В 30» **1/2
(6, Вс, ОНТ, 13-10)
13 Going on 30, США, 2004, 98 мин., PG-13. Реж. Гари Винник («Война невест», «Письма к Джульетте»); в рол.: Дженнифер Гарнер (Дженна Ринк), Марк Руффало (Мэтт), Джуди Грир (Люси), Энди Серкис (Ричард), Кэти Бейкер (Бев), Фил Ривз (Уэйн), Сэм Бейл (Карлсон)
Романтическая фантастика. Мне понравился этот фильм, только рассказать его содержание я, увы, не успеваю. Поэтому практически ограничиваюсь фактическими данными, но рекомендую посмотреть. Итак, 1987 год. 13-летняя Дженна вполне благополучна, если не считать того, что она не нравится самой себе. Во-первых, совсем не похожа на женщину, хотя и влюблена в Мэтта, а во-вторых, таким как она заказан путь в общество «школьных цыпочек», циничных и высокомерных красоток, а ей очень этого хочется. И однажды Дженна перед сном загадывает желание стать 30-летней. И просыпается совсем иной. Рядом лежит голый незнакомый мужчина. Пора отправляться на работу… Главную роль могли исполнить Р.Зеллвегер, Х.Суэнк и Г.Пэлтроу. Номинация на премию MTV за музыкальную сцену «Thriller Dance» (действительно потрясающую). Номинация на премию «Выбор народа» за комедию. 9 номинаций на премию «Выбор подростков». Сборы в США $57,2 млн. Сборы за рубежом $39,2 млн. Сборы в России $1,1 млн. Бюджет $37 млн. Затраты на маркетинг $35 млн. Рейтинг IMDb – 6,1/34558 голосов. Женская оценка на 0,9 балла выше мужской. **1/2
«ИСПАНСКИЙ-АНГЛИЙСКИЙ» **
(4, Пт, ОНТ, 22-30)
Spanglish, США, 2004, 131 мин., PG-13. Реж.-сцен. Джеймс Л.Брукс («Язык нежности», «Лучше не бывает»); в рол.: Адам Сэндлер (Джон Класки), Теа Леони (Дебора), Паз Вега (Флор Морено), Клорис Личмен (Эвелин Райт), Шелби Брюс (Кристина), Сара Стил (Берни), Йэн Хайланд (Джорджи), Виктория Луна (Кристина в 6 лет), Бренда Канела (Луз)
Мелодрама с элементами социальной комедии. Удивительное дело – каждый эпизод этой картины хорош сам по себе и каждый персонаж тоже выглядит удачей. Но при этом фильм в целом вызывает скорее досаду. Может быть, для нас он слишком американский? Начиная с того, что я не могу понять, зачем в семью, которая не купается в роскоши, жена Дебора (пусть и странноватая) не работает, как и ее мама Эвелин, плюс двое вовсе не трудных подростков, нужна служанка Флор (28-летняя испанка П.Вега, «Люсия и секс»)? Причем не понимающая ни слова по-английски (повод для шуток), зато настолько красивая, что это видится потенциальной угрозой для семьи Класки. Не понимаю и то, зачем возиться с «тараканами» этой мексиканки, хотя воспринимается сие как должное? К счастью, все в фильме складывается хорошо, вплоть до взаимного умиления и единения до состояния, близкого к родственному. В картине есть место интересной производственной истории. Вернувшись в ресторанный бизнес, Джон с ходу добивается четырех звезд для этого заведения, после того как выходит восторженная статья в «Таймс» (у нас бы никто не поверил, что таковое может быть не проплачено). В целом же экранная история получилась настолько сладкой, что тошно. Съемки проводились в Калифорнии, причем в сценарной последовательности. Впрочем, две сцены пришлось доснять по результатам неудачных тестовых показов. Маститый режиссер Брукс делал 13 вариантов фильма для рабочих показов, но, судя по всему, так и не добился желаемого. Номинация на «Золотой глобус» за музыку Х.Циммера («Начало»). Личман претендовала на «Golden Satellite». Номинации на «Юный артист»: семейная комедия, 11-летняя Ш.Брюс («Скорая помощь»), 9-летний Й.Хайланд («Экс-любовник») и 16-летняя С.Стил («Ненужные вещи»), которая опередила 2000 претенденток на эту роль, специально набрав 6 кг веса. Сборы в США $42,7 млн. Сборы за рубежом $12,3 млн. Сборы в России $0,62 млн. Бюджет $80 млн. Рейтинг IMDb – 6,7/32106 голосов. *1/2
«КОШЕЧКА»
(5, Сб, ОНТ, 23-10)
Россия, 2009, 95 мин., PG. Реж.-сцен. Григорий Константинопольский (сериал «Черная комната», «В гостях у $kazki»); в рол.: Михаил Ефремов (балерина Варечка), Александр Стриженов (жених Виктор Комаровский), Виктор Сухоруков (младенец Сережа), Евгений Стычкин (писатель Павлик), Павел Деревянко и Юрий Колокольников (гости на свадьбе)
Комедия. Или, как ее назвал автор, «психоделическая комедия в четырех новеллах». Будет показана в рамках ТВ-программы А.Гордона «Закрытый показ». Уверен, обсуждение будет жарким. Ведь создана лента для «своих», а также для некоторых фестивалей. Когда в конце прошлого века популярный клипмейкер и душа тусовок Гриша Константинопольский поставил кинодебют «8½$» (с творческим покушением на шедевр Ф.Феллини), то подозрительно многие киноманы обрели себе кумира. Прошло всего 10 лет, и Григорий создает второй кинофильм. К подчеркнуто антиклиповой «Кошечке» внимания куда меньше, хотя Дуня Смирнова в программе «Школа злословия» буквально тащится от Миши Ефремова в образе старой бешеной балерины… Почему я использую уменьшительные имена персон? Да потому, что для этого круга таковое концептуально, да и настраивает на снисходительный лад. Впрочем, вполне возможно, что годы спустя авторы телепередач про актеров, сыгравших в «Кошечке» главные роли, будут активно использовать отрывки из него. Ведь лента построена на крупных планах, словно бы с задачей продемонстрировать лицедейские возможности четырех любимчиков масс. «Кино – это зрелище. Суть в том, из чего его сделать. Мы сделали аттракцион из крупного плана хорошего артиста», – раскрывает свою творческую мастерскую Константинопольский. Критики из разряда благодарных нашли в этом замысле поклон трем великим деятелям театра. Во-первых, Чехову, обращая внимание на язык монологов; во-вторых, Шекспиру – ведь все роли, как в театре «Глобус», исполняют мужчины; а в-третьих, Станиславскому – потому что в каждой новелле играет всего один артист. Роль для каждого – что экзамен, а задача – дабы легендарное «не верю!» не вырывалось из уст зрителей. В первом из моноспектаклей 45-летняя балерина на пенсии Верочка, продолжающая и дома быть в образе, много времени проводя у станка и надеясь на лучшее будущее, повествует о своей судьбе: «Я пью, курю. Мое тело скручено артритом. Одышка и боли. У меня нет детей, денег, друзей, поклонников. Если я умру, а причин для этого немало, мое тело найдут нескоро. Не-ко-му. Вы меня жалеете? Не спешите, лучше послушайте. 4 гражданских мужа и 3 аборта. Только сцена. Интриги, романы в надежде получить главные роли. Вступила в партию ради карьеры. Не была на похоронах отца – гастроли. К сожаленью, в Бога не верю. Пенсии хватает на очень дорогой коньяк и прочие глупости, а потом приходится рыскать по мусоркам…» Это только некоторые из тем, затронутых героиней, употребляющей и ненормативную лексику, но к чему все клонится, вам, надеюсь, понятно. В целом и вкратце – не проходило ощущение, что круто, но нудно. Герои ленты очень разные, но их всех объединяет желание получить свой шанс. Более того, в финале выявляется определенная логика замысла. В версии на DVD есть и пятая история – «Крис-Мария ДеЛевьер». В ней снялись Светлана Иванова (девушка) и Г.Константинопольский (Боль). Играть балерину Ефремов сначала не соглашался и советовал взять на эту роль свою бывшую супругу Е.Добровольскую, но в итоге сыграл сам. А его дублером выступила балерина Дарья Лякишева. Уставший играть отрицательных героев, 57-летний В.Сухоруков («Брат») сразу и с удовольствием согласился сыграть младенца, мечтающего убить няню. Виктор признался, что он «счастлив, потому что «Кошечка» – это авантюрно, экспериментаторски, это битва со штампами». На кинопоказах появление Сухорукова с соской во рту встречают восторженно, но, как мне видится, не особенно вслушиваясь в его речи. У каждой новеллы – свой оператор, причем обязательно известный: В.Опельянц («12»), Л.Капанадзе («Отдамся в хорошие руки»), С.Мачильский («Человек, который знал все») и М.Осадчий («9-я рота»). Музыка В.Разумовского («Легенда острова Двид»). На съемки ушло 5 дней, производство же в целом заняло всего 3 месяца. Авторы «Кошечки» метили на МКФ в Берлине, но не попали. Фильм – закрытие фестиваля «Кинотавр». На фестивале «Окно в Европу» (Выборг): специальный приз имени Саввы Кулиша «За творческий поиск», приз Гильдии киноведов РФ с формулировкой: «Кошечке», достигшей веса слона» и «Серебряная ладья» 45-летнему М.Ефремову («Какраки»). Сборы в России $35 тыс. Рейтинг IMDb – 6,3/37 голосов. Рейтинг сайта «Кинопоиск» – 6,7/574 голоса. 21% ответивших оценили фильм в 10 баллов. Женская оценка значительно выше мужской. *1/2
«ПРО ЛЮБОFF»
(6, Вс, БТ, 22-30)
Россия, 2010, 105 мин., PG. Реж. Ольга Субботина («Фотограф», «Столица греха»); в рол.: Федор Бондарчук (Влад Каманин), Оксана Фандера (Лада), Ольга Сутулова (Даша), Мария Машкова (Рита), Евгений Стычкин (Костя), Андрей Кузичев (Дима), Анна Старшенбаум (Лена), Юозас Будрайтис (отец Лены), Александр Пугачев (Юра), Антон Степанов (телохранитель), Екатерина Вулвиченко (Катя), Мария Максакова (Лариса)
Романтическая драма с криминальными и производственными мотивами по роману «ЛюбOFF/ON» Оксаны Робски (урожденная Полянская, род. 10.6.1968 г. в Москве), известной как плодовитая писательница («Casual», «Zамуж за миллионера», «Glaмурный Дом»), успешный предприниматель (владелец частного охранного агентства) и узнаваемая массами «светская львица». Она имеет возможность давать своим произведениям масштабные рекламные компании, поэтому они всякий раз вызывают широкие дискуссии в обществе, как минимум в блогосфере. Общее отношение к художественным достоинствам этих книг – скептическое, тем не менее Робски – номинант литературных премий «Национальный бестселлер» и «Русский Букер», а по тиражам соперничает с самыми известными писателями. Принято считать, что Оксана как родоначальница литературного гламура и светского реализма, а также летописец Рублевки приоткрыла завесу тайны жизни богатых и знаменитых. Но я полагаю, что речь идет не столько о реалиях, сколько о мифологизации российского «богачества». А ведь его представители не только сами красиво живут, но и сытно кормят многочисленную обслугу с их семьями. Обслугу в широком смысле слова. Тут и крышевание на законодательном уровне, и юридическое прикрытие, и пиар, и развлечения (в т.ч. силами звезд), и лечение, и уборка территории, и т.д. и т.п. Это хорошо видно и в представляемом фильме. Убери сегодня богатеев из российской действительности – их обслуга может взбунтоваться. Ведь пока они имеются, существуют «социальные лифты» и для людей крайне скромных профессий. Например логопеда, которого играет 29-летняя О.Сутулова («Атлантида», «Ленинград»), по типажу смахивающая на Робски и являющаяся одной из наиболее «раздевающихся» российских актрис. Правда, не в данном фильме, который по формату смахивает на «телевизионку». В начале ленты мы знакомимся с подругами Дашей и Ритой, которые приехали покорять Москву и делят съемную квартиру. 25-летняя Даша учит людей правильной речи. Особенно ей нравятся четверги, когда она дает коллективные уроки (не уверен, что таковые приносят пользу) для воспитанников детдома. Рита работает педикюршей в салоне красоты, обслуживая состоятельных мужчин. Особенно ей симпатичен низенький, но эксцентричный и душевный предприниматель Костя. Не удивительно, что они близки. Именно Костя рекомендует своему очень богатому другу Владу Каманину подружку Риты в качестве преподавателя техники речи. Ведь тому пришло время подаваться в депутаты, а, как поясняет Даше сам клиент, «выяснилось, что я плохо говорю, жую слова и проглатываю их окончания». Честно говоря, непонятно, почему олигарх в столь важный для себя момент отдается в руки человека без высоких рекомендаций, но, возможно, таковое и случается. Впрочем, в фильме много моментов, логика которых вызывает сомнения. А о некоторых, видимо, нужно судить по критериям 90-х, когда в России были конкурентные выборы. Сегодня же все решается на партийном уровне и без необходимости ударяться в ура-популизм. Из этой же серии и Дашин минимализм. Мол, она настолько бедна, что еще одну водолазку позволить себе не может, а единственные сапоги (словно в советские времена) предательски «выплевывают» замок, поэтому приходится подклеивать голенище скотчем. Ну не похоже это на правду, судя по всему остальному и жестким цветовым требованиям к собственному дресс-коду типа: если к зеленой юбке да желтую сумку – то лучше сразу повеситься… Впрочем, уверен, большинство зрителей не будет уделять внимание таким мелочам, сосредоточиваясь на тонкостях взаимоотношений двух красивых людей, в существенной мере разговаривающих броскими скороговорками из арсенала начинающих актеров. У Влада есть жена Лада, особа умная и эффектная; правда, не все в семье ладится, в том числе и потому, что нет детей. Но наивная Даша поначалу не знает, что у ее то ли ученика, то ли босса есть супруга, поэтому и влюбляется как в холостяка… К сожалению, Ф.Бондарчук чересчур хорош для роли Влада, а режиссер, видимо, не усложняла ему сверхзадачу, поэтому понять, научила ли чему-нибудь его героя логопед, невозможно. Но для каких-то задач, как позже выясняется, она пригождается. Тех зрителей, кто досмотрит фильм до последней трети, ожидает «бонус» в виде рассказа, «что ранее было». Кстати, этот творческий прием, даже в столь большом объеме, мне все равно понравился. Многим фильмам явно его не хватает. Из «Любоff» можно также сделать вывод, что курение вредно. Ведь именно эта дурная привычка приводит к убийству, хотя, судя по настроению, шумам и музыке, можно было ожидать и полноценного триллера. Но авторы картины делают все возможное, чтобы до поры до времени отвлечь зрителей и от сюжета, и, тем более, от его психологической подоплеки. Наверное, для этого в аннотациях к фильму то и дело мелькают броские бренды, обладание которыми свидетельствует о принадлежности к избранным. Среди них: Barvikha Hotel&Spa, Bentley, Maserati, Dolce&Gabbana, Giorgio Armani, Yves Saint Laurent, Gucci, Roberto Cavalli, Frette, Pasquale Bruni, Chopard, Happy Diamonds, Chopard, de Grisogono, Patek Phillipe, Rolex Daytona, Brioni, Ermenegildo Zegna, S.T.Dupont… Конечно же, вся эта мишура создана (или как минимум придумана) на Западе, что лишний раз позлит записных русских патриотов. Режет глаз, что «Про любоff» создан женщинами. И как бы О.Субботина (работающая преимущественно в театре) ни возвышала свое творение, представляя его романом нравов эпохи, на обобщение оное все равно не тянет. Хотя идея с переключателем чувств (ON – любовь, OFF – нелюбовь) мне понравилась. Очень уж емко передано. Хорош и образ акулы в аквариуме олигарха. По мнению О.Сутуловой, «это картина про взросление, о том, как моя довольно наивная героиня вдруг становится взрослой под влиянием обстоятельств. Мне с ней было непросто, потому что мы совсем разные, и в каждой ситуации я понимала, что поступила бы иначе. Приходилось себя одергивать и очень многое придумывать про эту девушку». В этой связи любопытно, что именно к Сутуловой ушел Е.Стычкин, после того как развалился его образцовый брак (трое детей) с пианисткой Е.Сканави. Они теперь супруги, растят ребенка. Впрочем, критиков впечатлили не они, а 42-летняя О.Фандера («Каменная башка»), жена режиссера Ф.Янковского. Она даже была номинирована на «Золотой Орел». Оксана уже в четвертый раз снялась вместе с Ф.Бондарчуком, и так прокомментировала это обстоятельство: «Я бы назвала наши роли одной сплошной импровизацией, потому что, несмотря на прописанные реплики, мы вкладывали в них очень много личного». В фильме занят впечатляющий актерский состав. Стоит выделить М.Машкову («Горячие новости»), дочь известного актера, и очаровательную А.Старшенбаум («Скажи Лео»), обычно не чурающуюся сексуальных сцен. Съемки проводились в знаковых местах Рублево-Успенского шоссе (ресторанах, особняках, принадлежащих знакомым создателей ленты) – и, конечно же, в Барвиха Luxury Village – самом роскошном комплексе этого воплощенного рая. Сценарий Виктории Евсеевой («Любовь на острие ножа»). Съемки мэтра операторского цеха М.Аграновича («Крейцерова соната»). Сборы в России $1,3 млн. Бюджет $2 млн. Рейтинг IMDb – 5,2/55 голосов. Рейтинг «Кинопоиска» (РФ) – 5,6/1912 голосов. Женская оценка на 1,3 (!) балла выше мужской. *1/2
«ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ»
(5, Сб, СТВ, 17-35)
Украина, 2007, 90 мин., PG. Реж. Татьяна Ходаковская (дебют, «Химия чувств»); в рол.: Сергей Шеховцов (Михаил Федосеев), Татьяна Короткова (Мария Федосеева), Инна Мирошниченко (Вера), Евгений Плиско-Куприн (Максим), Светлана Артамонова (Настя), Виталина Библив (Людка), Вячеслав Шеховцов (комендант)
Мелодрама по дебютному сценарию Александра Соловьева. Юные и красивые Максим и Настя (17-летняя С.Артамонова, «Штольня») любят друг друга. Она ожидает ребенка, так что пришла пора подумать и о свадьбе. Жених и невеста счастливы и безмятежны, но, оказывается, существует обстоятельство, которое способно омрачить светлое будущее. Именно оно не дает покоя Михаилу Александровичу, отцу Максима, после того как он узнает, что Настя приехала из Снегова. А ведь приблизительно в тот период, когда родилась эта девушка, он пережил роман в этом городке. А что если его сын женится на собственной сестре? Дабы разобраться в ситуации, Михаил отправляется в Снегов к своей бывшей пассии Вере… Первый блоговый отзыв: «Мне очень понравился фильм. Настоящая любовь и истинная жертвенность. Весь фильм не могла сдержать слез, хотя я вовсе и не сентиментальная». Второй блоговый отзыв: «Очень правдивый и жизненный фильм. Только не хочется такой правды и такой жизни, где обман на обмане. Единственное, что выносится из фильма, – женщины всегда в выигрыше, потому что матери». Музыка Михаила Николаева. Рейтинга IMDb нет.
«РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА» **1/2
(6, Вс, Лад, 21-15)
William Shakespeare's Romeo + Juliet, США, 1996, 120 мин., CD, PG-13. Реж. Баз Лурманн («Австралия», «Мулен Руж»); в рол.: Леонардо Ди Каприо (Ромео), Клэр Дэйнс (Джульетта), Зак Орт (Грегори), Джейми Кеннеди (Сэмпсон), Дэш Михок (Бенволио), Джон Легузиамо (Тибальт), Пол Сорвино (мистер Капулет), Брайан Деннехи (Тед Монтэгю), Пит Постлетуэйт (отец Лоренс), Педро Алтамирано (Питер), М.Эммет Уолш, Дезри (Дива)
Гангстерская трагедия. Немного неровная, но элегантная и высокосмотрибельная клиповая модернизация гениальной трагической истории любви У.Шекспира в постановке модного тогда австралийца Б.Лурманна (род. 17.9.1962 г.). Действие перенесено в наши дни и происходит в безумной обстановке мегаполиса. Ее герои молятся телевизору, легко переходят с высокой поэзии на грубый сленг (правда, ни разу не звучит слово «fuck») и всегда готовы схватиться за пистолет. Футуристическая гротесковость является даже не художественным приемом, а средой обитания героев всем известной истории, благодаря чему божественные строки Шекспира вполне органично звучат из уст уличных бандитов и наркоманов. Конечно же, тем, кто зациклился на почтении к «истинной классике» (а также к предыдущим экранизациям «Ромео и Джульетты»), вряд ли стоит смотреть сей фильм. Тем более что в нем очень важная роль отведена саундтреку, ревущему панком, гранжем, рэпом, хард-роком... Визуальный ряд безумствует, словно клубная цветомузыка. А украшенные татуировками и массивными распятиями герои напоминают окружение «новых русских». Но не стоит чрезмерно большое значение отводить всем этим внешним штучкам, еще недавно бывшим очень модными. Ведь настроение первоисточника передано адекватно, а бескомпромиссное новаторство состоит прежде всего в том, что «Ромео и Джульетта» Лурманна – это полифония жанров, заключающаяся в виртуозном смешении брутальной истории любви и лирической гангстерской драмы. Критик М.Иванов поделился, как им воспринималась представляемая картина: «Я обожаю фильм Дзефирелли «Ромео и Джульетта», но, сразу же настроившись против новой версии, все-таки сохранить предубеждение до конца картины не смог. Несмотря на истеричность, фетишизм пистолетов (хотя ходившие в отрепье настоящие ребята из Вероны тоже любили свои шпаги), крикливость и многое-многое другое, дух сохранен, любовь на месте. Ди Каприо очень хорош и... короче, смотрите сами и не судите строго». Приведу также мнение из журнала «Фильм»: «Если любовь, о которой в конце XVI века писал Шекспир, и сегодня осталась такой же, какой и была, – уязвимой, бескорыстной и чистой, то ненависть и злоба изменились, невероятно усилившись и усовершенствовавшись. Поэтому столкновение на бензозаправке выглядит как гангстерская разборка: молодые люди, владеющие, кажется, всеми средствами уничтожения себе подобных, действуют с тем же сверхъестественным искусством, что и герои супербоевиков. Ромео и Джульетта созданы не для этого. Они рождены, чтобы любить друг друга. Но пока они еще не знают этого. Однако иногда предчувствие заменяет знание...» Киноманы находят очень много общего у представляемого фильма и «Крим