Рубрика Олега ПАВЛОВА
«АВАТАР»
Avatar, США,2009, 161 мин, PG-13. Реж.-сцен. Джеймс Кэмерон («Чужие», «Терминатор 1-2», «Правдивая ложь»); в рол.: Сэм Уортингтон (Джейк Салли), Сигурни Уивер (Грейс), Мишель Родригес (Труди), Зои Салдана (Нейтири), Джованни Рибизи (Сельфридж), Стивен Лэнг (пол-к Каритч), Джоэл Мур (Спеллман), Уэс Стади (Эйтакан), ККХ Паундер, Мэтт Джеральд (Уэйнфлит)
Жанр. Фантастические приключения.
Фактор Кэмерона. В это сложно поверить, но после триумфа «Титаника» (1997 г.), до сих пор являющегося самым дорогим и наиболее прибыльным кинопроектом (плюс 11 «Оскаров»), его постановщик Д.Кэмерон (род. 16.8.1954 г.) вплоть до «Аватара» больше не снимал полнометражных игровых кинофильмов. Джеймсу предлагали стать режиссером ряда потенциальных блокбастеров («Человек-паук», «Трансформеры»), но ему не хотелось тратить себя на еще один кинохит. Он вознамерился создать произведение, которое «сотрет границы экрана между фильмом и зрителем, иллюзией и реальностью – и навсегда изменит кино».
История создания. Первую версию сценария «Аватара» Кэмерон сочинил еще в 1995 г. Правда, осознавая, что в полной мере реализовать его не сможет, как по техническим, так и финансовым причинам. Ведь нужно было перемахнуть не через ступеньку, а сразу через четыре. Но ни одна студия не могла позволить себе потратить $400 млн и проект лег на полку вплоть до появления принципиально новых технологий. Причем непосредственно Кэмерон разработал особую методику, при помощи которой стало возможным во время съемок видеть на мониторах и актеров, и компьютерных персонажей. Посодействовало Джеймсу и увлечение подводными съемками. Например, планету Пандору он высмотрел, столкнувшись с биолюминесценцией. Порой приходилось сложно. Два года ушло на то, чтобы понять, как будет выглядеть финал картины. Но самое главное – все задуманное воплощено. При этом Кэмерон подчеркивает, что обилие новых технологий не уничтожило все человеческое, наоборот, открылась свобода для маневра. Ибо технологии – сложные, но снимать с ними легко. «Аватар» на 40% состоит из живых съемок и на 60% из компьютерной графики.
Фактор формата. Конечно же, в идеале «Аватар» нужно смотреть в кинотеатре, оснащенном по последнему слову техники. Известно, что прокат фильма перенесен с лета на конец года не только в связи с техническими сложностями, но и чтобы дать возможность кинопрокату подготовиться. Например, в России показом «Аватара» стартуют два зала с системой IMAX 3D (а к концу следующего года таковых будет 17). При ней экран занимает почти все пространство перед зрителем, что обеспечивает максимальный «эффект присутствия». Беларусь в этом плане отстает, а минчанам лишь обещают порадовать первым цифровым кинотеатром 3D с 1 января. Таковым после реконструкции станет «Киев». Ощущения при просмотре «Аватара» Кэмерон поясняет так: «Зритель не верит, что перед ним плоскость экрана. Это всего лишь некое перцепционное окно, располагающееся на расстоянии вытянутой руки. Этот фильм доказывает, что 3D – отнюдь не только аттракцион для детей». Впрочем, Джеймс не устает утверждать, что и без новаций его детище удалось: «Твари разных пород, компьютерная графика – это все хорошо, но важнее, что Сигурни Уивер, когда впервые посмотрела фильм, 15 минут рыдала в конце…» А на наводящий вопрос – «Она видела двухмерную версию фильма?» – Кэмерон отвечает так: «Да, но это совершенно ни при чем. 2D, 3D – какая, к черту, разница? Все эти D никак не влияют на самоценность истории. Я вообще занялся «Аватаром» только потому, что в нем изначально была заложена настоящая красота. В кино – и в фантастике особенно – так не многие делают, а зря. Сильный эффект получается». Конечно, не обходится без порции лукавства, но игнорировать «Аватар» только потому, что нет возможности увидеть его во всей красе – не выход.
Первоисточники. Сюжет «Аватара» возник не на пустом месте. Немало экранных событий навевает на какие-нибудь ассоциации. Кэмерон не скрывает, что источником вдохновения послужили книги научной фантастики, прочитанные в детстве. В частности, произведения Берроуза и Пола Андерсона («Зовите меня Джо»). Ряд деталей перекликаются с трилогией Фрэнка Герберта о Пандоре. Киноманы найдут аналогии различным картинам, но в деталях, нюансах.
О сюжете. События происходят на Пандоре, спутнике планеты-гиганта Полифемуса в галактике Альфа Центавра-А, ближайшей к нам звездной системы. В 2124 году, привлеченные богатыми залежами редкоземельного минерала Унобтаниума, земляне организуют далекую от родной планеты (4,4 световых года) и чрезвычайно затратную колонию с токсичной для человека атмосферой. Ведь только это вещество, отсутствующее в Солнечной системе, поможет выйти из энергетического кризиса. Вторжение землян на территорию На'ви приводит к войне. Ее участником становится бывший морской пехотинец Джейк Салли, ныне прикованный к инвалидному креслу. Зато его сознание, благодаря программе «Аватар», подключено к биологическому телу, созданному методиками генной инженерии (в т.ч. и путем сочетания ДНК человека и аборигенов Пандоры). Получив фактически новую жизнь, Джейк снова может ходить. Его миссия – уничтожить На`ви. Как это бывает с захватчиками, взгляды нашего героя на чужую жизнь становятся более уважительными под впечатлением от знакомства с Нейтири…
Прочая информация. Музыка Д.Хорнера («Титаник»). Съемка проводились в Новой Зеландии (гигантские декорации), на Гавайях и в Калифорнии. Если прокат «Аватра» будет успешным, то он станет частью трилогии. Бюджет $230 млн, хотя в прессе проскакивала информация, что эта сумма намеренно занижена.
Смотрите в кинотеатрах Минска с 17 декабря