Яна ШИДЛОВСКАЯ
Медицинская страховка - не та статья расходов, на которой туристам стоит экономить. Но большинство туристов в предвкушении долгожданного отпуска предпочитают не думать о возможных неприятностях. В свете последних событий - нападения акул на туристов в Египте, революции в Северной Африке и на Ближнем Востоке,- туристические компании советуют больше внимания уделять добровольному страхованию, цена которого по сравнению со стоимостью тура ничтожно мала.
Об одной из проблем, которая в равной степени касается как туристов, так и туристических компаний, нашей редакции рассказала генеральный директор туристической компании «МАТЭП-90» Людмила Мачульская. Суть ее заключается в том, что российские, да и большинство белорусских туроператоров предлагают туры с уже включенной в стоимость пакета нормативной страховкой. Как правило, сумма страхового покрытия на такие направления, как Турция и Египет, не превышает 15-20 тысяч долларов. Из них на оказание медицинской помощи предназначено 35%, на медицинскую транспортировку или репатриацию - 50%. Остальные 25% покрывают юридические услуги, проезд третьего лица в связи с госпитализацией застрахованного и оказание помощи в случае обострения хронического заболевания. Как показал прошедший сезон, в ситуации, когда турист может получить серьезные повреждения, суммы, предназначенной на оказание медицинской помощи, явно недостаточно. И тогда туристу придется платить за лечение из своего кармана. Есть и еще один нюанс. Покупая тур, туристы редко интересуются, услугами какой страховой компании они пользуются - белорусской, российской или украинской. В туры с вылетами из Киева и Москвы, как правило, включена страховка местной страховой компании, в которой предусмотрена франшиза в 30 долларов. Это значит, что первое обращение к врачу - будь то головная или зубная боль, ушиб и т.д. - платное, равное сумме франшизы. Причем плату вносит турист, без права на возмещение. Еще одно неудобство в случае с российскими или украинскими страховками: туристы желают вернуть деньги за оплаченные из своего кармана медицинские услуги, предусмотренные страховкой. Это можно сделать только по адресу регистрации или нахождения страховой компании в России или Украине, т.е. туристу нужно ехать в Москву или Киев и искать ее офис, чтобы вернуть свои деньги. Туристам в этой ситуации, считают в компании «МА- ТЭП-90», рациональней всего делать дополнительно белорусскую страховку с большей страховой суммой. Белорусские страховые компании страхуют без франшизы, сотрудничают с надежными международными ассистантами. Помощь по нашим полисам оказывается бесплатно, а если даже и придется туристу сделать оплату за какую-либо услугу, то проблем, как правило, с возмещением денег по возвращении с отдыха не бывает.
Мы обсудили ситуацию с представителями различных туристических компаний. По мнению большинства, страхование туристов во многом вопрос компетенции менеджеров. Разница между страховым покрытием в 20-30 тысяч и 50-70 тысяч долларов велика, почти в 2-3 раза больше, а вот сумма страхового взноса отличается всего-то на 1-5 долларов - в зависимости от тарифов компании. Сумеет ли менеджер объяснить выгоду и удобства «достраховки» - это уже вопрос его профессионализма. «Мы всем своим клиентам предлагаем двойную страховку, - комментирует заместитель директора туристической компании «Туссон Вояж» Наталья Шарепо. - Во-первых, компенсационная сумма белорусской страховки обычно больше, нежели сумма, предусматриваемая российским полисом. Во-вторых, возникают сложности с возвратом денег. Турист может сделать это сам лично либо его представитель по доверенности, заверенной у нотариуса. Вся процедура растягивается во времени, а это неудобно. Обязательно приобрести двойную страховку мы предлагаем в потенциально опасных случаях. Например, когда едет семья с маленькими детками. Такие туристы с большей долей вероятности могут обратиться к врачу по поводу аллергии на солнце, температуры. Турист вправе обратиться за помощью по любой страховке, однако белорусскому туристу, безусловно, удобнее и выгоднее обращаться по нашим, отечественным страховым полисам».
При этом российская страховка из стоимости тура не исключается. «Согласно российскому законодательству, медицинское страхование туристов обязательно, - продолжает Наталья Шарепо. - Чтобы каждому турагенту не выписывать страховые полисы отдельно, процесс упростили, включив страховку в стоимость турпакета. В основном массовые российские туры рассчитаны на российского же потребителя. Исключать страховку отдельно для белорусских туристов смысла нет. Тем более что ее стоимость ничтожно мала». Этого же мнения придерживаются и в других компаниях. «Конечно, можно писать отказы от российских страховок, - рассказала специалист операторского отдела компании «АлатанТур» Татьяна Волошина. - Несколько лет назад мы пытались это делать, однако столкнулись с тем, что российские туроператоры не хотят исключать страховку из своих туров. Возможно, для них в этом есть определенная гарантия. С другой стороны, нам гораздо выгоднее дважды застраховать туриста - получить и пакетную страховку, и сделать свою. Стоимость страховки несопоставима со стоимостью тура, но в случае ее приобретения туристы обеспечены реальной помощью и поддержкой. Любой здравомыслящий человек понимает, что не все в путешествии зависит от него. Но от него зависит собственная подстраховка».
Вообще, мнения турфирм по поводу того, стоит ли изымать из турпакета российскую страховку или же закрывать на нее глаза, разделились. «Одни говорят, что эта проблема нерешаема, другие утверждают, что ее можно решить в рамках заключения договоров, - рассказал исполнительный директор РСТО Валентин Цехмейстер. - Таким образом, туристические компании, заключая договора, вправе отстаивать свою позицию - извлечь из пакета российское страхование и заменить его своим. В силу вступают договорные обязательства: хотите - принимайте пакеты, не хотите - заключайте договор с другим оператором. Да, страховка навязывается российскими туроператорами, но мы не можем оказать на них давление. Я беседовал со многими директорами турфирм, и у них эти вопросы решены по- разному: кто-то договорился и изъял страховку из российских турпакетов, кто-то вообще эту проблему не поднимал».
С вопросом о том, как определяется размер страховой суммы, мы решили обратиться непосредственно к российскому туроператору. «Сумма в двадцать тысяч долларов - это стандарт, близкий к унифицированному: он колеблется от 15 до 25 тысяч долларов в зависимости от страны следования, - пояснил директор белорусского представительства компании TEZ TOUR Алексей Базылев. - Мы отслеживаем статистику, насколько страховое покрытие устраивает туристов, насколько туристы порой выходят за ее пределы. В целом у оператора больше фактов для анализа ситуации, и туроператор всегда более конструктивен в своих подходах к оценке суммы компенсации - по сравнению с агентством, которое опирается лишь на свой опыт. Требовать от туроператора включения в тур страховку с суммой покрытия 70 тысяч равносильно тому, что требовать от него включения в тур номеров повышенной комфортности вместо стандартных. Я не утверждаю, что мы вовсе не собираемся повышать сумму страхования. Когда-то она равнялась 15 тысячам, сейчас подняли сумму до 20. Не исключено, что и в дальнейшем будем корректировать сумму компенсации и поднимем ее до 30 тысяч. Хотя всегда будут происходить случаи, которые выходят за стандарт. На сегодняшний день сумма в 20 тысяч удовлетворяет большинство клиентов. Турист вправе получить базовый пакет - и вправе его расширить. Хочу подчеркнуть, что активность в подобных вопросах, безусловно, должны проявлять туристические агентства, которые продают туры. Туроператор не общается с туристами напрямую, в то же время опытный менеджер всегда сможет определить, достаточно ли данному клиенту базового тарифа или стоит расширить страховой пакет».
Сумма страхового покрытия во многом зависит от конкретных требований различных стран. В страховых агентствах существует тарифная сетка, где указаны соответствующие коэффициенты. Так, страховой минимум в Египте и Турции составляет 20 тысяч долларов, страны Евросоюза определили его в размере 50-70 тысяч евро. «Если государство не указывает сумму страхового покрытия, то мы определяем ее сами. При этом исходим из того, чтобы ее было достаточно на первую необходимую помощь, - поясняет директор страховой компании «Купала» Виктор Новик. - Случаи, когда суммы страхового покрытия не хватает, единичны. Исходя из нашей статистики, в прошлом сезоне меньше одного процента туристов не вложилось в указанную в страховке сумму. А у нас страхуются десятки тысяч человек. Тем не менее, такие случаи происходят, и о них не стоит забывать. Мы как страховые агенты, безусловно, советуем клиентам достраховаться, чтобы в случае необходимости чувствовать себя более защищенным. Однако туристы редко на это идут. Возможно, не все владеют полной информацией».
Как бы то ни было, страхование от несчастных случаев и болезней во время поездки за границу - дело добровольное. И турист вправе самостоятельно решать, какую сумму компенсации на случай болезней и непредвиденных обстоятельств следует вписать в страховой полис.