«ЕСЛИ БЫ Я ТЕБЯ ЛЮБИЛ…»
(12 и 13, Сб и Вс, РТР, 23-10 и 9-15)
Россия, 2010, 97 мин., PG. Реж. Сергей Крутин («Караси», «В Париж»); в рол.: Владимир Вдовиченков (Павел Нескучный), Екатерина Гусева (Татьяна), Инна Цымбалюк (Тома), Екатерина Кистень (Зоя), Иван Марченко (психолог), Сталина Лагошняк (Анна Михайловна), Леонид Анисимов
Мелодрама. Ставшие популярными еще во времена «Бригады» 38-летний В.Вдовиченков («Бумер») и 33-летняя Е.Гусева («Прогулка по Парижу») разыгрывают немудреную историю любви. Таксист Павел в жизни концентрируется на ее прелестях, не изводя себя ее же смыслом. Разбитной, но незлобный, он пользуется успехом у женщин, а сейчас его сердце отдано красавице-певице Тамаре, мечтающей о славе со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами. Отсюда не удивительно, что, случайно попав на курсы по психологии, Павел выделяет именно «серую мышку» Таню, особу скромную и незаметную. Однако несомненно умную и очевидно глубокую. Это четко видно, когда Таня, выполняя задание психолога, произносит монолог на тему «Если бы я тебя любила». Судьба будто вознамеривается свести ее с Павлом. Ведь они то и дело сталкиваются как в комических, так и в трагических ситуациях, а Тамара от него ушла. Доходит и до желания жить вместе. Но неожиданно возвращается Тамара, и Татьяна благородно сдает ей позиции… Дальше следует череда «мыльных» штампов, на которые всегда есть спрос. Блоговый отзыв: «Фильм ничего особенного не представляет, да и ни на что не претендует. Но иногда хочется посмотреть такой вот легкий незапоминающийся фильм со счастливым концом». Второй блоговый отзыв: «Ощущение, будто над сценарием особо «не парились», сделали ставку на Гусеву и Вдовиченкова, которые пребывают в отличной физической форме и не более того». Рейтинга IMDb нет.
«ЗАКОНОПОСЛУШНЫЙ ГРАЖДАНИН»
(12, Сб, НТВ, 23-20)
Law Abiding Citizen, США, 2009, 108 мин., R. Реж. Ф. Гэри Грей («Пятница», «Переговорщик»); в рол.: Джерард Батлер (Клайд Шелтон), Джейми Фокс (Ник Райс), Колм Мини (дет. Данниган), Брюс Макгилл (Джонас Кантрелл), Лесли Бибб (Сара Лоувелл), Майкл Ирби (Гарза), Грегори Итцин (Уорден Айгер), Реджина Холл (Келли Райс), Эмиральд Янг (Дениз Райс), Кристиан Столте (Клеренс Дарби), Ричард Портнов (Билл Рейнольдс), Ф. Гэри Грей (детектив)
Криминальный триллер по сценарию Курта Уиммера, известного постановками таких фильмов как «Эквилибриум» и «Ультрафиолет». В представляемой картине прослеживаются очевидные нападки на судебную машину США (точнее, Пенсильвании), но это не делает просмотр скучным. В преамбуле мы наблюдаем, как картинка типичной семейной идиллии прерывается бандитским налетом. Несчастную женщину два нелюдя бьют битами по голове, втыкают ей шило в бок, после всего этого еще и насилуют, а с девочкой и вовсе вытворяют нечто кошмарное… Преступники арестованы, но выясняется, что юридической системе выгоднее пойти на сделку с задававшим тон Райсом, наглым и самодовольным типом, чем предавать его казни. Выживший-таки глава истребленной семьи – добропорядочный обыватель Клайд Шелтон – не понимает причины снисхождения. Жажда праведной мести не стихает и годы спустя. Причем Шелтон для достижения своих целей делает поистине потрясающие по размаху и креативности шаги. В ход идут и разного рода технические средства, и методы психологического давления, и юридические ухищрения, которыми наш герой за прошедшее время виртуозно овладел. Не спасает положение его врагов даже помещение Клайда в тюрьму. Предусмотрено и это… Трюки и спецэффекты не назовешь грандиозными, но важнее, что за героя и его дело переживаешь. Постановкой «Законопослушного гражданина» некоторое время занимался маститый Ф.Дарабонт («Побег из Шоушенка»), но покинул проект из-за творческих разногласий с продюсерами. Любопытно, что «оскароносец» Д.Фокс («Рэй») и популярный ныне Д.Батлер («300 спартанцев») махнулись ролями. Съемки проводились в Филадельфии и окрестностях города, в том числе в действующей городской администрации и фактически закрытой в 1998 году тюрьме Broadmeadows. В маленькой роли снялся мэр Филадельфии Майкл Натер. Номинация на «Saturn» за фильм. Номинации на премии «Image» (для афроамериканцев): режиссура и Фокс, который также претендовал на премию телеканала BET. Сборы в США $73,4 млн. Сборы за рубежом $53,3 млн. Сборы в России $2,1 млн. Продажи на DVD в США $18,8 млн. Бюджет $50 млн. Рейтинг IMDb – 7,2/54708 голосов.***
«ЗАНУДА»
(12, Сб, НТВ, 14-10)
L'Emmerdeur, Франция, 2008, 84 мин., PG. Реж.-сцен. Франсис Вебер («Игрушка», «Невезучие»); в рол.: Ришар Берри (Жан Милан/Ральф Милан), Патрик Тимсит (Франсуа Пиньон), Паскаль Элбе (Эдгар Вольф), Вирджиния Ледуайен (Луиза), Лорен Паолини (дежурный по этажу), Мишель Омон (Рандони), Франсис Вебер (камео)
Эксцентрическая криминальная комедия. Начав восьмой десяток жизни, знаменитый комедиограф Ф.Вебер решил переснять одноименную культовую картину 1973 года, поставленную Э.Молинаро по его сценарию. К слову, как сценарист Вебер добился большего, чем режиссер. Достаточно вспомнить такие фильмы как «Великолепный», «Высокий блондин в черном ботинке», «Удар головой»… Но теперь, видимо, новые истории в голову не приходят, поэтому остается лишь «перепевать старые песни на новый лад». Причем был еще и относительно удачный американский римейк «Друг-приятель» (1981 г.) с Д.Леммоном и У.Маттау в главных ролях. Фактор кастинга в этом проекте чрезвычайно значим, для представляемой ленты были подобраны действительно талантливые актеры, но заменить такие харизматичные личности как Лино Вентура и Жак Брель им не удалось. И не удивительно, ведь это примерно то же самое, как найти адекватную замену Миронову и Никулину в новой версии «Бриллиантовой руки». Впрочем, если всем этим не заморачиваться, то можно хорошо отдохнуть, следя за историей профессионального киллера и потенциального самоубийцы.
Ральф Милан и Франсуа Пиньон знакомятся в гостинице, в которой они поселились с принципиально разными намерениями. Первый собирается из ее окна ликвидировать важную персону, а второй – покончить с собой из-за того, что был брошен супругой как конченый зануда. Эту черту его характера придется испытать на себе и Ральфу, для которого важно, чтобы ничего не отвлекало от намеченного плана... Ну а дальше следует череда событий, насыщенных разного рода юмором. Наград нет. Во Франции фильм посмотрели лишь 0,23 млн зрителей. Рейтинг IMDb – 4,8/275 голосов. Рейтинг «Зануды» 1973 г. на 2,4 балла выше.
«КАРУСЕЛЬ»
(8, Пт, РТР, 21-35)
Россия, 2010, 100 мин., PG. Реж. Сергей Мезенцев («Крем», «Наш домашний магазин»); в рол.: Алексей Макаров (Андрей Корнилов), Юлия Пересильд (Настя), Артем Фадеев (Егор), Петр Красилов (Денис Исаев), Анна Носатова (Вика), Елена Сафонова (мать Андрея), Анна Осипова (Оксана), Иван Марков, Анна Пухова (Варвара)
Мелодрама для ТВ по сценарию Н.Высоцкой («Школа») и Ю.Разумовской (дебют). История преуспевающего бизнесмена, который принципиально не хочет иметь детей. Итак, энергичный и обаятельный Андрей вот-вот достигнет нового значимого рубежа – опустится в мягкое кресло управляющего банком. Будучи словно образцом воплощенного успеха, наш герой с огромным удовольствием предается прелестям красивой, а точнее гламурной жизни, начиная с одежды и аксессуаров от кутюр и заканчивая отношениями без последствий и обязательств. На тех, кто располагается ниже в его «табели о рангах», а также на «погрязших» в рутине семейной жизни наш герой посматривает в лучшем случае снисходительно. Мысль о том, что самому придется кого-то растить и воспитывать, ему в корне не нравится. Однако все держать под контролем не удается. И однажды бывшая подруга знакомит Андрея с шестилетним пацаном, утверждая, что тот – его сынишка… Рейтинга IMDb нет.
«НЕВЕСТА ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ»
(7, Пн, БТ, 0-00)
Россия, 2009, 100 мин., PG-13. Реж. Дмитрий Грачев (дебют, «Свадьба по обмену»); в рол.: Павел Воля (Станислав Александрович Изовский), Любовь Толкалина (Миронова), Ольга Шелест (Мила), Максим Костромыкин (Костик), Мария Шалаева (Карина), Оксана Кутузова (Люба Смирнова), Александр Самойленко (Юрий Николаевич), Виталий Хаев (Владимир Чернов), Елена Ташаева (Аня), Татьяна Геворкян (Таня), Ксения Худоба (Светлана), Александра Ребенок (Марина), Александра Диброва
Романтическая эксцентрическая комедия положений с криминальными и социальными мотивами по сценарию Юрия Патренина («День хомячка», «Рататуй»). Не являюсь почитателем «Комедийного клуба», который еще недавно, казалось, овладел массами, но посмотрел данный фильм без раздражения. Мне понравилось, как высмеивается напыщенность бизнеса, а также с каким акцентом преподносится образ мачо – представителя узкого слоя мужчин, которые соблазняют большинство женщин, оставляя на их сердце незаживающие раны. Эта их участь – в общем-то, скорее биологического плана, но часто завышаемая в общественном мнении. Мол, такие мужчины – истинные победители. На деле это не так. Одно из ключевых качеств мачо – он не обращает внимания на поражения. Мол, не хочешь моей страсти – сама виновата. В отличие от заурядных в этом плане мужчин, которые влюбляются, в потом добиваются руки и сердца избранницы, мачо важно количество, и их не беспокоит, если в реальности они сами угождают в ловушку искательниц любовных приключений. В «Невесте любой ценой» мы видим, что случается с мачо, если нужно «опылить» не просто любую красотку из подвернувшихся на пути, а конкретную. И не потому что влюбился в нее, а потому что надо спасать собственную жизнь…
Итак, смазливо-вертлявый Стас – менеджер процветающей, но не избавленной от конкуренции фирмы по производству корма и туалетов для собак. Он ездит в шикарном кабриолете, неустанно «клеит девок» и мечтает о должности вице-президента. Даже соответствующую мебель уже подобрал. Между тем у него объявляется соперница – стервозная и коварная Миронова. Она нравится косноязычному боссу Юрию Николаевичу, и тот предпочтет ее, если Стас оперативно не приведет серьезного инвестора. Помощница нашего героя Мила наводит его на вариант, который видится реальным, но очень уж рискованным. Дело в том, что потенциальный инвестор – богатей и депутат Чернов – в прошлом верховодил в криминальной группировке. Да и сейчас прошлое регулярно дает о себе знать. И тот, кто встал на его пути, имеет гарантированный шанс быть закатанным в асфальт. Стасу удается уговорить важного клиента и доложить об этом боссу. Зачем ему понадобились шашни с женой Чернова? Да лишь потому, что эта рыбка сама хотела попасть в сети… Совершив дурацкую оплошность, Стас оказывается перед глазами охранника уехавшего за границу Чернова. Становится понятно, что жить ему остается всего ничего, если не завести невесту в том же подъезде. С помощью компьютерного гения Костика начинается поиск подходящей кандидатуры. Особые требования – к бюсту, чтоб был третий размер, стремящийся к четвертому. Впрочем, вся эта разборчивость скоро идет насмарку. Ведь время до приезда Чернова вот-вот иссякнет. Стас пока не теряет оптимизма, но он уже не тот, что был в начале фильма. Тем более что отработанные приемы соблазнения не подходят, а новые в голову не приходят… 30-летний П.Воля («Платон») так представил своего Стаса: «Персонаж у меня такой вертлявый, нарисованный, шаржевый московский жиголо, который купил машину, потому что у этой тачки открывается верх. Адекватный житель столицы, работает в большом офисе, занимается там всякими непонятными делами, потому что тупо знает, как устроена жизнь. И неважно, каким бизнесом заниматься, – ему все равно, что продавать. Он хорошо знает все скрытые механизмы, знает, как избежать тяжелой работы и как нужно общаться с людьми в этом мире». Номинация на премию блогосферы «Жорж» за российскую комедию. Сборы в России $4,2 млн. Бюджет $1,5 млн. Затраты на маркетинг $1,5 млн. Рейтинг IMDb – 4,3/140 голосов. **
«ОТГОЛОСКИ ПРОШЛОГО»
(13, Вс, БТ, 0-10)
Little Ashes, Великобритания – Испания, 2008, 112 мин., R. Реж. Пол Моррисон («Соломон и Гейнор», «Удивительная забывчивость»); в рол.: Роберт Паттинсон (Сальвадор Дали), Хавьер Белтран (Федерико Гарсия Лорка), Мэттью Макналти (Луис Бунюэль), Марина Гэтелл (Маргарита), Бруно Оро (Пако), Эстер Нубиола (Адела), Марк Пуйоль (Карлос), Арли Ховер (Гала), Симон Андреу (Фернандо де Валле), Виктория Пеня
Биографическая драма. Первым делом восхищает то обстоятельство, что три великие личности– поэт Лорка, режиссер Бунюэль и художник Дали – в молодости были дружны и всерьез влияли друг на друга. Любопытно, существует ли в мировой истории аналог этому, особенно с учетом разновекторности дарований участников треугольника. Авторы ленты приложили много усилий, чтобы и исторические события дотошно воспроизвести, и классические образы представить узнаваемыми. Сразу же замечу, что данный фильм создан не для тех зрителей, которых выводят из себя сладострастные мужские поцелуи и их же горячие объятия. Зато бесчисленные поклонницы Р.Паттинсона («Сумерки») имеют возможность увидеть своего кумира голым. Впрочем, весомее то, что они могут понять: Роберт действительно хороший актер, а у его Дали такой взгляд, что буквально мороз по коже. И то, как менялся Сальвадор, тоже здорово передано. Между тем Паттинсон изначально пробовался на роль Лорки, а в сравнении с Дали это очень разные образы. В целом же, несмотря на значимость драматургических линий, связанных с чувствами, сильнее запоминаются те, в которых рассказывается о творческом и идейном становлении гениев. А чем старше они становятся, тем больше отдаляются друг от друга. Одному теперь важнее всего свобода для всех, другому – деньги для себя. Один борется, рискуя жизнью, другой сходит с ума в золотой клетке… На мой взгляд, создатели представляемой картины пытались объять необъятное, захотев слишком многое поведать зрителю. Как следствие, воспринимаются «Отголоски прошлого» с напряжением мысли, а по ходу просмотра тянет заглянуть в биографии персонажей. А ведь в фильме есть еще и визуальные изыски, отсылающие зрителя к традициям сюрреализма. О том, что в авторской позиции не все гладко, свидетельствует тот факт, что сей артхаусный и сюжетно киноманский фильм был проигнорирован кинофестивалями. Тем не менее, рекомендую его не пропустить, в идеале – подготовившись к просмотру. Оригинальное название ленты – «Мелкие останки» – связанно с одноименной картиной Сальвадора Дали, написанной примерно в 1927 году. Съемки проводились в Барселоне и окрестностях. Премия GLAAD Media – ассоциации геев и лесбиянок. Сборы в США $0,5 млн. Сборы в остальном мире $0,3 млн. Сборы в России $0,06 млн. Бюджет €2,5 млн. Рейтинг IMDb – 6,5/3280 голосов. Женская оценка на 1,4 балла выше мужской. Догадайтесь, почему? **1/2
«ПИСЬМА К ДЖУЛЬЕТТЕ»
(7, Пн, БТ, 16-30)
Letters to Juliet, США, 2010, 105 мин., PG. Реж. Гари Виник («Ловелас», «Война невест»); в рол.: Аманда Сэйфрид (Софи), Гаэль Гарсия Берналь (Виктор), Ванесса Редгрейв (Клер), Кристофер Иган (Чарли), Франко Неро (Лоренцо), Марсиа Де Бонис (Лоррейн), Дэниел Бэлдок (юный Лоренцо), Лидия Бионди (Донателла)
Мелодрама, образцовый пример жанра. Ньюйоркцы Виктор и Софи вместе уже год. Их скорое бракосочетание – логичное развитие событий. Тем не менее, удивляет, что в свадебное путешествие они отправляются до того как станут супругами. Причина вполне прозаична: Виктор вот-вот откроет собственный ресторан, и тогда станет не до поездок. Он все время думает и о дизайне, и о мебели, и о кадрах, но главным образом о блюдах. Будучи по-хорошему больным кулинарией, Виктор без устали ищет рецепты, которыми очарует будущих посетителей. А когда Софи заходит к нему, то невольно становится дегустатором. Например, массы видов лапши. Она смотрит на все это как минимум с пониманием, тем более что полюбила этого человека именно таким – одержимым любимым делом. Однако невеста надеется, что поездка в город влюбленных Верону будет принадлежать исключительно им двоим. Увы, чаяния Софи не оправдываются. Едва прибыв в Италию, она узнает, что их ожидают потенциальные поставщики Виктора. Сначала невесте даже интересно, но ведь ехала она к тому, что связано с историей Ромео и Джульетты. Для девушки именно это важно, когда речь идет о выражении чувств. Возникает противоречие, и доходит до того, что, когда у Виктора появляется возможность на пару дней уехать на винный аукцион, он выражает надежду, что Софи предпочтет прогулки по Вероне. Но пока еще молодые люди не осознают, что это серьезное испытание для их союза. Будучи типичной блондинкой, Софи мечтает стать писательницей, даже иногда ею представляется, хотя похвастать пока нечем. Работает она в журнале «The New Yorker», занимаясь проверкой фактов. Дело это требует кропотливости, иногда изобретательности, но никак не литературных способностей. Но Софи не забывает о предназначении и упорно ищет перспективный сюжет. Отдыхая в одиночестве возле дома Джульетты, она с интересом наблюдает, как туристы притрагиваются к правой груди статуи (на удачу), как рыдают пришедшие девушки, ассоциируя классическую любовь с собственной, как прикрепляют послания к каменной стене арки. Но реагирует Софи на другое. Подошедшая дама собирает все листочки в красивую корзину и уносит. Проследив, Софи обнаруживает красивый зал, за столом которого сидят четыре женщины. Таким образом наша героиня знакомится с «личными секретарями» Джульетты Капулетти, которые при содействии местного горсовета отвечают на все письма, адресованные ей и снабженные обратным адресом. Софи приходит им на помощь, берясь за фактически безнадежный вариант: ответить англичанке Клер, чье письмо попало в дыру в стене и 50 лет пролежало незамеченным. Обращаясь к Джульетте в 15-летнем возрасте, она пыталась сообщить, что любит крестьянского юношу Лоренцо, но обязана уехать домой на экзамены. Ответ Софи получается обстоятельным. Отправляет она его без надежды на то, что письмо дойдет по назначению. Поэтому Софи буквально шокирована, увидев через несколько дней внука той самой Клер. Правда, Чарли откровенно расстроен случившимся. Кто знает, как это событие подействует на бабушку?..
Зрителей ожидает фактически презентация провинции Верона. Выглядит она красиво, романтично и буквально провоцирует отправиться в Италию. Секретари Джульетты реально существуют. Дополнительной реалистичности фильму придает то обстоятельство, что 73-летняя «оскарная» лауреатка британка В.Редгрейв («Джулия») и 68-летний итальянец Ф.Неро («Камелот») – супруги. Причем близки очень давно (есть общий сын), а сочетались законным браком лишь в конце 2006 года. Редгрейв номинировалась на премию «Satellite». Сборы в США $53 млн. Сборы за рубежом $26,1 млн. Сборы в России $0,9 млн. Продажи на DVD в США $22,3 млн. Бюджет $30 млн. Рейтинг IMDb – 6,3/9545 голосов. Женская оценка на балл выше мужской. **1/2
«ПОЛЛОК» ***1/2
(11, Пт, ОНТ, 23-00)
Pollock, США, 2000, 122 мин., CD, R. Реж. Эд Харрис (дебют, «Аппалуса»); в рол.: Эд Харрис (Джексон Поллок), Марша Гэй Харден (Ли Краснер), Том Бауэр (Дэн Миллер), Дженнифер Коннелли (Рут Клигман), Бад Корт (Говард Патцель), Джон Хёрд (Тони Смит), Вэл Килмер (Виллем де Кунинг), Эми Мэдиган (Пегги Гуггенхайм), Салли Мэрфи (Эдит Мецгер), Стефании Сеймур (Хелен Франкентелер), Джеффри Тэмбор (Клемент Гринберг)
Биографическая драма по книге Стивена Нэйфи и Грегори Уайт Смита «Джексон Поллок, американская сага». Этот фильм – хорошая иллюстрация знаменитой строчки «О, если б знали, из какого сора…». Если, конечно, считать творения Джексона Поллока (1912–1956), образно говоря, цветами. На мой взгляд, это натяжка, хотя знатоки считают его Сальвадором Дали и Казимиром Малевичем своей страны. Впрочем, мое мнение – не показатель. Во-первых, я почти равнодушен к абстракционизму, во-вторых, недолюбливаю алкоголиков, даже очень талантливых. Тем более что алкоголизмом психиатрический диагноз Поллока не ограничивался (случались вспышки гнева, периоды депрессии, проявления звездной болезни и т.д.). Скорее всего именно благодаря этим недугам Джексон всерьез считал себя гением, называл себя «самой природой» и не переносил тех, кто не совпадал с ним во мнениях. Он обладал ярко выраженной харизмой и мог бы сделать карьеру не обязательно в творчестве (невольно вспоминается другой художник – Гитлер). Но так уж получилось, что обрызгивание полотна и размазывание по нему красок с его безумной руки вошло в моду, а следовательно, Поллоку некуда было особенно стремиться. Тем более что много сил уходило на борьбу с терзавшими душу демонами. Как это водится, у такого безумного мужчины была верная и примерная супруга Ли Краснер, зарывшая ради любимого собственное творческое дарование. Представляемый фильм – во многом рассказ о трудной любви, которую Поллок, разумеется не ценил. И погиб вместе с юной любовницей Рут… Наибольшего успеха Джексон достиг, работая в технике, изобретение которой приписывают ему. Он прямо на полу расстилал огромные полотна, к которым кистью принципиально не притрагивался. Джексон этот метод гордо называл «льющейся техникой», из за чего получил прозвище Джек Разбрызгиватель (Jack the Dripper). В 1949 году журнал «Life Magazine» назвал Поллока величайшим американским художником. Хотя, на мой взгляд, это напоминает некий диагноз миру, ибо у меня совсем другие представления о профессии художника. Впрочем, к фанатам Разбрызгивателя я отношусь с пониманием и иронически воспринимаю тот факт, что его работа «Выгляди как обезьяна» была продана в 1973 году за $2 млн, что было рекордом для произведений современного искусства. А в 2006 году на аукционе «Сотбис» картина «Номер 5, 1948» ушла к коллекционеру за $140 млн, став самой дорогой в мире. Посмертная выставка Поллока спонсировалась ЦРУ, отчего левые критики видели в его продвижении желание правящего класса противостоять соцреализму. В этой транскрипции художник считался оружием в «холодной войне». Неодобрительно относились к Поллоку и феминистки, видя в разбрызгивании «фаллоцентрические мужские фантазии над символически распростертым холстом». Сальвадор Дали так охарактеризовал его в своем «Дневнике гения»: «Поллок: Марсельеза абстрактного. Романтик праздников и фейерверков, как первый ташист-сенсуалист Монтичелли. Он не так плох, как Тёрнер. Ведь он еще большее ничто». Многие критики называли полотна Джексона обоями, а больше всего мне понравился заголовок в «Reynolds News»: «Это не искусство – это шутка, причем дурного вкуса». Актер Э.Харрис еще в детстве получил в подарок от отца книгу о Поллоке, после чего всерьез увлекся его творчеством. Сыграл он Джексона просто потрясающе. Специально для роли Эд сильно растолстел, а во время съемок от напряжения падал в обморок. А ведь изначально в главной роли виделся Р.Де Ниро (а в роли Ли – Б.Стрейзанд). Съемки проводились в Нью-Йорке. 40-летняя М.-Г. Марсден («Таинственная река») удостоена премии «Оскар». Номинация – Харрис. Марсден претендовала на «Независимый дух», а Харрис – на «Golden Satellite». Номинация на «Golden Frog» за съемки Лайзы Ринцлер. Номинация на «World Soundtrack» за музыку Джеффа Билла. Сборы в США $8,6 млн. Сборы за рубежом $2 млн. Бюджет $6 млн. Рейтинг IMDb – 7,1/10012 голосов. ***
«РЕАЛЬНАЯ ЛЮБОВЬ – 2»
(12 и 13, Сб и Вс, Лад, 21-20 и 8-00)
Modern Love, Франция, 2008, 100 мин., R. Реж.-сцен. Стефан Казанджян («Секси бойз, или Французский пирог», «Кровавая Мэлори»); в рол.: Стефан Руссо (Винсен), Александра Лами (Марианна), Берениче Бежо (Эльза), Пьер-Франсуа Мартен-Лаваль (Эрик), Клотильда Куро (Мари), Стефан Деба (Жером), Мелани Бернье (Анна), Кад Мерад (Оливье), Давид Ля Эй (Франсуа), Валери Карсенти (Лора)
Ироническая музыкальная мелодрама, реально не имеющая отношения к известному одноименному британскому фильму. Получилось достаточно стильно, во французских традициях, а герои поют и танцуют, как в мюзикле. На экране красивые интерьеры, вязь диалогов, порой звучат броские фразы (например, «идеальный мужчина – это не мой мужчина»), радуют фишки (вроде прослушивания диска с песнями из данной ленты) и мелькают, мелькают, мелькают персонажи. Как следствие, врубиться в ход происходящих событий не всегда просто. События ленты, разумеется, связаны с темой любви. Например, семейная пара просит режиссера Эрика стать биологическим отцом их ребенка. «Это шутка?», – интересуется он. «Нет, ведь ты здоров и вообще идеальный выбор». И как отказать, если Мари – его бывшая пассия? Но теперь у Эрика роман с Анной, и он мучительно разбирается: как правильно поступить? Погуляв по Парижу и исполнив соответствующие этому городу песни, Эрик и Мари отправляются заняться сексом, для чего снимается номер, предназначенный для молодоженов. Тем более что в прошлом у них такое получалось, а Франсуа, супруг Мари, остается внизу ожидать результатов. Параллельно мы знакомимся с романом аудиторов. Жером – бисексуал, а ищущая идеального мужчину Эльза – лесбиянка. Он сам удивляется, когда понимает, что его заводят такого рода особы. Третью пару – Винсена и Марианну – неумолимо тянет друг к другу, хотя у них нет ничего общего. Постепенно эти романтические истории переплетаются и… Пересказывая сюжет, отдаю себе отчет в том, что мог что-то и напутать, ведь при просмотре картин подобного рода мне трудно концентрировать внимание на драматургических линиях. Лучше воспринимаются настроение и антураж. Но в любом случае сей фильм не стал событием и не вызвал широкого интереса. Блоговый отзыв: «Фильм классный. Веселый и настраивающий на позитив. После него хочется верить в любовь и в жизнь, и в то, что все получится, пусть и не сразу…» Наград нет. Сборы в России $15 тыс. Во Франции фильм посмотрели 0,24 млн зрителей. Бюджет €5,3 млн. Рейтинг IMDb – 5,7/138 голосов. **
«СЕРДЦЕЕД»
(8, Вт, СТВ, 19-55)
L'arnacoeur, Франция – Монако, 2010, 105 мин., PG. Реж. Паскаль Шомель (кинодебют, «Клеманс»); в рол.: Ромен Дюри (Алекс Липпи), Ванесса Паради (Жюльетт Ван Дер Бек), Жюли Ферье (Мелани), Франсуа Дамиенс (Марк), Элена Ногуэрра (Софи), Эндрю Линкольн (Джонатан Элкотт), Жак Франц (Ван Дер Бек), Амандин Девасме (Флоранс), Жан-Ив Лафесс, Жан-Мари Пари (Горан), Каролин Дюри (пианистка)
Авантюрная лирическая комедия, причем автор сюжета Лоран Зэйтун («Как жениться и остаться холостым») уверяет, что идею фильма подсказала реальная история ее родственника. События преамбулы разворачиваются в туристической зоне Марокко. На примере приехавших сюда жениха и невесты зрителям демонстрируется, как действует бизнес по разлучению влюбленных пар. Его ведут три человека: типичный вертлявый мачо Алекс, его сестра Мелани и ее муж Марк. У проекта есть идейное обоснование. Согласно ему, женщины, когда влюблены, делятся на три категории. Во-первых, счастливые, во-вторых, отдающие себе отчет в том, что несчастливы, а в-третьих, не желающие признавать своей несчастности. Именно последняя категория – источник прибыли для наших героев. Родные и близкие влюбленных, решившие им помочь, платят деньги за развал союза. Нет, Алекс с «клиентками» не спит, хотя его метод – соблазн. Но лишь ради того, чтобы открыть глаза – и удалиться. Утверждается, что система сбоев не дает, более того – якобы тщательно проверяются мотивы заказа с целью убедиться, что «клиентка» на самом деле несчастна. Наблюдая, с каким размахом проводятся операции, разные по постановочным средствам, но с единой ключевой сценой, можно подумать, что команда Алекса процветает. Однако выясняется, что это не так – более того, долги стали угрозой для жизни. Авторы ленты воспользовались этим посылом для пущей динамики, не утруждая себя объяснениями. Вот и приходится троице идти на дело, которое кажется заведомо бесперспективным. Ведь разрушить нужно объективно идеальную пару, «виновную» перед отцом невесты лишь в том, с таким женихом ей со временем станет скучно. А она, мол, идет на такую жертву, чтобы продемонстрировать папе самостоятельность. Исходя из этого, нужно бы героиню сделать юной и болезненно заносчивой, но таковую уже поздно изображать главной звезде «Сердцееда» – популярной французской певице и актрисе 37-летней В.Паради («Девушка на мосту»), гражданской жене Джонни Деппа, матери его дочери. Так как основные события происходят в роскоши и уюте Монако, то можно подумать, что фильм – еще и реклама этого чудо-государства. Как все сложится, рассказывать не буду, чтобы сохранить интригу. Отмечу лишь, что авторы картины постарались насытить ее самодостаточными сценами и гэгами, пусть и не всегда очевидными на фоне основной драматургической линии. Среди них и танцы, и бой в стиле Давида и Голиафа, и уколы вилкой в худосочные мужские бедра… Смотрится фильм без скуки, но и прерывать просмотр не особенно жалко. Съемки проводились в Монако, Париже и Марокко. Оператор Т.Арбогаст («Пятый элемент»). 35-летний Р.Дюри («Арсен Люпен») номинировался на премию «Satellite». Сборы в США $0,5 млн. Сборы в остальном мире $43,7 млн. Сборы в России $1,4 млн. Во Франции фильм посмотрели 3,7 млн зрителей. Бюджет €8,7 млн. Гонорар Паради $0,3 млн. Она также получила миллион евро по итогам проката картины. Рейтинг IMDb – 6,9/4351 голос. Женская оценка на 0,4 балла выше мужской. **
«ЧУДО»
(10, Чт, БТ, 22-00)
Россия, 2009, 110 мин., PG-13. Реж. Александр Прошкин («Холодное лето 53-го», «Доктор Живаго»); в рол.: Мария Бурова (Татьяна Скрыпникова), Сергей Маковецкий (Кондрашов), Константин Хабенский (Николай Артемьев), Полина Кутепова (Наташа Артемьева), Виталий Кищенко (Першин), Виктор Шамиров (отец Андрей), Александр Потапов (Хрущев), Ольга Лапшина (Клавдия Ивановна), Зураб Кипшидзе (Альберт Вахтангович), Тимофей Трибунцев (Пашка), Анна Уколова (Галя), Сергей Новиков (архиерей)
Ироническая драма по сценарию Юрия Арабова («Телец», «Молох», «Юрьев день»), выдающегося кинодраматурга, возможно, даже лучшего в России. Особенно ему удаются тонкие сентенции, благодаря чему интересно преподносятся высокие материи, имеющие сложную и противоречивую для понимания структуру. Во время показа «Чуда» на московском фестивале параллельно демонстрировались фильмы великого кинопровокатора Марко Феррери. И это дало основание для многочисленных сопоставлений. Не хочется сильно развивать эту тему, но киноманам, уверен, уже этого намека достаточно… Мне трудно точно определить жанр представляемой картины. Слишком уж многое зависит от угла зрения каждого зрителя, его взглядов на искусство и религию. Я вижу в «Чуде» и «черную» комедию, и политическую сатиру, и мистическую притчу, и бытовую драму, и эстетский трагифарс… Причем намешано все это довольно органично, уверенной рукой опытного режиссера, который еще в СССР научился рассказывать истории таким образом, чтобы их как свои воспринимали и диссидентски настроенные зрители, и идеологические органы. Вот и «Чудо», с одной стороны, похвалил протоирей Всеволод Чаплин (тот, что призвал ввести общественный дресс-код), а с другой – мне показалось, что в фильме без почтения относятся к такой важной религиозной категории как чудо. А ведь именно оно должно наглядно подтверждать наличие высшего разума. В то же время – разве столь уж невероятно выглядит, если кто-то излечится, если с картины потекут капли жидкости, если что-то загорится… С одной стороны, все это не сопровождается «фирменным клеймом» Создателя, а с другой – что в этой системе координат прививка от оспы, высадка на Луне, интернет? Вот это действительно чудеса, только религии упорно продвигают свои, напоминающие то ли фокусы, то ли деяния экстрасенсов, с недоверием поглядывая на прогресс. Впрочем, в 1956 году, когда проходили события данного фильма, в СССР мнение представителей культа с помощью СМИ не распространялось. Церковь действительно была отделена от государства, а контакты с ней трудящихся как минимум не поощрялись. Хотя многие, в том числе и верующие, всерьез утверждают, что в те времена и люди были добрее, и святости в обществе было больше. Так что прямой зависимости между торжеством нравственности и внедрением религиозности в массы не просматривается. Но совсем отмахнуться от прошедшего испытания веками учения мало кому удается. В «Чуде» это замечательно отражено. И лидер советских коммунистов Хрущёв, и районный уполномоченный по делам религии Кондрашов, и отвязная комсомолка Таня – все оговариваются, все держат в уме нечто такое, что противоречит генеральной линии партии. Не будь этого, церковь была бы попросту запрещена как идеологическое инакомыслие. Но мы видим, что в советском городке действует храм, а решение сделать из него клуб насколько возможно тормозится местными руководителями. Неудивительно, что невероятное происшествие трактуется исходя из религиозных воззрений. Версии о происках инопланетян или отголосках научных экспериментов не рассматриваются. Конечно же, подкрепляющим фактором становится тот факт, что заживо окаменевшая девушка держит в руках икону, с которой перед этим нетактично танцевала. Но, во-первых, Таня Скрыпникова не самая большая грешница, подходящая для примера остальным, а во-вторых, мало что изменилось бы во взглядах, замри она, к примеру, с томиком Ленина. Очень важно отметить, что авторы фильма не пытались сделать из своего детища универсальную притчу, а изо всех сил добивались отражения реалий именно того времени. Некоторые сцены поражают размахом реконструкции. Очень уж много усилий пошло на то, чтобы этого добиться. На мой взгляд, удалось и внедрение в ткань фильма Н.С. Хрущева, Первого секретаря ЦК КПСС. Как это ни странно, но глава сверхдержавы тогда на самом деле мог появиться перед трудящимися без предварительной «зачистки» и облагораживания территории, без многократного оцепления… пусть и в результате аварийной посадки самолета. Именно Никите Сергеевичу удается разобраться с чудом, когда у застывшей девушки уже появились признаки разложения, а шприцы гнутся о ее тело. Доходит фактически до анекдота с поиском инока («новоначального монаха») или, на крайний случай, просто девственника. Мне как имеющему опыт работы еще в советских СМИ стал интересен рассказ о том, как организовывалось идеологическое прикрытие сложившейся ситуации. Из областной газеты послан разобраться наиболее талантливый журналист Николай Артемьев. Вообще-то он поэт, а в газете трудится, чтобы зарабатывать на жизнь и не оказаться в зоне за тунеядство. Естественно, он ударяется в загулы и доставляет хлопот начальству, которое, поругивая, пытается его отмазывать. Хабенскому удался этот типаж. Про саму ситуацию в газете «Волжская коммуна» от 24 января 1956 года писали в т.ч. следующее: «Да, произошло это чудо – позорное для нас, коммунистов, руководителей парторганов. Некоторые даже додумались до того, что вносили предложение послать туда попов для ликвидации этого позорного явления…» Режиссер Прошкин так рассказывал о своей ленте: «В ее основу легла весьма странная история. В 1956 году в Самаре женщина в день своего рождения, не дождавшись избранника, схватила икону Николая Угодника, пустилась в пляс – и застыла. Она простояла 128 дней. Затем вернулась в свое обычное состояние. Дальнейшая ее судьба не известна. Доказано, что это событие имело место быть. Я верю, иначе бы не стал снимать этот фильм. Он – история людей, которые столкнулись с этим явлением, и о том, как оно повлияло на их жизнь. В картине, безусловно, есть религиозная составляющая, но все же фильм не столько о религиозном феномене, сколько о феномене человеческой души, о то