https://www.traditionrolex.com/8
<p><strong>17 лет назад в продаже появился первый выпуск газеты «Туризм и отдых»<br /></strong>1 марта 1994 года увидел свет первый номер еже­недельника, с которого сегодня начинается утро четверга и в маленьком туристическом агентстве, и в кабинетах чиновников от туризма. В честь праздни­ка мы решили перечитать первый номер газеты и выяснили, какие качества, необходимые ведущему отраслевому изданию, «Туризм и отдых» проде­монстрировал уже в самом начале пути.</p>

17 лет назад в продаже появился первый выпуск газеты «Туризм и отдых»

Татьяна ЧУДАК

1 марта 1994 года увидел свет первый номер еже­недельника, с которого сегодня начинается утро четверга и в маленьком туристическом агентстве, и в кабинетах чиновников от туризма. В честь праздни­ка мы решили перечитать первый номер газеты и выяснили, какие качества, необходимые ведущему отраслевому изданию, «Туризм и отдых» проде­монстрировал уже в самом начале пути.

«Туризм и отдых» - для каждого!»  -  таким был девиз новой газеты, и при стартовом тираже в 15 000 эк­земпляров он звучал вполне реа­листично, несмотря на скромные 8 черно-белых полос. Справедливо­сти ради стоит отметить, что пер­вый выпуск «ТиО» был на самом деле... вторым: в конце января 1994 года, когда документы для ре­гистрации блуждали по коридорам соответствующих инстанций, в ка­честве специального выпуска газе­ты «Куплю&Продам» вышел так на­зываемый нулевой номер, который назывался соответствующим обра­зом - «Туризм&Отдых». «Почему мы поспешили встретиться с вами? По­тому что с 1 января 1994 года в на­шей республике кардинальнейшим образом изменилась вся система выдачи новых заграничных паспор­тов и многоразовых выездных виз, -  разъяснял в приветственном сло­ве редактор Сергей Плыткевич. - Учитывая то, что для абсолютного большинства наших граждан новая практика явилась полной неожи­данностью, мы и решили ускорить выход своей газеты, чтобы подроб­но рассказать, что и как нужно сей­час делать, какие документы необходимо подготовить заранее». Таким образом, еще до получения официального статуса «ТиО» обо­сновался на передовой туристиче­ского фронта.

tio

«Газета «Туризм и отдых» ставит пе­ред собой гораздо более глобальные задачи, - продолжал Сергей Плыткевич. - Если сказать о них в двух словах, то мы надеемся, что любой человек, пожелавший съездить в ту­ристическую поездку или просто от­дохнуть, сможет с нашей помощью выбрать наилучший маршрут... И са­мое главное, будем рассказывать о проблемах, которые переживает ту­ризм профессиональный и так назы­ваемый самодеятельный, спортив­ный, о перспективах его развития.» Вдохновение главного редактора пе­редалось коллективу - и с тех пор «ТиО» кропотливо работает над ре­шением поставленных задач незави­симо от степени их глобальности.

Несмотря на строгую черно-бе­лую верстку, первые номера газе­ты вовсе не были унылыми. В «ну­левом» выпуске юрист советовал читателям, как вести себя в случае воровства, опытные путешествен­ники делились секретами практи­чески бесплатного путешествия по Туркмении, а о Югославии расска­зывал... наемник, воевавший на сто­роне сербов. Уже в «нулевом» номе­ре появилась рубрика «Гiстарычны клуб», героем которой стала одна из самых известных женщин в истории Беларуси - Барбара Радзивилл. В ру­брике «Будь здоров!» вышла статья о санаторном лечении и краткое по­собие, как выращивать на подокон­нике пряные травы. Одним словом, термин «диверсификация» редак­ция «ТиО» выучила гораздо раньше белорусского правительства, что и стало залогом - не побоимся этого слова - успеха.

Безусловный «гвоздь» номера - статья «Плавники акул в белом соу­се там пока не подают, но...». Ресто­ранный обзор Лилии Гриневецкой на уже пожелтевших страницах чи­тается сегодня как повествование Платона об Атлантиде. Судите сами: «Шайба» - круглый ресторан ря­дом с гостиницей - место встречи разной «синевы» - полууголовни­ков».

«Низкий класс, к тому же крими­ногенные точки - рестораны гости­ниц «Свислочь» и «Минск».

«Всем известное варьете «Камен­ный цветок» не котируется».

«В основном рестораны посеща­ют фирмачи. Таскают туда-сюда про­ституток, заказывают «Смирновку» и мясо».

«Весьма модным в ресторанах стали моментальные снимки «Полароидом».

Называть вещи своими именами Лилия Кобзик продолжает и спустя 17 лет, личным примером вдохнов­ляя молодых журналистов и вынуж­дая поклонников острого пера вы­страиваться в очереди за свежим номером «ТиО».

А вот еще одна цитата - образец рекламного текста, размещенного на первой полосе в далеком и, воз­можно, суровом январе 1994 года:

«Вниманию коммерсантов, име­ющих капитал! Приглашаем в полет по авиамаршрутам:

Марокко. Прямой авиачартер Минск - Касабланка, 7 дней, отдых на берегу океана, З+У, отель ****, бассейн, бесплатный багаж - 20 кг. Стоимость тура - 710$ + 50 тыс. ру­блей, 1 кг доп. - 3$.

Стамбул. 3 дня, 2 ночи, З+У, отель в торг. р-не, 100 кг - 285$ + 80 тыс. руб.»

В 2011-м подобные тексты подда­ются дешифровке с таким же успе­хом, что и послания Алекса Юста­су. Оставим в стороне тот факт, что в середине лихих 90-х белорусы го­няли прямо из Минска в Касабланку. «Что такое З+У? Почему так важно, сколько стоит 100 кг багажа? Отель в торговом районе? А как же море?» - примерно такие вопросы задают се­годня читатели - ровесники «ТиО». Скорее всего, старожилы белорус­ского туризма лишь снисходитель­но улыбнутся в ответ: когда белору­сы ездили в Турцию не за загаром, а за товаром, никто не знал, что есть аббревиатура HB, поэтому указывали просто - «завтрак плюс ужин». Что недвусмысленно дает понять: «ТиО» всегда говорил с читателем на понятном ему языке.

Любопытно, что среди первых ре­кламодателей, не побоявшихся дать объявления в незнакомое издание, есть и такие, кто до сих пор сотруд­ничает с «ТиО». На страницах газе­ты, где со временем появилось от­дельное рекламное приложение «Пора отдыхать», по-прежнему мож­но встретить модули «Беларусту- риста», потерявшего по дороге из названия мягкий знак, «Белинтури- ста» и «Сакуба» - фирм, разместив­ших рекламу в самом первом номе­ре газеты. Впрочем, как тут устоять, если рекламодателям обещали не только минимальные расценки, но и возможность «заказать настоя­щее произведение искусства, не экономя газетную площадь»? К сло­ву, уже через три месяца вся пер­вая полоса была заполнена рекла­мой - убедительное доказательство того, что «ТиО» неизменно выполня­ет свои обещания. Увы, абсолютное большинство рекламодателей первого номера прекратило свое существование. С одной стороны, это повод для грусти, а с другой - для гордости: ведь корабль «ТиО» по-прежнему на плаву, а это значит, что на смену исчезнувшим фирмам пришли новые, у которых не возни­кает сомнений, где размещать ре­кламу.

Коллектив газеты всегда очень внимательно относился не только к рекламодателям, но и к читателям, с самого начала призывая к актив­ному диалогу, высказывания в ко­тором, надо заметить, отличались разнообразием. К примеру, первая редакторская колонка под нескром­ным радостным заголовком «Мы по­пали в «десятку»!» гласила: «Да, зво­нили нам читатели, такая газета своевременна и очень нужна». Одна­ко не все полученные отзывы были положительными. Самый первый из них содержал претензию: «Хотелось бы, чтобы больше внимания и ме­ста на страницах вашей газеты уде­лялось не «челнокам», не коммер­ческому туризму, а так называемому самодеятельному туризму и путеше­ствиям». Тем не менее, его автору в качестве сюрприза достались бес­платные билеты в Варшаву - лиш­нее доказательство того, что «ТиО» с самого начала терпимо относил­ся к критике. Более того, автору лю­безно ответили на его конкретный вопрос «можно ли пересечь рос­сийско-финскую границу на велоси­педе?». Корреспонденты выяснили, что передвижение на двухколесном транспортном средстве не является преградой для пересечения границ, и даже написали целую статью «Как купить автомобиль в Финляндии». Дополнительное следствие первого отзыва: «ТиО» всегда дает читателям больше, чем они ожидают.

«Впервые! Прямые авиатуры в Египет. Отличный шопинг и морской отдых», - подобные анонсы стали появляться в «ТиО» начиная с пер­вого номера. Пусть и коммерческие, но чартеры из Минска (!) в Бергамо, Барселону, Бангкок, Дели, Карачи, Пулу, Салоники, Стамбул, Шарджу -    география маршрутов «ТиО» 1994 года поражает воображение тури­стов 2011-го. Равно как и предложе­ние отправиться в экскурсионный тур по Франции на... «Икарусе». Вы­вод: «ТиО» следит за новинками се­зона, ни на минуту не забывая о до­стоверности информации.

Все в том же первом номере «ТиО» не обошлось без событийного ту­ризма: в центре внимания оказались маршруты свадебных путешествий. «В последнее время турфирмы Бела­руси предлагают все больше новых интересных авиамаршрутов. Один из лучших - авиатур «Белинтуриста» на южный средиземноморский бе­рег Турции в города Анталья и Аланья», - советовали эксперты газеты 17 назад и добавляли к списку дру­гие «эксклюзивные» направления: Кипр, Испанию и Тунис. Кстати, 1994 год был объявлен в Беларуси го­дом семьи, поэтому в номере можно найти еще и советы адвоката, реко­мендовавшего перед загсом загля­нуть к нотариусу. Так что с первых дней существования «ТиО» не толь­ко выбирает самые лучшие направ­ления, но и думает о том, о чем тури­сты даже не догадываются.

«Однако есть и еще одно важ­ное обстоятельство, определяющее успех коммерческой работы турорганизаторов на ярмарке, - это нали­чие собственного стенда, - подчер­кивается в статье «Работать нужно со стендом!», опубликованной в №1.

Так, например, хорошо устроив­шийся на приставном столике в цен­тральном проходе (50 тыс. россий­ских рублей) сотрудник брестского «Арт-Тура» явно не испытывал не­достатка интереса к предложениям своих автомаршрутов в Чехию, Хор­ватию и Швейцарию». Спустя 17 лет мы снова дружно признаем, что на выставках «Работать нужно со стен­дом!».

В послесловии к дебютному вы­пуску издания, прошедшего путь от скромного информационного лист­ка до еженедельной информаци­онно-аналитической газеты о путе­шествиях, звучали слова, которые вполне могли бы прозвучать и се­годня: «Мы знаем одно: такой газеты не хватало в Беларуси. Людям надо­ела политика, их замучила все ухуд­шающаяся действительность. И не­обходимо издание, которое могло бы помочь тем, кто хочет отдохнуть, сделать хоть на мгновение свою жизнь красивее. Итак, газета «Ту­ризм и отдых» начинает свою жизнь. Мы родились позже некоторых сво­их конкурентов, но мы пришли на­всегда!» Кажется, по канонам жанра здесь следует добавить только одно: оставайтесь с нами - все самое инте­ресное впереди!

https://www.traditionrolex.com/8