17 лет назад в продаже появился первый выпуск газеты «Туризм и отдых»
Татьяна ЧУДАК
1 марта 1994 года увидел свет первый номер еженедельника, с которого сегодня начинается утро четверга и в маленьком туристическом агентстве, и в кабинетах чиновников от туризма. В честь праздника мы решили перечитать первый номер газеты и выяснили, какие качества, необходимые ведущему отраслевому изданию, «Туризм и отдых» продемонстрировал уже в самом начале пути.
«Туризм и отдых» - для каждого!» - таким был девиз новой газеты, и при стартовом тираже в 15 000 экземпляров он звучал вполне реалистично, несмотря на скромные 8 черно-белых полос. Справедливости ради стоит отметить, что первый выпуск «ТиО» был на самом деле... вторым: в конце января 1994 года, когда документы для регистрации блуждали по коридорам соответствующих инстанций, в качестве специального выпуска газеты «Куплю&Продам» вышел так называемый нулевой номер, который назывался соответствующим образом - «Туризм&Отдых». «Почему мы поспешили встретиться с вами? Потому что с 1 января 1994 года в нашей республике кардинальнейшим образом изменилась вся система выдачи новых заграничных паспортов и многоразовых выездных виз, - разъяснял в приветственном слове редактор Сергей Плыткевич. - Учитывая то, что для абсолютного большинства наших граждан новая практика явилась полной неожиданностью, мы и решили ускорить выход своей газеты, чтобы подробно рассказать, что и как нужно сейчас делать, какие документы необходимо подготовить заранее». Таким образом, еще до получения официального статуса «ТиО» обосновался на передовой туристического фронта.
«Газета «Туризм и отдых» ставит перед собой гораздо более глобальные задачи, - продолжал Сергей Плыткевич. - Если сказать о них в двух словах, то мы надеемся, что любой человек, пожелавший съездить в туристическую поездку или просто отдохнуть, сможет с нашей помощью выбрать наилучший маршрут... И самое главное, будем рассказывать о проблемах, которые переживает туризм профессиональный и так называемый самодеятельный, спортивный, о перспективах его развития.» Вдохновение главного редактора передалось коллективу - и с тех пор «ТиО» кропотливо работает над решением поставленных задач независимо от степени их глобальности.
Несмотря на строгую черно-белую верстку, первые номера газеты вовсе не были унылыми. В «нулевом» выпуске юрист советовал читателям, как вести себя в случае воровства, опытные путешественники делились секретами практически бесплатного путешествия по Туркмении, а о Югославии рассказывал... наемник, воевавший на стороне сербов. Уже в «нулевом» номере появилась рубрика «Гiстарычны клуб», героем которой стала одна из самых известных женщин в истории Беларуси - Барбара Радзивилл. В рубрике «Будь здоров!» вышла статья о санаторном лечении и краткое пособие, как выращивать на подоконнике пряные травы. Одним словом, термин «диверсификация» редакция «ТиО» выучила гораздо раньше белорусского правительства, что и стало залогом - не побоимся этого слова - успеха.
Безусловный «гвоздь» номера - статья «Плавники акул в белом соусе там пока не подают, но...». Ресторанный обзор Лилии Гриневецкой на уже пожелтевших страницах читается сегодня как повествование Платона об Атлантиде. Судите сами: «Шайба» - круглый ресторан рядом с гостиницей - место встречи разной «синевы» - полууголовников».
«Низкий класс, к тому же криминогенные точки - рестораны гостиниц «Свислочь» и «Минск».
«Всем известное варьете «Каменный цветок» не котируется».
«В основном рестораны посещают фирмачи. Таскают туда-сюда проституток, заказывают «Смирновку» и мясо».
«Весьма модным в ресторанах стали моментальные снимки «Полароидом».
Называть вещи своими именами Лилия Кобзик продолжает и спустя 17 лет, личным примером вдохновляя молодых журналистов и вынуждая поклонников острого пера выстраиваться в очереди за свежим номером «ТиО».
А вот еще одна цитата - образец рекламного текста, размещенного на первой полосе в далеком и, возможно, суровом январе 1994 года:
«Вниманию коммерсантов, имеющих капитал! Приглашаем в полет по авиамаршрутам:
Марокко. Прямой авиачартер Минск - Касабланка, 7 дней, отдых на берегу океана, З+У, отель ****, бассейн, бесплатный багаж - 20 кг. Стоимость тура - 710$ + 50 тыс. рублей, 1 кг доп. - 3$.
Стамбул. 3 дня, 2 ночи, З+У, отель в торг. р-не, 100 кг - 285$ + 80 тыс. руб.»
В 2011-м подобные тексты поддаются дешифровке с таким же успехом, что и послания Алекса Юстасу. Оставим в стороне тот факт, что в середине лихих 90-х белорусы гоняли прямо из Минска в Касабланку. «Что такое З+У? Почему так важно, сколько стоит 100 кг багажа? Отель в торговом районе? А как же море?» - примерно такие вопросы задают сегодня читатели - ровесники «ТиО». Скорее всего, старожилы белорусского туризма лишь снисходительно улыбнутся в ответ: когда белорусы ездили в Турцию не за загаром, а за товаром, никто не знал, что есть аббревиатура HB, поэтому указывали просто - «завтрак плюс ужин». Что недвусмысленно дает понять: «ТиО» всегда говорил с читателем на понятном ему языке.
Любопытно, что среди первых рекламодателей, не побоявшихся дать объявления в незнакомое издание, есть и такие, кто до сих пор сотрудничает с «ТиО». На страницах газеты, где со временем появилось отдельное рекламное приложение «Пора отдыхать», по-прежнему можно встретить модули «Беларусту- риста», потерявшего по дороге из названия мягкий знак, «Белинтури- ста» и «Сакуба» - фирм, разместивших рекламу в самом первом номере газеты. Впрочем, как тут устоять, если рекламодателям обещали не только минимальные расценки, но и возможность «заказать настоящее произведение искусства, не экономя газетную площадь»? К слову, уже через три месяца вся первая полоса была заполнена рекламой - убедительное доказательство того, что «ТиО» неизменно выполняет свои обещания. Увы, абсолютное большинство рекламодателей первого номера прекратило свое существование. С одной стороны, это повод для грусти, а с другой - для гордости: ведь корабль «ТиО» по-прежнему на плаву, а это значит, что на смену исчезнувшим фирмам пришли новые, у которых не возникает сомнений, где размещать рекламу.
Коллектив газеты всегда очень внимательно относился не только к рекламодателям, но и к читателям, с самого начала призывая к активному диалогу, высказывания в котором, надо заметить, отличались разнообразием. К примеру, первая редакторская колонка под нескромным радостным заголовком «Мы попали в «десятку»!» гласила: «Да, звонили нам читатели, такая газета своевременна и очень нужна». Однако не все полученные отзывы были положительными. Самый первый из них содержал претензию: «Хотелось бы, чтобы больше внимания и места на страницах вашей газеты уделялось не «челнокам», не коммерческому туризму, а так называемому самодеятельному туризму и путешествиям». Тем не менее, его автору в качестве сюрприза достались бесплатные билеты в Варшаву - лишнее доказательство того, что «ТиО» с самого начала терпимо относился к критике. Более того, автору любезно ответили на его конкретный вопрос «можно ли пересечь российско-финскую границу на велосипеде?». Корреспонденты выяснили, что передвижение на двухколесном транспортном средстве не является преградой для пересечения границ, и даже написали целую статью «Как купить автомобиль в Финляндии». Дополнительное следствие первого отзыва: «ТиО» всегда дает читателям больше, чем они ожидают.
«Впервые! Прямые авиатуры в Египет. Отличный шопинг и морской отдых», - подобные анонсы стали появляться в «ТиО» начиная с первого номера. Пусть и коммерческие, но чартеры из Минска (!) в Бергамо, Барселону, Бангкок, Дели, Карачи, Пулу, Салоники, Стамбул, Шарджу - география маршрутов «ТиО» 1994 года поражает воображение туристов 2011-го. Равно как и предложение отправиться в экскурсионный тур по Франции на... «Икарусе». Вывод: «ТиО» следит за новинками сезона, ни на минуту не забывая о достоверности информации.
Все в том же первом номере «ТиО» не обошлось без событийного туризма: в центре внимания оказались маршруты свадебных путешествий. «В последнее время турфирмы Беларуси предлагают все больше новых интересных авиамаршрутов. Один из лучших - авиатур «Белинтуриста» на южный средиземноморский берег Турции в города Анталья и Аланья», - советовали эксперты газеты 17 назад и добавляли к списку другие «эксклюзивные» направления: Кипр, Испанию и Тунис. Кстати, 1994 год был объявлен в Беларуси годом семьи, поэтому в номере можно найти еще и советы адвоката, рекомендовавшего перед загсом заглянуть к нотариусу. Так что с первых дней существования «ТиО» не только выбирает самые лучшие направления, но и думает о том, о чем туристы даже не догадываются.
«Однако есть и еще одно важное обстоятельство, определяющее успех коммерческой работы турорганизаторов на ярмарке, - это наличие собственного стенда, - подчеркивается в статье «Работать нужно со стендом!», опубликованной в №1.
Так, например, хорошо устроившийся на приставном столике в центральном проходе (50 тыс. российских рублей) сотрудник брестского «Арт-Тура» явно не испытывал недостатка интереса к предложениям своих автомаршрутов в Чехию, Хорватию и Швейцарию». Спустя 17 лет мы снова дружно признаем, что на выставках «Работать нужно со стендом!».
В послесловии к дебютному выпуску издания, прошедшего путь от скромного информационного листка до еженедельной информационно-аналитической газеты о путешествиях, звучали слова, которые вполне могли бы прозвучать и сегодня: «Мы знаем одно: такой газеты не хватало в Беларуси. Людям надоела политика, их замучила все ухудшающаяся действительность. И необходимо издание, которое могло бы помочь тем, кто хочет отдохнуть, сделать хоть на мгновение свою жизнь красивее. Итак, газета «Туризм и отдых» начинает свою жизнь. Мы родились позже некоторых своих конкурентов, но мы пришли навсегда!» Кажется, по канонам жанра здесь следует добавить только одно: оставайтесь с нами - все самое интересное впереди!