https://www.traditionrolex.com/8
<p>Авария, которая про­изошла на Минской кольцевой автодоро­ге 9 марта, хоть и не имела трагических последствий для ее участников, всколых­нула многих: и велосипеди­стов, и велотуристов - тех, кто всем другим видам активного туризма пред­почитает путешествия на велосипеде, и, конечно, автолюбителей, которые наблюдают за маневрами велосипедистов на проез­жей части исключительно из окна автомобиля.</p>

Людмила ДРИК

Авария, которая про­изошла на Минской кольцевой автодоро­ге 9 марта, хоть и не имела трагических последствий для ее участников, всколых­нула многих: и велосипеди­стов, и велотуристов - тех, кто всем другим видам активного туризма пред­почитает путешествия на велосипеде, и, конечно, автолюбителей, которые наблюдают за маневрами велосипедистов на проез­жей части исключительно из окна автомобиля.

velo Напомню, что вечером 9 марта ав­томобиль БМВ на МКАД в районе 10-й больницы въехал в колонну спортсме­нов-велосипедистов. В дорожно-транс­портном происшествии пострада­ло несколько человек. Основной удар приняли на себя тренеры, замыкавшие колонну. В стационарные отделения различных минских больниц доставле­но восемь пострадавших. Травмы у мо­лодых людей, слава Богу, не тяжелые, хотя и требуют лечения и постоянного наблюдения медиков. Велосипедисты - участники ДТП, несомненно, родились в рубашке: обычно столкновение ве­лосипедиста с автомобилем заканчи­вается куда печальнее. Ведь что такое человек против несущегося на него ав­томобиля? Рыцарь без доспехов.

И пока на форумах новостных и спе­циализированных сайтов бушуют стра­сти, автолюбители и велосипедисты выясняют отношения, ищут ответ на во­прос, кто виноват, и наперебой цитиру­ют друг другу соответствующие пункты ПДД, предлагаю поговорить об отноше­нии к человеку на велосипеде в горо­де - вообще. В нашей отдельно взятой стране. Или хотя бы в отдельно взятом городе Минске - столице, напоминаю, европейского государства.

Предвижу, что напоминание о нашей принадлежности к Европе может поко­робить или даже вызвать раздражение - мол, что за неуместные намеки! Но не­уместные только на первый взгляд. А всмотришься в лицо любимого города повнимательнее, чтобы отыскать в нем европейские черточки, - и призадума­ешься.

Что, собственно, является показа­телем истинно европейского города? Вспомните свои неспешные прогул­ки по узким улочкам Праги, по роман­тичному Парижу, по Востробрамской улице в Вильнюсе. Ну конечно - пе­шеходные улицы: городские артерии, на которые автомобилям въезд запре­щен, где человек «проходит, как хо­зяин», от одного прекрасного архи­тектурного памятника к другому, где велосипедисты чувствуют себя свои­ми, а не чужими. Почему? Очень просто. Во-первых, потому, что никто не шара­хается при виде человека на велосипеде и не обзывает велосипедистов в шлемах «космонавтами». Во-вторых, по­тому, что многие горожане и сами со­знательно предпочитают такой эколо­гический вид транспорта как велосипед при передвижении по городу и толь­ко для поездки за город пересажива­ются в автомобиль. В-третьих, потому, что велодорожки и велопарковки проч­но вошли в жизнь европейцев и стали неотъемлемым элементом городского пейзажа.

А теперь скажите: где в Минске есть велодорожки? И еще вопрос на засып­ку: а велопарковки где? Подскажите хоть одну улицу, хоть один торговый центр, возле которого вам довелось увидеть элементарную металлическую раскоряку, в которую можно воткнуть колесо своего парноколесного друга! Ах, в последний раз видели такое чудо возле сельпо, когда отдыхали летом у бабушки? Что и требовалось доказать!

Поневоле задумаешься: уж не ви­тает ли неуловимый европейский дух над белорусской глубинкой, где вело­сипеда не чурается ни стар ни млад? Но стоит один раз увидеть, на каких вете­ранах велосипедной мысли передви­гаются сельчане - и вопрос можно счи­тать закрытым. Не от «европейскости» в белорусской провинции ездят на вело­сипедах и не благодаря развитому эко­логическому сознанию - от безысход­ности...

Но вернемся в Европу - например, в Париж, где действует отлаженная си­стема проката велосипедов Velib (или в Лондон, где работает аналогичная си­стема проката велосипедов Barclays).

Это огромная сеть стоянок с велосипе­дами, разбросанная по всему городу. Гуляешь себе по Парижу (Лондону), и вдруг натыкаешься на стройный ряд ве­лосипедов. Стоимость проката настоль­ко символическая, что не способна шо­кировать даже белорусских туристов. Чтобы покрутить педали, не обязатель­но быть парижанином (лондонцем). Си­стема проста и, повторяю, отлаженна: чтобы арендовать общественный ве­лосипед, достаточно иметь кредитную карточку с чипом. Конечно, в тонкостях и нюансах оплаты стоит разобраться еще до поездки. При элементарных на­выках веб-серфинга этот пункт не пред­ставляет никакой проблемы.

Ремонтом велосипедов занимает­ся специальная служба, она же следит за тем, чтобы велосипеды были рав­номерно распределены по всем районам города. Знающие люди говорят, что Velib'овский велосипед в целом удоб­ный, только несколько тяжеловат: что поделаешь - особенности антивандаль- ного дизайна. Вот этот антивандальный дизайн и натолкнул меня на мысль.

Раз велосипеды делались в расчете на то, что «в семье не без урода», значит, никто изначально не идеализировал го­родских обитателей и туристов. Ну не­возможно обязать людей «не создавать препятствий и опасности для дорож­ного движения, действовать добросо­вестно, корректно, быть внимательны­ми и взаимно вежливыми» (пункт 7.2 наших ПДД), если отдельно взятым лю­дям это не свойственно! То есть в Ев­ропе не побоялись посмотреть правде в глаза: исходили из того, что вандалы, хамы, нарушители всех мастей найдут­ся - и искали способы минимизиро­вать ущерб, который они могут нане­сти. А в Беларуси почему-то свято верят в то, что достаточно прописать на бума­ге требование «быть вежливым и кор­ректным», и натура человеческая из­менится как по волшебству. Почему-то трудно нашим законодателям признать, что для изменений надо нечто большее, чем предписания и директивы. И когда велосипедист, устав тащиться за медли­тельными пешеходами и уворачиваться от шаловливых детишек на тротуарах, съезжает на проезжую часть, он на­строен решительно: «Я по дорогам ез­дил, езжу и буду ездить!» Для ГАИ велосипедисты - постоянная головная боль, потому что организовать действитель­но безопасное движение велосипеди­ста по дорогам дорожная милиция не в силах. Но найти выход, который бы всех устроил, трудно. Легче запретить. А по­том сказать: сам виноват, куда полез, см. пункты 148 и 131.1. ПДД. Велосипедист настолько неудобен, что хочется чуть ли не насильно пересадить его в авто­мобиль - и пусть город задыхается от выхлопных газов!

Не подумайте, что мои симпатии все­цело на стороне велосипедиста. Я тоже считаю, что, прежде чем выезжать на проезжую часть, велосипедисту непло­хо было бы побывать в шкуре водителя - хотя бы оценить, как выглядит дорож­ная обстановка из кабины автомобиля. Но, согласитесь, еще ни один водитель автомобиля не погиб в результате стол­кновения с велосипедом.

Впрочем, в своем пренебрежении к велосипедисту на дороге (читай - ина­комыслящему) мы не одиноки. Поль­ский сайт «Polska na rowery» («Польша на велосипеде», polskanarowery.sport. pl) в конце февраля опубликовал 10 са­мых абсурдных высказываний чинов­ников на велосипедную тему. Привожу несколько - наслаждайтесь:

«Если велосипедисты жалуются на тесноту, пусть покупают себе более уз­кие велосипеды» (директор Департа­мента городских дорог и общественно­го транспорта в Быдгоще Ян Сюда).

«Пока я вице-президент, велодорож­ка на Вале Медешинском не появит­ся!» (вице-президент Варшавы Анджей Урбаньский). Пан Урбаньский выска­зался так категорично в 2004 году. Но, наверное, и не подозревал, что его вы­сказывание будет пророческим, только совсем не в том смысле, как ему бы хо­телось. В 2006 году он покинул свой вы­сокий пост, а вдоль Медешинского Вала сейчас пролегает даже не одна, а целых две велодорожки, которые и в самом деле появились уже после смены вице- премьера.

«Велодорожка не должна быть ров­ной, как аэродром, - чем больше не­ровностей, тем интереснее поездка» (президент городского водного товари­щества Радома Марек Покорский).

А вот, на мой взгляд, абсолютный хит: «Варшава - не деревня, чтоб по ней на велосипеде ездить» (Марек Вось, чи­новник варшавского Департамента го­родских дорог).

К слову, это высказывание чиновни­ка так возмутило велосипедистов, что подвигло их на организацию «Варшав­ской критической массы» - мероприя­тия, которое до сих пор регулярно про­ходит в польской столице и собирает более тысячи участников. Как следу­ет из названия, когда велосипедистов становится много, их просто невозмож­но игнорировать! Если бы не провока­ционное высказывание чиновника, не было бы ни этого мероприятия, ни по­добных акций в других городах Поль­ши. В Варшаве шутят, что пан Вось рас­шевелил варшавских велосипедистов и раскрутил велосипедное движение во всей Польше!

И вот я думаю: а какое же событие расшевелит до такой степени нас - что­бы мы решились доказать всему миру, что Минск не деревня, а цивилизован­ный европейский город?!

 

КОММЕНТАРИЙ

Дмитрий ВЕДЕНЬ, один из учре­дителей Минского велосипедного общества, велотурист со стажем, участник нескольких междуна­родных веломарафонов:

velo1

«Быть велосипедистом в Минске как минимум некомфортно и, в отли­чие от стран Европы, опасно для всех участников дорожного движения. От­сутствие велодорожек, бордюры на съездах с тротуаров высотой 20-30 см через каждые 50-100 м, напряжен­ный трафик на дорогах города (на ко­торых велосипед запрещен), «дыря­вые» обочины с ловушками люков и ливневых решеток - все это приводит к тому, что велосипедист в городе ис­пытывает глобальный стресс.

Поездка на работу на велосипеде скорее превращается в экстремаль­ное мероприятие, чем доставляет удо­вольствие от пользования экологи­ческим и удобным транспортом. А в Европе люди ездят на велосипедах - и получают от этого удовольствие! На дорогах Норвегии я не раз видел лю­дей в офисных костюмах на велоси­педах: катят себе по велодорожке, галстук упорхнул куда-то на плечо, че­моданчик закреплен на багажнике. Более того, пешехода, а тем более ав­томобиль, оказавшийся на полосе, вы­деленной для движения велосипеда, в Европе запросто могут оштрафовать за нарушение правил движения. При­меры этого я наблюдал во Франции. На загородных дорогах часто прихо­дилось видеть велосипедистов в яр­ких сигнальных жилетах, велошлемах. Мотивация проста - рекомендации правил движения и собственная безо­пасность: лучше долго и счастливо ез­дить в оранжевом светоотражающем жилете, чем лежать в красивом гипсе.

Отрадно встретить и на наших до­рогах велосипедистов в ярких жи­летах. Часто сами велосипедисты добавляют ноты экстрима в свои пе­ремещения. Каждый, кто сидел за рулем авто, знает, что когда в тем­ное время суток необозначенный велосипедист внезапно выныри­вает из темноты - среагировать на него весьма непросто. Респект всем ночным странникам с фликерами!

Но есть и хорошие новости.

В настоящее время проходит реги­страцию общественная организация «Минское велосипедное общество». Одна из главных целей общественно­го объединения - это популяризация велосипедного движения в городе Минске и Минской области, созда­ние комфортных и безопасных усло­вий движения для велосипедистов, содействие развитию инфраструкту­ры (велодорожки, пандусы), коорди­нация и взаимодействие участников велодвижения с органами дорожной безопасности. Работы предстоит мно­го, но кто же еще поможет велосипе­дистам, если не они сами?

Вторая важная цель - взаимодей­ствие с международными и евро­пейскими велосипедными органи­зациями и - в будущем - включение Беларуси в сеть европейских вело- маршрутов ЕВРОВЕЛО. Это целая си­стема дальних велодорог Европы, проложенных по интересным, краси­вым, историческим районам. Благода­ря существованию таких маршрутов люди безопасно и с удовольствием знакомятся со страной. Появившись у нас, такие маршруты сделают Бела­русь гораздо более привлекательной для велотуристов из других стран, а также позволят лучше узнать свою страну самим белорусам».

https://www.traditionrolex.com/8