От редактора
Лилия КОБЗИК
Выбирая тему для комментария, я решила остановиться на событиях, происходящих очень далеко - в Японии. Хотя вроде бы есть и гораздо более близкие темы. Например, социальные бури, буквально на глазах меняющие «туристическую карту» стран Персидского залива и Средиземноморья. Или совсем уж близкое - совместное (Министерства культуры и Министерства спорта и туризма) совещание в Мирском замке, которое состоится завтра - в пятницу 18 марта. На этом мероприятии приглашенные турфирмы, судя по всему, будут убеждать присутствующих функционеров в том, что музеи в Беларуси можно и нужно использовать «не по назначению» - а именно как большие готовые государственные площадки для частных анимационных программ (чтобы не простаивали!).
И все же я выбрала Японию. Небольшую страну, которая в свое время первая показала, как можно развиваться и занять лидирующее место в мире, не имея в недрах никаких полезных ископаемых. Страну, которую населяет нация, признанная на сегодняшний день «самой путешествующей на планете». Страну, которая выдержала страшный удар стихии - 9-балльное землетрясение и цунами - и в настоящее время отчаянно борется за то, чтобы предотвратить глобальную катастрофу и «второй Чернобыль».
В нынешнем, 2011 году исполняется 20 лет с тех пор, как республики СССР, в том числе Беларусь, получили независимость и возможность развиваться. Судя по экономическим достижениям, различным индексам в мировых рейтингах, развитию туризма и прочим показателям, ни одной из этих стран не пришло в голову воспользоваться японским опытом, чтобы совершить собственное экономическое чудо. А зря! Именно за этот срок - всего лишь 20-25 лет - Япония из отсталой тоталитарной страны, управляемой императором, превратилась в процветающую демократическую державу с самым высоким уровнем жизни и новейшими технологиями. Причем это произошло после мировой войны, в которой Япония была повержена, и страшных ядерных бомбардировок. Что же сделала Япония для того, чтобы быстро выбраться из социальной и политической пропасти и достигнуть потрясающих результатов? «Рецепт» выглядит абсолютно простым, а самое любопытное, что «перестройка» была буквально принесена на штыках американских военных, оккупировавших Японию с 1945 по 1952 год. Именно американцы инициировали и гарантировали проведение реформ: уничтожение крупного землевладения и промышленных кланов, передачу земли мелким фермерам, создание свободных и эффективных профсоюзов, быструю демократизацию и «вестернизацию» страны. А сами японцы оказались крайне восприимчивы к буржуазно-прогрессивным принципам жизни, амбициозны, талантливы и предприимчивы. Что касается промышленности, технологий, знаменитой японской электроники и не менее знаменитого автомобилестроения, то первоначально они пошли весьма оригинальным путем. К середине 1950-х Япония отставала от развитых стран приблизительно на 20-25 лет. Начинать все сначала, «изобретать велосипед» (как, не будем скрывать, мы этим бесконечно занимаемся) и делать ставку на собственные разработки не было смысла. Поэтому японцы стали пристально отслеживать все ноу- хау и попросту скупать их. Таким образом, к примеру, страна обзавелась технологией, которая сейчас известна как «контроль качества» и выглядит сугубо японским достижением. На самом деле технологию изобрел американский статистик Эдвардс, но даже в прогрессивных Штатах ее сочли пустой. Купив разработку Эдвардса за копейки, Япония до сих пор зарабатывает на ней миллионы и миллиарды долларов. Аналогичная история произошла в свое время с синтетическим материалом нейлон. На его разработку корпорация «Дюпон» потратила 25 млн долларов, но так и не сумела довести дело до конца. Японцы же купили технологию за 7 млн, привлекли к работе местных талантливых инженеров и только за один год заработали на модном нейлоне 90 млн! И ряд таких примеров можно продолжать бесконечно.
Что получила Япония в награду за способность воспринимать новое, не отказываясь от традиционной культуры и национальных особенностей? Вторую (после США) экономику мира, один из самых высоких доходов на душу населения, высокие социальные гарантии, самую современную транспортную сеть. Пожалуй, в этот ряд можно поставить и огромные возможности, которые имеют японские граждане для отдыха и путешествий. Так, на туристические поездки среднестатистическая японская семья тратит 22% семейного бюджета (больше всех в мире), каждый японец бывает за границей в среднем три раза в год, и, кстати, именно японцы придумали совмещать работу и путешествия, подарив миру так называемые инсентив-туры. Япония удивляла нас в двадцатом веке - и продолжает удивлять в двадцать первом. Таково, видимо, предначертание этой нации, на долю которой выпало очередное испытание...