https://www.traditionrolex.com/8
<p><strong>Музейные и туристические организации искали пути взаимодействия<br /></strong>18 марта в Мирский за­мок по инициативе I Министерства куль­туры и Министерства спорта и туризма были приглашены директора ведущих туристи­ческих компаний, которые занимаются внутренним и въездным туризмом, и руко­водители белорусских музеев.</p>

Музейные и туристические организации искали пути взаимодействия

Светлана КИРПА, фото автора

18 марта в Мирский за­мок по инициативе I Министерства куль­туры и Министерства спорта и туризма были приглашены директора ведущих туристи­ческих компаний, которые занимаются внутренним и въездным туризмом, и руко­водители белорусских музеев. В этот день в стенах замка прошло рабочее совещание на тему «Взаимодействие музей­ных учреждений и туристиче­ских организаций: проблемы и пути решения». Представители туристических организаций смогли собственными глазами увидеть возможности об­новленного Мирского замка: гостиницу и ресторан, которые должны начать работу летом, а также действующую экспо­зицию, открытую в декабре минувшего года.

muzei

Открыл совещание заместитель министра культуры Тадеуш Стружецкий, который сразу задал тон всему мероприятию, показав, что здесь намерены искать пути реше­ния накопившихся проблем. А их оказалось немало.

После прошедших больших мар­товских выходных в Министерство культуры поступила жалоба, в кото­рой люди выражали недовольство по поводу не работавших в эти дни музеев. Приехавших из России, Укра­ины и Латвии гостей некуда было от­вести, чтобы познакомить с культу­рой и историей Беларуси. Подобная политика музейных руководителей кажется по меньшей мере странной: ведь заранее было известно, что в соседних странах, с которыми у Бела­руси существует безвизовый режим, тоже будет четырехдневный выход­ной.

И вполне логично было ожидать уве­личения потока туристов именно в эти дни. Проблемы с графиком работы му­зеев, не всегда удобным и зачастую не очень гибким, существуют давно. Неко­торые небольшие, но интересные для туристов музеи и вовсе закрыты в вы­ходные дни. Даже в летний период, ког­да наши города посещает больше всего туристов, музеи работают до семи ча­сов вечера, потому не всегда могут по­пасть в экскурсионные программы.

Однако директора музеев, присут­ствовавшие на совещании, заверили представителей туристических органи­заций, что при соответствующей догово­ренности они готовы работать в любое удобное для туристов время. Со своей стороны, заместитель министра куль­туры Тадеуш Стружецкий сказал, что этому вопросу министерство намерено уделить особое внимание.

К сожалению, это далеко не един­ственная проблема, существующая се­годня в работе музейной сферы. Для региональных музеев самыми насущ­ными остаются вопросы плохо разви­той инфраструктуры: отсутствие ка­чественной сувенирной продукции, благоустроенных мест для парковки ав­тобусов, санитарных зон, предприятий общественного питания. Создает по­мехи и неразвитая система взаимодей­ствия между районными властями и му­зеями, когда каждый из них существует как бы сам по себе. «Музей - это не ино­родное тело в городе, это его визитная карточка», - подчеркнул заместитель министра культуры.

muzei1

Владимир ПРОКОПЦОВ – директор Национального художественного музея

Во время совещания была озвучена интересная статистика. Согласно дан­ным музейных работников, только 5-8% от общего числа посетителей музеев со­ставляют люди, приехавшие в составе организованных туристических групп. А по словам руководителей туристи­ческих компаний, эта цифра намного больше - 30-35%, а в некоторых случаях - как, например, в музее-усадьбе Фран­тишека Богушевича «Кушляны» - и все 70%. Истина, видимо, где-то посереди­не. Музеи, которые находятся в стороне от разработанных туристических марш­рутов, действительно не всегда могут убедить фирмы обратить на них вни­мание. Так, директор Национального исторического музея Сергей Вечер рассказал, что подведомственный ему музей уже давно пытается привлечь к сотрудничеству туристические органи­зации, однако всегда слышит отказ. Зда­ние исторического музея стоит в сто­роне от экскурсионных маршрутов по Минску. В итоге потенциал очень инте­ресного столичного музея остается не задействован в полной мере.

С докладом «Музеи Беларуси - важ­нейшая составляющая национального туристического продукта» выступила директор туристической компании «Виаполь» Галина Потаева. В своем выступлении она подняла вопрос о го­товности Беларуси к увеличению тури­стического потока из других стран. Му­зеи не всегда располагают достаточным штатом экскурсоводов, который мог бы обслуживать одновременно несколь­ко групп. В связи с этим была озвучена еще одна давно назревшая проблема - необходимости аккредитации музеями экскурсоводов, работающих в туристи­ческих компаниях. Начиная работать с группой с самого начала пути, такой экскурсовод знает, какая информация уже прозвучала, и может корректиро­вать свой рассказ, избегая повторов и экономя тем самым время. На совеща­нии было принято решение в ближай­шее время опробовать подобное но­вовведение в Мирском замке и, если эксперимент будет удачным, распро­странить аналогичную практику на все музеи страны.

Существуют проблемы и в финансо­вых взаиморасчетах между туристиче­скими фирмами и музеями. Несмотря на принятый в прошлом году указ о без­наличном расчете между этими орга­низациями, многие музеи по-прежнему отказываются принимать оплату в та­ком виде. Сложным остается и вопрос оформления благотворительных экс­курсий для сиротских интернатов и до­мов престарелых. Зачастую сотрудни­кам туристических фирм оказывается проще заплатить за подобную экскур­сию из своего кармана, чем оформить ее как не облагаемую налогом. В вопро­сах благотворительности также прозву­чало предложение перенять опыт Ко­ролевского замка «Вавель» в Кракове. Сотрудники этого польского музея в определенном месте прикрепляют та­бличку с именем того, кто пожертво­вал что-либо на развитие музея. Введе­ние аналогичной традиции в Беларуси могло бы в определенной степени сти­мулировать поток пожертвований для музеев.

Директор турфирмы «Страна зам­ков» Александр Варикиш рассказал о путях повышения привлекательности музеев с помощью анимационных про­грамм. Один из вариантов все участни­ки заседания смогли увидеть по прибы­тии в Мирский замок. Представители туристических организаций высказа­ли пожелание сделать подобные про­граммы не просто регулярными, а со­ставить долговременный график таких мероприятий. Если бы, например, каж­дую вторую субботу месяца в опреде­ленное время в Мирском замке прохо­дило театрализованное представление, рассказывающее о той или иной стра­нице белорусской истории, то потенци­альные посетители могли бы заранее спланировать свою поездку, а турфир­мы - привлечь в эти дни еще большее количество туристов.

Заместитель директора лидской туристической фирмы «Святовит» Геннадий Конон обозначил пробле­мы, существующие при использовании музейных площадок для анимационных программ. Прозвучало предложение о заключении договоров о сотрудниче­стве между музеями и фирмами не на год, как это делается сегодня, а на более длительную перспективу, которое было поддержано директорами музеев.

Представители литературных музеев Янки Купалы и Максима Богдановича, а также генеральный директор Гомель­ского дворцово-паркового ансамбля Румянцевых-Паскевичей презентовали возможности своих учреждений. Му­зейные работники упрекнули сотруд­ников туристических компаний в не­знании региональных музеев и всего потенциала различных областей стра­ны. Музейные сотрудники призывали и к сотрудничеству в интернет-простран­стве. В частности, директор Гомель­ского дворцово-паркового ансамбля Румянцевых-Паскевичей Олег Рыж­ков предложил турфирмам и музеям обменяться баннерами и каждому раз­местить их на своем сайте.

Были заданы вопросы и относитель­но работы конкретно Мирского замка. Представители туристических компа­ний указали на необходимость благоустройства зоны вокруг замка, построй­ки боксов для продажи сувениров, об­ратили внимание и на характер самой сувенирной продукции. Также прозву­чало предложение о введении системы скидок для туристических фирм при по­купке входных билетов в музей и зака­зе экскурсий. Со своей стороны, пред­ставители Министерства культуры и музейные работники обещали рассмо­треть все прозвучавшие предложения в ближайшее время.

Во время совещания были презенто­ваны аудиогиды, которые теперь могут «провести» экскурсию по замку на че­тырех языках. Скоро такие аудиогиды появятся во многих музеях страны, а с 1 мая начнут использоваться и для го­родских экскурсий по Минску.

Прошедшее совещание было одним из серии запланированных меропри­ятий по налаживанию сотрудничества между музеями и туристическими ком­паниями. Осенью, по итогам летнего се­зона, пройдет следующее.

https://www.traditionrolex.com/8