Музейные и туристические организации искали пути взаимодействия
Светлана КИРПА, фото автора
18 марта в Мирский замок по инициативе I Министерства культуры и Министерства спорта и туризма были приглашены директора ведущих туристических компаний, которые занимаются внутренним и въездным туризмом, и руководители белорусских музеев. В этот день в стенах замка прошло рабочее совещание на тему «Взаимодействие музейных учреждений и туристических организаций: проблемы и пути решения». Представители туристических организаций смогли собственными глазами увидеть возможности обновленного Мирского замка: гостиницу и ресторан, которые должны начать работу летом, а также действующую экспозицию, открытую в декабре минувшего года.
Открыл совещание заместитель министра культуры Тадеуш Стружецкий, который сразу задал тон всему мероприятию, показав, что здесь намерены искать пути решения накопившихся проблем. А их оказалось немало.
После прошедших больших мартовских выходных в Министерство культуры поступила жалоба, в которой люди выражали недовольство по поводу не работавших в эти дни музеев. Приехавших из России, Украины и Латвии гостей некуда было отвести, чтобы познакомить с культурой и историей Беларуси. Подобная политика музейных руководителей кажется по меньшей мере странной: ведь заранее было известно, что в соседних странах, с которыми у Беларуси существует безвизовый режим, тоже будет четырехдневный выходной.
И вполне логично было ожидать увеличения потока туристов именно в эти дни. Проблемы с графиком работы музеев, не всегда удобным и зачастую не очень гибким, существуют давно. Некоторые небольшие, но интересные для туристов музеи и вовсе закрыты в выходные дни. Даже в летний период, когда наши города посещает больше всего туристов, музеи работают до семи часов вечера, потому не всегда могут попасть в экскурсионные программы.
Однако директора музеев, присутствовавшие на совещании, заверили представителей туристических организаций, что при соответствующей договоренности они готовы работать в любое удобное для туристов время. Со своей стороны, заместитель министра культуры Тадеуш Стружецкий сказал, что этому вопросу министерство намерено уделить особое внимание.
К сожалению, это далеко не единственная проблема, существующая сегодня в работе музейной сферы. Для региональных музеев самыми насущными остаются вопросы плохо развитой инфраструктуры: отсутствие качественной сувенирной продукции, благоустроенных мест для парковки автобусов, санитарных зон, предприятий общественного питания. Создает помехи и неразвитая система взаимодействия между районными властями и музеями, когда каждый из них существует как бы сам по себе. «Музей - это не инородное тело в городе, это его визитная карточка», - подчеркнул заместитель министра культуры.
Владимир ПРОКОПЦОВ – директор Национального художественного музея
Во время совещания была озвучена интересная статистика. Согласно данным музейных работников, только 5-8% от общего числа посетителей музеев составляют люди, приехавшие в составе организованных туристических групп. А по словам руководителей туристических компаний, эта цифра намного больше - 30-35%, а в некоторых случаях - как, например, в музее-усадьбе Франтишека Богушевича «Кушляны» - и все 70%. Истина, видимо, где-то посередине. Музеи, которые находятся в стороне от разработанных туристических маршрутов, действительно не всегда могут убедить фирмы обратить на них внимание. Так, директор Национального исторического музея Сергей Вечер рассказал, что подведомственный ему музей уже давно пытается привлечь к сотрудничеству туристические организации, однако всегда слышит отказ. Здание исторического музея стоит в стороне от экскурсионных маршрутов по Минску. В итоге потенциал очень интересного столичного музея остается не задействован в полной мере.
С докладом «Музеи Беларуси - важнейшая составляющая национального туристического продукта» выступила директор туристической компании «Виаполь» Галина Потаева. В своем выступлении она подняла вопрос о готовности Беларуси к увеличению туристического потока из других стран. Музеи не всегда располагают достаточным штатом экскурсоводов, который мог бы обслуживать одновременно несколько групп. В связи с этим была озвучена еще одна давно назревшая проблема - необходимости аккредитации музеями экскурсоводов, работающих в туристических компаниях. Начиная работать с группой с самого начала пути, такой экскурсовод знает, какая информация уже прозвучала, и может корректировать свой рассказ, избегая повторов и экономя тем самым время. На совещании было принято решение в ближайшее время опробовать подобное нововведение в Мирском замке и, если эксперимент будет удачным, распространить аналогичную практику на все музеи страны.
Существуют проблемы и в финансовых взаиморасчетах между туристическими фирмами и музеями. Несмотря на принятый в прошлом году указ о безналичном расчете между этими организациями, многие музеи по-прежнему отказываются принимать оплату в таком виде. Сложным остается и вопрос оформления благотворительных экскурсий для сиротских интернатов и домов престарелых. Зачастую сотрудникам туристических фирм оказывается проще заплатить за подобную экскурсию из своего кармана, чем оформить ее как не облагаемую налогом. В вопросах благотворительности также прозвучало предложение перенять опыт Королевского замка «Вавель» в Кракове. Сотрудники этого польского музея в определенном месте прикрепляют табличку с именем того, кто пожертвовал что-либо на развитие музея. Введение аналогичной традиции в Беларуси могло бы в определенной степени стимулировать поток пожертвований для музеев.
Директор турфирмы «Страна замков» Александр Варикиш рассказал о путях повышения привлекательности музеев с помощью анимационных программ. Один из вариантов все участники заседания смогли увидеть по прибытии в Мирский замок. Представители туристических организаций высказали пожелание сделать подобные программы не просто регулярными, а составить долговременный график таких мероприятий. Если бы, например, каждую вторую субботу месяца в определенное время в Мирском замке проходило театрализованное представление, рассказывающее о той или иной странице белорусской истории, то потенциальные посетители могли бы заранее спланировать свою поездку, а турфирмы - привлечь в эти дни еще большее количество туристов.
Заместитель директора лидской туристической фирмы «Святовит» Геннадий Конон обозначил проблемы, существующие при использовании музейных площадок для анимационных программ. Прозвучало предложение о заключении договоров о сотрудничестве между музеями и фирмами не на год, как это делается сегодня, а на более длительную перспективу, которое было поддержано директорами музеев.
Представители литературных музеев Янки Купалы и Максима Богдановича, а также генеральный директор Гомельского дворцово-паркового ансамбля Румянцевых-Паскевичей презентовали возможности своих учреждений. Музейные работники упрекнули сотрудников туристических компаний в незнании региональных музеев и всего потенциала различных областей страны. Музейные сотрудники призывали и к сотрудничеству в интернет-пространстве. В частности, директор Гомельского дворцово-паркового ансамбля Румянцевых-Паскевичей Олег Рыжков предложил турфирмам и музеям обменяться баннерами и каждому разместить их на своем сайте.
Были заданы вопросы и относительно работы конкретно Мирского замка. Представители туристических компаний указали на необходимость благоустройства зоны вокруг замка, постройки боксов для продажи сувениров, обратили внимание и на характер самой сувенирной продукции. Также прозвучало предложение о введении системы скидок для туристических фирм при покупке входных билетов в музей и заказе экскурсий. Со своей стороны, представители Министерства культуры и музейные работники обещали рассмотреть все прозвучавшие предложения в ближайшее время.
Во время совещания были презентованы аудиогиды, которые теперь могут «провести» экскурсию по замку на четырех языках. Скоро такие аудиогиды появятся во многих музеях страны, а с 1 мая начнут использоваться и для городских экскурсий по Минску.
Прошедшее совещание было одним из серии запланированных мероприятий по налаживанию сотрудничества между музеями и туристическими компаниями. Осенью, по итогам летнего сезона, пройдет следующее.