Надежда СУСЛОВА
В конце прошлой недели премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович утвердил новую Национальную программу развития туризма на 2011–2015 годы.
Для нашей газеты это событие комментирует заместитель министра спорта и туризма Чеслав ШУЛЬГА:
– В принятой Национальной программе развития туризма в нашей стране есть три основных блока: инфраструктура, маркетинг и кадры. Что касается принципиальных отличий от трех предыдущих программ, новая полностью основана на активизации предпринимательства и бизнеса, повышении качества обслуживания туристов.
81,7% средств, необходимых для развития индустрии туризма в нашей стране, будут составлять инвестиции. Остальные расходы на совершенствование инфраструктуры будут возложены на местные бюджеты и 1% – на республиканский. К развитию туристической инфраструктуры, по моему мнению, совсем не обязательно привлекать инвесторов из-за рубежа. Мы в большей степени рассчитываем на отечественных бизнесменов, которые займутся строительством и реконструкцией гостиниц, возведением и обслуживанием объектов придорожного сервиса, туристических комплексов. Такие инициативы уже есть. К примеру, в Глубоком предприниматель приобрел заброшенную воинскую часть и собирается использовать ее в туристических целях, у другого бизнесмена в планах открыть базу отдыха под Бобруйском и т.д. Туристическая инфраструктура будет прирастать агроусадьбами и сельскими мини-гостиницами (к 2015 году их количество возрастет до 3000), а это также частная инициатива. Есть интересные предложения, исходящие от местных властей. Например, в Глубоком собираются создать туристический квартал под названием «Белорусская Венеция». В общей сложности за пять лет планируется открыть 1130 новых туристических объектов и освоить при этом 4843,1 миллиарда рублей.
Многие мероприятия будут связаны с программами развития туризма в Нарочанском крае и Припятском Полесье.
Хочу подчеркнуть, что в новой госпрограмме не будет таких показателей как «объем платных туристических и экскурсионных услуг». Так что оценивать успехи отрасли планируется по уровню экспорта и импорта туристических услуг.
Основные планы в программе связаны с расширением экспорта туристических услуг, который к 2015 году должен вырасти в 3,5 раза и составить $510 млн.
А это значит, что необходим постоянный мониторинг вкусов и запросов туристов, разработка новых туров, связанных с праздниками и фестивалями, спортивными мероприятиями, военной тематикой, зеленым и активным туризмом.
Продолжение материала читайте в свежем номере газеты «Туризм и отдых», который выйдет 31 марта.