https://www.traditionrolex.com/8
<p>В марте экскурсоводы из общественного объединения «Белорусская ассоциация экскурсоводов и гидов-переводчиков» <strong>проехали по маршруту «Смиловичская мозаика»</strong><br />Маршрут «Смиловичская мозаика» проходит вдоль автомобильной до­роги Минск-Могилев.</p>

В марте экскурсоводы из общественного объединения «Белорусская ассоциация экскурсоводов и гидов-переводчиков» проехали по маршруту «Смиловичская мозаика»

Николай ЧИРСКИЙ, председатель общественного объединения «Белорусская ассоциация экскурсоводов и гидов-переводчиков», фото Сергея ПЛЫТКЕВИЧА

kult1

Ляды

Маршрут «Смиловичская мозаика» проходит вдоль автомобильной до­роги Минск-Могилев. В пригородной зоне юго-восточнее Минска рядом с кольцевой автодорогой расположены деревни Малый Тростенец и Большой Тростенец, разделенные автомобиль­ной дорогой Минск-Могилев. В годы Великой Отечественной войны не­мецко-фашистские оккупанты созда­ли здесь Тростенецкий лагерь смерти для массового уничтожения граждан­ского населения и военнопленных. В лагерь привозили также политзаклю­ченных из Германии, Австрии, Поль­ши, Франции, Чехословакии. Расстре­лянных, отравленных газом людей палачи сжигали на кострах. Всего в ла­гере погибло более 206 500 человек. Возле деревни Большой Тростенец сооружен памятник жертвам фашист­ского террора, в Малом Тростенце установлен памятный знак.

kult3

Ляды

В 32 км к востоку от Минска свора­чиваем с автомагистрали на Ляды, где через 13 км расположен Ляденский Свято-Благовещенский мужской мо­настырь Смолевичского района. Мо­настырь, по преданию, возник бла­годаря Царице Небесной, которая сжалилась над тяжелой долей мест­ного населения, явилась селянину по имени Кирик и указала место возве­дения православной церкви, которая и была построена из дерева.

В начале XVIII века жена Минско­го воеводы Завиши Тереза Тышкевич, страдавшая тяжелой болезнью и получившая исцеление от Жировичской чудотворной иконы Божией Матери, в знак благодарности пожертвовала в Ляденскую церковь копию этой ико­ны. Разросшаяся молва о новых чуде­сах, свершившихся перед благодат­ным образом Пресвятой Богородицы, побудила Завишей построить вместо обветшавшей новую деревянную цер­ковь и основать при ней монастырь. В 1794 году на пожертвования Зави- шей была построена каменная цер­ковь. Монастырский корпус возво­дился с 1811 г. и приобрел нынешний вид к 1850 г.

Монастырь оказывал огромное влияние на духовное и нравствен­ное воспитание населения. В начале XIX века при нем была основана бо­гадельня, а в 1809 г. открыто четырех­классное духовно-светское училище. В советский период в начале 20-х го­дов монастырь был закрыт, а церковь продолжала действовать до 1939 г. В годы войны храм возобновил свою деятельность. Но к 1960 г. по настоя­нию директора школы, размещавшей­ся в монастырском корпусе, храм был снова закрыт, главная его святыня - икона Божией Матери «Жировичская» - исчезла. В 1992 г. произошло офи­циальное открытие церкви в деревне Ляды как приходской. Через два года был открыт Ляденский мужской мона­стырь. В нем, как и раньше, стали со­вершаться богослужения, под древ­ними сводами зазвучало церковное пение, появились монахи и послуш­ники.

Убель

Из Лядов возвращаемся вновь на ав­томагистраль Минск-Могилев. В 7 км от Смиловичей некогда была усадьба Убель, которая в разное время принад­лежала Сапегам, Завишам, Огинским. В 1791 году отошла С.Монюшко, в 1815 г. - его сыну Чеславу, который оставил военную службу и поселился в Убели.

kult2

Убель

Усадьба занимала живописную местность около реки Волма. Двор Монюшко включал усадебный дом, различные служебные и хозяйствен­ные постройки, сад, небольшой парк, в котором имелась каплица-усыпаль­ница. Усадебный дом стоял в наи­более приподнятой части речной террасы. Здание было небольшим, деревянным, одноэтажным, прямоу­гольным в плане, с мансардой и четы- рехколонным портиком. Крыша высо­кая гонтовая, шалевка вертикальная. Архитектура дома отражала харак­терные черты эпохи, сочетая тради­ции народного зодчества и элемен­ты классического стиля. Дом сгорел в годы Второй мировой войны. В пар­ковом ансамбле прослеживались чер­ты романтизма. Каплица напоминала средневековую башню: сооружение было центричным, двухъярусным с шатровой крышей. С ней переклика­лась более низкая башня, пристроен­ная к небольшому флигелю, который фиксировал парадный двор с левой стороны.

Усадебный парадный двор был от­крыт в сторону реки. К реке, через которую был перекинут небольшой мост, вела от дома дорога. Живопис­ная перспектива, открывавшаяся на реку Волма, таинственные заречные дали расширяли усадьбу Убель. Здесь 5 мая 1819 г. у Альжбеты и Чеслава Монюшко родился сын, которому дали имя Станислав Ян Эдвард Кази­мир - будущий великий белорусский и польский композитор, дирижер и педагог, классик польской вокальной лирики, основатель национальной классической оперы.

Мать будущего композитора, Аль- жбета Моджарская, имела красивый голос, хорошо музицировала и дала начальное музыкальное образование мальчику. Отец был офицером наполе­оновской армии, адъютантом несколь­ких французских маршалов поочеред­но. За свободолюбие и политическую неблагонадежность в 1831 г. был удален русскими властями из коллегии, кон­тролировавшей родословную шлях­ты. Писал стихи, хорошо рисовал, вме­сте с кузеном Валентием Ваньковичем устроил в мансарде усадебного дома мастерскую. Отец оставил несколько портретов юного Станислава, а также портрет композитора и скрипача Ми- хала Ельского. Портрет последнего в настоящее время хранится в Польше, в городе Радоме, у потомка известного белорусского рода Ельских - Андрея Ельского.

Детство будущего композитора про­ходило под впечатлением рассказов отца о войне, о драматизме поражения Наполеона. Волновали воображение и рассказы о смиловичском дворце деда Станислава. Большое влияние на юно­го Монюшко оказали очень грустные старинные песни в исполнении прихо­жан местной униатской церкви, мело­дичность песенной культуры белорус­ского народа. В погожие вечера бежал он в деревню и до самозабвения слу­шал печальные песни возвращавших­ся с поля белорусских девушек. Ког­да садился за фортепиано, оживали впечатления, под маленькими пальчи­ками оживали суровые, полные боли мотивы, услышанные от крестьян, пе­ремешиваясь с мазурками и краковя­ками, которые напевала мать.

Детство его прошло на лоне живо­писной природы, среди крестьян. При­родная и культурная среда небольшой шляхетской усадьбы, над которой ви­тал дух романтизма, связь с белорус­ской народной музыкой, атмосфера родного дома оказали большое влия­ние на формирование характера и та­ланта будущего творца.

Духовную атмосферу в Убели соз­давали «Исторические напевы» Ю.Немцовича, проникнутые глубо­ким патриотизмом, «Пан Тадеуш» А.Мицкевича и другие лучшие про­изведения того времени. Пятилетний Станислав «Исторические напевы» знал наизусть.

В семье Монюшек особым уваже­нием пользовался дядя Казимир из Смиловичей, которому по душе были одаренность и впечатлительность пле­мянника и который знал, что талант - это большое благо. Казимир ввел мальчика в захватывающий мир своей библиотеки, вместе с ним читал и об­суждал сочинения французских есте­ствоиспытателей, классиков мировой литературы и, конечно, произведения А.Мицкевича «Ода к молодости», ко­торая в юности была своего рода про­граммой для Казимира. Здесь, в Убели, на берегу реки весной 1835 года Ка­зимир в окружении всей семьи возле валунов читал «Пана Тадеуша». Дядя великого композитора подарил Ста­ниславу Монюшко замечательную, лю­бовно подобранную им библиотеку, насчитывавшую около тысячи книг.

В 1830 г. Монюшки переехали жить в Минск, в Верхний город. Здесь Ста­нислав учился в городской гимназии, получил музыкальное образование у Д.Стефановича. Затем годы учебы в Вильно и Берлине. С 1840 г. юный ком­позитор поселился в Вильне, где ра­ботал органистом и дирижером. Ча­сто бывал дома, в Минске - у родных, друзей. Первые водевили, музыкаль­ные комедии и комические оперы С.Монюшко связаны с Беларусью.

В 1834 г. минскими любителями му­зыки поставлена опера «Конторские служащие». На либретто В.Дунина- Марцинкевича С.Монюшко написал «Рекрутский набор» (поставлен в 1841 г. в Минске), «Соревнование музыкан­тов», «Волшебную воду», «Идиллию» (поставлена в 1852 г. в Минске, а так­же в 1994 г. - Национальным акаде­мическим театром им. Я.Купалы). Бла­годаря использованию в либретто  белорусского языка (наряду с поль­ским) и опоры на белорусский музы­кальный фольклор «Идиллия» имела большое значение для белорусской музыкальной культуры. В 1843 г. в Мин­ске была поставлена оперетта «Лоте­рея», изданы две тетради эскизов для фортепиано. В 1856 г. минский друг С.Монюшко В.Дунин-Марцинкевич ор­ганизовал в честь своего друга вечер.

С 1858 г. С.Монюшко жил в Варша­ве. Работал дирижером и директором оперного театра, профессором Музы­кального института. Творческий талант композитора здесь расцвел. Одна за другой из-под его пера выходили опе­ры. Вслед за «Галькой», первый вари­ант которой относится к 40-м годам XIX века, им написаны «Плотогон», «Графи­ня», «Страшный двор» - вершина его оперного творчества. Они завоевали симпатии публики своей народностью, мелодичностью, патриотическим зву­чанием. Очень восторженно была при­нята публикой «Галька», рассказыва­ющая о трагедии простой девушки, которая стала жертвой безнравствен­ного панича. Первый спектакль опе­ры «Галька» был поставлен в 1847 г. в Вильне. Затем были постановки 1854, 1859 гг. Отзывы о них принесли из­вестность композитору во всем сла­вянском мире, а после нью-йоркской постановки 1908 г. началось триум­фальное шествие «Гальки» по сценам мира. На минской сцене эта прекрас­ная опера ставилась в 1856 г., а в 1975-м - Государственным театром оперы и балета Беларуси. Опера «Страшный двор» также ставилась на минской сце­не (перевод либретто сделал М.Танк).

На протяжении всей жизни С.Монюшко поддерживал связь с му­зыкантами своего отечества, ока­зывая им поддержку в творческой деятельности: рецензировал их произ­ведения, писал статьи о своих соотече­ственниках, способствовал получению ими музыкального образования и сам учил, организовывал концерты.

В Беларуси наследие великого и та­лантливого композитора С.Монюшко, умершего в 1872 г., хорошо известно.

Усадьба Убель не сохранилась. Уте­ряны или разошлись по миру вещи, связанные с именем великого ком­позитора. Сохранились лишь неболь­шие фрагменты парка над рекой Вол- ма в Убели. В 1966 г. в парадной части усадьбы установлен памятный обе­лиск с нотами нескольких тактов арии Ентека из оперы С.Монюшко «Галька», принесшей композитору известность. В школе поселка Озерный создан пре­красный музей, посвященный вели­кому композитору и дирижеру, сыну нашего Отечества - Станиславу Мо- нюшко. Ежегодно проходит музыкаль­ный фестиваль «Убельская ластаука». К сожалению, музей великого компози­тора обречен, так как здание бывшей деревенской школы купили россияне для создания турбазы.

Смиловичи

В 32 км к востоку от Минска, возле автомагистрали Минск-Могилев, на реке Волма расположен городской по­селок Смиловичи. Волма, левый при­ток Свислочи, имеет длину 103 км, на­чинается на юго-восточных склонах Минской возвышенности и протекает по Минскому, Смолевичскому, Червенскому и Пуховичскому районам Минщины.

kult5

Смиловичи

Смиловичи известны с XVI века. Им владели Бакштанские, Кежгайлы, Сапе- ги, Завиши, Огинские, Монюшки, Вань- ковичи. В 1791 году владельцем Смило- вичей становится молодой Станислав Монюшко. В 1802 году род Монюшко был занесен в 6-ю часть родословной книги дворян Минской губернии. Шля­хетство этого рода было подтверждено указом Сената в 1832 году по ходатай­ству Казимира Монюшко, сына Станис­лава. У Станислава Монюшко и Евы Войнилович было шесть сыновей и че­тыре дочери. Сыновья получили хоро­шее образование и богатое наследство. Фольварк Убель недалеко от Смиловичей отошел Чеславу, отцу известного композитора. Одна из дочерей, Миха- лина, состояла в браке с Э.Ваньковичем, владельцем усадьбы в Слепянке под Минском. Смиловичи стали собствен­ностью Казимира, деятеля просвеще­ния первой половины XIX века. С 1836 г. Смиловичи перешли его сыну Алексан­дру, художнику и архитектору. В 1874 г. имение перешло Леону Ваньковичу в качестве приданого его жены, дочери Александра. Последним владельцем Смиловичей был сын Леона Ваньковича, тоже Леон.

На южной окраине Смиловичей, у реки Волмы, в парке пейзажного типа хорошо сохранился дворцово-парковый комплекс, сформированный в XIX - начале XX века. Состоит из двух корпусов, построенных в разное вре­мя. Принадлежал Монюшко и Ванько- вичам. Усадьбу в Смиловичах Станис­лав Монюшко и его сыновья Казимир и Александр строили на месте дере­вянного замка XVI века. Старый дво­рец построен энергичным Станиславом Монюшко в начале XIX в. в стиле псевдоготики, что является проявле­нием романтических мотивов. Восьми­летний Станислав Монюшко, будущий композитор, бывал в Смиловичском дворце своего деда С.Монюшко. Пря­моугольный в плане двухэтажный особняк накрыт двускатной крышей. Фасады разделены междуэтажным карнизом. Со стороны главного фа­сада имеется массивная, квадратная в разрезе двухъярусная трехэтажная башня, украшенная стилизованными волютами и завершенная наподобие древних оборонительных башен зуб­цами. В башне - трехмаршевые лест­ницы.

Во второй половине XIX в. Алек­сандр Монюшко на одной оси со ста­рым дворцом начал строительство но­вого. После его смерти строительство продолжил Леон Ванькович. Здание в стиле неоготики с элементами модер­на было закончено в 1900 году. Оно двухэтажное с двускатной крышей, асимметричное, осложненное пяти­гранными эркерами. Вход расположен в западной части, в объеме, фланкиро­ванном гранеными пилонами, которые возвышаются над дворцом в виде не­больших башен, завершенных шатра­ми со шпилями.

Башенки, эркеры, а также аттик с пи­лястрами и карнизами, завершенный небольшим бельведером, придали дворцу интересный архитектурный об­лик. В 1900 году была сооружена двухэ­тажная пристройка, которая соединяла оба здания галереей на втором этаже. Соединительная пристройка с больши­ми, почти во всю высоту этажей окнами использовалась под сад. Дворцы при­няли вид единого архитектурного ан­самбля, весьма репрезентабельного со­оружения, в котором воплотился труд трех поколений Монюшко.

После завершения строительства нового дворца старый служил в ос­новном гостиницей. В нем остались зал для балов с большими хрусталь­ными люстрами и бильярдная. В но­вом дворце разместилось собрание картин. Имелись большая библиоте­ка, собрание древних рукописей, а так­же хранились архивы Огинских, Монюшек и Ваньковичей.

В 1973 г. ко входу в новый дворец пристроили вестибюль с гардеробом, а с восточной стороны - лестничную клетку. Архитектурной доминантой всего ансамбля является башня ста­рого корпуса. От нее в сторону реки Волмы ведет главная аллея парка. Хо­рошо сохранилась въездная брама, которая заняла угловое, северо-за­падное положение. Ее образуют четыре пилона (средние - высокие, до 5 м; боковые - с калитками). Около бра­мы - сторожка из красного кирпича, построенная в начале XX века. По пе­риметру усадьба была охвачена ори­гинальной декоративной оградой - решеточной кладкой из красного кирпича. Вдоль нее тянулась линей­ная посадка из елей. Фрагменты ста­рой ограды частично сохранились. С восточной стороны по окраине парка проходит кленовая аллея, ведущая на хозяйственный двор усадьбы.

В Смиловичах в 1894 г. родился ху­дожник-экспрессионист, представи­тель парижской школы Хаим Сутин. Творчество этого неровного, склон­ного к депрессии и меланхолии ху­дожника посвящено теме утраты корней и безысходности существова­ния, в изображении которой он до­стиг почти эсхатологического разма­ха. Хаим Сутин был родом из бедной еврейской семьи. Учился в Виленской академии искусств. В 1913 г. благода­ря поддержке мецената приехал в Париж учиться в Школе изящных ис­кусств. Здесь он познакомился с Шагалом, Модильяни, Цадкиным, Анри Лораном, изучал искусство Ван Гога, фовистов и футуристов, немецкий экс­прессионизм. В Лувре его привлекали более всего художники с экспрессив­ным видением: Эль Греко, Тинторетто, Гойя, поздний Рембрандт. Из ран­них парижских работ сохранились лишь некоторые натюрморты, боль­шую их часть Хаим Сутин уничтожил. Индивидуальный стиль Сутина, с при­сущим ему интенсивным колоритом и деформациями формы, начал склады­ваться около 1917 года. В 1919-1922 гг. на деньги мецената Х.Сутин жил в местечке Серев в Пиренеях, где пи­сал апокалиптические пейзажи с де­формированными человеческими фигурами и деформированной пер­спективой, на которых природа пре­вращалась в пылающий ад.

Следующие несколько лет Сутин провел на Лазурном берегу, где его манера стала мягче, а пейзажи более уравновешенными. Возвращение в Па­риж в 1925 г. спровоцировало новый приступ бурной экспрессии: темой картин Сутина стали убитые и выпо­трошенные животные, изображенные с необычайным реализмом. В 1930-х годах его живопись, не без влияния Курбе, вновь стала более спокойной.

Последние годы жизни художник, пря­чась в провинции от преследований гестапо, писал пейзажи. Умер Х.Сутин в 1943 г., похоронен на кладбище Монпарнас. Среди наиболее известных его работ - портреты, натюрморты, пейза­жи: «Кухарка», «Женщина в красном», «Старая актриса», «Туша быка», «Крас­ная лестница», «После грозы», «Мате­ринство» и др. Работы Х.Сутина вы­деляются характерной образностью, яркой полифонией.

В Смиловичах работает валяльно- войлочная фабрика, которая делает валенки. Надо сказать, что валенки неплохие и пользуются популярно­стью у экскурсантов. В день нашего посещения небольшой магазин фа­брики выполнил недельный план по продажам.

kult4

Общее впечатление от маршрута

Маршрут, несомненно, будет пользоваться популярностью. В первую очередь из-за его до­ступности и дешевизны. Неболь­шой километраж, рядом с Мин­ском. Берег реки Волма, где можно и отдохнуть... Но - очень много проблем. Они есть на каждом экс­курсионном маршруте, но здесь особенно. Проблема туалетов. Здесь это выгребные ямы, и те в ужасном состоянии. Музей в де­ревне Озеро находится в бывшей школе, которая не отапливается, и экспозиция музея просто поги­бает. Дворец в Смиловичах разва­ливается буквально на глазах. За мою 40-летнюю экскурсоводче­скую жизнь старый дворец, кото­рый строил еще дед С.Монюшки, пришел в упадок. В этом виновато Министерство образования, кото­рое эксплуатировало здание. Но­вое здание, построенное в кон­це Х!Х века, стоит без хозяина, его никто не эксплуатирует. А как из­вестно, без хозяина здание умира­ет. Такая же участь ожидает дворец Монюшек, чье имя известно всему мировому сообществу. К сожале­нию, на родине к своему великому сыну относятся пренебрежитель­но. Хотелось бы, чтобы Министер­ство культуры вместе с местными властями приняло меры по пре­дотвращению разрушения дворца Монюшек.

Здесь можно было бы соз­дать экспозицию музея компози­тора, устроить гостиницу, музей Х.Сутина, который сейчас разме­щается в Детском доме творчества; благоустроить парк с удивитель­ными и редкими для наших широт деревьями. Это было бы хорошее место отдыха и для жителей Смиловичей, и гостей местечка, куда потянулись бы на отдых из боль­шого мегаполиса минчане и тури­сты. А пока можно только конста­тировать, что культуры и туризма в стране нет. В Смиловичах - точно!

https://www.traditionrolex.com/8