В марте экскурсоводы из общественного объединения «Белорусская ассоциация экскурсоводов и гидов-переводчиков» проехали по маршруту «Смиловичская мозаика»
Николай ЧИРСКИЙ, председатель общественного объединения «Белорусская ассоциация экскурсоводов и гидов-переводчиков», фото Сергея ПЛЫТКЕВИЧА
Ляды
Маршрут «Смиловичская мозаика» проходит вдоль автомобильной дороги Минск-Могилев. В пригородной зоне юго-восточнее Минска рядом с кольцевой автодорогой расположены деревни Малый Тростенец и Большой Тростенец, разделенные автомобильной дорогой Минск-Могилев. В годы Великой Отечественной войны немецко-фашистские оккупанты создали здесь Тростенецкий лагерь смерти для массового уничтожения гражданского населения и военнопленных. В лагерь привозили также политзаключенных из Германии, Австрии, Польши, Франции, Чехословакии. Расстрелянных, отравленных газом людей палачи сжигали на кострах. Всего в лагере погибло более 206 500 человек. Возле деревни Большой Тростенец сооружен памятник жертвам фашистского террора, в Малом Тростенце установлен памятный знак.
Ляды
В 32 км к востоку от Минска сворачиваем с автомагистрали на Ляды, где через 13 км расположен Ляденский Свято-Благовещенский мужской монастырь Смолевичского района. Монастырь, по преданию, возник благодаря Царице Небесной, которая сжалилась над тяжелой долей местного населения, явилась селянину по имени Кирик и указала место возведения православной церкви, которая и была построена из дерева.
В начале XVIII века жена Минского воеводы Завиши Тереза Тышкевич, страдавшая тяжелой болезнью и получившая исцеление от Жировичской чудотворной иконы Божией Матери, в знак благодарности пожертвовала в Ляденскую церковь копию этой иконы. Разросшаяся молва о новых чудесах, свершившихся перед благодатным образом Пресвятой Богородицы, побудила Завишей построить вместо обветшавшей новую деревянную церковь и основать при ней монастырь. В 1794 году на пожертвования Зави- шей была построена каменная церковь. Монастырский корпус возводился с 1811 г. и приобрел нынешний вид к 1850 г.
Монастырь оказывал огромное влияние на духовное и нравственное воспитание населения. В начале XIX века при нем была основана богадельня, а в 1809 г. открыто четырехклассное духовно-светское училище. В советский период в начале 20-х годов монастырь был закрыт, а церковь продолжала действовать до 1939 г. В годы войны храм возобновил свою деятельность. Но к 1960 г. по настоянию директора школы, размещавшейся в монастырском корпусе, храм был снова закрыт, главная его святыня - икона Божией Матери «Жировичская» - исчезла. В 1992 г. произошло официальное открытие церкви в деревне Ляды как приходской. Через два года был открыт Ляденский мужской монастырь. В нем, как и раньше, стали совершаться богослужения, под древними сводами зазвучало церковное пение, появились монахи и послушники.
Убель
Из Лядов возвращаемся вновь на автомагистраль Минск-Могилев. В 7 км от Смиловичей некогда была усадьба Убель, которая в разное время принадлежала Сапегам, Завишам, Огинским. В 1791 году отошла С.Монюшко, в 1815 г. - его сыну Чеславу, который оставил военную службу и поселился в Убели.
Убель
Усадьба занимала живописную местность около реки Волма. Двор Монюшко включал усадебный дом, различные служебные и хозяйственные постройки, сад, небольшой парк, в котором имелась каплица-усыпальница. Усадебный дом стоял в наиболее приподнятой части речной террасы. Здание было небольшим, деревянным, одноэтажным, прямоугольным в плане, с мансардой и четы- рехколонным портиком. Крыша высокая гонтовая, шалевка вертикальная. Архитектура дома отражала характерные черты эпохи, сочетая традиции народного зодчества и элементы классического стиля. Дом сгорел в годы Второй мировой войны. В парковом ансамбле прослеживались черты романтизма. Каплица напоминала средневековую башню: сооружение было центричным, двухъярусным с шатровой крышей. С ней перекликалась более низкая башня, пристроенная к небольшому флигелю, который фиксировал парадный двор с левой стороны.
Усадебный парадный двор был открыт в сторону реки. К реке, через которую был перекинут небольшой мост, вела от дома дорога. Живописная перспектива, открывавшаяся на реку Волма, таинственные заречные дали расширяли усадьбу Убель. Здесь 5 мая 1819 г. у Альжбеты и Чеслава Монюшко родился сын, которому дали имя Станислав Ян Эдвард Казимир - будущий великий белорусский и польский композитор, дирижер и педагог, классик польской вокальной лирики, основатель национальной классической оперы.
Мать будущего композитора, Аль- жбета Моджарская, имела красивый голос, хорошо музицировала и дала начальное музыкальное образование мальчику. Отец был офицером наполеоновской армии, адъютантом нескольких французских маршалов поочередно. За свободолюбие и политическую неблагонадежность в 1831 г. был удален русскими властями из коллегии, контролировавшей родословную шляхты. Писал стихи, хорошо рисовал, вместе с кузеном Валентием Ваньковичем устроил в мансарде усадебного дома мастерскую. Отец оставил несколько портретов юного Станислава, а также портрет композитора и скрипача Ми- хала Ельского. Портрет последнего в настоящее время хранится в Польше, в городе Радоме, у потомка известного белорусского рода Ельских - Андрея Ельского.
Детство будущего композитора проходило под впечатлением рассказов отца о войне, о драматизме поражения Наполеона. Волновали воображение и рассказы о смиловичском дворце деда Станислава. Большое влияние на юного Монюшко оказали очень грустные старинные песни в исполнении прихожан местной униатской церкви, мелодичность песенной культуры белорусского народа. В погожие вечера бежал он в деревню и до самозабвения слушал печальные песни возвращавшихся с поля белорусских девушек. Когда садился за фортепиано, оживали впечатления, под маленькими пальчиками оживали суровые, полные боли мотивы, услышанные от крестьян, перемешиваясь с мазурками и краковяками, которые напевала мать.
Детство его прошло на лоне живописной природы, среди крестьян. Природная и культурная среда небольшой шляхетской усадьбы, над которой витал дух романтизма, связь с белорусской народной музыкой, атмосфера родного дома оказали большое влияние на формирование характера и таланта будущего творца.
Духовную атмосферу в Убели создавали «Исторические напевы» Ю.Немцовича, проникнутые глубоким патриотизмом, «Пан Тадеуш» А.Мицкевича и другие лучшие произведения того времени. Пятилетний Станислав «Исторические напевы» знал наизусть.
В семье Монюшек особым уважением пользовался дядя Казимир из Смиловичей, которому по душе были одаренность и впечатлительность племянника и который знал, что талант - это большое благо. Казимир ввел мальчика в захватывающий мир своей библиотеки, вместе с ним читал и обсуждал сочинения французских естествоиспытателей, классиков мировой литературы и, конечно, произведения А.Мицкевича «Ода к молодости», которая в юности была своего рода программой для Казимира. Здесь, в Убели, на берегу реки весной 1835 года Казимир в окружении всей семьи возле валунов читал «Пана Тадеуша». Дядя великого композитора подарил Станиславу Монюшко замечательную, любовно подобранную им библиотеку, насчитывавшую около тысячи книг.
В 1830 г. Монюшки переехали жить в Минск, в Верхний город. Здесь Станислав учился в городской гимназии, получил музыкальное образование у Д.Стефановича. Затем годы учебы в Вильно и Берлине. С 1840 г. юный композитор поселился в Вильне, где работал органистом и дирижером. Часто бывал дома, в Минске - у родных, друзей. Первые водевили, музыкальные комедии и комические оперы С.Монюшко связаны с Беларусью.
В 1834 г. минскими любителями музыки поставлена опера «Конторские служащие». На либретто В.Дунина- Марцинкевича С.Монюшко написал «Рекрутский набор» (поставлен в 1841 г. в Минске), «Соревнование музыкантов», «Волшебную воду», «Идиллию» (поставлена в 1852 г. в Минске, а также в 1994 г. - Национальным академическим театром им. Я.Купалы). Благодаря использованию в либретто белорусского языка (наряду с польским) и опоры на белорусский музыкальный фольклор «Идиллия» имела большое значение для белорусской музыкальной культуры. В 1843 г. в Минске была поставлена оперетта «Лотерея», изданы две тетради эскизов для фортепиано. В 1856 г. минский друг С.Монюшко В.Дунин-Марцинкевич организовал в честь своего друга вечер.
С 1858 г. С.Монюшко жил в Варшаве. Работал дирижером и директором оперного театра, профессором Музыкального института. Творческий талант композитора здесь расцвел. Одна за другой из-под его пера выходили оперы. Вслед за «Галькой», первый вариант которой относится к 40-м годам XIX века, им написаны «Плотогон», «Графиня», «Страшный двор» - вершина его оперного творчества. Они завоевали симпатии публики своей народностью, мелодичностью, патриотическим звучанием. Очень восторженно была принята публикой «Галька», рассказывающая о трагедии простой девушки, которая стала жертвой безнравственного панича. Первый спектакль оперы «Галька» был поставлен в 1847 г. в Вильне. Затем были постановки 1854, 1859 гг. Отзывы о них принесли известность композитору во всем славянском мире, а после нью-йоркской постановки 1908 г. началось триумфальное шествие «Гальки» по сценам мира. На минской сцене эта прекрасная опера ставилась в 1856 г., а в 1975-м - Государственным театром оперы и балета Беларуси. Опера «Страшный двор» также ставилась на минской сцене (перевод либретто сделал М.Танк).
На протяжении всей жизни С.Монюшко поддерживал связь с музыкантами своего отечества, оказывая им поддержку в творческой деятельности: рецензировал их произведения, писал статьи о своих соотечественниках, способствовал получению ими музыкального образования и сам учил, организовывал концерты.
В Беларуси наследие великого и талантливого композитора С.Монюшко, умершего в 1872 г., хорошо известно.
Усадьба Убель не сохранилась. Утеряны или разошлись по миру вещи, связанные с именем великого композитора. Сохранились лишь небольшие фрагменты парка над рекой Вол- ма в Убели. В 1966 г. в парадной части усадьбы установлен памятный обелиск с нотами нескольких тактов арии Ентека из оперы С.Монюшко «Галька», принесшей композитору известность. В школе поселка Озерный создан прекрасный музей, посвященный великому композитору и дирижеру, сыну нашего Отечества - Станиславу Мо- нюшко. Ежегодно проходит музыкальный фестиваль «Убельская ластаука». К сожалению, музей великого композитора обречен, так как здание бывшей деревенской школы купили россияне для создания турбазы.
Смиловичи
В 32 км к востоку от Минска, возле автомагистрали Минск-Могилев, на реке Волма расположен городской поселок Смиловичи. Волма, левый приток Свислочи, имеет длину 103 км, начинается на юго-восточных склонах Минской возвышенности и протекает по Минскому, Смолевичскому, Червенскому и Пуховичскому районам Минщины.
Смиловичи
Смиловичи известны с XVI века. Им владели Бакштанские, Кежгайлы, Сапе- ги, Завиши, Огинские, Монюшки, Вань- ковичи. В 1791 году владельцем Смило- вичей становится молодой Станислав Монюшко. В 1802 году род Монюшко был занесен в 6-ю часть родословной книги дворян Минской губернии. Шляхетство этого рода было подтверждено указом Сената в 1832 году по ходатайству Казимира Монюшко, сына Станислава. У Станислава Монюшко и Евы Войнилович было шесть сыновей и четыре дочери. Сыновья получили хорошее образование и богатое наследство. Фольварк Убель недалеко от Смиловичей отошел Чеславу, отцу известного композитора. Одна из дочерей, Миха- лина, состояла в браке с Э.Ваньковичем, владельцем усадьбы в Слепянке под Минском. Смиловичи стали собственностью Казимира, деятеля просвещения первой половины XIX века. С 1836 г. Смиловичи перешли его сыну Александру, художнику и архитектору. В 1874 г. имение перешло Леону Ваньковичу в качестве приданого его жены, дочери Александра. Последним владельцем Смиловичей был сын Леона Ваньковича, тоже Леон.
На южной окраине Смиловичей, у реки Волмы, в парке пейзажного типа хорошо сохранился дворцово-парковый комплекс, сформированный в XIX - начале XX века. Состоит из двух корпусов, построенных в разное время. Принадлежал Монюшко и Ванько- вичам. Усадьбу в Смиловичах Станислав Монюшко и его сыновья Казимир и Александр строили на месте деревянного замка XVI века. Старый дворец построен энергичным Станиславом Монюшко в начале XIX в. в стиле псевдоготики, что является проявлением романтических мотивов. Восьмилетний Станислав Монюшко, будущий композитор, бывал в Смиловичском дворце своего деда С.Монюшко. Прямоугольный в плане двухэтажный особняк накрыт двускатной крышей. Фасады разделены междуэтажным карнизом. Со стороны главного фасада имеется массивная, квадратная в разрезе двухъярусная трехэтажная башня, украшенная стилизованными волютами и завершенная наподобие древних оборонительных башен зубцами. В башне - трехмаршевые лестницы.
Во второй половине XIX в. Александр Монюшко на одной оси со старым дворцом начал строительство нового. После его смерти строительство продолжил Леон Ванькович. Здание в стиле неоготики с элементами модерна было закончено в 1900 году. Оно двухэтажное с двускатной крышей, асимметричное, осложненное пятигранными эркерами. Вход расположен в западной части, в объеме, фланкированном гранеными пилонами, которые возвышаются над дворцом в виде небольших башен, завершенных шатрами со шпилями.
Башенки, эркеры, а также аттик с пилястрами и карнизами, завершенный небольшим бельведером, придали дворцу интересный архитектурный облик. В 1900 году была сооружена двухэтажная пристройка, которая соединяла оба здания галереей на втором этаже. Соединительная пристройка с большими, почти во всю высоту этажей окнами использовалась под сад. Дворцы приняли вид единого архитектурного ансамбля, весьма репрезентабельного сооружения, в котором воплотился труд трех поколений Монюшко.
После завершения строительства нового дворца старый служил в основном гостиницей. В нем остались зал для балов с большими хрустальными люстрами и бильярдная. В новом дворце разместилось собрание картин. Имелись большая библиотека, собрание древних рукописей, а также хранились архивы Огинских, Монюшек и Ваньковичей.
В 1973 г. ко входу в новый дворец пристроили вестибюль с гардеробом, а с восточной стороны - лестничную клетку. Архитектурной доминантой всего ансамбля является башня старого корпуса. От нее в сторону реки Волмы ведет главная аллея парка. Хорошо сохранилась въездная брама, которая заняла угловое, северо-западное положение. Ее образуют четыре пилона (средние - высокие, до 5 м; боковые - с калитками). Около брамы - сторожка из красного кирпича, построенная в начале XX века. По периметру усадьба была охвачена оригинальной декоративной оградой - решеточной кладкой из красного кирпича. Вдоль нее тянулась линейная посадка из елей. Фрагменты старой ограды частично сохранились. С восточной стороны по окраине парка проходит кленовая аллея, ведущая на хозяйственный двор усадьбы.
В Смиловичах в 1894 г. родился художник-экспрессионист, представитель парижской школы Хаим Сутин. Творчество этого неровного, склонного к депрессии и меланхолии художника посвящено теме утраты корней и безысходности существования, в изображении которой он достиг почти эсхатологического размаха. Хаим Сутин был родом из бедной еврейской семьи. Учился в Виленской академии искусств. В 1913 г. благодаря поддержке мецената приехал в Париж учиться в Школе изящных искусств. Здесь он познакомился с Шагалом, Модильяни, Цадкиным, Анри Лораном, изучал искусство Ван Гога, фовистов и футуристов, немецкий экспрессионизм. В Лувре его привлекали более всего художники с экспрессивным видением: Эль Греко, Тинторетто, Гойя, поздний Рембрандт. Из ранних парижских работ сохранились лишь некоторые натюрморты, большую их часть Хаим Сутин уничтожил. Индивидуальный стиль Сутина, с присущим ему интенсивным колоритом и деформациями формы, начал складываться около 1917 года. В 1919-1922 гг. на деньги мецената Х.Сутин жил в местечке Серев в Пиренеях, где писал апокалиптические пейзажи с деформированными человеческими фигурами и деформированной перспективой, на которых природа превращалась в пылающий ад.
Следующие несколько лет Сутин провел на Лазурном берегу, где его манера стала мягче, а пейзажи более уравновешенными. Возвращение в Париж в 1925 г. спровоцировало новый приступ бурной экспрессии: темой картин Сутина стали убитые и выпотрошенные животные, изображенные с необычайным реализмом. В 1930-х годах его живопись, не без влияния Курбе, вновь стала более спокойной.
Последние годы жизни художник, прячась в провинции от преследований гестапо, писал пейзажи. Умер Х.Сутин в 1943 г., похоронен на кладбище Монпарнас. Среди наиболее известных его работ - портреты, натюрморты, пейзажи: «Кухарка», «Женщина в красном», «Старая актриса», «Туша быка», «Красная лестница», «После грозы», «Материнство» и др. Работы Х.Сутина выделяются характерной образностью, яркой полифонией.
В Смиловичах работает валяльно- войлочная фабрика, которая делает валенки. Надо сказать, что валенки неплохие и пользуются популярностью у экскурсантов. В день нашего посещения небольшой магазин фабрики выполнил недельный план по продажам.
Общее впечатление от маршрута
Маршрут, несомненно, будет пользоваться популярностью. В первую очередь из-за его доступности и дешевизны. Небольшой километраж, рядом с Минском. Берег реки Волма, где можно и отдохнуть... Но - очень много проблем. Они есть на каждом экскурсионном маршруте, но здесь особенно. Проблема туалетов. Здесь это выгребные ямы, и те в ужасном состоянии. Музей в деревне Озеро находится в бывшей школе, которая не отапливается, и экспозиция музея просто погибает. Дворец в Смиловичах разваливается буквально на глазах. За мою 40-летнюю экскурсоводческую жизнь старый дворец, который строил еще дед С.Монюшки, пришел в упадок. В этом виновато Министерство образования, которое эксплуатировало здание. Новое здание, построенное в конце Х!Х века, стоит без хозяина, его никто не эксплуатирует. А как известно, без хозяина здание умирает. Такая же участь ожидает дворец Монюшек, чье имя известно всему мировому сообществу. К сожалению, на родине к своему великому сыну относятся пренебрежительно. Хотелось бы, чтобы Министерство культуры вместе с местными властями приняло меры по предотвращению разрушения дворца Монюшек.
Здесь можно было бы создать экспозицию музея композитора, устроить гостиницу, музей Х.Сутина, который сейчас размещается в Детском доме творчества; благоустроить парк с удивительными и редкими для наших широт деревьями. Это было бы хорошее место отдыха и для жителей Смиловичей, и гостей местечка, куда потянулись бы на отдых из большого мегаполиса минчане и туристы. А пока можно только констатировать, что культуры и туризма в стране нет. В Смиловичах - точно!