На массовых направлениях белорусских туроператоров с каждым годом все сильнее теснят их российские и украинские коллеги. Противостоять этой экспансии крайне трудно - за крупными компаниями стоит внушительный поток и большие финансовые возможности. Но в сфере экскурсионных автобусных туров отечественные операторы все еще держат этот «удар», хотя и признают, что с каждым годом это становится все сложнее. О предстоящем сезоне, жесткой конкуренции и философии экскурсионных программ рассказывает Ирина Бовенко, директор компании «Бел-Ориентир», специализирующейся на европейских направлениях.
- Весенняя туристическая выставка в Москве является, пожалуй, самым важным событием для белорусских туроператоров и своеобразным «барометром» сезона. Как она проходила в нынешнем году?
- Если бы московская выставка действительно была «барометром» сезона, то сезон можно было бы закрывать даже не начиная - хуже выставки за все время участия в ней нашей компании я не припомню. А нам есть с чем сравнивать, так как впервые мы представили собственный стенд в Москве на второй выставке и с тех пор участвуем постоянно. В нынешнем году организаторы поставили совершенно неоправданный эксперимент, объявив первый день выставки MITT днем VIP - собственно, никто так и не понял, зачем это было сделано и кто должен был выступать в качестве VIP-посетителей. Если в прошлый год с профессионалами можно было работать три дня, то в этот первый день работы практически не было. До этого мы провели 3 дня на выставке «Интурмаркет», четвертым стал достаточно вялый VIP-день выставки MITT, поэтому фактически только пятый день нашего присутствия в Москве оказался по-настоящему рабочим. На мой взгляд, выставка не удалась, и, думаю, большинству фирм пришлось увезти домой часть подготовленных материалов. Если на первых выставках из-за недостатка опыта организаторы совершали ошибки, то это хотя бы компенсировалось огромным спросом и интересом со стороны регионов. Сейчас же тенденция такова, что с каждым годом интерес к выставкам падает все сильнее.
- На ваш взгляд, почему это происходит?
- Во-первых, участие в двух выставках подряд очень утомительно для турфирм, накладно с финансовой точки зрения и к тому же не оправдано организационно. С другой стороны, потеря прежней значимости выставок - это общемировая тенденция. Рынок достаточно устоялся, партнеры, по большому счету, всеми найдены, но в условиях перераспределения рынка между крупными и средними игроками совсем сбрасывать выставки со счетов не стоит. Это направление должно жить, хотя временами выставки приобретают формальный характер, как это, например, бывает в Минске. Но скоро мы увидим, каким будет интерес белорусов к поездкам за рубеж. Что касается международных выставок, то хотелось бы, чтобы государство обращало на них больше внимания. Все-таки стихийно создавшийся объединенный стенд не приведет к каким-то значительным результатам по продвижению страны.
- Уже есть предположения, как будет складываться сезон?
- В связи с достаточно сложной политической ситуацией в мире крупные международные туроператоры прогнозируют всплеск интереса к европейским направлениям, которые зарекомендовали себя как стабильные и безопасные. Мы надеемся, что это так и будет, все-таки Европа - это наша специализация. Тем более что на сегодняшний день наша компания настолько самодостаточна, что может предложить клиентам весь спектр европейского туризма, который только можно найти в Беларуси и России. В нынешнем сезоне мы еще немного расширились за счет отдыха в Испании, а также новых экскурсионных программ по Германии, соответствующих концепции slow travel - «медленный туризм». Их оценят туристы, которые не любят путешествовать «галопом по Ев- ропам» - они смогут пожить в Берлине, выезжая на радиальные экскурсии, или подробнее познакомиться с югом страны. Подобных программ в разных странах у нас с каждым годом становится все больше. Мы предполагаем, что в нынешнем сезоне достаточно серьезный процент в общем объеме курортных стран займет Румыния, так как это единственная европейская страна с льготным визовым режимом. Несмотря на то что Румыния в первую очередь ассоциируется с бюджетным видом отдыха, здесь стали появляться и прекрасные отели 4*, цены на которые также радуют. Страна продолжает развиваться как туристическое направление, перенимает все лучшее у Болгарии и смотрится во многом выигрышнее, чем Крым, где пока так и не добились европейского уровня отдыха. Мы надеемся также на поддержку нашей железной дороги и возрождение железнодорожного сообщения с Румынией.
- На массовых направлениях белорусские туроператоры очень сильно сдали позиции российским конкурентам, особенно по части авиатуров. Как обстоят дела с автобусными программами?
- Действительно, крупные российские туроператоры контролируют большую долю нашего рынка, и надо сказать, что в свое время нас не поддержало ни государство, ни Министерство спорта и туризма, поэтому авианаправления если не на 100%, то весьма существенно принадлежат конкурентам из соседних стран. Тягаться с ними в этой сфере практически нереально - за ними стоят мощные финансовые возможности, огромный поток, благодаря которому они получают преференции в отелях. Что касается автобусных туров, то пока нам удается сохранять баланс с крупными российскими автобусными туроператорами и где-то даже выступать в роли лидера, хотя с каждым годом это становится все труднее. Очень обидно, что мы практически потеряли автобусные парки: в то время как Литва и Польша занимались их переоборудованием, у нас это было запрещено. Сегодня все более или менее приличные автобусы, которые есть в парках, фактически закреплены за турфирмами. Сложность состоит в том, что мы работаем только с определенным классом автобусов, так как требования к туристическим автобусам значительно возросли как у европейских стран, так и у туристов.
- Помимо белорусов вы обслуживаете много россиян. Как в условиях серьезной конкуренции вам удается привлекать этого клиента?
- В первую очередь разнообразием программ, которые мы предлагаем. К примеру, в этом году помимо традиционного Адриатического, Тирренского и Лигурийского побережья мы предоставим своим туристам возможность побывать в Тоскане. Предлагаться будут не все сезоны, так как это достаточно дорогое направление, и мы попытались соединить цену и качество этих поездок. Вслед за нами многие туроператоры в Беларуси и России стали предлагать отдых в Сорренто и в Лигурии - видимо, интерес к этим направлениям оказался так велик, что после десятилетия существования программы нас решили «продублировать». В России мы сотрудничаем с большим количеством региональных агентств, и не важно, сколько туристов они отправляют по нашим программам - группу или двух человек, мы очень дорожим этим сотрудничеством. Понятно, что им дорожат также наши московские конкуренты. По сравнению с российским рынком у нас есть ряд преимуществ - мы более мобильны; уступая какие-то регионы, мы вынуждены искать и открывать новые направления. Каждые 3-4 года мы стараемся запустить совершенно новую программу, каждый год обновляем свои маршруты - и по объективной необходимости, и по просьбам наших постоянных клиентов. Рынок не стоит на месте, и нужно успевать идти с ним в ногу. В этом году мы столкнулись с тем, что крупный московский автобусный туроператор в точности скопировал наши программы. Это происходит уже не впервые, и каждый раз это очень обидно - в мире много интересных ре-
Если бы московская выставка действительно была «барометром» сезона, то сезон можно было бы закрывать даже не начиная - хуже выставки за все время участия в ней нашей компании я не припомню.
гионов, и можно было бы придумать что-то свое, а не заниматься плагиатом. Мы не можем запатентовать свои туры. Но подобный «дубляж», наверное, говорит в нашу пользу - средненькие маршруты, которые неинтересны клиенту, никто не стал бы копировать. Для нас это стимул предложить программы еще лучше и интереснее, тем более что мы всегда стремились отличаться от коллег. К примеру, в нынешнем сезоне наша испанская программа будет построена по другим принципам, нежели у других туроператоров: мы постарались сделать самый короткий, но максимально интересный транзит и больше времени уделить непосредственно отдыху. В итоге мы получили и интересную цену, и новый маршрут. Сейчас требования туристов значительно возросли, российский клиент практически не приемлет ночных переездов, поэтому мы строим программы или вовсе без них, или максимально с одним ночным переездом.
- Верх комфортности для туристов - пожалуй, экскурсионные программы с авиаперелетом. Ваша компания предлагает подобные туры. Скажите, пользуются ли они спросом?
- Действительно, уже очень давно мы пытаемся организовать подобные программы, но это абсолютно не удается на белорусском рынке. Эту идею сейчас в основном эксплуатирует российский рынок, а мы только присоединяем своих туристов к потоку из России - хотя зачастую ими используются как раз разработанные нами программы. К сожалению, у нас нет возможности организовывать собственный поток, тогда как самолеты из России по подобным программам отправляются еженедельно. Белорусский туризм живет только с мая по сентябрь, а в России движение никогда не останавливается. Хотя в сезон любопытно прослеживать, как меняются предпочтения белорусов. Весна традиционно характеризуется всплеском любви к Франции - с марта по май это самые популярные туры, хотя есть и группы в Италию; в июле-августе актуальны комбинированные программы, включающие экскурсии и отдых. Осенью клиенты предпочитают поездки по Италии, кроме того, мы предлагаем им комбинированные программы в южных странах - они по-прежнему актуальны, особенно для людей, которые уходят в отпуск по графику.
- Расскажите, пожалуйста, как изменятся в нынешнем сезоне цены на автобусные туры?
- Конечно, кто-то из туристов может мне не поверить, но, думаю, наши постоянные клиенты смогут подтвердить мои слова. Мы стараемся удерживать цены на свои программы в пределах незначительных изменений, хотя с каждым годом делать это становится все сложнее. Объективно даже цены на бензин в последние годы очень сильно выросли как в Беларуси, так и - еще значительнее - в Европе. Но несмотря на рост цен на гостиницы, сервис, у нас есть программы, цены на которые мы держим на одном уровне уже на протяжении 5 лет. Конечно, в случае авианаправлений это делать сложнее. Кстати, многие туристы сейчас даже не замечают, что тот же турецкий рынок уже сравнялся по стоимости с европейскими направлениями. Но отмечу, что сейчас клиенты в целом более образованны, понимают, что цена и качество должны быть соразмерны, и не ожидают, как 20 лет назад, что за 100 долларов они будут жить в пятизвездочном отеле. С другой стороны, мы настолько давно работаем со своими партнерами, что порой и наши туристы получают от этого своеобразный бонус. В программах мы сознательно занижаем качество сервиса, указываем проживание в отелях 2-3*, а наша группа может попасть и в Marriott. На общую стоимость тура влияет и визовая ситуация, но белорусы постепенно привыкли к ней, хотя, на мой взгляд, мы не менее стабильное государство, чем Албания и Румыния, жителям которых открыт свободный въезд в ЕС. Конечно, существующий визовый режим препятствует развитию туризма, но в этом плане ситуация дошла до такого предела, когда хуже быть уже не может - осталось только дождаться позитивных изменений. Радует, что посольства в Минске идут навстречу турфирмам, и мы очень благодарны и итальянскому, и чешскому, и румынскому посольствам, которые неоднократно нас выручали. По крайней мере наши туристы не могут пожаловаться на то, как в нашей компании идет работа по подготовке документов и открытию виз.
- Беларусь, по сути, также является европейской страной. Что сейчас происходит с отечественным въездным туризмом?
- Я думаю, что очень многие наши турфирмы сейчас надеются на его активизацию - интерес россиян к нашим санаториям неоспорим. С другой стороны, эта мода началась, когда санатории у нас полностью дотировались государством. Когда эти учреждения будут вынуждены полностью перейти на самоокупаемость и действовать по законам рынка, спрос на них может упасть. Мне совершенно непонятен странный разрыв, который существует в стране: привлекательные по цене санатории и совершенно неадекватные по стоимости гостиничные номера. Мы в Париже и Риме находим отели, которые дешевле минских 3*, а уровень их просто нельзя сравнивать. Высокие цены на размещение и безумная стоимость виз сильно сдерживает поток, хотя, думаю, все турфирмы хотели бы развить эту нишу и зарабатывать на приеме.
Беседовала Ирина ШПАКОВСКАЯ