Черногорская компания R-Tours хорошо известна белорусским туристам. R-Tours вместе с альянсом белорусских туроператоров первым предложил белорусам качественный и, что важно, доступный отдых на Адриатике и по-прежнему остается лидером на нашем рынке. О том, какие новинки предложит белорусским туристам в этом сезоне любимое направление и почему покупка недвижимости в Черногории способствует туризму, мы беседуем с главой компании R-Toursгосподином Ратко Читаковичем.
Слева направо: начальник туристического отдела компании «Аэротрэвел» Татьяна
Еленская, заместитель директора компании «Аэротрэвел» Александр Працукевич,
заместитель директора компании «Смолянка» Наталья Михайлова, директор
компании «Смолянка» Галина Михайлова, президент компании R-Tours Ратко Читакович
- Господин Читакович, что нового в Черногории? Чем в этом сезоне страна порадует туристов?
- Хочу сразу сказать, что Черногория ждет туристов из Беларуси. По всем опросам, белорусы - самые любимые туристы в Черногории. Что касается отельной базы, то в целом она осталась на том же уровне, который был в прошлом году. Но появились и новинки. Например, в этом сезоне после реконструкции открывается шикарный остров-отель Святой Стефан. Также заработала известная гостиница «Милочер», теперь она называется Aman Villa Milocer 5*. Это бывшая резиденция Кара-Георгиевичей, которая предлагает своим гостям настоящий королевский отдых.
Приятной новинкой для белорусского рынка, безусловно, являются безвизовые круизы из Черногории в Италию, в регион Апулия. Паром отплывает вечером и утром прибывает в Бари. Путешественников ждут осмотр города, в том числе знаменитой базилики Святого Николая, посещение чудесного городка Альберобелло, дегустация и шопинг. В общем, по нашему мнению, это предложение должно понравиться белорусским туристам. В нынешнем сезоне мы планируем отправлять по этой программе каждый понедельник по 400 человек.
- Какое размещение чаще всего выбирают в Черногории белорусские туристы?
- Еще несколько лет назад белорусы чаще всего бронировали недорогие виллы. Но теперь они все чаще выбирают комфортабельные отели, в том числе «четверки» и «пятерки». Хотя частный сектор по-прежнему пользуется немалой популярностью. Ведь это фактически мини-отели разной звездности, но всегда со всеми необходимыми удобствами. Там сделан евроремонт, все номера с кондиционерами, сейфами, кухнями, интернетом, каждый день производится уборка. Категория вилл доходит до 4 звезд, это высокий уровень. В целом виллы предлагают достаточно неплохой уровень отдыха, и, что важно, недорогой. Но надо понимать, что совсем дешевой Черногория быть не может - у нас короткий сезон.
- Пляжи по-прежнему остаются платными?
- У нас действует следующая система. Городские пляжи бесплатные. Но каждый отель арендует кусочек пляжа, ставит оборудование и берет за это плату с туристов. Да, в Черногории есть дорогие пляжи, которые созданы для особого комфорта гостей, проживающих в приватных отелях. В целом для тех, кто снимает жилье в частном секторе и желает пользоваться пляжем конкретного отеля, существует тариф - от 2 до 10 евро с человека в день.
- Будет ли Черногория оставаться доступной - в ценовом, а также визовом плане?
- Политика Черногории - быть доступной. Стоимость отдыха в нашей стране выглядит достаточно высокой только в пик сезона - в июле-августе. Зато очень хорошие цены в начале сезона и в конце - в мае-июне и сентябре. Климат, кстати, в это время у нас прекрасный, температура воды 2324 градуса - очень комфортно. Мы всегда будем поддерживать с Беларусью дружественные отношения. Виз для белорусских туристов в этом году точно не будет, думаем, что и в следующем тоже. В любом случае мы будем стремиться к тому, чтобы туристы из Беларуси имели самые упрощенные правила пересечения границы с Черногорией.
- Так сложилось, что белорусские туристы знают только Будванскую ривьеру. Почему так слабо у нас раскручены другие курорты?
- Туристы из Беларуси очень умные, они уже давно все прощупали в Черногории. Жемчужина Адриатики - это Будван- ская ривьера. Здесь сконцентрированы лучшие отели, здесь находятся самые лучшие, самые эксклюзивные пляжи Черногории, здесь жизнь бьет ключом и происходят самые интересные культурные события, здесь масса ресторанов, баров, дискотек и других развлечений. Вот поэтому белорусские туристы и предпочитают этот регион. Но в Черногории есть и другие интересные предложения, и, что важно, они дешевле. Я имею в виду такие курорты, как Петровац, Бар, Сутоморе, Ульцинь, где находятся пляжи с белым, как мука, песком. На юге, в районе Ада-Бояна, есть нудистские пляжи. На севере, рядом с Хорватией, находится известный курорт Герцег-Нови. Вблизи расположен знаменитый Иголо, лечебные грязи и минеральные воды которого хорошо известны в Европе. Важно, что всего в 40 км от Герцег-Нови находится легендарный Дубровник, который очень любят посещать туристы. К сожалению, наша идея предложить две страны - Черногорию и Хорватию - в одном туре не смогла реализоваться: Хорватия ввела визы для белорусов.
- Господин Читакович, верно ли утверждение, что мировой кризис кончился?
- Мы живем в такое странное время, в такую удивительную эпоху, когда из года в год экономическая ситуация в мире все хуже и хуже, но при этом люди путешествуют все больше и больше. Туризм, наверное, доказывает, что жизнь продолжается - несмотря ни на что. Но в целом кризис ощущается и сегодня. Приостановлены крупные проекты. Видимо, проблемы будут всегда, важно правильно их решать.
- Много ли недвижимости на сегодняшний день купили в Черногории белорусы?
- Да, есть и такое. И мы смотрим на это положительно. Такой процесс, как покупка дома, делает крепче контакты между людьми и странами. И кстати, это всегда положительно влияет на туризм. Страна становится более известной, раскрученной и близкой, доверие к ней растет, поток туристов увеличивается.
- Какие прогнозы на сезон можно сделать?
- Раннее бронирование в этом году прошло гораздо активнее, чем в прошлом. На сегодняшний день продажи Черногории на белорусском рынке очень хорошие. Хочу подчеркнуть, что мы летаем из Минска на комфортабельных самолетах, и по-прежнему на направлении работает мощный альянс ведущих белорусских операторов - «Аэротрэвел», «Туссон Вояж», «Смолянка», «ТрейдВояж», «Внешинту- рист», «Ростинг» и другие. Мы рассчитываем, что в этом году поток белорусских туристов увеличится на 20-30%. И планируем на следующий год совместно с Министерством туризма Черногории организовать стенд на весенней выставке в Минске, чтобы красиво и достойно представить нашу страну.
Беседовала Лилия КОБЗИК, фото Алексея СУПРУНА