Татьяна ЧУДАК
Выступая на II международной специализированной конференции «Агроэкотуризм - состояние и перспективы развития», которая состоялась 15 апреля в бизнес-центре «Виктория» под эгидой ОАО «Белагро- промбанк», менеджер по маркетингу Ассоциации сельского туризма Израиля поделился любопытным наблюдением. Если загруженность сельской усадьбы составляет 10%, ее хозяин получает доход, если 35% - может платить заработную плату наемным работникам. При 50% загрузки сельский туризм перестает быть просто бизнесом и становится образом жизни.
Со стороны жизнь владельцев сельских усадеб в Беларуси выглядит более чем привлекательно. «В белорусской экономике нет прецедентов, чтобы отдельная сфера регулировалась так либерально», - подчеркнул в приветственном слове к участникам конференции заместитель премьер-министра Сергей Румас. Как известно, 2 июня 200б года глава государства подписал Указ №372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь», а принятый в прошлом году Указ №614 не только продлил льготный режим, но и ввел дополнительные преференции.
Благодаря столь мощной государственной поддержке агроэкотуризм демонстрирует ошеломляющие результаты. С 2006 по 2010 год количество усадеб увеличилось почти в 37 раз - с 34 до 1 247. Поток туристов за это время вырос в 132 раза - с 906 до 119 214 человек. Доход, полученный владельцами усадеб, повысился с 47,65 млн белорусских рублей до 10,25 млрд. «Пусть это не много в общем «пироге», но эти деньги остались у сельчан, и, будем надеяться, они направлены на развитие сельского туризма», - прокомментировал данные статистики заместитель министра спорта и туризма Чеслав Шульга.
С 2007 года поддержку владельцам сельских усадеб оказывает и ОАО «Бела- гропромбанк». По состоянию на 1 января 2008 года общая стоимость проектов, предложенных к реализации в рамках программы кредитования субъектов аг- роэкотуризма, составляла всего 0,6 миллиарда рублей. К 1 апреля 2011 года сумма кредитов составила уже более 12,7 миллиарда рублей. В своем выступлении начальник управления корпоративного бизнеса ОАО «Белагропромбанк» Светлана Кончиц подчеркнула, что для банка как финансового учреждения в первую очередь важна эффективность проектов, которые реализуются в сфере агроэкотуризма. Результативность оценивается по двум основным критериям: количеству принимаемых туристов и объему получаемых доходов. Согласно данным ОАО «Белагропромбанк», из 1 247 усадеб получили кредитование 342, или 27,4%. При этом усадьбы, которым был предоставлен кредит, приняли 42,6% общего количества туристов, отдохнувших в сельской местности, и получили 44,8% прибыли, заработанной всеми субъектами агроэкотуризма.
«Для банка менее затратно выдавать потребительские кредиты, чем реализо- вывать проекты кредитования субъектов агроэкотуризма, - говорит Светлана Кончиц. - Фактически программа поддержки сельского туризма является для нас социальным проектом, однако банк и впредь будет развивать и поддерживать эту программу, потому что ее основные цели - повышение уровня самозанятости и благосостояния населения, а также создание условий для самореализации сельских жителей. Могу отметить, что более трети кредитов было выдано владельцам усадеб, для которых агроэкотуризм является основным видом деятельности и единственным источником дохода».
Кроме того, ОАО «Белагропромбанк» изменил условия кредитования, и, по мнению экспертов, это увеличит количество проектов в сфере агроэкотуриз- ма. Однако и чиновники, и представители общественных организаций сходятся во мнении, что в сельском туризме пора переходить от количества к качеству. Повышать качество предлагают разными способами. Чиновники полагают, что в первую очередь стоит расширять географию сельского туризма и не ограничивать пребывание туриста территорией лишь одной усадьбы. «Природа подарила Беларуси такое богатство, которого лишены многие другие страны, а предки белорусов оставили роскошное культурное наследие, - отметил в своем выступлении Чеслав Шульга. - Многие туристы хотели бы отдыхать на агроусадьбе не только в выходные, но пока количество услуг не позволяет оставаться более продолжительное время. Чтобы удовлетворить запросы туристов, нужно использовать все ресурсы: усадьбы, сельского совета, региона». В качестве удачного примера в который раз был назван Во- ложинский район, где уже давно работает кластерная система, благодаря чему туристу предлагают не просто размещение и минимальный набор развлечений, а целый комплекс разноплановых услуг.
Расширять географию туризма чиновники планирует и в прямом смысле. К примеру, за счет родовых имений, хуторов и сельскохозяйственных производственных кооперативов. Более того, по словам Чеслава Шульги, государство готово передавать частникам заброшенные родовые усадьбы всего за одну базовую величину. Главное - чтобы «не пропадало», а использовалось для развития туризма. Другой способ развивать туризм в сельской местности чиновники видят в восстановлении брошенных деревень. Выступая на конференции, заместитель премьер-министра Анатолий Тозик заметил, что оставленные деревни расположены, как правило, в интересных природно-климатических зонах, и создание на их месте туристических комплексов даст импульс для развития сельского туризма в новом качестве.
Впрочем, чтобы обрести новое качество, белорусскому сельскому туризму недостаточно только лишь государственной поддержки - в первую очередь требуются идеи. «Нужно создавать национальный конкурентоспособный продукт, используя для этого инновационные модели. Беларусь - ценная площадка для апробации разных мировых идей, - уверена председатель правления БОО «Отдых в деревне» Валерия Клицунова. - Во всем мире переходят на новый способ создания туристического продукта - интерпретацию культурно-исторического наследия или тех же природных ресурсов, когда информации «переводится» на язык чувств. Существует даже такое понятие - «креативная экономика»: ее цель – не просто заработать денег, но достучаться до сердца туриста.
К примеру, в одну из наших поездок по Беларуси голландцы провели «урок молчания»: в течение 10 минут вся группа просто лежала на земле и слушала природу - и каждый участник группы проникся совершенно необычными чувствами за эти минуты. Это не стоит денег, но запоминается надолго». Валерия Клицунова, а также ее коллеги - эксперты из Германии, Израиля, Литвы и России - озвучили множество креативных идей, которые могли бы помочь белорусскому сельскому туризму качественно «подрасти».
Между тем сами хозяева агроуса- деб пока проявляют креативность иного свойства. Одни размышляют над тем, как на законодательном уровне закрепить статус сельских усадеб, чтобы они не сливались с общим фоном коттеджей, которые сдаются для молодежных вечеринок. Другие придумывают, как бы зарегистрировать гостевой дом на участке в качестве второго сарая или бани, потому что в качестве гостевого дома не позволяет закон. Третьи ломают голову над тем, как легально нанять местных жителей на работу: в сезон одной усадьбе по силам создавать до 20 рабочих мест, но налоговая нагрузка съедает львиную долю зарплаты наемных работников. Четвертые сочиняют письма в местную администрацию с просьбой установить указатели - и необязательно креативные.
Так что, несмотря на беспрецедентную поддержку государства и удовлетворительное состояние белорусского агроэкотуризма в целом, в перспективе владельцам усадеб предстоит решить еще много проблем.