https://www.traditionrolex.com/8
<p>Выступая на II междуна­родной специализиро­ванной конференции «Агроэкотуризм - состояние и перспективы развития», которая состоялась 15 апреля в бизнес-центре «Виктория» под эгидой ОАО «Белагро- промбанк», менеджер по мар­кетингу Ассоциации сельского туризма Израиля поделился любопытным наблюдением. Если загруженность сельской усадьбы составляет 10%, ее хозяин получает доход, если 35% - может платить заработ­ную плату наемным работни­кам. При 50% загрузки сель­ский туризм перестает быть просто бизнесом и становится образом жизни.</p>

Татьяна ЧУДАК

Выступая на II междуна­родной специализиро­ванной конференции «Агроэкотуризм - состояние и перспективы развития», которая состоялась 15 апреля в бизнес-центре «Виктория» под эгидой ОАО «Белагро- промбанк», менеджер по мар­кетингу Ассоциации сельского туризма Израиля поделился любопытным наблюдением. Если загруженность сельской усадьбы составляет 10%, ее хозяин получает доход, если 35% - может платить заработ­ную плату наемным работни­кам. При 50% загрузки сель­ский туризм перестает быть просто бизнесом и становится образом жизни.

Со стороны жизнь владельцев сель­ских усадеб в Беларуси выглядит более чем привлекательно. «В белорусской экономике нет прецедентов, чтобы от­дельная сфера регулировалась так ли­берально», - подчеркнул в приветствен­ном слове к участникам конференции заместитель премьер-министра Сер­гей Румас. Как известно, 2 июня 200б года глава государства подписал Указ №372 «О мерах по развитию агроэкоту­ризма в Республике Беларусь», а приня­тый в прошлом году Указ №614 не толь­ко продлил льготный режим, но и ввел дополнительные преференции.

Благодаря столь мощной государ­ственной поддержке агроэкотуризм де­монстрирует ошеломляющие резуль­таты. С 2006 по 2010 год количество усадеб увеличилось почти в 37 раз - с 34 до 1 247. Поток туристов за это время вырос в 132 раза - с 906 до 119 214 че­ловек. Доход, полученный владельцами усадеб, повысился с 47,65 млн белорус­ских рублей до 10,25 млрд. «Пусть это не много в общем «пироге», но эти деньги остались у сельчан, и, будем надеяться, они направлены на развитие сельско­го туризма», - прокомментировал дан­ные статистики заместитель министра спорта и туризма Чеслав Шульга.

С 2007 года поддержку владельцам сельских усадеб оказывает и ОАО «Бела- гропромбанк». По состоянию на 1 янва­ря 2008 года общая стоимость проектов, предложенных к реализации в рамках программы кредитования субъектов аг- роэкотуризма, составляла всего 0,6 мил­лиарда рублей. К 1 апреля 2011 года сум­ма кредитов составила уже более 12,7 миллиарда рублей. В своем выступле­нии начальник управления корпора­тивного бизнеса ОАО «Белагропром­банк» Светлана Кончиц подчеркнула, что для банка как финансового учрежде­ния в первую очередь важна эффектив­ность проектов, которые реализуются в сфере агроэкотуризма. Результативность оценивается по двум основным крите­риям: количеству принимаемых тури­стов и объему получаемых доходов. Со­гласно данным ОАО «Белагропромбанк», из 1 247 усадеб получили кредитование 342, или 27,4%. При этом усадьбы, кото­рым был предоставлен кредит, приняли 42,6% общего количества туристов, отдо­хнувших в сельской местности, и получи­ли 44,8% прибыли, заработанной всеми субъектами агроэкотуризма.

«Для банка менее затратно выдавать потребительские кредиты, чем реализо- вывать проекты кредитования субъек­тов агроэкотуризма, - говорит Светлана Кончиц. - Фактически программа под­держки сельского туризма является для нас социальным проектом, однако банк и впредь будет развивать и поддержи­вать эту программу, потому что ее ос­новные цели - повышение уровня само­занятости и благосостояния населения, а также создание условий для самореа­лизации сельских жителей. Могу отме­тить, что более трети кредитов было вы­дано владельцам усадеб, для которых агроэкотуризм является основным ви­дом деятельности и единственным ис­точником дохода».

Кроме того, ОАО «Белагропромбанк» изменил условия кредитования, и, по мнению экспертов, это увеличит коли­чество проектов в сфере агроэкотуриз- ма. Однако и чиновники, и представите­ли общественных организаций сходятся во мнении, что в сельском туризме пора переходить от количества к качеству. По­вышать качество предлагают разными способами. Чиновники полагают, что в первую очередь стоит расширять геогра­фию сельского туризма и не ограничи­вать пребывание туриста территорией лишь одной усадьбы. «Природа подари­ла Беларуси такое богатство, которого лишены многие другие страны, а предки белорусов оставили роскошное культур­ное наследие, - отметил в своем высту­плении Чеслав Шульга. - Многие тури­сты хотели бы отдыхать на агроусадьбе не только в выходные, но пока количе­ство услуг не позволяет оставаться более продолжительное время. Чтобы удовлет­ворить запросы туристов, нужно исполь­зовать все ресурсы: усадьбы, сельско­го совета, региона». В качестве удачного примера в который раз был назван Во- ложинский район, где уже давно рабо­тает кластерная система, благодаря чему туристу предлагают не просто размеще­ние и минимальный набор развлечений, а целый комплекс разноплановых услуг.

Расширять географию туризма чи­новники планирует и в прямом смысле. К примеру, за счет родовых имений, ху­торов и сельскохозяйственных произ­водственных кооперативов. Более того, по словам Чеслава Шульги, государство готово передавать частникам забро­шенные родовые усадьбы всего за одну базовую величину. Главное - чтобы «не пропадало», а использовалось для раз­вития туризма. Другой способ развивать туризм в сельской местности чиновники видят в восстановлении брошенных де­ревень. Выступая на конференции, за­меститель премьер-министра Ана­толий Тозик заметил, что оставленные деревни расположены, как правило, в интересных природно-климатических зонах, и создание на их месте туристи­ческих комплексов даст импульс для развития сельского туризма в новом ка­честве.

Впрочем, чтобы обрести новое ка­чество, белорусскому сельскому ту­ризму недостаточно только лишь го­сударственной поддержки - в первую очередь требуются идеи. «Нужно созда­вать национальный конкурентоспособ­ный продукт, используя для этого инно­вационные модели. Беларусь - ценная площадка для апробации разных ми­ровых идей, - уверена председатель правления БОО «Отдых в деревне» Валерия Клицунова. - Во всем мире переходят на новый способ создания туристического продукта - интерпрета­цию культурно-исторического наследия или тех же природных ресурсов, ког­да информации «переводится» на язык чувств. Существует даже такое понятие - «креативная экономика»: ее цель – не просто заработать денег, но достучаться до сердца туриста.

К примеру, в одну из наших поездок по Беларуси голландцы провели «урок молчания»: в течение 10 минут вся груп­па просто лежала на земле и слуша­ла природу - и каждый участник груп­пы проникся совершенно необычными чувствами за эти минуты. Это не сто­ит денег, но запоминается надолго». Ва­лерия Клицунова, а также ее коллеги - эксперты из Германии, Израиля, Литвы и России - озвучили множество креа­тивных идей, которые могли бы помочь белорусскому сельскому туризму каче­ственно «подрасти».

Между тем сами хозяева агроуса- деб пока проявляют креативность ино­го свойства. Одни размышляют над тем, как на законодательном уровне закре­пить статус сельских усадеб, чтобы они не сливались с общим фоном коттед­жей, которые сдаются для молодежных вечеринок. Другие придумывают, как бы зарегистрировать гостевой дом на участке в качестве второго сарая или бани, потому что в качестве гостевого дома не позволяет закон. Третьи лома­ют голову над тем, как легально нанять местных жителей на работу: в сезон одной усадьбе по силам создавать до 20 рабочих мест, но налоговая нагруз­ка съедает львиную долю зарплаты на­емных работников. Четвертые сочиня­ют письма в местную администрацию с просьбой установить указатели - и нео­бязательно креативные.

Так что, несмотря на беспрецедент­ную поддержку государства и удовлет­ворительное состояние белорусского агроэкотуризма в целом, в перспективе владельцам усадеб предстоит решить еще много проблем.

https://www.traditionrolex.com/8