«АГОРА»
(1, Вс, ОНТ, 23-25)
Agora, Испания, 2009, 141 мин., R. Реж. Алехандро Аменабар («Другие», «Море внутри»); в рол.: Рейчел Вайс (Гипатия), Макс Мингелла (Давус), Оскар Айзек (Орест), Ашраф Бархом (Аммоний), Микаэль Лонсдейл (Теон), Руперт Эванс (Синезий), Ричард Дерден (Олимпий), Сами Самир (епископ Кирилл)
Историко-биографическая драма. Фильм получился, несомненно, антирелигиозным. Показалось даже, что знаменитый Аменабар имеет личный счет к христианству, которое представлено поистине ужасно. Впрочем, это может быть лишь следствием принципиального и творческого подхода к избранной теме. Ведь во все времена религии не мирили людей, а скорее провоцировали кровавые войны. Увы, с этой тенденцией не покончено и сегодня. Печально, но религии часто используются как своеобразное оружие для достижения определенных политических и (или) экономических целей. С ее помощью особенно легко манипулировать массами, используя их энергию не для высоких и духовных целей, а для помехи прогрессу. Обо всем этом думается, когда смотришь фильм, повествующий о судьбе древнегреческой ученой Гипатии (370–415), дочери директора легендарной Александрийской библиотеки. Она многого достигла в философии, математике, астрономии и астрологии. Считается, что именно Гипатия изобрела ареометр – прибор для измерения плотности жидкости. Главная роль изначально писалась под 39-летнюю «оскарную» лауреатку британку Р.Вайс («Преданный садовник», «Мумия»), которой удаются образы сильных женщин. Таковой была и Гипатия – язычница, буквально одержимая наукой. Поэтому влюбленный в нее мужчина публично получает дар с очевидным намеком – платок с менструальной кровью. Гипатия старалась держаться подальше от межрелигиозной розни, разжигаемой христианскими фундаменталистами. Но они не могли оставить столь авторитетную и уважаемую персону без своего внимания. Христианские боевики невежественны, но агрессивны и коварны. Ради достижения власти своих предводителей они идут на любую подлость. А вот уникальную сокровищницу человеческих знаний – Александрийскую библиотеку – превращают в скотный двор. Есть в фильме акцент и на истории еврейской общины, которая демонстративно отстранилась от противостояния язычников и христиан, искренне надеясь отсидеться и продолжить привычную для себя деятельность. Не получается… В «Агоре» можно увидеть и другие универсальные истории. Например, политические провокации: использование убийства своих сторонников с целью развязать руки для расправы с идейными противниками. А еще предводители христианских фундаменталистов весьма искусны в популизме и в связях с высокими чиновниками, которые слишком часто бывают продажными. В жерновах репрессий оказывается и беременная Гипатия, которой запрещено преподавать и заниматься науками. Более того, агрессивный епископ Кирилл требует от ее учеников предать анафеме любимого наставника. Так и не сумев сломить Гипатию, не пожелавшую менять убеждения, режим объявляет ее ведьмой и проституткой. Всем понятно, что жить ей остается недолго… В фильме также затрагиваются темы феминизма, искушения властью, научного прогресса, педагогики и т.д. Агора – это рыночная площадь в древнегреческих полисах, являвшаяся местом общегражданских собраний. Агору, как правило, окружали галереи с ремесленными мастерскими, храмы; иногда по периметру площади возводились статуи.
В ткани ленты знатоки обнаружили массу анахронизмов и фактических ошибок. Среди них и не согласно эпохе снаряженные римские воины, и фрукты, которые появились в Европе только после открытия Америки, и несовпадения дат жизни некоторых персонажей, и т.д. и т.п. Съемки проводились на Мальте – «мекке» для создателей исторических блокбастеров. Номинация на премию Европейской киноакадемии «Приз публики». Премии «Goya» (Испания): сценарий А.Аменабара и М.Хиля, руководство производством, съемки, декорации, костюмы, спецэффекты и грим/прически. Номинации: фильм, режиссура, Вайс, музыка Д.Марианелли, монтаж и звук. Сборы в США $0,14 млн. Сборы в остальном мире $37,1 млн. Сборы в России $0,3 млн. Бюджет $73 млн. Рейтинг IMDb – 7,2/14809 голосов. Женская оценка на 0,5 балла выше мужской. ***
«БАЙКЕР»
(1, Вс, БТ, 23-30)
Россия, 2010, 80 мин., PG-13. Реж. Илья Хотиненко («Лицо французской национальности», «Ясновидящая); в рол.: Маша Иващенко (Лена), Сергей Марин (Флэйм), Андрей Биланов (Анатолий Иванович), Алексей Огурцов (Тонна), Олеся Поташинская (мать Лены), Вячеслав Разбегаев (Сергей Федорович), Олег Соколовский (Сергей), Олег Захарутин (директор фитнес-клуба), Саид Дашук-Нигматулин (Грек)
Приключенческая мелодрама с криминальными мотивами по сценарию Александра Петрыкина («Обратная сторона Луны»). Сей фильм настойчиво рекламируется как якобы обновленная версия «Ромео и Джульетты». На мой же взгляд, избранная концепция – либо результат совсем уж недобросовестной работы пиар-службы, занимавшейся продвижением «Байкера», либо ее сотрудники слишком далеки от Шекспира. Впрочем, многое в этом фильме, поставленном сыном маститого режиссера, притянуто за уши. Ко всему прочему, на моем восприятии представляемой картины отрицательно сказалось то, что я без умиления отношусь к байкеровскому движению. Особенно после того, как в наших реалиях люди на дорогих мотоциклах, собравшись вместе, полюбили и властных политиков, и попсу… Да и внешне слишком похоже на гламур. Мужики, входящие в эту субкультуру, настолько увлечены внешним видом (своим и железного коня), что неудобно за них становится. Тем более что многие их наряды слишком напоминают те, которые близки сами знаете каким меньшинствам. Да и романтики я особой не улавливаю. Ну, собрались и поехали байкеры куда-нибудь, получая удовольствие от того, что оглушают попавшихся на пути пешеходов и жителей окружающих домов. Это, видимо, трактуется как свобода. Но ведь ехать все время невозможно, приходится останавливаться. Полагаете, что эти привалы романтичны? Тогда это уж совсем извращенная трактовка слова «романтика»…
Итак, бахвалящийся тем, что забыл свое настоящее имя, что давно потерял права, некто Флэйм обитает в гараже, напоминающем разбойничью «малину». Интерьер украшает круглый аквариум с кучей мобильников. Ведь среди его друганов считается крутой шуткой подарить Флэйму данное средство связи, которым он принципиально не пользуется, дабы не отвлекаться в пути. Разумеется, вокруг много водки и падших женщин, но наш герой среди этого безобразия выглядит паинькой, не случайно же считает первым байкером… Лермонтова. Волосы у Флэйма – как из рекламы шампуня, подмышки тщательно выбриты даже в период запоя, он пользуется литературной речью, и вообще – воплощенное миролюбие. Тем не менее этот буддоподобный байкер буквально нарасхват в своей бравой тусовке. Ведь, во-первых, у него золотые руки по части перебирания моторов и замены спиц, а во-вторых, он гитарист рок-группы, которую специально приезжал слушать какой-то популярный артист. На предмет возможной раскрутки. При всем этом в фильме нет темы добывания денег (и проблем с ними), конфликтов с милицией, не говоря уж про наркотики, хотя оружие в нужный момент в руках байкеров появляется запросто. Жизнь при «коммунизме» им явно нравится, чего, разумеется, не в силах уразуметь типичный российский олигарх Сергей Федорович, которому кажется, что Флэйм «клеит» его дочь Лену исключительно ради бабок. Да и не понимает этот выбившийся в большие люди ветеран Афгана: что может привлекать девушку, почти девочку, в этом перекати-поле? Ведь живет его семья в шикарном пентхаузе со слугами и под усиленной охраной. А что может дать байкер, который и ездит без крыши на голове? Скоро Лена должна поступать в престижный английский колледж, а ее родители, чтобы периодически приглядывать за ней, намереваются купить замок, расположенный недалеко от учебного заведения. Лена неплохо образованна и воспитана, но ведет себя как трудный подросток, буквально с пол-оборота заводясь под действием гормонов. Они словно бы оказываются в параллельном мире, где можно не обращать внимания на окружающих, включая родных и близких. Кстати, интересно, почему они в основном ездят без шлемов? Может быть, по желанию спонсоров – производителей шампуня? Кто бы сомневался в том, что родители Лены, убедившись, что байкер прилип всерьез, начнут строить козни? Пожалуй, они были даже слишком терпимыми для своего статуса. Между тем Лена и Флэйм настолько сконцентрированы на своих отношениях, что их любовь начинают использовать в злостных целях люди, приближенные к семье олигарха… Исходя из сути событий, происходящих на экране, то, как они переданы, можно назвать «светлухой». Фактически нет насилия, отсутствуют эротика и обнаженка. Хотя типичным байкерам это не присуще, хотя бы в показушно-карнавальном плане. 17-летняя дочь актера М.Иващенко (сериал «Такая обычная жизнь») и 22-летний С.Марин («Военный госпиталь») дебютировали в кино. Говорят, что Сергею было проще войти в образ, ибо он добивался руки и сердца своей супруги в похожей ситуации. Музыка С.Терехова («Мираж»). Показ на фестивале «Балтийские дебюты» (Светлогорск). Рейтинг сайта «Кинопоиск» (РФ) – 3,9/102 голоса. Рейтинга IMDb нет.*
«БОЙЦОВСКИЙ КЛУБ» **
(29, Пт, НТВ, 0-10)
Fight Club, США – Германия, 1999, 139 мин., CD, R. Реж. Дэвид Финчер («Чужой-3», «Игра», «Социальная сеть»); в рол.: Брэд Питт (Тайлер Дерден), Эдвард Нортон (Повествователь), Хелен Бонэм Картер (Марла), Мит Лоуф (Боб), Джаред Лето (Ангельское лицо), Зак Гренир (Ричард), Холт Маккэллени, Иайон Бейли, Ричмонд Аркетт (Интерн), Дэвид Эндрюс (Томас), Джордж Магуайр
Культовая остросюжетная драма по одноименному (1996 г.) роману американца украинского происхождения Чака Паланика (Palahniuk, род. 21.2.1962 г.). Одни воспринимают эту ленту как высокую философскую притчу, другие – как мрачное погружение в мир извращений, а третьи – просто как жестокое дурачество, изображенное киноидолами. Интересно, что бестселлером книга стала уже после появления экранизации. Мало того – в Америке появились настоящие подпольные бойцовские клубы, которые, правда, быстро вышли из моды. Только не надо думать, что снятие напряжения с помощью мордобоя есть нечто фантастическое. Вспомните хотя бы сладострастный праздничный кулачный бой в «Сибирском цирюльнике». Поэтому часто встречающиеся в аннотациях суждения о том, что происходящее в «Клубе» связано с социальными мотивами, считаю притянутыми за уши, но для примера приведу высказывание критика М.Иванова: «Америка – самая богатая страна в мире, но далеко не все там богаты. Раздражение и злоба против замкнутого круга рабского потребления и рекламы, осознание собственного ничтожества и невозможности стать «звездой» или миллионером выливаются подчас в бунт, вандализм и насилие». На мой же взгляд, все намного проще. Ситуация нестандартна лишь по форме, а по сути похожа и на тоталитарную секту с харизматичным лидером, и на высокопарное представление о наркоманах. Только и «дурью», и «верой» служат кулачные бои, украшенные таинственностью, избранностью, особыми ритуалами и своеобразной идеологией. В рекламе «Бойцовского клуба» принято интриговать следующей сентенцией: «Первое правило БК: никогда не говорить о БК. Второе правило БК: никогда не говорить о БК. Остальные шесть правил ты узнаешь, когда посмотришь фильм». Следует признать, что сия понтовость вполне соответствует концепции ленты. Но не менее значимы присущие ей психологизм и, несомненно, высокая художественность. Рассказ ведется от имени клерка автокомпании Джека (29-летний Э.Нортон, «Американская история Икс»), которого изводят скука и бессонница. Не найдя должного успокоения в различных направлениях групповой терапии, он словно в омут головой бросается следовать идеям Т.Дердена (35-летний Б.Питт, «Троя»), уверенного, что самосовершенствование – удел слабых, а единственное, ради чего стоит жить, – саморазрушение. Изо всех сил метеля друг друга, они считают, что обретают истинную свободу и достигают высшего блаженства. Постепенно этими идеями проникаются другие мужчины. Им уже тесно в рамках Бойцовского клуба... «Американцам действительно невыносимо скучно, они по-настоящему зажрались, им не хватает риска и существования как будто на лезвии бритвы, – пишет критик С.Кудрявцев (его оценка 5 из 10). – И вполне можно поверить, что это поистине «достало» Финчера, а вместе с ним – Питта и Нортона, охотно попровоцировавших консервативно настроенную публику, включая занудных критиков, которым вечно грезится угроза из-за каждого куста. Однако провокационный материал начинает играть против создателей фильма, которые теперь вынуждены убеждать, что не знают ни одного реального бойцовского клуба». Анализ фильма в СМИ затрагивал самые разные темы – и антифеминизма, и нарциссизма, и гомосексуального подтекста взаимоотношений главных героев, и неофашизма... Кстати, Паланик постоянно подчеркивает наличие антифашистского заряда в своем произведении и полной вымышленности сюжета, хотя и осознает, что в это никто не верит. Он решительно изменил концовку первоисточника, которая, по признанию специалистов, улучшила бы и роман. На съемках было использовано в три раза больше пленки, чем обычно. В нарушение своих принципов Нортон согласился курить в кадре. Во время съемок в городе некий человек в раздражении от шума, издаваемого киношниками, бросил в них бутылкой пива и нанес травму оператору. В ряде сцен Питт и Нортон на самом деле очень пьяны. А еще они искренне ненавидят «Volkswagen Beetle», отчего с особым удовольствием молотили по этой тачке бейсбольными битами. Номинация на «Оскар» за звуковые эффекты. Номинация на премию MTV за схватку (Нортон против себя самого). Номинация на «Блокбастер» за экшн-сцену (Нортон – Питт). Номинация на «Brit» за саундтрек. Ряд других наград. Сборы в США $37 млн. Сборы за рубежом $71 млн. Бюджет $63 млн. Гонорар Питта $17,5 млн. Рейтинг IMDb – 8,8/431233 (!) голоса. Высокое 14-е место в общем списке, а также 6-е среди триллеров и 12-е среди драм. Мужская оценка на 0,2 балла выше женской. Наивысшая оценка у юношей до 18 лет – 9,3, низшая у дам старше 45 лет – 6,3 балла. В славных карьерах Финчера, Питта, Нортона и Картер это лучший результат. ***
«ВЫСОКИЙ БЛОНДИН В ЧЕРНОМ БОТИНКЕ» ***
(29 и 30, Пт и Сб, СТВ, 20-40 и 8-00)
Le grand blond avec une chaussure noire, Франция, 1972, 90 мин., PG. Реж. Ив Робер («И слоны бывают неверны», «Парад идиотов»); в рол.: Пьер Ришар (Франсуа Перрен), Мирей Дарк (Кристина), Бернар Блие (Милан), Жан Рошфор (Тулуз), Колетт Кастел (Полетт), Жан Карме (Морис), Поль Ле Персон (Перраш), Ив Робер (руководитель оркестра)
Авантюрная шпионская эксцентрическая комедия. Известного классического скрипача Франсуа Перрена, то и дело попадающего во всякого рода мелкие неприятности, по возвращении с очередных успешных гастролей в родном Париже ожидает поистине невероятный сюрприз. Следствием злобных интриг между французскими и итальянскими спецслужбами становится то удивительное обстоятельство, что музыканта всерьез принимают за суперагента – со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но еще больше не позавидуешь тем, кто следит за Франсуа. Они словно заражаются от него «синдромом невезучести», но переносят эту «болезнь» в куда более тяжелой форме... Потрясающая эксцентрика, практически клоунада 37-летнего П.Ришара («Игрушка») принесла фильму большую популярность и серебряный приз МКФ в Берлине, а самому актеру – возможность много лет успешно эксплуатировать найденный в «Блондине» образ. Некоторые гэги из фильма, без всякого сомнения, вошли в историю кинематографа. В СССР «Блондин» пользовался огромным успехом. Помнится, как «запиленные» до безобразия копии фильма продолжали неустанно крутиться на южных курортах. Сосценарист – топ-режиссер Франсис Вебер («Невезучие»). Музыка В.Косма («Дива»). Американцы сняли куда менее удачный римейк этого фильма «Мужчина в красном ботинке» с Томом Хэнксом («Терминал») в главной роли. Рейтинг IMDb – 7,2/2319 голосов. В карьере Ришара это 4-й результат. ***
«ГАДКИЙ УТЕНОК»
(30 и 1, Сб и Вс, РТР, 20-25 и 7-00)
Россия, 2011, PG. Реж. Фуад Шабанов («Я подарю тебе чудо»); в рол.: Евгения Лоза (Настя), Екатерина Вуличенко (Оля), Екатерина Копанова (Люся), Мария Горбань (Кристина), Анна Фроловцева (Людмила Ивановна), Илья Соколовский (Гена), Ирина Аверина (мама Люси), Александр Сазонов (Тимофей), Алексей Королев (Макс)
Ироничная мелодрама для ТВ (4 серии) по сценарию Анны Гусельниковой и идее Натальи Ворожбит («Школа»). Во главе угла в фильме – красота, стандарты которой насаждаются фильмами и глянцевыми журналами. Обладание ею облегчает жизнь, но достаточно ли быть только красивой? Итак, как обычно, в кафе собираются три закадычные подруги – красотки Настя, Кристина и Оля. Они делятся своими новостями и заботами, но не тушуясь рассказывают и о страхах, связанных, конечно же, с внешностью. Каждая из героинь опасается нечто потерять. Настя – стройность, Кристина – вкус, а Ольга – сексуальность. Не удивительно, что таким девушкам порой присуща некорректность. Поэтому, когда к ним с безобидным вопросом – «как пройти в салон красоты «Swan» – обращается Люся (26-летняя Е.Копанова, «Пусть говорят»), особа и не смазливая, и полненькая, и не стильно одетая, – ее безжалостно высмеивают. Это настолько задевает пострадавшую (направлявшуюся в это модное заведение устраиваться на работу уборщицей), что она едва не бросается под машину. Проплакав всю ночь, Люся неожиданно просыпается другим человеком: решительным и целеустремленным. Она решает обязательно стать красивой. А вот три обидчицы просыпаются некрасивыми. Теперь им предстоит начать новую жизнь… Блоговый отзыв: «Спасибо, наконец-то нашли другую тему, кроме несчастной беременности или неудачного брака. Пусть бы каждый новый фильм являлся многогранным калейдоскопом жизни, а не нудным повторением одного и того же на разный лад!» Рейтинга IMDb нет.
«ЕЕ СЕРДЦЕ»
(29 и 30, Пт и Сб, РТР, 22-30 и 11-50)
Украина, 2009, 86 мин., PG. Реж. Оксана Тараненко («Сердцу не прикажешь», «Территория красоты»); в рол.: Анастасия Микульчина (Вика), Владимир Жеребцов (Роман), Александр Суворов (Денис), Дария Боцманова (Алена), Николай Боклан (отец Вики), Лариса Руснак (мама Вики), Дмитрий Лаленков (директор радиоканала), Александр Гетманский (кардиолог)
Мелодрама по сценарию Валерии Подорожновой («Отблески», «Глухарь-2»), которая более десяти лет проработала в СМИ, в том числе в качестве криминального репортера. Побывала в «горячих точках», многих колониях и тюрьмах, в «столыпинском» вагоне, лепрозории. Итак, в центре внимания 22-летняя красотка Вика (25-летняя А.Микульчина, «Сонька – золотая ручка»), типичный представитель «золотой молодежи». Работает она диджеем на радио, а отдыхать любит в клубах, заводя и себя, и окружающих. И так было до тех пор, пока однажды, прямо во время эфира, Вике не становится настолько плохо, что ее увозит скорая. Обследование в больнице устанавливает серьезное заболевание сердца, чаще всего быстро доводящее до кончины. К счастью, удается своевременно найти подходящее донорское сердце. Операция проходит успешно, восстановление идет на редкость благополучно, чему способствует и парень нашей героини Денис. Между тем окружающие замечают, что Вика начинает меняться в психологическом плане. Например, обнаруживает в себе талант к рисованию. И по манерам она теперь иная, и к основным жизненным ценностям относится по-другому. Но самое удивительное, что девушке кажется, будто у нее есть ребенок, о котором следует позаботиться… Рейтинга IMDb нет.
«МОЙ ЛУЧШИЙ ЛЮБОВНИК» **1/2
(30, Сб, Лад, 20-40)
Prime, США, 2005, 105 мин., PG-13. Реж.-сцен. Бен Янгер («Бойлерная», «Угонщик машин и киллер»); в рол.: Ума Турман (Рафи Гардет), Мерил Стрип (Лиза Метцгер), Брайан Гринберг (Дэвид Блумберг), Джон Абрахамс (Моррис), Зак Орт (Рэндалл), Энни Парисс (Кэтрин), Джерри Элдер (Сэм), Дорис Билэк (Бланш), Джон Ротман (Джек Блумберг)
Мелодрама с элементами комедии положений. Изящная, тонкая и хорошо сыгранная, но скучноватая лента. История любви и сопутствующих ей обстоятельств. Известно, что многие американцы буквально шагу не могут ступить, не проконсультировавшись с психоаналитиком. Что дает подобное общение, мне судить трудно, но для 37-летней разведенной Рафи встречи с опытным психологом Л.Метцгер (55-летняя великая М.Стрип, «Выбор Софи») стратегически важны. Однако на очередном сеансе она таки микширует реальное положение вещей, связанных со знакомством (на ретроспективе фильмов Антониони) с бруклинским художником, что существенно скажется на дальнейшем развитии событий. Искренне советуя пациентке не тушеваться перед тем обстоятельством, что герой ее нового романа существенно моложе, Лиза, конечно же, не догадывается, что речь идет о ее сыне Дэйве. Тем более что выслушивать ей приходится и глубоко интимные вещи, связанные с их половыми отношениями. А ведь за пределами своего кабинета доктор Метцгер – настоящая пуританка, хорошо знающая, какую именно невестку должен привести сын, начиная с того, что она непременно должна быть еврейкой… Разумеется, без сюрпризов, интриг и подстав дело не обходится, но зачастую они, увы, выглядят позаимствованными из «мыльных опер». Фильму явно не хватает иронии, а вот с сатирой полный порядок. Критик М.Соболева («Афиша») называет темой фильма «рефлексии на темы бытия, выходящие далеко за пределы жанровых рамок. Сам Янгер говорит, что, работая над «Любовником», хотел освободить жанр романтической комедии от клише, вернуть ее на уровень Вуди Аллена и «Когда Гарри встретил Салли». Вышло же у него совсем другое. «Любовник» – обманка, смысл которой вылезает в самом конце. До этого он прячется за действительно смешными интермедиями, где Стрип изображает еврейскую маму, за разговорами про beautiful penis, за сатирой на психоанализ и тем странным фактом, что 23-летний американец творческой профессии не знает, где находится клитор. Смысл вылезет незаметно, прикрывшись всем этим разноцветным и качественно сделанным тряпьем, и тогда мольеровская комедия про возрастной мезальянс обернется расиновской трагедией про долг и чувства. Легковесная комедия о том, как любовь побеждает предрассудки, превратилась в драму о нереальности этой самой любви». 34-летняя У.Турман («Убить Билла») заменила С.Буллок, которая не одобрила последний вариант сценария. Съемки проводились с 15.9.2004 г. в Нью-Йорке. Наград нет. Сборы в США $22,7 млн. Рейтинг IMDb – 6,3/17303 голоса. Видеоназвания: «Лучше всех», «Во цвете лет», «Расцвет», «Прайм». **1/2
«НА ОБОЧИНЕ» ***1/2
(30, Сб, БТ, 23-30)
Sideways, США, 2004, 126 мин., CD, R. Реж. Александр Пэйн («Выскочка», «О Шмидте»); в рол.: Пол Джаматти (Майлз), Томас Хейден Черч (Джек), Вирджиния Мэдсен (Майя), Сандра О (Стефани), Мэрилуиз Берк (мама Майлза), Джессика Хехт (Виктория), М.К. Гейни (муж Кэмми), Алисия Рейнер (Кристин), Шейк Тукманян (миссис Эрджениан), Дюк Музкян, Мисси Доти (Кэмми)
Приключенческая мелодрама / меланхолическая интеллектуальная комедия по роману американца Рекса Пикетта (род. 9.7.1956 г.). Она стала событием в киномире. В 2009 году на экраны вышла одноименная японская экранизация. А ведь роман «На обочине» был отвергнут 15 издательствами. И можно даже предположить, по какой причине. Ведь и представляемый фильм получился не зрелищным, да и диалоги в нем не столь хороши, как, например, в лентах Вуди Аллена. Однако есть в нем другие сильные стороны. Прежде всего – щемящее настроение и виртуозная игра актеров. А в центре внимания – два друга, и оба из категории записных неудачников. Первый – учитель литературы Майлз Рэймонд, который никак не может опубликовать свой автобиографический роман, хотя имеет положительные отзывы. А ведь будущую жизнь он рассматривает сквозь призму успеха этого произведения. Пока же живет скромно, даже подворовывая деньги у собственной мамы. Не удивительно, что от Майлза ушла жена Виктория, хотя она все еще любит его. Ему не остается ничего иного, как, попивая вино, рассматривать журналы для взрослых. Второй неудачник – актер Джек – в материальном плане чувствует себя получше. Ведь у него получается сняться то в сериале, то в рекламе. Более того, он скоро женится на девушке из состоятельной семьи. Но что все это в сравнении с тем, что он мечтал и мечтает стать звездой? Впрочем, в желании Джека «погудеть» перед вступлением в брак едва ли превалирует досада. Скорее – желание всерьез расслабиться и запомнить себя таким как сейчас. В результате складывается своеобразный алко-эротический тур. Ведь друзья отправляются в недельное путешествие по винодельческим районам Калифорнии. Майлз в данном случае подходящий спутник: он прекрасно разбирается в напитках. Парни много и с удовольствием злоупотребляют, в том числе и будучи за рулем. И говорят в основном о винах. Ведь, учитывая сезон, это повсеместно главная тема. Посещают и винзавод. В ходе поездки у парней появляются подружки, работающие в баре. Причем Майя оказывается интеллектуалкой, что позволяет ей с Майлзом вести умные беседы. А вот Джек со своей пассией Стефани сосредоточился на сексуальных контактах, отчего сама собой приходит на ум ассоциация с кроликами. Более того, фактически едущий на свадьбу актер собрался решительно поменять свои планы… Но традиционного хэппи-энда все равно не получится. Причем для обоих героев.
Большинство использованных на съемках напитков были безалкогольными. Тем не менее их количество было настолько большим, что желудок актеров не всегда выдерживал. А однажды главные герои сильно отравились, откушав в кадре в доме мамы Майлза.
Автор первоисточника Р.Пикетт дублировал Джаматти в сцене с сильным ударом при игре в гольф, в которой он большой мастак. К слову, Пол вырос в семье комиссионера Национальной бейсбольной лиги, так что вопросы спорта и ему не чужды. Фото отца этого актера можно увидеть в фильме при посещении Майлзом родительского дома. Под воздействием фильма на 20% возросли продажи вина «Пино Нуар». Роль Джека писалась для Джорджа Клуни, но его услуги оказались чересчур дорогими. Большинство фраз при общении за столом Майлза, Джека, Майи и Стефани являются импровизацией.
Режиссер Пэйн родился в семье эмигрантов из Греции по фамилии Попандопулос, владельцев ресторана. Александр на профессиональном уровне знает испанский язык, в том числе благодаря учебе в университете Саламанки. В ходе работы над фильмом Пэйн женился на канадской актрисе корейского происхождения Сандре О. Но брак их оказался недолгим. К слову, ради «На обочине» Сандра научилась ездить на мотоцикле. Съемки проводились в Калифорнии. Премия «Оскар» за сценарий. Номинации: фильм, режиссура, Черч и Мэдсен. Премия BAFTA за сценарий. Премии «Золотой глобус»: фильм и сценарий. Номинации: режиссура, Джаматти, Черч, Мэдсен и музыка Р.Кента. Премии «Независимый дух»: фильм, режиссура, сценарий, Джаматти, Черч и Мэдсен. Премии «Golden Satellite»: фильм, Черч и актерский ансамбль. Номинации: режиссура, сценарий, Джаматти и Мэдсен. Номинация на «Чешский лев» за «инофильм». Мэдсен удостоена премии «Chlotrudis». Номинации: сценарий, Джаматти и подбор актеров. Гран-при МКФ в Марракеше. Множество других регалий, среди которых выделяются награды различных ассоциаций критиков. Сборы в США $71,5 млн. Сборы за рубежом $37,8 млн. Бюджет $16 млн. Рейтинг IMDb – 7,8/73697 голосов. Мужская оценка на 0,5 балла выше женской. ***
«ПОЧТИ ЗНАМЕНИТ» ***1/2
(27, Ср, ОНТ, 22-15)
Almost Famous, США, 2000, 122 мин., CD, R. Реж.-сцен. Кэмерон Кроу («Джерри Магуайер», «Ванильное небо»); в рол.: Билли Крудап (Рассел Хэммонд), Фрэнсис Макдорманд (Элейн Миллер), Кейт Хадсон (Пенни Лейн), Джейсон Ли (Джефф Биб), Патрик Фьюджит (Уильям Миллер), Зои Дешанель (Анита Миллер), Майкл Ангарано (юный Уильям), Анна Пакуин (Полексия), Файруза Балк (Сапфира), Ноа Тейлор (Дик Росуэлл), Сеймур Хоффман (Лестер Бэнгз), Питер Фрэмптон (камео)
Музыкально-приключенческая ретро-мелодрама. Сюжет основан на личном опыте режиссера Кроу, полученном им в поездках с (или «за») группами: «The Allman Brothers Band», «Led Zeppelin» и «The Eagles». А пластинки, которые в кадре перебирает герой, собирались Кэмероном в юные годы. Не удивительно, что в США фильм был воспринят как реалистический и ностальгический, начиная с описания быта и нравов в семье вполне положительных обывателей на рубеже 60–70-х годов прошлого века.
Многим взрослым рок-н-ролл кажется сатанинским изобретением, и они стараются держать своих чад подальше от него, надеясь сделать их примерными адвокатами или врачами. На деле этот домашний «железный занавес» помогал редко. Но мало у кого получилось настолько приблизиться к своим кумирам, как у Уильяма Миллера. Доходит до того, что этот юноша, фактически мальчик, получает заказ на большую статью (с гонораром в $1 тыс.) для авторитетного музыкального журнала «Роллинг Стоун». Уильяма не назовешь талантливым журналистом, но важнее, что он попал на нужную волну и получает массу ярких (иногда даже чересчур) впечатлений, которые, разумеется, скажутся на его дальнейшем становлении. Сильная сторона фильма – тщательно прописанные персонажи. Например, девушка-красавица с «песенным» именем Пенни Лэйн. Она поклонница рок-музыки, но не фанатка. Ведь она не болеет, а наслаждается музыкой, исполнителями, обстановкой на концертах. Пенни еще не решила, чего желает от жизни в целом, но зато точно знает, что делать сейчас. Она из тех людей, которые живут сегодняшним днем, не интересуясь общественным мнением…. Роли Рассела и Пенни были рассчитаны на Брэда Питта и Сару Полли, но не сложилось. Все песни для группы «Stillwater» Кроу написал вместе со своей женой Нэнси Уилсон. Знаменитый Питер Фрэмптон, друг режиссера, учил Крудапа играть на гитаре. Съемки заняли 92 дня. Премия «Оскар» за сценарий. Номинации: Хадсон, Макдорманд и монтаж. Премии BAFTA: сценарий и звук. Номинации: фильм, Хадсон, Макдорманд и музыка Нэнси Уилсон. Премии «Золотой глобус»: фильм и Хадсон. Номинации: сценарий и Макдорманд. Номинации на премии MTV: Хадсон, музыкальная сцена («Tiny Dancer» в автобусе), наряд (Хадсон), реплика («I am a Golden God!!!») и Фьюджит как прорыв года. Премия за сценарий на МКФ в Каире. Премия «Grammy» за саундтрек. 17-летний П.Фьюджит («История одного вампира») претендовал на премию «Юный актер». Премии «Blockbuster»: Хадсон и Макдорманд. Номинации: Крудап, Хоффман, Ли, Балк и Фьюджит как новое имя. Номинация на «Empire» за режиссуру. Множество других регалий. Сборы в США $32,5 млн. Сборы за рубежом $14,8 млн. Бюджет $60 млн. Затраты на маркетинг $25,7 млн. Рейтинг IMDb – 8/100459 (!) голосов. ***
«РЕЙНДЖЕР ИЗ АТОМНОЙ ЗОНЫ»
(26, Вт, Лад, 19-05)
Россия – Беларусь, 1999, 88 мин., R. Реж. Вячеслав Никифоров («Сын председателя», «Зимородок»); в рол.: Алексей Кравченко (Барсук), Владимир Самойлов (отец Барсука), Татьяна Мещеркина (Вика), Сергей Маховиков (Виталик), Александр Березень (капитан Старичонок), Олег Белоусов, Марина Кирьянова, Александр Беспалый, Анжела Кораблева, Рада Никифорова, Любовь Румянцева
Боевик с социальными мотивами. Честно говоря, по отношению к этому фильму трудно быть объективным, нейтральным. Ведь в таком случае пришлось бы удариться в критику и за соответствие стандартам боевичков категории В, и за не слишком этичную эксплуатацию чернобыльской беды, и за наличие сцен, которые явно покоробят зрителей со вкусом и (или) моральными устоями. А делать этого ох как не хочется, ибо «Рейнджер» – в значительной мере детище белорусского кинематографа, находящегося в глубоком кризисе. И наверное, не столько вина, столько беда маститого В.Никифорова, заслужившего авторитет прежде всего изящными экранизациями высокой классики («Отцы и дети», «Дубровский»), что ему пришлось реализовывать себя в столь бесперспективных драматургических и финансовых условиях.
Итак, кавторанг А.Барсук (29-летний А.Кравченко, «Иди и смотри»), отслужив свое на атомной подлодке, возвращается в родную Беларусь и опять-таки – в атомную зону. Работу искать не пришлось: потребовалось срочно заменить заболевшего отца-лесника (74-летний В.Самойлов в своей последней роли). При условии честного отношения к делу оно оказывается на редкость опасным. Ведь зона буквально кишит подонками, не церемонящимися в выборе средств для достижения своих целей. Впрочем, и Барсуку, действующему словно заокеанский рейнджер Чака Норриса, палец в рот не клади. Не особо рассчитывая на помощь властей и не считаясь с риском, Алексей упрямо добивается справедливости. А уж когда враги обижают его любимую женщину Вику, то их остается только пожалеть... Сценарий В.Черных («Москва слезам не верит», «Любить по-русски»). Несмотря на наличие в титрах известных в России имен, фильм был практически проигнорирован «отечественной» кинообщественностью. Забавно наблюдать известного мультипликатора и общественного деятеля О.Белоусова (увы, уже покинувшего нас) в роли матерого бандита. Есть в фильме и другие любопытные камео. Звучат песни Алексея Шедько. Рейтинг IMDb – 4,6/13 голосов. *
«ТЕРМИНАЛ» ***
(1, Вс, Лад, 22-10)
The Terminal, США, 2004, 128 мин., CD, PG-13. Реж. Стивен Спилберг («Челюсти», «Список Шиндлера»); в рол.: Том Хэнкс (Виктор), Кэтрин Зета-Джонс (Амелия), Стэнли Туччи (Фрэнк), Чи Макбрайд (Джо), Диего Луна (Энрике), Барри Шабака Хенли (Рэй Турман), Зои Салдана (офицер), Джуд Чикколелла (Карл), Гильермо Диаз (Бобби), Стивен Мендел (стюард), Майкл Нури (Макс), Боб Морриси (инспектор), Рини Белл (Надя), Валерий Николаев (Милодрагович), Александр Сунцов, Саша Спилберг (девушка с чемоданом)
Социально-психологическая сатирическая комедия. Авторы сюжета картины вдохновились реальной историей, случившейся с иранским беженцем Мерханом Нассери, который, кстати, за право на ее вольную экранизацию получил $0,25 млн. Впрочем, ранее ее уже использовали французские кинематографисты для фильма «Упавшие с неба» (1993 г.) с Жаном Рошфором в главной роли. История Нассери началась в 1988 году в парижском аэропорту Шарля де Голля. После потери паспорта и удостоверения беженца ООН въезд в желанную Англию был ему запрещен. Французские власти не позволили ему покинуть аэропорт, заявив, что нужно ожидать вынесения вердикта: либо разрешения, либо депортации. Так Мерхану пришлось обживаться непосредственно в терминале, среди обитателей которого он встретил лиц с аналогичным статусом. Постепенно у него возникли серьезные проблемы со здоровьем, в том числе психического плана. Дошло до того, что Мерхану показалось – он забыл родной персидский язык. Терминал он покинул спустя 18 лет, в августе 2006 года, попав в больницу. Стоит отметить, что 37-летний дважды «оскароносец» Т.Хэнкс («Форрест Гамп») играл в представляемом фильме не иранца, а представителя вымышленной восточноевропейской страны Кракожии, граничащей с Россией. Ее гражданин Виктор Наворски отправился в США законным образом, но, пока происходил полет, на его родине случился государственный переворот, разгорелась война. Как следствие, паспорт и виза оказываются недействительными. А ведь потрясенный всем этим Виктор совсем не знает английского, его же родной язык никому здесь не известен. Он только и может, что по заранее заготовленной бумажке попросить таксиста довести его по определенному ад