Во второй раз в Минске состоялась Белорусская неделя моды (Belorussian Fashion Week) - показ прет-а-порте, сделанный в самом престижном мировом формате. И в этом главное отличие BFW от известных минчанам «Мельницы моды» и акций Белорусского дома моделей.
По наблюдениям сотрудников «Внешинтурист» Лондонская или Нью-Йоркская недели моды знакомы большинству из нас по трансляциям World Fashion Chanel, и это привычно «круто». А вот в Беларуси такого пока не было. Более того, по ряду причин ничего подобного не ждали даже специалисты. Думаю, именно поэтому столько вопросов вызвала первая BFW в прошлом году и такая огромная ответственность легла на плечи организаторов сейчас. Но «дорогу осилит идущий», и проект подготовил для знатоков и любителей моды много нового.
Прежде всего, BFW пригласил в Минск специального гостя - Андрея Бартенева. Скульптор и перформер, педагог московской Школы современного искусства и Норвежской академии художеств очень удачно начал общаться с журналистами на пресс-конференции, а на следующий день провел мастер-класс. Человек в золотой маске с большими шарами вместо ушей говорил о том, как важен для творческого человека эмоциональный опыт, каким стойким солдатиком должен быть самый тихий художник в наше прагматичное время и сколько неожиданных решений можно найти интуитивно, освобождаясь от рутинных знаний. Отмечу, что на мастер-класс собрались люди самых разных профессий - от банковских служащих до спортсменов. И всем нужны были слова о творческой смелости, о целеустремленности в создании неповторимых образов и недопустимом тиражировании успехов. Только в альтернативной моде, только в андеграунде, с их эмоциональной свободой и исключениями из всяческих правил, по мнению Бартенева, могут рождаться новые идеи. Мастер-класс сопровождался видео с перфомансами в Лондоне и Париже, Москве, Нью-Йорке, Берлине. «Кабачковая снежинка», «Трусы на палке», «Падающая скульптура», «Гоголь-моголь», «Все мое» - это было просто феерично.
А затем BFW продолжилась показами более традиционного свойства. Несколько коллекций мне удалось посмотреть.
По-хорошему узнаваема Елена Цокаленко. В отличие от других дизайнеров, Елена подготовила хорошо срежиссированное дефиле: ему аккомпанировала одна классическая тема, и симфоническая музыка вела за собою сначала модели в черном (еще зимние, совершенно закрытые и элегантные, в стиле «Неизвестной» И.Крамского), а затем все более светлые, почти прозрачные и весенние по настроению. Забеленные цвета - пожухлая трава, песок, чайная роза. Длина - миди, материал - шифон. Елена Цокаленко всегда близка одновременно классической живописи и актуальному художественному минимализму, она как будто противостоит эпатажу, суете, открытым цветам и навязчивому декору.
Московская марка «DashaGauzer» продемонстрировала удачное включение спортивной темы в вечерние платья. Драпировки, мини и макси, открытые плечи и спины с одной стороны - и лампасы спортивных брюк, фрагменты футбольных мячей с другой. Вот здесь цвета были яркими, и контрастными выглядели легкий шелк и плотный хлопок.
Очень хорошее впечатление произвела белорусская коллекция марки Davidova. Дизайнер выбрала для показа «ручной» войлок - тонкий, теплый и легкий. И сам этот экологичный материал вписывается в современные европейские тенденции, и то, как он представлен в коллекции, очень актуально. Автор интересно работает с формой, с объемами, а в качестве декора предпочитает принт - на рыхлой фактуре полотна он выглядит объемным. Причем все светлые и темные пальто, жакеты и даже платья вполне носибельны, очень оригинальны и элегантны, чего от войлока никак не ожидаешь. А игру с кружевом и белым мехом можно оставить на подиуме - здесь она вполне уместна в качестве идеи.
Из того, что я видела, эти три коллекции, пожалуй, были лучшими.
Витебская «RadaStyle», на мой взгляд, перегрузила свой показ. Если от всего количества ее моделей оставить половину, это была бы коллекция для подиума. Но проблема профессионального отбора всегда самая сложная, в результате показ напоминал ассортимент ателье, где один и тот же ход повторяется с минимальными интерпретациями - в зависимости от кондиций клиента. Тем не менее, наши светские околотелевизионные дамы во главе с Еленой Спиридович преподнесли дизайнеру Татьяне Сычевой больше всего цветов - вероятно, сказалось сотрудничество на «Славянском базаре».
Хотелось бы рассказать и об образовательной части BFW, и о шоурум, и о благотворительной акции - интересного было много. Но успеть всюду было практически невозможно! Так что пожелаем молодой команде успехов, потому что, по словам Андрея Бартенева, что еще спасет нас, кроме новых идей?