О проблемах внутреннего туризма и инкаминга, историко- культурном наследии и реставрации памятников, туристических маршрутах и инфраструктуре корреспондент «ТиО» беседует с автором идеи проекта «Залатое кола Беларусi» Евгением Парфияновичем.
- Евгений Антонович, какой вид туризма, на ваш взгляд, нужно развивать в Беларуси?
- На мой взгляд, сегодня у Министерства спорта и туризма сложилось мнение, что основой внутреннего и въездного туризма, максимально влияющей на статистику успехов отрасли, являются агроэкотуризм и транзит. Государственная поддержка и успехи агротуризма - это, безусловно, большой прорыв, однако развитие одной или двух сфер нельзя приравнивать к решению проблем инкаминга в общем и целом. Да и агротуризм сегодня, по сути, остается «подспорьем для домохозяек». Ведь владельцы агроусадеб платят лишь условный налог, в усадьбах могут работать только близкие члены семьи - а значит, новые рабочие места не создаются, речь идет лишь о самозанятости.
Устойчиво развивающиеся направления в нашей стране - санаторно-курортное лечение и экотуризм на охраняемых природных территориях. Такая ситуация стала возможной исключительно благодаря участию государства.
Несмотря на то, что Минспорта делает акцент на агротуризм и санаторный отдых, по моему мнению, развивать нужно в первую очередь историко-культурный, познавательный туризм. Первичнее любой экономики - культура, а степень ее проникновения во все сферы жизнедеятельности и определяет шансы на успех.
- Насколько это осуществимо? Что нужно сделать, чтобы историко-культурный туризм развивался не менее интенсивно, чем, скажем, санаторно-оздоровительный?
- На этот вопрос отвечает проект «Залатое кола Беларусь, разработанный в 1996 году Минэкономики совместно с ПРООН. Он создавался лучшими представителями науки многих смежных с туризмом областей. Жизнеспособностью проект во многом обязан экспертам в области экономики - П.И. Долговечному, М.С. Кунявскому, В.Ф. Медведеву. В рамках проекта я занимаюсь вопросами природопользования и охраны памятников природы. Я начинал свою трудовую деятельность с создания нацпарка «Браславские озера», являлся владельцем первого и пока единственного частного яхт-клуба на Браславских озерах - соответственно, я достаточно глубоко знаю проблемы развития туризма на особо охраняемых территориях.
Дать мощный толчок развитию внутреннего и въездного туризма, способствовать возрождению памятников природы и архитектуры и включению их в экскурсионные маршруты могло бы создание свободных экономических зон туристско-рекреационного типа. Пойдя по этому пути, можно было бы не тратить государственные деньги на «байконуры», а попросту обеспечить приемлемые условия для инвестиций. Суть идеи проста: создать взаимосвязанную туристическую инфраструктуру по главному национальному кольцевому маршруту, проходящему по всем историческим регионам Беларуси. Проект «Залатое кола Беларуа» говорит не только о способах реставрации архитектурных памятников, но и о возможностях их «жизнедеятельности» в рамках определенного маршрута. Мы постарались ответить на вопрос, как в контексте многообразия объектов будет работать каждое конкретное звено, как будут складываться хозяйственные отношения, благодаря которым появятся новые высокоэффективные рабочие места в сельской местности и в малых городах. Проект «Залатое кола» мог бы стать прекрасным дополнением к госпрограммам по развитию малых городов и сельской местности.
Один из авторов проекта - директор Института искусствоведения, этнографии и фольклора Александр Локотко составил карту четырнадцати локальных районов, объединяющих памятники архитектуры, культуры и природы. В «Залатое кола» входит и маршрут «Дорога замков», объединяющая Мир, Несвиж, Новогрудок - мы все еще надеемся на поддержку МИДа: хотелось бы включить в этот маршрут Крево и Тракай, сделав проект трансграничным.
После известных трагических событий говорить о таких идеях все труднее: произошедшее не добавляет привлекательности туристическому имиджу нашей страны, и без того не лучшему. Ведь он складывается из безопасности и гостеприимности страны, знания иностранных языков ее жителями, достаточного количества объектов придорожного сервиса, умеренных цен, качества дорог и продуктов питания, разнообразия отельной базы. К сожалению, мы не можем пока похвастаться успехами в большинстве из перечисленных сфер.
- Кто ваши туристы? Вы нацелены на развитие въездного туризма или все же внутреннего?
- Туристический бизнес основывается на традициях и менталитете, соотношении цены и качества и как результат - стабильном туристическом потоке. Потоки туристов мы теряем по традиционным причинам: визы, «ненавязчивый» сервис при высоких ценах на гостиницы, зачастую и отсутствие доброжелательной улыбки на лице таможенников и пограничников, создающих первое впечатление о стране. Может быть, нужно подумать о создании института проблем гостеприимства? По аналогии с существующим институтом проблем культуры. Разумеется, в первую очередь мы делаем акцент на внутреннем туризме. Я убежден, что заниматься приемом имеют право только те компании, которые успешно предлагают свои услуги на внутреннем рынке. К тому же в нашей стране до сих пор не разобрались даже с внутренним туризмом, не научились обслуживать своих граждан, создавать для них достойные условия.
- Давайте поговорим об архитектурном наследии. Как, на ваш взгляд, нужно реставрировать памятники?
- Все еще можно услышать разговоры о передаче желающим заброшенных панских усадеб - за символическую одну базовую величину, однако ни один пример такой передачи и успешного восстановления усадьбы мне лично пока не известен. Вероятно, причина тому - отсутствие приемлемой системы взаимоотношений между предпринимателями и местными администрациями. В ближайшее время я планирую посетить деревню Щорсы, где находится усадьба Хрептовичей. Райисполком, насколько мне известно, намерен отдать ее желающим за одну базовую величину, и мне очень интересны условия договора. Могу предположить, что местные власти потребуют в течение нескольких лет восстановить уникальную библиотеку Хрептовичей - вопрос в том, реально ли достать хотя бы часть этих древних рукописей, редких печатных изданий.
Что касается восстановления историко-культурного наследия, памятники архитектуры, по моему мнению, необходимо прежде всего консервировать - в пользу такого решения говорит и мировой опыт. На первом этапе для развития туристической инфраструктуры достаточно консервации руин в границах охраны памятника без угрозы его сохранности. В дальнейшем должен существовать дифференцированный подход: судьба каждого отдельного здания должна решаться структурами по охране памятников и общественными организациями. При этом должна учитываться экономическая целесообразность проекта. Более 15 лет реставрировался Мирский замок - за это время на его восстановление было потрачено около 100 млрд рублей. Это сопоставимо со стоимостью строительства Байконура! С одной стороны, государство было абсолютно право, поставив возрождение этого уникального памятника выше экономической целесообразности. С другой стороны, при таких темпах множество других замков могут так и не дождаться реконструкции - к примеру, при моей жизни. А национальному турбизнесу в сложившейся ситуации выгодней вывозить валюту к турецким берегам, без особых претензий на участие в непростом процессе возрождения и использования историко-культурного наследия родной страны.
- Но ведь просто восстановить памятники недостаточно для того, чтобы привлечь в регион туристов...
- Реставрация памятников и создание сопутствующей инфраструктуры без учета интересов турбизнеса приводит к курьезным ситуациям. В одном крыле Мирского замка, например, открыты кафе и гостиница. Оставим в стороне вопрос цен. Хотелось бы отметить другой момент: в гостинице Мирского замка всего 16 номеров - разместить там целый автобус туристов просто невозможно! Конкретный экскурсионный объект не может успешно функционировать в отрыве от необходимой инфраструктуры и продуманного, отработанного маршрута. Литовцы решали проблему нехватки гостиниц туристического класса путем поставок мобильных английских домиков - подобное временное решение я предлагал Министерству спорта и туризма. В таких домиках есть все, к чему привыкли европейцы, там можно разместить до пяти человек, и это довольно бюджетный вариант - аренда обходится туристам до 10 евро в сутки. В прошлом году мы проводили семинар, посвященный мобильным домикам, для хозяев агроусадеб - многие из них заинтересовались возможностями поставок. Владельцы агроусадеб могут приобретать домики, заключив договор франчайзинга, - в этом случае юридическим и бухгалтерским сопровождением будем заниматься мы. Кроме того, установка домиков не требует согласования с отделами архитектуры и градостроительства. Пример усадьбы, которая приобрела мобильные домики, есть на Браславских озерах - это усадьба «Чистые». Надо заметить, что весь летний сезон раскуплен там «на ура».
- Проект «Залатое кола Беларусi» воплощается в жизнь?
- В свое время коллегия Министерства экономики рекомендовала Министерству спорта и туризма реализовать проект «Залатое кола Беларусi», мы получили экспертное одобрение ведущих научных институтов Академии наук Беларуси. В 2000 году проект «Залатое кола Беларусi» был представлен на Всемирной выставке «Экспо-2000» в Ганновере. Однако МСиТ не дал проекту хода: «Залатое кола Беларусi» и по сей день с завидным упорством не включается в пятилетние Национальные программы развития туризма.
- Значит ли это, что без господдержки проект реализовываться не будет?
- Пока «Залатое кола Беларуа» по- прежнему пытается «не обижаться» на игнорирование своих предложений, направленных в Департамент туризма МСиТ. Совместно с руководством Ашмянского района и компанией «Гiсторыя-тур» мы провели фестиваль «Гальшанскi замак». Более 2000 гостей фэста собрались у стен, пожалуй, самого нуждающегося в консервации уникального памятника Беларуси. Событие было приурочено к 600-летию Грюнвальдской битвы. Помимо фестивалей мы намерены проводить гастрольные и экскурсионные автобусные туры.
В нынешнем году мы планируем запустить комфортабельные туристические автобусы МАЗ - воистину «золотое колесо» Беларуси - по «Залатому колу». Мы надеемся, что объединение двух национальных брендов одной целью даст социальный и экономический результат.
Пользуясь случаем, я поздравляю всех читателей «ТиО» со светлым праздником Пасхи.
Беседовала Анна БОДЯКО