https://www.traditionrolex.com/8
<p>О  проблемах внутреннего туризма и инкаминга, историко- культурном наследии и реставрации памятников, туристических маршрутах и инфраструктуре корреспондент «ТиО» беседует с автором идеи проекта «Залатое кола Беларусi» Евгением Парфияновичем.</p>

О  проблемах внутреннего туризма и инкаминга, историко- культурном наследии и реставрации памятников, туристических маршрутах и инфраструктуре корреспондент «ТиО» беседует с автором идеи проекта «Залатое кола Беларусi» Евгением Парфияновичем.

mir-parf -     Евгений Антонович, какой вид туризма, на ваш взгляд, нужно раз­вивать в Беларуси?

-   На мой взгляд, сегодня у Министер­ства спорта и туризма сложилось мне­ние, что основой внутреннего и въезд­ного туризма, максимально влияющей на статистику успехов отрасли, явля­ются агроэкотуризм и транзит. Госу­дарственная поддержка и успехи агротуризма - это, безусловно, большой прорыв, однако развитие одной или двух сфер нельзя приравнивать к ре­шению проблем инкаминга в общем и целом. Да и агротуризм сегодня, по сути, остается «подспорьем для домо­хозяек». Ведь владельцы агроусадеб платят лишь условный налог, в усадь­бах могут работать только близкие чле­ны семьи - а значит, новые рабочие места не создаются, речь идет лишь о самозанятости.

Устойчиво развивающиеся направ­ления в нашей стране - санаторно-ку­рортное лечение и экотуризм на охра­няемых природных территориях. Такая ситуация стала возможной исключи­тельно благодаря участию государства.

Несмотря на то, что Минспорта дела­ет акцент на агротуризм и санаторный отдых, по моему мнению, развивать нужно в первую очередь историко-культурный, познавательный туризм. Первичнее любой экономики - культу­ра, а степень ее проникновения во все сферы жизнедеятельности и определя­ет шансы на успех.

-      Насколько это осуществимо? Что нужно сделать, чтобы историко-культурный туризм развивался не менее интенсивно, чем, скажем, санаторно-оздоровительный?

-   На этот вопрос отвечает проект «За­латое кола Беларусь, разработанный в 1996 году Минэкономики совместно с ПРООН. Он создавался лучшими пред­ставителями науки многих смежных с ту­ризмом областей. Жизнеспособностью проект во многом обязан экспертам в области экономики - П.И. Долговечно­му, М.С. Кунявскому, В.Ф. Медведеву. В рамках проекта я занимаюсь вопросами природопользования и охраны памят­ников природы. Я начинал свою трудо­вую деятельность с создания нацпарка «Браславские озера», являлся владель­цем первого и пока единственного част­ного яхт-клуба на Браславских озерах - соответственно, я достаточно глубо­ко знаю проблемы развития туризма на особо охраняемых территориях.

Дать мощный толчок развитию вну­треннего и въездного туризма, спо­собствовать возрождению памятников природы и архитектуры и включению их в экскурсионные маршруты мог­ло бы создание свободных экономи­ческих зон туристско-рекреационного типа. Пойдя по этому пути, можно было бы не тратить государственные деньги на «байконуры», а попросту обеспечить приемлемые условия для инвестиций. Суть идеи проста: создать взаимосвя­занную туристическую инфраструкту­ру по главному национальному коль­цевому маршруту, проходящему по всем историческим регионам Белару­си. Проект «Залатое кола Беларуа» го­ворит не только о способах реставра­ции архитектурных памятников, но и о возможностях их «жизнедеятельности» в рамках определенного маршрута. Мы постарались ответить на вопрос, как в контексте многообразия объектов бу­дет работать каждое конкретное звено, как будут складываться хозяйственные отношения, благодаря которым появят­ся новые высокоэффективные рабочие места в сельской местности и в малых городах. Проект «Залатое кола» мог бы стать прекрасным дополнением к го­спрограммам по развитию малых горо­дов и сельской местности.

mir

Один из авторов проекта - директор Института искусствоведения, этногра­фии и фольклора Александр Локотко составил карту четырнадцати локаль­ных районов, объединяющих памятни­ки архитектуры, культуры и природы. В «Залатое кола» входит и маршрут «До­рога замков», объединяющая Мир, Несвиж, Новогрудок - мы все еще наде­емся на поддержку МИДа: хотелось бы включить в этот маршрут Крево и Тракай, сделав проект трансграничным.

После известных трагических собы­тий говорить о таких идеях все труднее: произошедшее не добавляет привле­кательности туристическому имиджу нашей страны, и без того не лучшему. Ведь он складывается из безопасно­сти и гостеприимности страны, знания иностранных языков ее жителями, до­статочного количества объектов при­дорожного сервиса, умеренных цен, качества дорог и продуктов питания, разнообразия отельной базы. К сожа­лению, мы не можем пока похвастать­ся успехами в большинстве из перечис­ленных сфер.

-   Кто ваши туристы? Вы нацелены на развитие въездного туризма или все же внутреннего?

-    Туристический бизнес основыва­ется на традициях и менталитете, соот­ношении цены и качества и как резуль­тат - стабильном туристическом потоке. Потоки туристов мы теряем по традици­онным причинам: визы, «ненавязчивый» сервис при высоких ценах на гостини­цы, зачастую и отсутствие доброжела­тельной улыбки на лице таможенников и пограничников, создающих первое впечатление о стране. Может быть, нуж­но подумать о создании института про­блем гостеприимства? По аналогии с существующим институтом проблем культуры. Разумеется, в первую очередь мы делаем акцент на внутреннем туриз­ме. Я убежден, что заниматься приемом имеют право только те компании, кото­рые успешно предлагают свои услуги на внутреннем рынке. К тому же в нашей стране до сих пор не разобрались даже с внутренним туризмом, не научились обслуживать своих граждан, создавать для них достойные условия.

-     Давайте поговорим об архи­тектурном наследии. Как, на ваш взгляд, нужно реставрировать па­мятники?

-   Все еще можно услышать разгово­ры о передаче желающим заброшен­ных панских усадеб - за символиче­скую одну базовую величину, однако ни один пример такой передачи и успеш­ного восстановления усадьбы мне лич­но пока не известен. Вероятно, причина тому - отсутствие приемлемой системы взаимоотношений между предприни­мателями и местными администраци­ями. В ближайшее время я планирую посетить деревню Щорсы, где находит­ся усадьба Хрептовичей. Райисполком, насколько мне известно, намерен от­дать ее желающим за одну базовую ве­личину, и мне очень интересны усло­вия договора. Могу предположить, что местные власти потребуют в течение нескольких лет восстановить уникаль­ную библиотеку Хрептовичей - вопрос в том, реально ли достать хотя бы часть этих древних рукописей, редких печат­ных изданий.

Что касается восстановления исто­рико-культурного наследия, памятники архитектуры, по моему мнению, необ­ходимо прежде всего консервировать - в пользу такого решения говорит и мировой опыт. На первом этапе для развития туристической инфраструкту­ры достаточно консервации руин в гра­ницах охраны памятника без угрозы его сохранности. В дальнейшем должен су­ществовать дифференцированный под­ход: судьба каждого отдельного зда­ния должна решаться структурами по охране памятников и общественными организациями. При этом должна учитываться экономическая целесообраз­ность проекта. Более 15 лет реставри­ровался Мирский замок - за это время на его восстановление было потраче­но около 100 млрд рублей. Это сопо­ставимо со стоимостью строительства Байконура! С одной стороны, государ­ство было абсолютно право, поставив возрождение этого уникального па­мятника выше экономической целесоо­бразности. С другой стороны, при таких темпах множество других замков могут так и не дождаться реконструкции - к примеру, при моей жизни. А националь­ному турбизнесу в сложившейся ситуа­ции выгодней вывозить валюту к турец­ким берегам, без особых претензий на участие в непростом процессе возрож­дения и использования историко-куль­турного наследия родной страны.

-   Но ведь просто восстановить па­мятники недостаточно для того, что­бы привлечь в регион туристов...

-    Реставрация памятников и созда­ние сопутствующей инфраструктуры без учета интересов турбизнеса при­водит к курьезным ситуациям. В одном крыле Мирского замка, например, от­крыты кафе и гостиница. Оставим в сто­роне вопрос цен. Хотелось бы отметить другой момент: в гостинице Мирского замка всего 16 номеров - разместить там целый автобус туристов просто не­возможно! Конкретный экскурсион­ный объект не может успешно функци­онировать в отрыве от необходимой инфраструктуры и продуманного, от­работанного маршрута. Литовцы ре­шали проблему нехватки гостиниц ту­ристического класса путем поставок мобильных английских домиков - по­добное временное решение я пред­лагал Министерству спорта и туризма. В таких домиках есть все, к чему при­выкли европейцы, там можно разме­стить до пяти человек, и это довольно бюджетный вариант - аренда обходит­ся туристам до 10 евро в сутки. В про­шлом году мы проводили семинар, по­священный мобильным домикам, для хозяев агроусадеб - многие из них за­интересовались возможностями поста­вок. Владельцы агроусадеб могут при­обретать домики, заключив договор франчайзинга, - в этом случае юриди­ческим и бухгалтерским сопровожде­нием будем заниматься мы. Кроме того, установка домиков не требует согласо­вания с отделами архитектуры и гра­достроительства. Пример усадьбы, ко­торая приобрела мобильные домики, есть на Браславских озерах - это усадь­ба «Чистые». Надо заметить, что весь летний сезон раскуплен там «на ура».

-    Проект «Залатое кола Беларусi» воплощается в жизнь?

-    В свое время коллегия Министер­ства экономики рекомендовала Мини­стерству спорта и туризма реализовать проект «Залатое кола Беларусi», мы по­лучили экспертное одобрение ведущих научных институтов Академии наук Бе­ларуси. В 2000 году проект «Залатое кола Беларусi» был представлен на Все­мирной выставке «Экспо-2000» в Ган­новере. Однако МСиТ не дал проекту хода: «Залатое кола Беларусi» и по сей день с завидным упорством не включа­ется в пятилетние Национальные про­граммы развития туризма.

-    Значит ли это, что без господ­держки проект реализовываться не будет?

-    Пока «Залатое кола Беларуа» по- прежнему пытается «не обижаться» на игнорирование своих предложений, направленных в Департамент туриз­ма МСиТ. Совместно с руководством Ашмянского района и компанией «Гiсторыя-тур» мы провели фестиваль «Гальшанскi замак». Более 2000 гостей фэста собрались у стен, пожалуй, само­го нуждающегося в консервации уни­кального памятника Беларуси. Событие было приурочено к 600-летию Грюнвальдской битвы. Помимо фестивалей мы намерены проводить гастрольные и экскурсионные автобусные туры.

В нынешнем году мы планируем за­пустить комфортабельные туристиче­ские автобусы МАЗ - воистину «золо­тое колесо» Беларуси - по «Залатому колу». Мы надеемся, что объединение двух национальных брендов одной це­лью даст социальный и экономический результат.

Пользуясь случаем, я поздравляю всех читателей «ТиО» со светлым празд­ником Пасхи.

Беседовала Анна БОДЯКО

https://www.traditionrolex.com/8