Александр ТОЛСТИК
Если вы видели финал «Евровидения 2010», то, возможно, обратили внимание на необычный крестик, висевший на шее у победительницы. Немка Лена Майер-Ландрут – приверженка экуменической церкви Тезе, расположенной на юго-востоке Франции недалеко от Лиона. Крестик, похожий на пикирующую ворону, – символ церкви Тезе – и сегодня довольно распространенное украшение в странах Западной Европы. Этой весной мне повезло побывать в этом интересном месте, и хочется поделиться своими мыслями и впечатлениями.
Что такое Тезе, одним предложением объяснить сложно. Если описывать точку на карте Европы, то это маленькая старинная деревушка на склоне холма, где древние каменные стены домов увиты плющом и виноградником, а на черепичных крышах воркуют голуби. В этой маленькой деревушке есть большая церковь, которая и представляет международный интерес.
Если описывать церковь, то это весьма странное сооружение в стиле гипермаркета, на который надели православные купола. Рядом с ней расположены кельи и общежития, а летом – и палатки для паломников и пилигримов. Архитектура, мягко говоря, не характерная для культовых зданий Западной Европы. Вообще, как выяснилось, считать это здание церковью – заблуждение. Церковь – это собрание верующих людей. В этой связи описать церковь Тезе еще сложнее. Посетители съезжаются в Тезе со всего мира. Не все из них верующие, но ведь и верующие верят в разное. Тем не менее, прихожане неделю живут вместе одними идеями, обмениваются опытом духовных практик и расстаются полные новых впечатлений и друзей. Своего рода пионерский лагерь для христианских конфессий.
Отправляясь во Францию, я готовился к общению в основном с французами, которых на самом деле оказалось совсем не много. Из 500 человек, находящихся на момент нашего пребывания в кемпе, большинство были немцы, много американцев, швейцарцев, нигерийцев, а также – граждане ЮАР, Австралии, Канады, Новой Зеландии, Мальты… ну и всех остальных понемножку, включая двух белорусов: меня и мою жену.
Что заставило этих людей преодолеть такое расстояние?
Немножко справки и истории: экуменизм – это движение за объединение христианских конфессий – православия, католицизма и протестантизма – под одной «крышей». В 1940 году эту идею в одном конкретном месте – деревушке Тезе – воплотил основатель церкви брат Роже. Сегодня в общине постоянно «прописаны» 100 братьев-монахов, а посетителей в пик сезона летом собирается до 5 тысяч человек одновременно.
Для многих посещение Тезе – отличный способ отдохнуть от работы и городской суеты в тихой сельской местности или «потереться» в международной тусовке. Приезжает в основном молодежь, много студентов из теологических институтов и просто любопытных людей. Одновременно можно увидеть и монашек в серых длиннополых хламидах с чепчиками на голове, и панков с цветным ирокезом и сигареткой в зубах. Демократия в чистом виде. Что порадовало – цены на проживание дифференцированы: для американцев – один прайс, для европейцев – другой, для Восточной Европы – третий. Нас во время регистрации по этому кадастру (и вполне справедливо) отнесли к странам Африки и третьего мира. Прайс за день пребывания для нас был самый низкий: 3 евро – для молодежи до 30 лет и 5 – для взрослых; и это за комнату с умывальником, питание и три ежедневных «шоу» в церкви! Конечно, по уровню номеров и кухне это не «Хиллтон» – но недостатки сервиса полноценно компенсируются здешними сочными сельскими пейзажами с белыми коровами на склонах, отличной погодой и интересной компанией. Для архитектурно-исторических экскурсий ближайшие городки – Клюни, Макон, Шалон – просто находка. В маленьких ресторанчиках здесь же можно в полной мере оценить знаменитую изысканную французскую кухню, попробовать известное маконское вино и множество сортов домашнего сыра. Конечно, можно съездить и в Париж – до него два часа на поезде, но все это вторично. Главное для тех, кто приезжает в Тезе, – духовная пища. Известная фраза «Мы – то, что мы едим» в отношении духовной пищи не менее актуальна: мы – это то, во что мы верим и чем наполнены.
Продолжение рассказа о Тезе читайте в свежем номере газеты «Туризм и отдых», который вышел в четверг 5 мая 2011 года.