Название этой выставки - «Музыка невыясненного происхождения» - вызывает в памяти хрестоматийное: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи...» Как и поэзия, современная музыка и графика далеки от идеалов и пафоса, причем это обстоятельство ничуть не маскируется, а Зигмару Польке удалось даже акцентировать на нем внимание публики.
Зигмар Польке - один из тех художников, выставку которого нельзя не заметить. Причем и критикам, и любителям искусства. Первые любят Польке за «заточенность» на эксперимент, а ничто так не ценится профессионалами, как поиск нового языка в искусстве. А рядовые почитатели живописи и графики найдут у Польке несомненные черты мастерства - интересные образы и ассоциации, тонкий рисунок и излюбленные цветовые гаммы. Это уже почти беспредметное искусство, и исходя из этого Польке можно было бы определить как продолжателя традиций Кандинского, Малевича и Мондриана. Но нет: названия неожиданно подсказывают вам темы из рекламы, политики, комиксов и даже социальные сюжеты - об агентах Штази, например. Вы ищете их на полотне - и находите: шутит при этом автор или пишет серьезно, утверждать не берусь.
Зигмар Польке известен как человек, ищущий новизну в материалах: плюшевых пледах, пижамном полосатом трикотаже и пластиковой пленке. На выставке в Минске мы видим традиционный картон, но увеличенные растровые точки в качестве приема для графических изображений не вполне академичны. Они напоминают некую волну, или матрицу, на которую нанизаны рисунки и цветовые композиции. В результате зритель получает почти оптический эффект - объемное изображение с ощущением пространства, с теплотой и юмором авторского взгляда и отношения к своим героям. Для современных коллизий, вдохновлявших Польке, это очень удачный ход: в нем воплощен синтез сюжета, ассоциаций, восприятия художником самого времени - второй половины XX столетия. Потому что, как это ни покажется странным при первом «прочтении» ярких полотен, Польке волновали общественные проблемы.
Еще в 1960-е годы, будучи студентом, он вместе с Герхардом Рихтером придумал новый стиль - капиталистический реализм, с помощью которого они могли высмеивать потребительские ожидания немецкого общества.
Но поиск языка, работа над формой художественного высказывания ведут Польке все дальше. В 1986 году в живописи, представленной на XLII Венецианской биеннале, художник использовал краски, которые изменяли свой цвет под воздействием тепла. Польке был награжден «Золотым львом» - в том числе и за эту технологию - и Гран-при за живопись.
По словам Катрин Оствальд-Рихтер, директора Института Гёте в Минске, стиль Польке охарактеризовать трудно, но он всегда «играет» со штампами, и именно это делает его узнаваемым и интересным широкой публике. Художник жил и работал в Кельне (1941-2010), был удостоен многих престижных международных наград. Институт IFA еще при жизни автора сумел создать коллекцию его работ и сейчас успешно демонстрирует ее во многих странах мира.
Выставка «Музыка невыясненного происхождения» открыта в Музее современного искусства до 14 мая.
Подготовила Любовь ГАВРИЛЮК