https://www.traditionrolex.com/8
<p>Название этой вы­ставки - «Музыка невыясненного про­исхождения» -  вызывает в памяти хрестоматийное: «Когда б вы знали, из ка­кого сора  растут стихи...» Как и поэзия, современная музыка и графика далеки от  идеалов и пафоса, при­чем это обстоятельство ничуть не маскируется, а  Зигмару Польке удалось даже акцентировать на нем внимание публики.</p>

Название этой вы­ставки - «Музыка невыясненного про­исхождения» - вызывает в памяти хрестоматийное: «Когда б вы знали, из ка­кого сора растут стихи...» Как и поэзия, современная музыка и графика далеки от идеалов и пафоса, при­чем это обстоятельство ничуть не маскируется, а Зигмару Польке удалось даже акцентировать на нем внимание публики.

nov1 Зигмар Польке - один из тех художников, выставку которо­го нельзя не заметить. Причем и критикам, и любителям искус­ства. Первые любят Польке за «заточенность» на эксперимент, а ничто так не ценится профес­сионалами, как поиск нового языка в искусстве. А рядовые почитатели живописи и графики найдут у Польке несомненные черты мастерства - интересные образы и ассоциации, тонкий рисунок и излюбленные цвето­вые гаммы. Это уже почти бес­предметное искусство, и исходя из этого Польке можно было бы определить как продолжателя традиций Кандинского, Малеви­ча и Мондриана. Но нет: назва­ния неожиданно подсказывают вам темы из рекламы, полити­ки, комиксов и даже социальные сюжеты - об агентах Штази, на­пример. Вы ищете их на полот­не - и находите: шутит при этом автор или пишет серьезно, ут­верждать не берусь.

nov2 Зигмар Польке известен как человек, ищущий новизну в ма­териалах: плюшевых пледах, пи­жамном полосатом трикотаже и пластиковой пленке. На выстав­ке в Минске мы видим традици­онный картон, но увеличенные растровые точки в качестве при­ема для графических изобра­жений не вполне академичны. Они напоминают некую волну, или матрицу, на которую нани­заны рисунки и цветовые ком­позиции. В результате зритель получает почти оптический эф­фект - объемное изображение с ощущением пространства, с теплотой и юмором авторского взгляда и отношения к своим ге­роям. Для современных колли­зий, вдохновлявших Польке, это очень удачный ход: в нем вопло­щен синтез сюжета, ассоциаций, восприятия художником самого времени - второй половины XX столетия. Потому что, как это ни покажется странным при пер­вом «прочтении» ярких полотен, Польке волновали обществен­ные проблемы.

Еще в 1960-е годы, будучи студентом, он вместе с Герхардом Рихтером придумал новый стиль - капиталистический реа­лизм, с помощью которого они могли высмеивать потребитель­ские ожидания немецкого обще­ства.

Но поиск языка, работа над формой художественного вы­сказывания ведут Польке все дальше. В 1986 году в живопи­си, представленной на XLII Ве­нецианской биеннале, художник использовал краски, которые изменяли свой цвет под воздей­ствием тепла. Польке был на­гражден «Золотым львом» - в том числе и за эту технологию - и Гран-при за живопись.

По словам Катрин Оствальд-Рихтер, директора Институ­та Гёте в Минске, стиль Польке охарактеризовать трудно, но он всегда «играет» со штампами, и именно это делает его узнавае­мым и интересным широкой публике. Художник жил и работал в Кельне (1941-2010), был удо­стоен многих престижных меж­дународных наград. Институт IFA еще при жизни автора сумел создать коллекцию его работ и сейчас успешно демонстрирует ее во многих странах мира.

Выставка «Музыка невыяснен­ного происхождения» открыта в Музее современного искусства до 14 мая.

Подготовила Любовь ГАВРИЛЮК

https://www.traditionrolex.com/8