В Беларуси все чаще стали появляться туристические фирмы, на вывесках которых крупными буквами указан иностранный бренд и мелкими - собственный белорусский. О том, могут ли несколько брендов мирно сосуществовать под одной крышей, рассуждает главный специалист отдела развития компании «СМОК ТРАВЭЛ лтд» Наталия ЛОВЦЕВИЧ.
- Наталия, не так давно компания SMOK TRAVEL провела ребрендинг. Зачем?
- SMOK TRAVEL работает на рынке уже 18 лет, и вполне нормально, что компания, которая давно существует, немного видоизменяет свой логотип: время идет, и нужно идти с ним в ногу. Мы изменили цвет логотипа, а также слоган. Совсем недавно название расшифровывали как «СМени ОКружение», но поскольку компания предоставляет широкий спектр туристических услуг, мы решили использовать новый слоган - «Полный комплекс туруслуг от А до Я», или «Туры все от А до Я», который как раз акцентирует внимание на этой нашей сильной стороне. Мы предлагаем нашим клиентам все - от Авиабилетов до Яркого отдыха на любой вкус!
- А как появился слоган рекламной игры и ее символ - заяц?
- Это не заяц, а кролик. По восточному календарю 2011 год считается годом Кролика, и первоначально была придумана новогодняя открытка, где был изображен зеленый глобус, а на нем - кролики. Тогда же появился и слоган «Плодим туристов по миру». А когда стали работать над концепцией акции и рекламной игры, решили дальше развивать эту идею. Тем более что фраза цепляющая и неоднозначная. Она вызывает разную реакцию, но это и хорошо. Плохо, когда реклама не вызывает эмоций - тогда она оставляет потребителя равнодушным и может пройти незамеченной. Отношение к ней может быть как положительным, так и отрицательным, главное - эмоции.
- Может ли вызвать эмоции реклама, если рекламируются «вылеты из Минска» или «раннее бронирование», а не собственно турфирма?
- Я думаю, это специфика нашего рынка. Туризм - сфера услуг, где крайне важна наработанная клиентская база. Особенно это актуально для Беларуси, где туризм не такой массовый, как в других странах. У нас новые фирмы в основном открывают менеджеры, которые долго работают в крупных агентствах, а потом просто уходят вместе с частью своих клиентов. Такая фирма не зависит от рекламы, поскольку уже есть наработанная клиентская база и определенный авторитет у туристов, и поэтому нет нужды придумывать яркие рекламные ходы.
- Способна ли белорусская компания создать бренд, сравнимый по значимости с известными иностранными?
- Чтобы создать компанию с узнаваемым брендом, требуется административный ресурс. Трудно заниматься всем одновременно: и продавать тур, и работать над продуктом, и запускать рекламу. Один человек, пусть и очень талантливый специалист по продажам, не в состоянии справиться с развитием бренда.
Российские туристические бренды хорошо знакомы нашему потребителю не просто потому, что белорусские агентства продают турпакеты с вылетом из Москвы. Когда наш турист прилетает в страну назначения, он видит принимающую сторону с тем же брендом, что у отправляющей компании: фирменный автобус, гида в форме и т.д. Все это вызывает интерес, уважение и понимание, что это крупная компания. На данном этапе у всех белорусских туристических компаний принимающая сторона не является их собственным подразделением, они работают на основе договорных отношений, поэтому потребитель и склоняется к продукту более «массивных» компаний.
Кроме того, за брендом всегда стоит очень серьезное капиталовложение, и возврат этих вложений происходит не так быстро, как хотелось бы. Белорусские компании, как правило, открываются с небольшим капиталом, работают буквально на оборотных средствах и не могут позволить себе вкладывать деньги в позиционирование бренда.
Плохо, когда рекламная кампания статична, тогда она оставляет потребителя равнодушным и проходит незамеченной. Отношение может быть как положительным, так и отрицательным, главное - эмоции.
Бренд - это заключительная стадия всего процесса. Сначала надо запустить сложный механизм по созданию продукта, а потом на основе общего впечатления о качестве продукта компании и вырастает бренд. Реклама при этом - всего лишь способ рассказать о компании. Если вы оказываете услуги на более низком уровне, нежели другие компании на рынке, любые финансовые вложения в рекламу будут бесполезны. То есть бренд - это инструмент для привлечения, а вот останутся ли туристы, сможете ли вы с помощью этого инструмента увеличить клиентскую базу - зависит от сотрудников компании.
- Может быть тогда вообще стоит отказаться от названий и писать на вывеске ФИО менеджера?
- В любом случае турист должен быть уверен, что пришел именно в ту фирму, в которую собирался. Так что название должно быть, как ни крути, хотя бы для того, чтобы агентства на рынке различались. Выделиться же на рынке может только тот, кто имеет собственный продукт. Причем это не означает, что все обязательно должны иметь блоки в Турцию. Некоторые агентства специализируются на автобусных турах, другие - на отдыхе в Прибалтике. Как бы банально это ни звучало, чтобы чувствовать себя комфортно на рынке, надо найти свою нишу. Когда у тебя нет ничего своего, ты выживаешь только за счет постоянных клиентов и профессионализма сотрудников. Но даже в таком случае нет гарантий, что клиенты придут именно к тебе. Если агентство за углом даст больше скидку, турист без колебаний предпочтет не более профессионального менеджера, а более сговорчивого в вопросах цены. Это уже не борьба брендов, а борьба скидок.
Как бы то ни было, любой бренд вначале - просто название, и только потом, когда фирма развивается, это название приобретает узнаваемость, авторитет и любовь своих потребителей. Основа успешного бренда - качество услуг и профессионализм сотрудников. Когда туристы начинают доверять компании, название превращается в бренд. Процесс превращения названия в бренд довольно долгий. С другой стороны, современные технологии могут сделать это достаточно быстро, но тогда требуется приложить больше усилий - финансовых и человеческих, что в Беларуси могут позволить себе не многие фирмы.
- Как складывается судьба национальных туристических брендов в Беларуси?
- К сожалению, многие из известных крупных компаний, которые работают на рынке 15-18 лет и могли бы создать мощные бренды, переориентировались на продажу турпакетов офисов, представляющих на белорусском рынке российских туроператоров, и в этом теряют себя. Причем большинство российских компаний, как и белорусских, начало работать на рынке в 90-е годы. Однако белорусские туроператоры постепенно превращаются в обычные агентства, которые могут конкурировать только за счет скидки. Увы, надо признать, что многие белорусские бренды постепенно обезличиваются.
- Можно ли работать под брендом крупного туроператора и сохранить собственный бренд?
- Один из офисов SMOK TRAVEL работает под всемирно известным брендом - American Express. Это наш эксклюзив. Многие мировые корпорации работают только с туристическими агентствами, которые являются представителями крупнейшей туристической компании в мире - American Express. Поэтому SMOK TRAVEL может сотрудничать с крупными корпорациями, которые имеют представительства в Беларуси. Так что здесь мы ничего не теряем.
Что касается офиса под брендом российского туроператора TEZ TOUR, то мы приняли решение его открыть, проанализировав продажи. SMOK TRAVEL высоко ценит технологии, на основе которых работает TEZ TOUR, и качество обслуживания туристов данным туроператором. У SMOK TRAVEL в Минске четыре офиса, поэтому мы можем себе позволить один из офисов полностью «отдать» под данный бренд. Все туристические компании хотят, по сути, одного: чтобы к ним пришло как можно больше туристов, и если для этого можно использовать чужой бренд - почему бы и нет?
Безусловно, SMOK TRAVEL не откажется полностью от своего турпродукта. SMOK TRAVEL может предложить клиенту все, что тот пожелает, - от Авиабилетов до Яркого отдыха на любой вкус! Именно для своего бренда мы и проводим акцию, которая не распространяется на уполномоченный офис. Мы развиваем собственный бренд и проводим акции, которые работают исключительно на репутацию SMOK TRAVEL, повышая лояльность к бренду. Может быть, человек не приобрел тур, но услышал о кроликах-путешественниках и запомнил, что было что-то такое любопытное, связанное с именем компании.
- В сложившихся обстоятельствах выбор клиента в пользу более низкой цены вполне объясним. Может быть, не время говорить о брендах?
- Да, сейчас все думают, как выжить. С другой стороны, эта тема всегда актуальна. И компания SMOK TRAVEL, невзирая на трудности, продолжает заботиться о своем бренде и делать для своих туристов все, что необходимо для их комфортного отдыха, а также проводит всевозможные акции. Мы работаем, растем, развиваемся и хотим, чтобы туристы знали о нас и отдыхали с нами! И в завершение интервью желаю всем туристическим компаниям хорошего сезона, а туристам - замечательного отдыха!
Беседовала Татьяна ЧУДАК