Главная цель туристических визитов в Беларусь - это, безусловно, столица страны. Чего хотят туристы, прибывающие в Минск? Какие достопримечательности они здесь смотрят? Что им нравится и чем гости недовольны? А также - сколько стоит стиль нашего города? Эти и другие темы обсуждают редактор газеты «Туризм и отдых» Лилия КОБЗИК и директор столичного информационно-туристского центра Елена ПЛИС.
Справка. Елена Плис. Родилась в Ивенце. По первому образованию - педагог. Закончила Белорусский государственный экономический университет. В данное время учится в Академии управления при Президенте Республики Беларусь. Работала в московских туристических компаниях, занималась маркетингом. В минском информационно-туристском центре - с 2006 г. Назначена директором учреждения «Информационно-туристский центр «Минск» в феврале 2011 г.
- Елена, какими текущими и концептуальными вопросами занимается в настоящее время информационно-туристский центр?
- Кроме непосредственной работы с туристами, которые посещают наш центр, в Год предприимчивости, объявленный главой государства, мы разработали проект программы развития туризма в Минске на 2011-2015 годы. Нами подготовлена концепция мероприятий для Минска на 20112013 годы - с целью создания комфортных условий для туристов к чемпионату мира по хоккею. В настоящее время в городе ведется строительство гостиниц на восьми площадках. И кстати, мэр еженедельно контролирует ход работ. Убеждены, что со временем проблему нехватки гостиничных мест в Минске удастся снять новому энергичному руководству управления бытового обслуживания населения Мингорисполкома. Потому что сегодняшнюю ситуацию, конечно, нужно менять.
- В целом, согласно европейской практике, вопросами администрирования информационно-туристские центры не занимаются. Подобные структуры выполняют функцию информационно-справочной службы. Расскажите, пожалуйста, как часто и с какими проблемами приходят туристы в ваш центр?
- Туристы посещают наш центр по адресу улица Революционная, 24 достаточно часто. Сейчас руководство города любезно предоставило нам новое помещение по адресу Революционная, 13, и в ближайшее время мы переедем. Там у нас будет парадный вход с улицы, мы поставим необходимые для ориентирования эксклюзивные информационные щиты и указатели, чтобы нас могли оперативно найти с проспекта, с площади Свободы и с Городского Вала. Большинство туристов в Минске - это, конечно, россияне, и они охотно пользуются нашей справочной службой. Также посещают центр немцы, литовцы, поляки, англичане. Частенько туристам нужна карта города. Всю справочно-информационную литературу мы раздаем бесплатно. Иногда гости задают общие вопросы - например, что можно посмотреть в Минске, как работают музеи? Некоторые просят забронировать гостиницу. Мы предоставляем туристам всю информацию о Минске и минском регионе, наши специалисты говорят на английском и других европейских языках. Если надо, расскажем, как доехать в Дудутки, как попасть на Линию Сталина, позвоним на автовокзал, узнаем, в котором часу уходят автобусы в Мир или Несвиж. Бывает, пишем на листе бумаги на русском языке - «надо 2 билета по такому-то маршруту». Потому что иностранцев у нас, к сожалению, по-прежнему не понимают. Иногда идет турист по улице - и некого спросить, как попасть в гостиницу: мало кто говорит по-английски.
- И что бедняге делать в таком случае?
- Идти к нам, в инфотурцентр, - мы укажем дорогу... Хочу сказать, что мероприятиями программы развития туризма в Минске предусмотрено внедрение специальной концепции пространственного ориентирования. Эта концепция была утверждена два года назад и предназначена для пешеходов - гостей и жителей столицы. Согласно концепции, в городе установят указатели, информационные щиты, которые помогут сократить время, необходимое для поиска нужного объекта. На реализацию проекта бюджетные средства не понадобятся: есть фирмы, готовые вложить деньги в изготовление и размещение информационных щитов и указателей, в данном случае интерес бизнесменов - рекламный блок. Согласно концепции, город разделен на 44 туристических места. Например, Верхний город, Лошица, Чижовка, Академия наук, Национальная библиотека, Тростенец, «Минск-Арена», Веснянка, Дрозды, Цнянка, набережная Свислочи и другие. На информационных щитах будут обозначены ближайшие гостиницы, рестораны, информационно-туристские центры, достопримечательности, аптеки, пункты обмена валют, туалеты. К 2014 году концепция будет полностью внедрена.
- Елена, чего хотят туристы в Минске? Например, чего они ждут от гостиниц?
- Естественно, хотят получить невысокую цену за проживание.
- Какую сумму обычный турист готов заплатить за ночь в минском отеле?
- До 50 долларов! Это если говорить об индивидуальных туристах, посещающих наш центр. Деловые туристы готовы платить больше, но индивидуалы всегда рассчитывают на недорогой вид отдыха. Если надо, мы заказываем экскурсовода. По отзывам гостей, услуги минских экскурсоводов качественны и недороги - и для россиян, и для туристов из дальнего зарубежья.
- И все-таки, сколько туристов посетило Минск в прошлом году? Я, честно говоря, очень скептически отнеслась к обнародованной цифре - 400 тысяч...
- С моей стороны некорректно комментировать цифру 400 тысяч. Но хочу заметить, что в официальную статистику не попадают туристы, которые останавливаются в частных квартирах и посещают Минск в качестве транзитных гостей. На данный момент у нас нет технологии, как точно посчитать всех туристов. Например, коллеги из Вильнюса, у которых большой опыт работы в данной области, проводят анкетирование в наиболее посещаемых туристами местах - в ресторанах, музеях, магазинах. Возможно, и нам следует пойти таким путем.
- Библиотека по-прежнему является популярным экскурсионным объектом?
- Да, настолько, что без предварительной записи туристической группе туда не попасть. В программу входит экскурсия по библиотеке, посещение музея книги. Можно подняться на смотровую площадку, которая является уникальной для города, - другой такой в Минске нет.
- А какими объектами интересуются европейцы?
- Чаще всего - отреставрированным Национальным академическим Большим театром оперы и балета. Многие целенаправленно едут на премьеры театра. Россияне, которые приезжают с детьми, интересуются представлениями Белорусского государственного цирка.
- Что говорят туристы про городские рестораны?
- Говорят, что дороговаты. К сожалению, сейчас многие рестораны в центре, еще недавно доступные по цене, закрылись. А после ремонта они превратились в шикарные заведения. Просто так туда не зайдешь, чашечку кофе не выпьешь.
- Елена, вы не думали над тем, чтобы воспользоваться наработанным в других странах опытом эффективной организации работы информационно-туристских центров?
- Конечно, мы знаем, как организована эта работа за рубежом. Но нам необходимы дополнительные ресурсы. Прежде всего, следует расширить сеть информационных центров в Минске и сопровождать туриста с момента прибытия в Республику Беларусь и столицу. Как турист может попасть в Минск? Если он прилетает, значит, инфоточка должна быть в аэропорту, а ее нет. Такие же инфоточки нужно открыть на железнодорожном и автовокзале. В мероприятиях программы все это предусмотрено. Кроме того, запланировано создание колл-центра - чтобы иностранец мог с любого телефона позвонить в информационно-туристский центр и получить справку.
- Мы часто слышим: да, в Минске есть что-то своеобразное, что нравится иностранцам. Но в единый образ и четкий бренд ничего до сих пор не объединили. Ясно, что для того, чтобы, образно говоря, продать конфетку, ее нужно завернуть в фантик. Например, в Риге этим процессом занимается такая структура, как «Live Riga». А кто в Минске работает над стилем города?
- Нами уже внесены предложения в проект городской программы развития туризма по вопросу создания стиля города, и мы рассчитываем на соответствующую финансовую поддержку заинтересованных инстанций. Замечу, что упомянутая вами наша близкая соседка Рига на бренд города (слоган, логотип, сайт) потратила 500 тыс. евро. В рижской туристической администрации работает 20 человек плюс в инфотурцентре 12, то есть в городе 32 человека занимаются продвижением туризма. В 2010 году рижская дума выделила на развитие туризма 4 млн долларов. В Вильнюсе городской туристический бюджет составил 8 млн долларов. А в маленьком Таллинне - 12 млн! Кстати, Рига в прошлом году получила 40 млн долларов прибыли от туризма. Это позитивный показатель государственной предприимчивости, к которому надо стремиться.
- Честно говоря, я наблюдала за динамикой развития Риги как туристической дистинации. Прежде чем появилась «Live Riga», прочно стала на ноги сама туристическая индустрия - не отдельные отели, а именно индустрия. Сначала Старый город превратили в конфетку. Затем появился целый шквал анимационных костюмированных экскурсий. Параллельно шло бурное строительство и реконструкция гостиниц. Рижане раскрутили конференц-туризм, постепенно превратили Ригу в столицу релакса и спа-процедур. «Live Riga» только продает всю эту роскошь. Но мы-то, по сути, застряли на этапе создания турпродукта...
- Если рассуждать о самом турпродукте, о некоем главном векторе развития, то, на мой взгляд, наиболее оптимальным вариантом для Минска является деловой туризм. И сегодня, несмотря ни на что, в Минск приезжают делегации, интерес к столице как к деловому центру постоянно растет. Это тенденция. И она обусловлена объективным фактором - у нас очень выгодное географическое положение. Минск - современный, просторный, красивый город и удобный деловой центр. Нам, по сути, не нужно придумывать имидж, он у нас есть. Необходимо только эффективно раскручивать его и продолжать выстраивать инфраструктуру.
- Нет ли планов ангажировать профессиональную пиар-компанию, которая займется созданием бренда Минска и его раскруткой?
- Мы ведем переговоры с английской компанией. В ноябре прошлого года ее представители приезжали в Минск на форум «Имидж Республики Беларусь». После этого они уже два раза были у нас на переговорах. Англичане готовы заниматься имиджем Минска и предложили грандиозные скидки на свои услуги. Но цена вопроса все равно выглядит очень высокой.
- Сколько?
- 300 тысяч долларов. За это мы получим городской стиль, бренд, логотип, слоган, шрифты, цветовую гамму, наработки по официальному туристическому сайту города. А после того, как все будет готово, специалисты обещают проводить семинары - рассказывать, как всем этим грамотно пользоваться.
- Денег, как всегда, нет?
- Скорее всего, это будут бюджетные деньги, ведь в конечном итоге прибыль от туризма достанется Минску. Вообще, известно, что брендинг окупается за 4-5 лет. Надеюсь, убедим городские власти в необходимости пойти на эти расходы.
- Заходят ли туристы в центр, чтобы поделиться впечатлениями от увиденного или, может быть, сделать замечание?
- Бывает и такое. В основном говорят, что город нравится своими широкими улицами, отмечают приветливость жителей.
- Кстати, почему в Минске так и не появилась пешеходная улица? Согласитесь, по европейским меркам это странно!..
- Вопрос этот решается городскими властями. По планам, в историческом центре Минска в течение двух лет одна из улиц обязательно станет пешеходной. Но центр столицы для этого необходимо подготовить. Везде должны быть построены паркинги, потому что в данный момент все улицы, которые могли бы стать пешеходными, просто заставлены машинами.
Кстати, о зарубежном опыте. Буквально две недели назад мы побывали на туристической выставке в столице Грузии. Мэрия Тбилиси предоставила нам стенд для работы, а также любезно обеспечила экскурсионную программу. На мой взгляд, есть смысл изучить опыт грузинских коллег в части строительства туристической инфраструктуры. Тбилиси сегодня - по-настоящему роскошный город, и старинный, и современный. Повсюду чувствуется городская динамика. Проводится много реконструкций, реставраций, в то же время строятся новые объекты. В центре города, рядом с администрацией президента, разбит шикарный парк - с клумбами, фонтанами, подсветкой. Построен мост Мира через Куру, который соединяет старую часть города и новую. В городе огромное количество гостиниц, ресторанов. Туристам предлагают очень интересные аттракции - например, в старинном ресторанчике можно самостоятельно, под руководством профессионального пекаря, испечь хлеб. Что интересно - акцент на море грузины не делают, больше продвигают Тбилиси, винные туры, монастыри, крепости, историческое наследие в целом. И согласно статистике, за первый квартал этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого количество туристов уже увеличилось на 42%. В Грузию едут и европейцы, и американцы, и россияне. Туризм развивается динамично по многим направлениям.