https://www.traditionrolex.com/8
<p>Главная цель туристиче­ских визитов в Бела­русь - это, безусловно,  столица страны. Чего хотят туристы, прибывающие в Минск? Какие  достопри­мечательности они здесь смотрят? Что им нравится и чем гости  недовольны? А также - сколько стоит стиль нашего города? Эти и дру­гие  темы обсуждают редак­тор газеты «Туризм и отдых» Лилия КОБЗИК и директор  столичного информаци­онно-туристского центра Елена ПЛИС.</p>

Главная цель туристиче­ских визитов в Бела­русь - это, безусловно, столица страны. Чего хотят туристы, прибывающие в Минск? Какие достопри­мечательности они здесь смотрят? Что им нравится и чем гости недовольны? А также - сколько стоит стиль нашего города? Эти и дру­гие темы обсуждают редак­тор газеты «Туризм и отдых» Лилия КОБЗИК и директор столичного информаци­онно-туристского центра Елена ПЛИС.

plis

Справка. Елена Плис. Родилась в Ивенце. По первому образованию - педагог. Закончила Белорусский государственный экономический уни­верситет. В данное время учится в Академии управления при Президен­те Республики Беларусь. Работала в московских туристических компаниях, занималась маркетингом. В минском информационно-туристском центре - с 2006 г. Назначена директором учреждения «Информационно-турист­ский центр «Минск» в феврале 2011 г.

-   Елена, какими текущими и кон­цептуальными вопросами занима­ется в настоящее время информа­ционно-туристский центр?

-    Кроме непосредственной работы с туристами, которые посещают наш центр, в Год предприимчивости, объ­явленный главой государства, мы раз­работали проект программы разви­тия туризма в Минске на 2011-2015 годы. Нами подготовлена концепция мероприятий для Минска на 2011­2013 годы - с целью создания ком­фортных условий для туристов к чем­пионату мира по хоккею. В настоящее время в городе ведется строитель­ство гостиниц на восьми площадках. И кстати, мэр еженедельно контролиру­ет ход работ. Убеждены, что со време­нем проблему нехватки гостиничных мест в Минске удастся снять новому энергичному руководству управле­ния бытового обслуживания населе­ния Мингорисполкома. Потому что се­годняшнюю ситуацию, конечно, нужно менять.

-      В целом, согласно европей­ской практике, вопросами админи­стрирования информационно-ту­ристские центры не занимаются. Подобные структуры выполняют функцию информационно-справоч­ной службы. Расскажите, пожалуй­ста, как часто и с какими проблема­ми приходят туристы в ваш центр?

-    Туристы посещают наш центр по адресу улица Революционная, 24 до­статочно часто. Сейчас руководство города любезно предоставило нам но­вое помещение по адресу Революци­онная, 13, и в ближайшее время мы переедем. Там у нас будет парадный вход с улицы, мы поставим необходи­мые для ориентирования эксклюзив­ные информационные щиты и ука­затели, чтобы нас могли оперативно найти с проспекта, с площади Свобо­ды и с Городского Вала. Большинство туристов в Минске - это, конечно, рос­сияне, и они охотно пользуются на­шей справочной службой. Также посе­щают центр немцы, литовцы, поляки, англичане. Частенько туристам нуж­на карта города. Всю справочно-информационную литературу мы раз­даем бесплатно. Иногда гости задают общие вопросы - например, что мож­но посмотреть в Минске, как работают музеи? Некоторые просят заброниро­вать гостиницу. Мы предоставляем ту­ристам всю информацию о Минске и минском регионе, наши специалисты говорят на английском и других евро­пейских языках. Если надо, расскажем, как доехать в Дудутки, как попасть на Линию Сталина, позвоним на автовок­зал, узнаем, в котором часу уходят ав­тобусы в Мир или Несвиж. Бывает, пи­шем на листе бумаги на русском языке - «надо 2 билета по такому-то маршру­ту». Потому что иностранцев у нас, к сожалению, по-прежнему не понима­ют. Иногда идет турист по улице - и не­кого спросить, как попасть в гостини­цу: мало кто говорит по-английски.

-    И что бедняге делать в таком случае?

-    Идти к нам, в инфотурцентр, - мы укажем дорогу... Хочу сказать, что мероприятиями программы разви­тия туризма в Минске предусмотре­но внедрение специальной концепции пространственного ориентирования. Эта концепция была утверждена два года назад и предназначена для пешеходов - гостей и жителей столицы. Со­гласно концепции, в городе установят указатели, информационные щиты, ко­торые помогут сократить время, необ­ходимое для поиска нужного объек­та. На реализацию проекта бюджетные средства не понадобятся: есть фир­мы, готовые вложить деньги в изго­товление и размещение информаци­онных щитов и указателей, в данном случае интерес бизнесменов - реклам­ный блок. Согласно концепции, го­род разделен на 44 туристических ме­ста. Например, Верхний город, Лошица, Чижовка, Академия наук, Националь­ная библиотека, Тростенец, «Минск-Арена», Веснянка, Дрозды, Цнянка, набережная Свислочи и другие. На ин­формационных щитах будут обозначе­ны ближайшие гостиницы, рестораны, информационно-туристские центры, достопримечательности, аптеки, пун­кты обмена валют, туалеты. К 2014 году концепция будет полностью внедрена.

-     Елена, чего хотят туристы в Минске? Например, чего они ждут от гостиниц?

-   Естественно, хотят получить невы­сокую цену за проживание.

-    Какую сумму обычный турист готов заплатить за ночь в минском отеле?

-  До 50 долларов! Это если говорить об индивидуальных туристах, посеща­ющих наш центр. Деловые туристы го­товы платить больше, но индивидуа­лы всегда рассчитывают на недорогой вид отдыха. Если надо, мы заказыва­ем экскурсовода. По отзывам гостей, услуги минских экскурсоводов каче­ственны и недороги - и для россиян, и для туристов из дальнего зарубежья.

-   И все-таки, сколько туристов по­сетило Минск в прошлом году? Я, честно говоря, очень скептически отнеслась к обнародованной цифре - 400 тысяч...

-   С моей стороны некорректно ком­ментировать цифру 400 тысяч. Но хочу заметить, что в официальную ста­тистику не попадают туристы, кото­рые останавливаются в частных квар­тирах и посещают Минск в качестве транзитных гостей. На данный момент у нас нет технологии, как точно посчи­тать всех туристов. Например, коллеги из Вильнюса, у которых большой опыт работы в данной области, проводят анкетирование в наиболее посещае­мых туристами местах - в ресторанах, музеях, магазинах. Возможно, и нам следует пойти таким путем.

-   Библиотека по-прежнему явля­ется популярным экскурсионным объектом?

-   Да, настолько, что без предвари­тельной записи туристической группе туда не попасть. В программу входит экскурсия по библиотеке, посещение музея книги. Можно подняться на смо­тровую площадку, которая является уникальной для города, - другой та­кой в Минске нет.

-   А какими объектами интересу­ются европейцы?

-       Чаще всего - отреставриро­ванным Национальным академиче­ским Большим театром оперы и бале­та. Многие целенаправленно едут на премьеры театра. Россияне, которые приезжают с детьми, интересуются представлениями Белорусского госу­дарственного цирка.

-   Что говорят туристы про город­ские рестораны?

-   Говорят, что дороговаты. К сожале­нию, сейчас многие рестораны в цен­тре, еще недавно доступные по цене, закрылись. А после ремонта они пре­вратились в шикарные заведения. Просто так туда не зайдешь, чашечку кофе не выпьешь.

-    Елена, вы не думали над тем, чтобы воспользоваться наработан­ным в других странах опытом эф­фективной организации работы ин­формационно-туристских центров?

-    Конечно, мы знаем, как организо­вана эта работа за рубежом. Но нам не­обходимы дополнительные ресурсы. Прежде всего, следует расширить сеть информационных центров в Минске и сопровождать туриста с момента при­бытия в Республику Беларусь и столи­цу. Как турист может попасть в Минск? Если он прилетает, значит, инфоточка должна быть в аэропорту, а ее нет. Такие же инфоточки нужно открыть на железнодорожном и автовокзале. В мероприятиях программы все это предусмотрено. Кроме того, заплани­ровано создание колл-центра - что­бы иностранец мог с любого телефона позвонить в информационно-турист­ский центр и получить справку.

-   Мы часто слышим: да, в Минске есть что-то своеобразное, что нра­вится иностранцам. Но в единый образ и четкий бренд ничего до сих пор не объединили. Ясно, что для того, чтобы, образно говоря, про­дать конфетку, ее нужно завернуть в фантик. Например, в Риге этим процессом занимается такая струк­тура, как «Live Riga». А кто в Минске работает над стилем города?

-   Нами уже внесены предложения в проект городской программы разви­тия туризма по вопросу создания сти­ля города, и мы рассчитываем на соот­ветствующую финансовую поддержку заинтересованных инстанций. Заме­чу, что упомянутая вами наша близ­кая соседка Рига на бренд города (сло­ган, логотип, сайт) потратила 500 тыс. евро. В рижской туристической адми­нистрации работает 20 человек плюс в инфотурцентре 12, то есть в городе 32 человека занимаются продвижени­ем туризма. В 2010 году рижская дума выделила на развитие туризма 4 млн долларов. В Вильнюсе городской ту­ристический бюджет составил 8 млн долларов. А в маленьком Таллинне - 12 млн! Кстати, Рига в прошлом году получила 40 млн долларов прибыли от туризма. Это позитивный показа­тель государственной предприимчи­вости, к которому надо стремиться.

-    Честно говоря, я наблюдала за динамикой развития Риги как ту­ристической дистинации. Прежде чем появилась «Live Riga», проч­но стала на ноги сама туристиче­ская индустрия - не отдельные оте­ли, а именно индустрия. Сначала Старый город превратили в конфет­ку. Затем появился целый шквал анимационных костюмированных экскурсий. Параллельно шло бур­ное строительство и реконструк­ция гостиниц. Рижане раскрути­ли конференц-туризм, постепенно превратили Ригу в столицу релакса и спа-процедур. «Live Riga» только продает всю эту роскошь. Но мы-то, по сути, застряли на этапе создания турпродукта...

-    Если рассуждать о самом турпродукте, о некоем главном векторе раз­вития, то, на мой взгляд, наиболее оп­тимальным вариантом для Минска является деловой туризм. И сегодня, несмотря ни на что, в Минск при­езжают делегации, интерес к столи­це как к деловому центру постоянно растет. Это тенденция. И она обуслов­лена объективным фактором - у нас очень выгодное географическое по­ложение. Минск - современный, про­сторный, красивый город и удобный деловой центр. Нам, по сути, не нужно придумывать имидж, он у нас есть. Не­обходимо только эффективно раскру­чивать его и продолжать выстраивать инфраструктуру.

-     Нет ли планов ангажировать профессиональную пиар-компа­нию, которая займется созданием бренда Минска и его раскруткой?

-    Мы ведем переговоры с англий­ской компанией. В ноябре прошло­го года ее представители приезжали в Минск на форум «Имидж Республи­ки Беларусь». После этого они уже два раза были у нас на переговорах. Ан­гличане готовы заниматься имиджем Минска и предложили грандиозные скидки на свои услуги. Но цена вопро­са все равно выглядит очень высокой.

-   Сколько?

-   300 тысяч долларов. За это мы по­лучим городской стиль, бренд, лого­тип, слоган, шрифты, цветовую гамму, наработки по официальному туристи­ческому сайту города. А после того, как все будет готово, специалисты обещают проводить семинары - рас­сказывать, как всем этим грамотно пользоваться.

-   Денег, как всегда, нет?

-    Скорее всего, это будут бюджет­ные деньги, ведь в конечном итоге прибыль от туризма достанется Мин­ску. Вообще, известно, что брендинг окупается за 4-5 лет. Надеюсь, убедим городские власти в необходимости пойти на эти расходы.

-   Заходят ли туристы в центр, что­бы поделиться впечатлениями от увиденного или, может быть, сде­лать замечание?

-    Бывает и такое. В основном гово­рят, что город нравится своими ши­рокими улицами, отмечают приветли­вость жителей.

-   Кстати, почему в Минске так и не появилась пешеходная улица? Со­гласитесь, по европейским меркам это странно!..

-     Вопрос этот решается городски­ми властями. По планам, в историче­ском центре Минска в течение двух лет одна из улиц обязательно станет пешеходной. Но центр столицы для этого необходимо подготовить. Вез­де должны быть построены паркинги, потому что в данный момент все ули­цы, которые могли бы стать пешеход­ными, просто заставлены машинами.

Кстати, о зарубежном опыте. Бук­вально две недели назад мы побы­вали на туристической выставке в столице Грузии. Мэрия Тбилиси пре­доставила нам стенд для работы, а так­же любезно обеспечила экскурсион­ную программу. На мой взгляд, есть смысл изучить опыт грузинских кол­лег в части строительства туристиче­ской инфраструктуры. Тбилиси сегод­ня - по-настоящему роскошный город, и старинный, и современный. Повсю­ду чувствуется городская динамика. Проводится много реконструкций, ре­ставраций, в то же время строятся но­вые объекты. В центре города, рядом с администрацией президента, раз­бит шикарный парк - с клумбами, фон­танами, подсветкой. Построен мост Мира через Куру, который соединяет старую часть города и новую. В горо­де огромное количество гостиниц, ре­сторанов. Туристам предлагают очень интересные аттракции - например, в старинном ресторанчике можно са­мостоятельно, под руководством про­фессионального пекаря, испечь хлеб. Что интересно - акцент на море гру­зины не делают, больше продвига­ют Тбилиси, винные туры, монастыри, крепости, историческое наследие в целом. И согласно статистике, за пер­вый квартал этого года по сравнению с аналогичным периодом прошло­го количество туристов уже увеличи­лось на 42%. В Грузию едут и европей­цы, и американцы, и россияне. Туризм развивается динамично по многим на­правлениям.

https://www.traditionrolex.com/8