https://www.traditionrolex.com/8
<p>Не пропустите: «ВАТЕЛЬ», «ГАРФИЛД», «ДОСТОЕВСКИЙ», «ЖАНДАРМ И ЖАНДАРМЕТКИ», «ЗАДАЧА С ТРЕМЯ НЕИЗВЕСТНЫМИ», МЫ ЗДЕСЬ БОЛЬШЕ НЕ ЖИВЕМ», «НИЧЕГО СЕБЕ ПОЕЗДОЧКА», «ПОЙМАЙ МЕНЯ, ЕСЛИ СМОЖЕШЬ», «ПУТЬ КАРЛИТО», «СКАЗКА ПРО ТЕМНОТУ», «СЛЕПОТА»</p>

«ВАТЕЛЬ» ***

(23, Пн, СТВ, 23-30)

Vatel, Франция – Великобритания, 2000, 100/117 мин., CD, PG-13. Реж. Ролан Жоффе («Поля смерти», «Алая буква»); в рол.: Жерар Депардье (Франсуа Ватель), Ума Турман (Анна Монтасье), Тим Рот (маркиз де Лозэн), Джулиан Гловер (принц Конде), Тимоти Сполл (Гурвиль), Джулиан Сэндс (Людовик XIV), Ричард Гриффитс (Бурдело), Хьюэлл Беннетт (Колбер), Ариель Домбаль (принцесса Конде), Федор Аткин, Мюррей Л.Янг (Филипп Орлеанский)

Историческая драма в стиле «магического реализма». Правда, недоброжелатели называют использованный в ленте художественный метод «историческим туризмом». Масштабный амбициозный проект, сценарий которого сочинила француженка Жанна Лабрун («Вам букет»), намеревавшаяся сама поставить его, но не нашедшая должных средств. Они тут же отыскались ($37 млн), как только сюжет попал в руки маститого американца Р.Жоффе («Миссия»). Зато растворились и предполагавшийся феминистский акцент, и французский язык, спешно замененный английским.

Итак, 1671 год. Накануне возможной войны с Голландией Людовик XIV решает совершить 3-дневный примиренческий визит в замок опального принца Конде. Правда, его политические последствия напрямую зависят от субъективных факторов. И прежде всего – насколько капризному владыке понравится прием, не заскучает ли он? Для Конде жизненно необходимо, чтобы гости остались довольны, но, учитывая неважное финансовое состояние, сделать это чрезвычайно сложно. Тем более что делегация Короля-Солнце превышает 2 тысячи человек. В таких условиях почти все напрямую зависит от таланта и изобретательности мастера галантных церемоний – гордого простолюдина Вателя... «О такой работе можно только мечтать. Красивые костюмы, красивые чувства», – признавалась до начала съемок У.Турман (гонорар $2 млн). Однако на презентации ленты в Канне она так разволновалась, что после 3-летнего перерыва закурила. Опасения актрисы, увы, подтвердились. Фильм принес отрицательный баланс в $12,9 млн. Особенно обидно, что картина на самом деле неплохая. Декорации отмечены «Сезаром» и номинацией на «Оскар». Номинация на «Сезар» за костюмы. Блестящая работа с пейзажами и светотенью оператора Р.Фрэсса («Ронин») отмечена премией «Camerimage». Музыка Э.Морриконе. Сосценарист Т.Стоппард («Влюбленный Шекспир»). Сборы в США $51 тыс. Во Франции фильм посмотрели 0,52 млн зрителей. Рейтинг IMDb – 6,5/3621 голос. ***

«ГАРФИЛД» **

tv-g (29, Вс, Лад, 16-15)

Garfield, США, 2004, 80 мин., PG. Реж. Питер Хьюитт («Воришки», «Гром в штанах»); в рол.: Брекин Мейер (Джон), Дженнифер Лав Хьюитт (Лиз), Стивен Тоболовски (Хэппи Чепмэн), Билл Мюррэй (голос Гарфилда), Ивэн Арнольд (Венделл), Марк Кристофер Лоуренс (Кристофер), Ванесса Кристель, Джим Дэвис (пьяный делегат)

Эксцентрическая лирико-приключенческая комедия для семейного просмотра. Сюжет фильма основан на популярных детских комиксах американца Джима Дэвиса (28.7.1945). Они начали издаваться в середине 1978 года и стремительно завоевали популярность. Говорят, что ежедневно «Гарфилда» читает около двухсот миллионов человек. Успешен был и мультсериал. Так что появление данного фильма вполне логично. Его премьеру планировалось приурочить к 25-летию литературного первоисточника, но компьютерная графика оказалась настолько сложной, что отодвинула премьеру на полгода. Гарфилд – это толстый, большезадый, ленивый и довольно циничный кот. Его философия – «Рано или поздно, но все само собой угодит тебе в лапы». Неудивительно, что Гарфилда не интересует, что находится с другой стороны их улицы. Он родился на кухне итальянского ресторана и поэтому с самого рождения испытывает страсть к итальянским блюдам, особенно лазанье. В то же время почему-то терпеть не может изюм. С мышами у него… хорошие отношения. А с недавним хозяином Джоном, купившим кота в зоомагазине, и вовсе близкие. Они нередко путают тарелки, а Гарфилд помогает ему очаровать Лиз. Но появление в доме еще одного любимца Джона – пса Оди – становится для кота неприятным сюрпризом. Ведь именно с собакой хозяин связывает свои надежды покорить сердце Лиз. Гарфилд объявляет Оди войну, но ему приходится трудно, ведь соперник тоже умен. Однако однажды по вине кота пес теряется, что ужасно расстраивает Джона. Чем не повод для начала настоящих приключений?..

Фильм пользовался зрительским интересом, в нем немало веселых гэгов и броских фраз, но кинообщественность и киноманов он лишь раздразнил. Все автомобили в картине имеют одинаковый номерной знак 135 749. В русскоязычной версии Гарфилда озвучил Олег Табаков. Съемки начались 8 марта 2003 г. и проводились в США и Великобритании. Наград нет. Сборы в США $75,4 млн. Сборы за рубежом $125,3 млн. Сборы в России $2 млн. Бюджет $50 млн. Затраты на маркетинг $35 млн. Рейтинг IMDb – 4,8/21898 голосов. Создано несколько игровых и мультипликационных сиквелов. **1/2

«ДОСТОЕВСКИЙ»

tv-d (23-26, Пн-Чт, РТР, 20-30 и 11-50)

Россия, 2011, 8 серий, PG. Реж. Владимир Хотиненко («Макаров», «Мусульманин», «Поп»); в рол.: Евгений Миронов (Ф.М.Достоевский), Алла Юганова (Анна Достоевская), Чулпан Хаматова (Мария Исаева), Валентина Талызина (Александра Федоровна), Ольга Смирнова (Апполинария Суслова), Дарья Мороз (Сашенька Шуберт), Катерина Васильева (Авдотья Панаева), Евгения Бордзиловская (фрау Марта), Елизавета Арзамасова (Соня Ковалевская), Мари Буренкова (Калашница), Максим Виноградов (молодой Достоевский), Владимир Симонов (Иван Тургенев), Сергей Тарамаев (Михаил Достоевский), Наталья Николаева (Катерина), Даниил Зандберг (Владимир Соловьев), Арам Караханян (Каган), Егор Корешков (Григорович), Рустам Абдрашитов (майданщик), Алексей Морозов (студент-террорист), Андрей Щукин (хозяин гостиницы в Баден-Бадене), Дмитрий Певцов, Кирилл Жандаров, Надежда Толубеева

Биографическая драма для ТВ по сценарию Эдуарда Володарского, выдающегося кинодраматурга («Проверка на дорогах», «Обитаемый остров»). Повествование о событиях жизни Федора Михайловича Достоевского (30.10.1821–28.1.1881), величайшего российского писателя и мыслителя. Родился он в Москве, но есть у гения и белорусские корни. По отцовской линии он происходит из пинской шляхты, чье родовое имение Достоево находится в Ивановском районе Брестской области. Туда, кстати, можно совершить экскурсию. А мини-сериал «Достоевский», как это принято в телеформате, – своеобразная экскурсия по жизни писателя, созданная впечатляющими творческими силами. Премьерствует на экране 43-летний Е.Миронов, некогда поразивший всех в роли князя Мышкина в экранизации романа Достоевского «Идиот». Теперь же Евгений доводит до зрителя, как рождались подобные сюжеты. Конечно же, сказывалось всё – и воспитание, и образование, и политические взгляды, и духовные воззрения, и интимные отношения… Биография Достоевского насыщенна событиями, в том числе громкими и трагическими. Достаточно вспомнить, что в 1849 году за недонесение о распространении преступного письма литератора Белинского о религии и правительстве военный суд лишил его чинов и всех прав состояния, приговорив к смертной казни. Казнь была обставлена как инсценировка, после чего было объявлено о помиловании и отправлении на каторгу в Сибирь. Позже было долгое пребывание в Западной Европе, приведшее к формированию критического восприятия буржуазных ценностей. Писатель страдал от разнообразных болезней и разорительной игромании, зато ему везло в любви. Достоевский был дружен с выдающимися персонами (см. в указанных выше ролях) и сочинял шедевры, будучи придавлен к стене обстоятельствами. Так, чтобы отправить в издательство последнюю часть романа «Идиот», Федор Михайлович заложил штаны, получив таким образом сумму, необходимую на почтовые расходы. Все это и многое другое отражено в мини-сериале «Достоевский», который обречен на пристальное внимание со стороны интеллигентной публики. Рейтинга IMDb нет.

«ЖАНДАРМ И ЖАНДАРМЕТКИ»

tv-jj (29, Вс, Лад, 18-00)

Le gendarme et les gendarmettes/Never Play Clever Again, Франция, 1982, 102 мин., PG-13. Реж. Жан Жиро («Капустные головы»), закончен Тони Абоянцем (единственный фильм); в рол.: Луи де Фюнес (Людовик Крюшо), Мишель Галабрю (Жером Жербе), Мишель Модо (Берлико), Гай Гроссо (Трикар), Морис Риш (Бопье), Клод Женсак (Жозефа), Жак Франсуа (полковник), Элизабет Этьен (Марианна), Софи Мишо (Изабель)

Эксцентрическая полицейская комедия. В подразделении инспектора Крюшо происходят сразу два заметных события: устанавливаются компьютеры и на экспериментальную стажировку прибывают четыре красавицы-жандарметки. В их присутствии и без того бестолковые стражи порядка, войдя в образ неустанных ухажеров, превращаются в полное посмешище. Это оборачивается многочисленными инцидентами вроде масштабной автокатастрофы. Однако совсем расслабиться жандармам не удается, ведь их подопечных начинает планомерно похищать мафия. Стараясь понять ее стратегические планы, Крюшо переодевается в женскую форму... Самый «эротичный» фильм из «жандармского» цикла, ставший, увы, последним в карьере и Л. де Фюнеса (31.7.1914–27.1.1983), и Ж.Жиро (9.5.1924–20.7.1982), и композитора Раймона Лефевра. Любопытно, что 24-летняя дебютантка Э.Этьен, потом редко снимавшаяся в кино, появилась на экране в нашумевшем блокбастере «300 спартанцев». А еще она прославилась тем, что полгода пробыла супругой поп-идола Джонни Холидея. Съемки производились в Сен-Тропе и Йере, самом первом и южном курорте Французской Ривьеры. Рейтинг IMDb – 5,6/1897 голосов, худший в цикле. Женская оценка на 0,6 балла выше мужской. *1/2

«ЗАДАЧА С ТРЕМЯ НЕИЗВЕСТНЫМИ»

(25-26, Ср-Чт, Лад, 15-25)

СССР (Беларусь), 1979, 128 мин., PG. Реж. Борис Шадурский («Водитель автобуса», «Ятринская ведьма»); в рол.: Леонхард Мерзин (Андрей Дорохов), Владимир Герасимов (л-нт Матушкин), Ростислав Янковский (полк-к Белов), Ольга Прохорова (Валентина), Борис Щербаков (Борис Копылов), Владимир Проскурин (Геннадий Потапов), Галина Макарова (Надя), Юрий Астафьев (Колька-шрам), Тамара Чернова (Шустова), Вера Титова (Вера), Георгий Светлани (бильярдист), Надежда Семенцова (Вера Петровна), Александр Вергунов (Олег), Борис Владомирский, Сергей Журавель, Павел Кормунин, Павел Винник, Лев Перфилов, Николай Кириченко, Валерий Анисенко, Инна Степанова (Саша)

Детектив для ТВ. У меня с этим фильмом имеется собственная ассоциация. Однажды, будучи в столовой киностудии, я увидел, как мой знакомый, работавший в съемочной группе «Задачи…», расплачивается за одного из актеров, мастера положительных ролей. Оказалось, что тот склонен к запоям, а поэтому пребывает под неусыпным контролем и не имеет в кармане денег. Иначе просто беда. Судя по итоговому результату, план удался, фильм получился; более того, за него не стыдно. Пусть и без творческих открытий, строго в клише жанра, но смотреть не скучно, да и время неплохо отражено. Но в общем и главном это типичный детектив эпохи развитого социализма, со всеми ее достоинствами и недостатками, переданными, разумеется, в жестких рамках дозволенного. Наверняка помните: «Если кто-то кое-где у нас порой честно жить не хочет» – так в любимой милицией песне обозначалась незначительность советской преступности. Но она таки была, поэтому детективное кино имело право на существование. По сегодняшним меркам – во всех смыслах мягкое, с минимумом коррупции, но ведь это требовало тщательнее прописывать непосредственно следственные действия.

Итак, у проходной завода точной механики двое преступников нападают на кассира. Похищена зарплата трудового коллектива, а грабителям удается скрыться на машине, ожидавшей их за углом. На место преступления прибывают сотрудники уголовного розыска – майор Дорохов и лейтенант Матушкин. Первый – многоопытный и порядочный сухарь, другой – активный и эрудированный, но пока неопытный, поэтому чересчур горячий. Драматургическая линия конфликта поколений традиционна для жанра и хорошо помогает в раскрытии характеров героев. Улик у сыщиков очень мало, если не считать оставленной на месте преступления ондатровой шапки. Кстати, это тоже символ эпохи. Был даже анекдот о том, что ондатра размножается медленнее, чем номенклатура, поэтому шапок на всех не хватает. В фильме много внимания уделяется тому, как людей втягивают в преступную деятельность. Особенно тех, кто уже отбыл свое и, казалось, «завязал». Эта тема присуща многим известным советским криминальным лентам, что явно неслучайно. А вот дилеммы – схватят преступников или они уйдут от следствия? – по понятным причинам не существовало. Обратите внимание на актерский состав, богатый знакомыми именами. Как тогда было принято на «Беларусьфильме», главные роли в основном доверялись приезжим. И не обязательно из Москвы. Например, Дорохова сыграл эстонец Л.Мерзин («Король Лир»). Музыка В.Баснера. Рейтинга IMDb нет.

«МЫ ЗДЕСЬ БОЛЬШЕ НЕ ЖИВЕМ» **1/2

tv-my-z(24, Вт, БТ, 22-15)

We Don't Live Here Anymore, США – Канада, 2004, 101 мин., R. Реж. Джон Керран («Стоун», «Разрисованная вуаль»); в рол.: Наоми Уоттс (Эдит Эванс), Марк Руффало (Джек Линден), Лора Дерн (Терри Линден), Питер Краузе (Хэнк Эванс), Сэм Чарльз (Шон Линден), Дженнифер Бишоп (Шарон), Хэйли Пейдж (Наташа Линден), Джим Фрэнсис (Джо Ричи), Патрик Ирли (Джим), Эмбер Ротуэлл (Лоурен)

Романтическая драма по рассказам «Мы здесь больше не живем» и «Супружеская измена» американца Андре Дюбаса (1936–1999, «В спальне»). На мой взгляд, к этому фильму равноценно применимы сразу две мерки. Если смотреть его глазами киноэстета, то на экране – тонкая, глубокая чувственная драма, которая украсила программы фестивалей независимого кино. Но вполне логичен взгляд на представляемую картину и как традиционную мелодраму, пусть и в чуть непривычном формате – с любовным квадратом.

Итак, в маленьком университетском городке живут, работают и дружат преподаватели литературы Джек Линден и Хэнк Эванс (36-летний М.Руффало, «Слепота»). Вместе они совершают пробежки, выпивают в пабе, устраивают семейные вечеринки – ведь оба женаты. Но одной жены каждому из них оказывается мало. Парням бы взять да построить крепкую «шведскую семью», но вместо этого складываются «перекрестные» романы, основанные прежде всего на сексуальной страсти (в ленте немало эротических сцен). Конечно же, никто из четырех главных персонажей не хочет разбивать свою семью, ставить под удар судьбу детей, но удержаться от интрижек они не в состоянии. Разумеется, это чревато конфликтами и психологическими срывами. Стоит отметить яркую роль 35-летней Н.Уоттс («Звонок»). Съемки проходили в Ванкувере с апреля по июнь 2003 г. Рабочие названия проекта – «Больше никогда» (Anymore) и «Адюльтер» (Adultery). Премия МКФ в Санденсе за сценарий Лари Гросса («48 часов», «Настоящее преступление»). Номинация на «Независимый дух» за съемки М.Альберти. Участие в МКФ в Довиле. 37-летняя Л.Дерн («Юрский парк») отмечена премией Бостонских критиков. Сборы в США $2 млн. Сборы в остальном мире $1,2 млн. Бюджет $3 млн. Рейтинг IMDb – 6,3/5710 голосов. **1/2

«НИЧЕГО СЕБЕ ПОЕЗДОЧКА» **1/2

tv-nsz (28, Ср, БТ, 23-50)

Joy Ride/Roadkill, США, 2001, 97 мин., CD, R. Реж. Джон Дал («На запад от Красной скалы», «Шулера»); в рол.: Пол Уокер (Льюис Томас), Стив Зан (Фуллер Томас), Лили Собески (Венна), Джессика Боуман (Шарлотта), Стюарт Стоун (Дэнни), Бейзил Уоллес (торговец автомобилями), Кеннет Уайт (Рональд), Джим Бифер (шериф Риттер), Мэттью Кимбруг (Ржавый Гвоздь)

Триллер в сочетании с дорожным фильмом. Небанальная и неглупая лента, в которой есть и характеры, и интрига, и несколько запоминающихся сцен. Правда, может раздражать определенная сюжетная размытость, неудовлетворенное желание увидеть комедию (коей фильм может показаться поначалу) и наличие жанровых клише. Но ведь никто и не обещал фестивального шедевра.

Итак, пришли каникулы, а окончившая первый курс Венна (18-летняя Л.Собески, «Жанна Д’Арк») не спешит домой. Разве что поехать на машине, чтобы в долгом пути развеяться. Влюбленному в нее красавчику Льюису (27-летний П.Уокер, «Форсаж») достаточно намека. Он сдает свой авиабилет и покупает автомобиль 1974 года выпуска. Наверное, Льюису удалось бы реализовать свой план покорения сердца Венны, но он вынужден заехать в Солт-Лейк-Сити, дабы захватить отсидевшего свой срок родного брата Фуллера (32-летний С.Зан, «Гамлет»). Тот сразу оправдывает репутацию бедового парня: приобретает на заправке автомобильную рацию и принимается за дерзкие игры в эфире. Глупые шутки порой имеют трагические последствия. В результате розыгрыша, сделанного женским голосом, путешественники связываются с неким Ржавым Гвоздем. Кто мог предвидеть, что он окажется таким маниакально настойчивым!..

Для равновесия приведу мнение пострадавшего от просмотра «…Поездочки» критика. «Загадка, «зачем я сижу и это смотрю», оказывается наиболее интересным моментом просмотра фильма, – пишет К.Тарханова. – Ну покатались по ночным дорогам, ну проучили брательников за безобидный розыгрыш. Только все это было уже тысячу раз во всяких «попутчиках» и «мальчишниках», от коэновской «Просто крови» до спилберговской «Дуэли». Весь саспенс какой-то ученический – Хичкока сегодня только ленивый не смотрел. И черный юмор с голыми задницами в «Макдональдсе» тоже совсем не смешной, потому что ничем не кончается. Хорошо сделана погоня ночью по кукурузному полю – это да. Но в настоящих ужастиках типа «Воздушной кукурузы» ее делают лучше. В общем, по-настоящему хорошо на этом фильме лишь одно: на нем хорошо спится».

Съемки проводились в штатах Юта, Невада и Калифорния. Номинация на премию «Сатурн» за фильм. Сборы в США $22 млн. Сборы за рубежом $15 млн. Бюджет $23 млн. Рейтинг IMDb – 6,6/24117 голосов. **1/2

«ПОЙМАЙ МЕНЯ, ЕСЛИ СМОЖЕШЬ» ***

tv-pmes (29, Вс, Лад, 22-20)

Catch Me If You Can DreamWorks, США, 2002, 141 мин., PG-13. Реж. Стивен Спилберг («Особое мнение»); в рол.: Леонардо Ди Каприо (Фрэнк Эбигнейл-мл.), Том Хэнкс (Карл Хэнрэтти), Кристофер Уокен (Фрэнк Эбигнейл), Дженнифер Гарнер (Шерил Энн), Мартин Шин (Роджер Стронг), Натали Бай (Пола Эбигнейл), Эми Адамс (Бренда Стронг), Джеймс Бролин (Джек Барнс), Брайан Хауи (Ирл Амдурски), Фрэнк Джон Хьюз (Том Фокс), Стив Истин (Пол Морган), Крис Эллис (Уиткинс), Джон Финн (Марш), Эллен Помпео (Марси), Элизабет Бэнкс (Люси), Маргарет Траволта (миссис Давенпорт), Алекс Хайд-Уайт (Кеснер), Фрэнк Эбигнейл-мл. (французский полицейский), Макс Спилберг (камео)

Криминальная авантюрная ретро-драма, основанная на одноименной документальной книге журналиста Стэна Реддинга и Фрэнка Эбигнейла-младшего (род. 3.3.1948 г.), одного из наиболее известных американских мошенников и прототипа главного героя представляемого фильма. Впрочем, как настаивает сам Фрэнк, в картине правды процентов на 80% и поэтому ее никак нельзя рассматривать как документальную. Экранный Фрэнк Эбигнейл-мл. – несомненно, очень одаренный человек, причем разносторонне. У него золотые руки, острый ум и дар лицедейства. Он запросто осваивает языки и всевозможные профессиональные навыки, без труда сдавая официальные экзамены. Ему бы в политику или в олигархи. Но так складывается жизнь, что уже подростком Фрэнк ощущает сладость от безнаказанного обмана и больших денег, после чего остановиться, как это бывает у людей, подсевших на азартные игры, почти невозможно. Тем более что юноша постоянно самосовершенствуется и прогрессирует. Это ж на каком уровне требуется обладать актерским мастерством, чтобы убедительно выдавать себя за пилота гражданских авиалиний, врача, юриста или профессора колледжа – представителя профессий, в которые обычно приходят в куда более зрелом возрасте, чем Фрэнк завершил свою преступную карьеру. В период с 1964 по 1967 год, до того как ему исполнилось 19 лет, гениальный мошенник обналичивает поддельные чеки на сумму $2,5 млн в банках 26 стран мира. Мастерски эксплуатируя собственное природное обаяние, склонность дам к комплиментам и тотальное легковерие, Фрэнк буквально творит чудеса, всякий раз оставляя с носом преследователей из полиции и секретных служб. Вот как Эбигнейл сформулировал принципы, на которых строится его стратегия обмана. Первое: стань тем, кого изображаешь. Второе: будь наблюдателен, фильтруя всю окружающую информацию с точки зрения афериста. Третье: чувствуй себя исследователем, а не учеником. Вышедшая в 1980 году книга «Поймай меня, если сможешь» вызвала много споров и дискуссий. Ее противники уверяли, что это – учебник для преступников, а поклонники возражали, что, наоборот, это пособие для тех, кто не желает быть одураченным. Аналогично можно отозваться и о фильме. Ведь хотя технически действия Фрэнка с позиции дня сегодняшнего – полный анахронизм, сам подход универсален на все времена. Преступник особо подчеркивает, что его действия никогда не угрожали жизни других людей. И для него это было скорее приключение, чем бизнес. В возрасте 21 года он был приговорен к 12 годам тюрьмы. И отбыл 5 лет в тюрьмах Франции, Швеции и США, после чего был сдан на поруки, в том числе и для консультирования служб, борющихся с мошенниками и аферистами. Ныне Ф.Эбигнейл-мл. – счастливый семьянин, отец троих детей, богатый обыватель, который считает свое прошлое аморальным, неэтичным и преступным. Но в фильме оно выглядит поистине захватывающим. Кстати, ролью Фрэнка активно интересовался Том Круз, но затем остыл. Среди режиссеров, которым предлагалась постановка, были Г.Вербински, Л.Халльстрем, М.Форман и К.Кроу. Съемки начались 11 февраля 2002 году в Лос-Анджелесе, затем переместились в Нью-Йорк и завершились 6 мая в канадском Квебеке, где снимались французские сцены. Спилберг признавался, что проект ему представлялся более простым, чем оказался на самом деле. Особенно сложно было воссоздать на экране реалии 70-х годов, в том числе и потому, что многие из зрителей их помнят. Номинации на «Оскар»: 59-летний К.Уокен («Охотник на оленей») и музыка Джона Уильямса, за которую он также претендовал на «Грэмми» и «World Soundtrack». Уокен удостоен премии BAFTA. Номинации: сценарий, музыка и костюмы. 27-летний Л. Ди Каприо («Титаник») номинировался на «Золотой глобус» и премию MTV, а также удостоен «Выбора подростков». Номинация на «Golden Satellite» за декорации. Номинации на «Online»: сценарий и музыка. Номинации на «Edgar» и «Garry». Премия Британских аниматоров. Ряд других наград. Сборы в США $164,4 млн. Сборы за рубежом $135,4 млн. Бюджет $52 млн. Гонорар Ди Каприо $20 млн. Рейтинг IMDb – 7,8/156058 (!) голосов. В карьере Ди Каприо это 6-й результат, а Спилберга – 8-й. ***1/2

«ПУТЬ КАРЛИТО»***

(27, Пт, БТ, 21-45)

Carlito’s Way, США, 1993, 145 мин., CD, R. Реж. Брайан Де Пальма («Кэрри», «Миссия невыполнима»); в рол.: Аль Пачино (Карлито Бриганте), Шон Пенн (Дэвид Клейнфелд), Пенелоп Энн Миллер (Гэйл), Луис Гусман (Пашанга), Вигго Мортенсен (Лалини), Джен Легизамо (Бенни), Ингрид Роджерс (Стеффи), Пол Мазурски (судья)

Гангстерская мелодрама по романам «Путь Карлито» и «Сверхурочные» Эдвина Торреса (род. 7.1.1931 г.).

Нью-Йорк. Карлито Бриганте (52-летний А.Пачино, «Море любви») откровенно повезло. Благодаря помощи друга-адвоката Дэвида он досрочно выходит на свободу, а ведь мог пробыть за решеткой до конца жизни. Карлито старается вырваться из криминального мира. Он устраивается менеджером ночного клуба, чтобы заработать денег и махнуть на Багамы. Но перестрелки и провокации буквально липнут к нему. Складывается впечатление, что путь Карлито предопределен свыше...

Высокий класс создателей фильма, конечно же, ощущается. Особенно в нескольких ярких эпизодах (например, в перестрелке в бильярдной) и финале, буквально поразившем критика С.Кудрявцева (его оценка 4,5 из 6): «Выдающаяся сцена погони и перестрелки – экстраординарный отклик на эпизоды из «Французского связного» Фридкина и «Неприкасаемых» самого Де Пальмы – достойна включения в учебники кинорежиссуры и как минимум неоднократного просмотра истинными ценителями кино». В то же время несколько раздражает вялость и предсказуемость ленты, чем-то напоминающей шукшинскую «Калину красную».

Словечко «fuck» звучит в фильме 139 раз. Номинации на премии «Золотой глобус»: 32-летний Ш.Пенн («Мертвец идет») и Миллер. Сборы в США $36,9 млн. Сборы за рубежом $26,9 млн. Рейтинг IMDb – 7,9/56755 голосов. **1/2

«СКАЗКА ПРО ТЕМНОТУ»

(28, Сб, ОНТ, 23-45)

Россия, 2009, 77 мин., R Реж. Николай Хомерики («977», «Черчилль»); в рол.: Алиса Хазанова (Геля), Борис Каморзин (Димыч), Юрий Сафаров (Баграт), Лариса Белоброва (учительница танцев), Александр Долуда

Ироническая мелодрама по сценарию Н.Хомерики и модного драматурга Александра Родионова («Все умрут, а я останусь», «Сумасшедшая помощь»). Фильм снят по канонам артхауса с резким привкусом чернухи, так что на телепрограмме «Закрытый показ», в рамках которой мы увидим «Сказку про темноту», будет жарко. Честно говоря, было удивительно видеть в главной роли 35-летнюю Алису Хазанову (Бауманн) («977»), дочь великого комика, балерину, получившую хореографическое образование в Москве и Нью-Йорке. Ведь в данном фильме она предстает обнаженной, ругается матом, а танцует на курсах в клубе, причем почти всегда без партнера (либо и вовсе сидя на скамейке в красивом платье), что для нее огромная проблема. Под обычным пальтишком у Гели, как правило, прячется форма офицера милиции. Когда она впервые «приводит» зрителей в свой офис, в его курилке возникает ощущение натуральной бандитской малины. Довольно противный мент Димыч первым делом лезет Геле под одежду, чтобы «сделать массаж сердца», а окружающими это воспринимается как привычное шоу. Она же лишь предлагает пойти вместе на танцы. Мол, ты толстый, тебе полезно. В ответ звучат мерзкие ругательства, в которые вмонтировано и конструктивное предложение: «Ты сначала дай, а потом залупайся, поняла?» Работа этих стражей порядка связана с натуральными изгоями общества. Попав в очередную городскую клоаку, Геля замечает мальчика Пашу, который не только по-взрослому и постоянно матерится, но и озлоблен, словно волчонок. Будучи сотрудницей по делам несовершеннолетних, наша героиня должна разбираться именно с ним. У Гели на самом деле получается находить общий язык даже с самыми запущенными экземплярами, у нее несомненный дар психолога. Поэтому даже удивительно, насколько плохо у нее обстоит дело со взрослыми мужчинами, хотя она давно созрела для создания семьи. История с Пашей – новый стимул для нее. Порой Геля откровенно рискует, зазывая к себе домой ответившего на ее немудреное кокетство мужчину, но таковые всегда сбегают, особенно узнав род ее занятий. Несчастная Геля бодрится, хотя оснований для этого все меньше. Она отправляется на пикник, организованный успешной одноклассницей, а там, якобы затеяв игру «Искупай мента», девушку сталкивают в грязную воду, еще и приговаривая: «Моя милиция меня бережет». Обидно, унизительно, но жизнь продолжается. Приходится вновь атаковать лысого старлея Димыча, чтобы заполучить танц-партнера. Она накачивает его водкой, а потом «берет на понт»: мол, не стоит у тебя – и все тут. Конечно, бравому офицеру приходится делом доказывать, что все у него как должно. Доходит до безобразной разборки, но вот они уже танцуют, если это можно так назвать… Хореографу Геля признается, что хочет «быть другой, не такой сухой и старой». Но жизнь ее словно замкнулась в мире, в котором нет места добру и красоте даже для тех, кто добр и красив. Благодаря черному и серому юмору, рассыпанному по ткани картины, несмотря ни на что она не оставляет ощущения депрессивной. Правда, не представляю, как при телепоказе будут запикивать нецензурную брань. Ведь в ряде эпизодов ею просто-напросто разговаривают.

Снимался фильм во Владивостоке. Экспедиция туда потребовала массу денег, но для Хомерики была важна атмосфера столицы Дальнего Востока. Только тут можно выхватить такой план: героиня с молодым человеком идут по безлюдной, полуразрушенной улице сквозь длиннющий строй дорогих иномарок, купленных на другом берегу Японского моря. Рассказав про это в интервью «Rolling Stone», Николай также признается, что очень любит выпить, и не случайно на закрытии «Кинотавра» еле выполз на сцену, а потом дважды чуть не упал с нее, спускаясь в зал с призом: «Выпиваю. Пытаюсь делать это реже, но не особо получается. Во время работы тоже, но только в конце дня, после съемки. Совсем не пить не могу, потому что стресс очень большой. Я за все очень волнуюсь». Так что весомость темы алкоголя в «Сказке…» – это еще и следствие личного подхода к жизни. Участие в программе «Особый взгляд» на МКФ в Канне. 42-летний Б.Каморзин («Долгое прощание») удостоился приза фестиваля «Кинотавр». Кстати, он также известен по нашумевшему эпатажному спектаклю «Коммуниканты», в котором много мата и голых тел. Премии «Белый слон»: Каморзин и съемки А.Хамидходжаева, претендовавшего также на «Нику». Участие в МКФ в Братиславе и КФ «Окно в Европу» (Выборг). Сборы в России $22 тыс. Бюджет $1 млн. Рейтинг IMDb – 6,6/94 голоса. Рейтинг сайта «Кинопоиск» (РФ) заметно ниже – 5,5/439 голосов. **1/2

«СЛЕПОТА»

(28, Сб, НТВ, 22-45)

Blindness, Канада – Бразилия – Япония, 2008, 121 мин., R. Реж. Фернанду Мейреллиш («Город Бога», «Преданный садовник»); в рол.: Джулианна Мур (жена врача), Марк Руффало (врач), Гаэль Гарсия Берналь (бармен), Дэнни Гловер (черноглазый), Элис Брага (женщина в темных очках), Сандра Ох (полицейская), Мори Чайкин, Дон Маккеллар (вор), Кика Мейреллиш

Притча с социальными подтекстами и элементами «черной» комедии, реализованная в формате фильма-катастрофы. Лента снята по одноименной (1995 г.) книге португальца Жозе де Соза Сарамаго (16.11.1922–18.6.2010), лауреата Нобелевской премии (за «Евангелие от Иисуса»), представителя левых взглядов. Книги Сарамаго выходили в СССР, а вот в Ватикане вызывали протест. Его «Воспоминания о монастыре» мечтал поставить сам Ф.Феллини, но не успел. Работа над постановкой «Слепоты» началась в 1999 году, когда Сарамаго предоставил права на экранизацию, выставив условие, чтобы действие не происходило ни в одной из очевидно узнаваемых стран.

Итак, современный мегаполис. Все вокруг относительно благополучно. Вот только сидящий за рулем автомобиля японец стремительно слепнет. Он словно бы плывет в молоке или тумане, но таки попадает домой. Встревоженная жена тащит его к врачу, но тот удивлен, ведь глаза внешне выглядят идеально. И откуда он мог знать, что сия форма слепоты заразна? Так что скоро становится незрячим и доктор. Между тем болезнь приобретает масштаб эпидемии, и общество, пытаясь сдержать ее развитие, пользуется очень суровыми мерами, которые по меркам обычного времени можно квалифицировать как человеконенавистнические. Ослепшие люди загоняются в резервации, где фактически предоставлены сами себе. Причем у них нет полезных навыков, которые обретают со временем незрячие или родившиеся таковыми. Жертвам эпидемии крайне сложно ориентироваться в пространстве, решать простейшие жизненные задачи и удовлетворять естественные потребности. К счастью для доктора, его не бросает еще не заболевшая жена, которая, выдав себя за слепую, тоже оказывается в страшной зоне. Здесь не хватает ни коек, ни еды, не говоря уж о медицинском обеспечении. Вокруг грязь, беспорядочно возникают кучи мусора. Но довести ситуацию до реализма духа у киношников не хватило, иначе они бы не забыли, что человеку требуется туалет. Впрочем, в фильме много моментов, которые разумом, логикой не объяснишь. Просто так нужно, чтобы глубже вникнуть в те философские психологические аспекты, которые более всего важны создателям «Слепоты». Поэтому, например, солдаты, которые контролируют концлагерь для слепых, не слишком-то изолируются от них. Между тем на первый план выходит то, как формируются устои внутри зоны. Доминируют сильные, коварные, плюющие на принципы. Всё как в обычной жизни, хотя и непригляднее. Складывается и своеобразный рынок пищи, напоминающий то, как богатые страны помогают бедным. Впрочем, в фильме есть и свет в конце туннеля…

В «Слепоте» немало ярких, впечатляющих сцен, в том числе связанных с насилием и обнаженкой, но на первом плане все же призыв задуматься. В том числе и о себе. Можно ведь представить, кем станешь, коли окажешься в подобной ситуации? Разумеется, слепота – это еще и образ общества, которое живет только собственными заботами, злобствует и не думает о лучшей доле. Первоначально главная мужская роль отводилась Д.Крэйгу («Казино «Рояль»), но у него не нашлось на «Слепоту» времени. Его заменил 40-летний М.Руффало («Детки в порядке»), ныне весьма популярный. Съемки проводились в Бразилии, Уругвае и Канаде. Примерно на 40-й минуте ленты, когда рассказывается о повсеместном характере эпидемии (разбиваются самолеты, автобусы и т.д.), показан фрагмент черно-белой записи видеонаблюдения из московского Лефортовского тоннеля. Для подготовки к съемкам был организован «слепой лагерь», в котором набирались опыта артисты и статисты. Им в глаза вставляли особые линзы (либо глаза просто завязывали) и вывозили в неизвестное для них место, но, разумеется, с подстраховкой. Несколько сцен ленты позаимствованы из картин английского художника Люсьена Фрейда (внука знаменитого психолога). Например, обнаженная женщина, лежащая на кровати лицом вниз в психиатрической больнице. Показом «Слепоты» открывался МКФ в Канне. На этом мероприятии намеревался присутствовать Х.Сарамаго, но врачи не позволили ему путешествовать, поэтому режиссер привез ему «Слепоту» в Лиссабон. В заявлении Федерации слепых фильм осуждался за дискредитацию незрячих людей, представленных на экране как грязные, порочные и развратные. Организовывались протестные акции. Национальная кинопремия Бразилии: фильм, съемки, грим, спецэффекты. Номинации: фильм, режиссура, сценарий Дона Маккеллара, Берналь, Брага, музыка, монтаж и звук. Премия «Silver Frog» за съемки. Ярко сыгравшая 47-летняя Д.Мур («Ганнибал») номинировалась на «Сатурн». Сборы в США $3,4 млн. Сборы в остальном мире $16,5 млн. Сборы в России $25 тыс. В Бразилии фильм посмотрели 7,8 млн зрителей. Бюджет $25 млн. Рейтинг IMDb – 6,6/28419 голосов. ***

 

https://www.traditionrolex.com/8