Анастасия ИВАШКЕВИЧ
Для музейного сообщества международная акция «Ночь музеев» (не путать с Днем музеев 18 мая) - как для детей День без взрослых. Можно если не все, то многое, всю ночь и бесплатно.
Белорусские музеи участвуют в международном празднике с 2004 года, но он и сам не очень старый. Проводится с 1978 года, на сегодняшний день к акции подключилось более 150 стран.
В нашей стране первыми были Национальный художественный и Музей истории театральной и музыкальной культуры. А теперь не только столичные, но и региональные, даже самые маленькие, музейные площадки придумывают программы, привлекают творческих людей, открывают необычные экспозиции в неурочный час - иногда на один день или ночь. Министерство культуры и представители крупнейших минских музеев провели по этому поводу пресс-конференцию.
Безусловно, все последние годы музеи ищут новые модели работы, новые концепции экспозиций, вводят интерактивные инструменты привлечения посетителей. И все это направлено на сохранение историко-культурного наследия Беларуси и его пропаганду. Но журналистов интересовали не столько стратегические задачи, сколько вопросы вполне конкретные: почему в «Ночь музеев» музеи работают все-таки не ночью, а вход в них остается платным?
Ответы оказались предсказуемы. Принимать гостей ночью слишком сложно, и перед Мемориальным музеем-мастерской З.Азгура - единственным, кто предложил программу до 6.30 - коллеги «снимают шляпу». Что же касается платы за вход, то «Ночь музеев» - дело, во-первых, затратное, а во-вторых, требующее определенного фильтра. Таким фильтром выступает небольшая стоимость посещения - иначе люди идут толпой, с пивом, жвачкой и т.д. Приходят и остаются, общаясь, в ожидании концертов, шоу - в общем, «тусят», не интересуясь при этом самим музеем.
Напомним, что международная концепция состоит именно в том, что «Ночь» должна быть ночью, когда двери музеев и галерей оказываются открытыми. Представим, что в эту ночь создается мировая ментальная общность людей искусства - профессионалов и любителей. Гипотетически такая возможность существует.
Все остальное - костюмированные перфомансы, фотографирование, конкурсы - прекрасно и как праздник музеев имеет право на жизнь, но при чем тут «Ночь музеев»? Оставим эту спорную тему тем, кто непосредственно занимается организацией акции; в конце концов специалисты адаптируют любые концепции к нашим условиям и, возможно, найдут- таки собственную «чистоту жанра». А возможно, и нет, если придут к общепринятым стандартам: допустим, символическая плата или бесплатный вход всю ночь - и никаких аттракций, только качественное музейное содержание и фейс-контроль.
Пока же традиционно музей З.Азгура остается самым интересным местом в ночь с 14 на 15 мая. Трудно сказать, почему организаторов вдохновила африканская тема, но гостей она собрала так много, что билеты были проданы практически сразу. Красивый лозунг «Искусство вместо сна» настраивал на увлекательную ночь: после 22.00 перед музеем и во внутреннем дворике звенели барабаны со сложными названиями, африканцы в золотых шапочках и народных костюмах пели, танцевали, давали мастер-классы желающим освоить этнические инструменты. Данью классическому (скульптурному) происхождению музея стали небольшие выставки Кобина Ньярко (Гана), Вероники Гор- былевой и Валентина Борздого (Беларусь). В программе приняли участие целая череда музыкальных и театральных групп во главе с «Нагуаль» и «Хортицей». Отважился ли кто-то из гостей на ритуальные тату, как прошел фестиваль масок - сказать не берусь: это было уж совсем поздно.
Интересно, что по этому пути - далеких ассоциаций или произвольных интересов, никак не связанных с профессиональной специализацией - пошли многие музеи. Например, Музей Я.Купалы углубился в историю рекламы от начала XX века до теперешних «Каннских львов». В поле интересов белорусских музейщиков оказались культура Японии, Польши и Швеции, история городов и книг, производство льна, сувениры советского времени, экспонаты частных коллекций и граффити. Чтобы быть честными, отметим, что проходят эти тематические программы в музеях страны вплоть до 22 мая.
15 мая Музей истории Отечественной войны пригласил всех желающих в «Партизанский лагерь». Эта и еще несколько военных реконструкций (разных веков) состоялись на площадках Центра экологического туризма «Станьково» Дзержинского района.
Любопытно - что получилось у Литературного музея им. Богдановича? В программе «120 признаний поэту» должны были прозвучать 120 стихотворений, 120 песен, а станцевать гости должны были 120 танцев! Увы, посмотреть в эту ночь всё было невозможно.