https://www.traditionrolex.com/8
<p>Сегодня и небольшие агентства, и средний турбизнес, и крупные операторы  переживают непростые времена. Но все же по каким фирмам кризис ударил  сильнее? Ситуацию анализируют представители туристиче­ских компаний.</p>

po Сегодня и небольшие агентства, и средний турбизнес, и крупные операторы переживают непростые времена. Но все же по каким фирмам кризис ударил сильнее? Ситуацию анализируют представители туристиче­ских компаний.

Что характерно, аналитики про­гнозировали успешный летний се­зон, отмечая высокий спрос в пери­од раннего бронирования. Именно хорошие продажи в феврале и мар­те обеспечили загрузку чартеров на май и частично на июнь, однако на­дежды на хороший сезон растаяли уже в начале апреля. Говорит ди­ректор компании «Мастер путе­шествий» Евгения Зубкова: «Мы пережили тяжелую зиму: перед вы­борами наблюдался традиционный для таких моментов спад продаж - клиенты были озабочены соци­ально-политическими вопросами, а отнюдь не отдыхом. Потом нача­лись известные события в Египте, и потеря этого массового направле­ния серьезно отразилась на многих компаниях. Помочь отрасли мог бы удачный летний сезон, однако сей­час мечтать о подобном бессмыс­ленно. Например, в апреле объем продаж упал в шесть раз по срав­нению с прошлым годом. Сейчас мы работаем с огромными проблемами и финансовыми потерями, стремясь только к одному - не лишиться кли­ентов. Если ситуация не изменится - видимо, придется сокращать штат сотрудников. Безусловно, наибо­лее тяжело сейчас приходится тем операторам, которые специализи­руются на недешевых направлени­ях. В трудном положении оказались крупные фирмы, имеющие жесткие блоки на чартерах. Не зря есть по­словица - «большие шкафы громко падают». Надо отметить, что зару­бежные операторы, понимая, в ка­ком затруднительном положении находятся белорусские фирмы, уже шлют спецпредложения».

Казалось бы, в ситуации отсут­ствия валюты поддержать турфир­мы может частичная переориен­тация на экспорт туруслуг. Однако специалисты отрасли говорят, что положение въездного туризма тоже не внушает оптимизма: «Мы ак­тивно работаем в сфере приема, и я могу с уверенностью сказать, что российские группы снимают­ся одна за другой, - комментирует Евгения Зубкова. - Туристы не хотят ехать к нам из-за нестабильной си­туации, стремительного роста цен и заниженного курса в обменниках. На сегодняшний день никаких из­менений не претерпел только сег­мент делового туризма». Что каса­ется российских граждан, заранее забронировавших отдых в белорус­ских санаториях, эта категория от­дыхающих почти не влияет на по­ложение наших турфирм: россияне приобретают путевки либо через российские компании, либо напря­мую в санаториях.

Впрочем, все сказанное не озна­чает, что туристический поток окон­чательно пересох - скорее, из пол­новодной реки он превратился в скромный ручеек: белорусы при­выкли откладывать деньги на отдых не в белорусских рублях, а потому наши соотечественники все же смо­гут отправиться этим летом на за­рубежные курорты. Впрочем, ясно, что в нынешней нестабильной ситу­ации далеко не все из них решатся потратить валютные запасы на пу­тешествия.

Кстати, обрушившийся на Бе­ларусь кризис учит наших тури­стов быть более мобильными, са­мостоятельными и продвинутыми в плане интернет-технологий: «Не­сомненно, растет количество пу­тешественников, предпочитающих бронировать отели через интер­нет, - рассказывает Евгения Зубкова. - Кроме того, немало туристов полетит на курорты из Вильнюса, обращаясь в местные компании и пользуясь бюджетными перевозчи­ками».

Добавим, что с 11 мая Нацбанк отменил рекомендательные огра­ничения по установлению банками курсов валют к белорусскому рублю - доллар в обменных пунктах тут же поднялся до отметки в 4000 бело­русских рублей, евро - в среднем 5750. А 16 мая курс доллара в обменниках достиг 4500 рублей. Впро­чем, приобрести валюту по этому курсу по-прежнему невозможно, что неудивительно: на межбан­ке стоимость доллара составляет в среднем 7000 белорусских рублей. Специалисты турбизнеса замерли в ожидании и надежде, что валюта в обменниках все же появится. «Отме­на регулирования курса - это, бес­спорно, положительный шаг, одна­ко пока курс в пунктах обмена ниже межбанковского, о каких-то резуль­татах говорить сложно, - комменти­рует генеральный директор ком­пании «Техностар» Александр Берестов. - Тем не менее, это обна­деживающее решение. Думаю, бли­жайшие недели будут решающими. Изменение курса, разумеется, отсе­ет часть туристов, однако клиенты, имеющие высокие доходы, не отка­жутся от отдыха и привычного сер­виса. За время валютного кризиса многие нетуристические предприя­тия закрылись в связи с невозмож­ностью осуществлять деятельность, однако говорить о грядущей ката­строфе в туризме преждевремен­но».

«Если бы с 1 апреля объявили о девальвации в пределах 30%, ны­нешней плачевной ситуации не воз­никло бы, - утверждает директор компании «Экотур-6» Мира Ба­ран. - Сейчас положение туристи­ческих компаний хуже, чем во вре­мя мирового финансового кризиса. Возможно, часть компаний уйдет с рынка - сейчас сложно делать про­гнозы. Все мы находимся в состоя­нии напряженного ожидания».

Впрочем, даже стабилизация кур­са едва ли способна в этом сезоне вернуть отрасль в нормальное рус­ло. «Туризм принято считать при­быльной отраслью, однако это вер­но лишь в отношении транспортных компаний, гостиниц. Турфирмы ока­зывают информационно-консуль­тационные услуги и зарабатыва­ют не много: наш доход - это либо небольшая сумма туруслуги, либо агентская комиссия. И операторы, и агенты получают прибыль за счет объемов продаж, а об объемах сей­час говорить не приходится, - гово­рит Евгения Зубкова. - Кроме того, чем меньше объем продаж, тем выше цены: компании, отправляю­щие меньше туристов, получают бо­лее высокие расценки на отели и билеты. В целом ближайший месяц будет решающим - при самом худ­шем сценарии мы увидим массовое закрытие турфирм».

https://www.traditionrolex.com/8