Сегодня и небольшие агентства, и средний турбизнес, и крупные операторы переживают непростые времена. Но все же по каким фирмам кризис ударил сильнее? Ситуацию анализируют представители туристических компаний.
Что характерно, аналитики прогнозировали успешный летний сезон, отмечая высокий спрос в период раннего бронирования. Именно хорошие продажи в феврале и марте обеспечили загрузку чартеров на май и частично на июнь, однако надежды на хороший сезон растаяли уже в начале апреля. Говорит директор компании «Мастер путешествий» Евгения Зубкова: «Мы пережили тяжелую зиму: перед выборами наблюдался традиционный для таких моментов спад продаж - клиенты были озабочены социально-политическими вопросами, а отнюдь не отдыхом. Потом начались известные события в Египте, и потеря этого массового направления серьезно отразилась на многих компаниях. Помочь отрасли мог бы удачный летний сезон, однако сейчас мечтать о подобном бессмысленно. Например, в апреле объем продаж упал в шесть раз по сравнению с прошлым годом. Сейчас мы работаем с огромными проблемами и финансовыми потерями, стремясь только к одному - не лишиться клиентов. Если ситуация не изменится - видимо, придется сокращать штат сотрудников. Безусловно, наиболее тяжело сейчас приходится тем операторам, которые специализируются на недешевых направлениях. В трудном положении оказались крупные фирмы, имеющие жесткие блоки на чартерах. Не зря есть пословица - «большие шкафы громко падают». Надо отметить, что зарубежные операторы, понимая, в каком затруднительном положении находятся белорусские фирмы, уже шлют спецпредложения».
Казалось бы, в ситуации отсутствия валюты поддержать турфирмы может частичная переориентация на экспорт туруслуг. Однако специалисты отрасли говорят, что положение въездного туризма тоже не внушает оптимизма: «Мы активно работаем в сфере приема, и я могу с уверенностью сказать, что российские группы снимаются одна за другой, - комментирует Евгения Зубкова. - Туристы не хотят ехать к нам из-за нестабильной ситуации, стремительного роста цен и заниженного курса в обменниках. На сегодняшний день никаких изменений не претерпел только сегмент делового туризма». Что касается российских граждан, заранее забронировавших отдых в белорусских санаториях, эта категория отдыхающих почти не влияет на положение наших турфирм: россияне приобретают путевки либо через российские компании, либо напрямую в санаториях.
Впрочем, все сказанное не означает, что туристический поток окончательно пересох - скорее, из полноводной реки он превратился в скромный ручеек: белорусы привыкли откладывать деньги на отдых не в белорусских рублях, а потому наши соотечественники все же смогут отправиться этим летом на зарубежные курорты. Впрочем, ясно, что в нынешней нестабильной ситуации далеко не все из них решатся потратить валютные запасы на путешествия.
Кстати, обрушившийся на Беларусь кризис учит наших туристов быть более мобильными, самостоятельными и продвинутыми в плане интернет-технологий: «Несомненно, растет количество путешественников, предпочитающих бронировать отели через интернет, - рассказывает Евгения Зубкова. - Кроме того, немало туристов полетит на курорты из Вильнюса, обращаясь в местные компании и пользуясь бюджетными перевозчиками».
Добавим, что с 11 мая Нацбанк отменил рекомендательные ограничения по установлению банками курсов валют к белорусскому рублю - доллар в обменных пунктах тут же поднялся до отметки в 4000 белорусских рублей, евро - в среднем 5750. А 16 мая курс доллара в обменниках достиг 4500 рублей. Впрочем, приобрести валюту по этому курсу по-прежнему невозможно, что неудивительно: на межбанке стоимость доллара составляет в среднем 7000 белорусских рублей. Специалисты турбизнеса замерли в ожидании и надежде, что валюта в обменниках все же появится. «Отмена регулирования курса - это, бесспорно, положительный шаг, однако пока курс в пунктах обмена ниже межбанковского, о каких-то результатах говорить сложно, - комментирует генеральный директор компании «Техностар» Александр Берестов. - Тем не менее, это обнадеживающее решение. Думаю, ближайшие недели будут решающими. Изменение курса, разумеется, отсеет часть туристов, однако клиенты, имеющие высокие доходы, не откажутся от отдыха и привычного сервиса. За время валютного кризиса многие нетуристические предприятия закрылись в связи с невозможностью осуществлять деятельность, однако говорить о грядущей катастрофе в туризме преждевременно».
«Если бы с 1 апреля объявили о девальвации в пределах 30%, нынешней плачевной ситуации не возникло бы, - утверждает директор компании «Экотур-6» Мира Баран. - Сейчас положение туристических компаний хуже, чем во время мирового финансового кризиса. Возможно, часть компаний уйдет с рынка - сейчас сложно делать прогнозы. Все мы находимся в состоянии напряженного ожидания».
Впрочем, даже стабилизация курса едва ли способна в этом сезоне вернуть отрасль в нормальное русло. «Туризм принято считать прибыльной отраслью, однако это верно лишь в отношении транспортных компаний, гостиниц. Турфирмы оказывают информационно-консультационные услуги и зарабатывают не много: наш доход - это либо небольшая сумма туруслуги, либо агентская комиссия. И операторы, и агенты получают прибыль за счет объемов продаж, а об объемах сейчас говорить не приходится, - говорит Евгения Зубкова. - Кроме того, чем меньше объем продаж, тем выше цены: компании, отправляющие меньше туристов, получают более высокие расценки на отели и билеты. В целом ближайший месяц будет решающим - при самом худшем сценарии мы увидим массовое закрытие турфирм».