«АФОНЯ»
(4, Сб, СТВ, 14-00)
СССР, 1975, 92 мин., PG. Реж. Георгий Данелия («Мимино», «Кин-Дза-Дза»); в рол.: Леонид Куравлев (Афоня Борщов), Евгения Симонова (Катя Снегирева), Евгений Леонов (Коля), Борислав Брондуков (Федулов), Валентина Талызина (Людмила Ивановна), Савелий Крамаров (Егоза), Николай Граббе (Владимир Николаевич), Готлиб Ронинсон (астроном), Владимир Басов (Владимир Иванович), Николай Парфенов (Борис Петрович), Нина Русланова (Тамара), Николай Гринько (дядя Егор), Татьяна Распутина (Людмила)
Сатирическая комедия с лирической линией по сценарию Александра Бородянского («Курьер», «Палата №6»). 38-летний Л.Куравлев («Живет такой парень») замечательно изображает одного из столпов советской системы – сантехника. Это был своеобразный социальный подкласс, капризный и манерный (среди классических фраз – «Имеется, правда, одна прокладка, но она не моя»), перед представителями которого в те времена надо было непременно заискивать и давать взятки даже за рядовое исполнение служебных обязанностей. В годы застоя начальство возилось с сантехниками (одни лишь замечательно приведенные в фильме разборки на собрании чего стоят), словно с избалованными детьми. И, на мой взгляд, во многом именно поэтому так замечательно был принят публикой фильм, который можно было бы назвать «Сантехники тоже плачут». А ключевую роль в возникновении душевных мук у сантехника Афони сыграла наивная любовь невероятно трогательной Кати (19-летняя Е.Симонова, «Обыкновенное чудо»)... В саундтреке звучат песни советских мегапопулярных групп «Аракс» («Скоро стану я седым и старым») и «Машина времени» («Солнечный остров»). Специальная премия ВКФ. Приз МКФ в Ташкенте. В советском годовом прокате фильм посмотрело 62,2 млн зрителей, что уступает только мексиканской «Есении» и индийскому «Бобби». 15-е место среди советских фильмов за всю историю проката СССР. Рейтинг IMDb – 8/739 голосов. По мнению посетителя этого сайта, «Афоню» следует рассматривать не только как творческое достижение, но и как школьное учебное пособие по изучению истории СССР. Ведь в ленте зафиксирована жизнь страны, которой больше нет. А другой посетитель просит не удивляться, если при просмотре не будет смешно, ведь, по его представлениям, это трагикомедия. В карьере Г.Данелия (род. 25.8.1930 г.) это 4-й результат из 14. **1/2
«БАНДИТЫ» **1/2
(4 и 5, Сб и Вс, СТВ, 21-30 и 6-55)
Bandits, США, 2001, 123 мин., CD, PG-13. Реж. Барри Левинсон («Человек дождя», «Багси»); в рол: Брюс Уиллис (Джо Блэйк), Билли Боб Торнтон (Терри Ли Коллинз), Кейт Бланшетт (Кейт Уилер), Трой Гэрити (Харви Поллард), Брайан Ф.О’Бирн (Дэрил Миллер), Стейси Трэвис (Хлоуи Миллер), Бобби Слейтон (Даррен), Азура Скай (Шери), Уильям Конверсе-Робертс (Чарльз), Сэм Левинсон (Билли Соундерс), Скоут Ла Рю Уиллис (Моника), Таллалах Бель Уиллис (Эрика), Джон Иванс (Ральф), Свен-Оле Торсен
Авантюрная криминальная драма с элементами комедии и мелодрамы по сценарию Харли Пейтона («Ключи от Тулсы»). 46-летний Б.Уиллис («Крепкий орешек») непривычно длинноволос и нестандартно одет. А вот изображать сильного, уверенного в себе мужчину ему не привыкать. Его Джо – настоящий крутой бандит, который грабит, словно играет джаз. А вот что связывает его с такой рохлей как Терри, поначалу непонятно. Хотя и ясно, что этот друг-подельник, несомненно, незауряден. Их тандем склонен к, казалось бы, безумным поступкам в критических ситуациях, но на самом деле они на редкость точно просчитаны. Ведь какой полицейский в здравом уме мог бы предположить, что преследуемые по пятам преступники, дабы укрыться, отправятся на грабеж? И все у них было хорошо, но однажды на пути Джо и Терри возникает уставшая от семейной жизни домохозяйка Кейт, фанатка певицы Бонни Тайлер, которая с помощью «ночующих бандитов» (так их прозвали СМИ) намерена изменить свою судьбу. Причем вместе они для нее – идеальный мужчина… Едва ли не главным козырем авторов «Бандитов», согласно замыслу, должна была стать гротескная легковесность, но увы – происходящее на экране действо выглядит грузновато. К тому же нередко переигранно. Хотя высокий класс создателей ленты сказывается и в хорошем смысле. Как пишет критик А.Васильев («Афиша»): «Такие фильмы принято называть эстетскими. Туповатые шутки Торнтона неловко повисают в антониониевских паузах. Казенное человеколюбие Левинсона тушуется под панорамным взглядом камеры. Оператор Данте Спинотти, лучший на сегодняшний день, перехватывает инициативу у режиссера. Продюсеру отказано в динамичном темпе, Уиллису – в еще одном комедийном боевике о мужской дружбе. Спинотти делает серию портретов Кейт в осенних пейзажах – в лесу, на взморье, в пустыне. По эффекту это зрелище сравнимо с недавней рекламной съемкой Петера Линдберга для Damiani. Как следствие, фильм оборачивается сенсационным фоторасследованием не жизни одной женщины, а фантазий и впечатлений двух мужчин. И импрессионизм Спинотти здесь вполне обоснован». Съемки проходили в Орегоне и Калифорнии с октября 2000 по февраль 2001 года. Первоначально на роль Терри претендовал В.Килмер. В фильме снялись двое детей Б.Уиллиса (и Д.Мур). Рабочее название проекта – «Преступники» (Outlaws). Музыка К.Янга. 45-летний Б.Б. Торнтон («Армагеддон») и 31-летняя К.Бланшетт («Авиатор») номинировались на «Золотой глобус». Номинация на «Golden Trailer». Номинация на премию Ассоциации каскадеров «Taurus» за автотрюки. Сборы в США $41,5 млн. Сборы за рубежом $26,1 млн. Бюджет $75 млн. Затраты на маркетинг $20 млн. Рейтинг IMDb – 6,6/32557 голосов. **1/2
«БЛАГОРОДНЫЙ РАЗБОЙНИК ВЛАДИМИР ДУБРОВСКИЙ»
(5, Вс, Лад, 15-50)
Vladimir Dubrovsky, the Noble Robber, СССР (Беларусь), 1991, 104 мин., PG. Реж. Вячеслав Никифоров («Хлеб пахнет порохом», «Сын председателя»); в рол.: Михаил Ефремов (Владимир Дубровский), Марина Зудина (Маша), Владимир Самойлов (Кирила Петрович Троекуров), Кирилл Лавров (Дубровский-отец), Анатолий Ромашин (князь Верейский), Виктор Павлов (Антон Спицын), Владимир Конкин (Шабашкин), Андрей Смоляков (Тимоха), Михаил Голубович (Василий), Ян Хвилер (Саша), Владимир Шакало (Архип), Лев Перфилов (управитель), Наталья Крачковская, Виктор Бычков, Александр Лойе, Владимир Кулешов, Ольга Егорова, Геннадий Четвериков, Иван Мацкевич, Александр Беспалый, Владимир Орлов, Петр Юрченков
Приключенческая мелодрама по неоконченной повести А.Пушкина «Дубровский» (1833 г.), не изданной при жизни автора. Киноверсия мини-сериала. Одна из наиболее достойных экранизаций великого «афророссиянина». Тщательный, качественный продукт, не режущий ни глаз, ни ухо. Одна из лучших постановок маститого В.Никифорова («На безымянной высоте»). Лента снималась в Минске силами «Беларусьфильма», но белорусской ее можно назвать с большой натяжкой. Аборигены в ее создании практически не участвовали. В этом отношении она аналогична, например, фильмам Д.Астрахана, которые ныне снимаются в Минске, но являются российскими (или немецкими).
Жизненный путь и творческую биографию В.Никифорова можно считать типичными для режиссеров «Беларусьфильма». Родился далеко от Беларуси (в Краснодарском крае), учился в Улан-Удэ, а потом во ВГИКе. В Москве не удержался, зато в Минске был принят с распростертыми объятиями. Поставил 2-3 достойных фильма и целый ряд таких, о которых мало кто вспомнит («Сын председателя», «Обочина», «Тихие троечники»), зато снятых на «общественно значимую тематику». Это принесло режиссеру премию Ленинского комсомола БССР и другие важные для карьеры, но малопрестижные с точки зрения кино регалии. В этом плане, предполагаю, экранизации были для Никифорова творческой отдушиной. В советские времена пушкинский «Дубровский» воспринимался как своего рода разоблачение ненавистной социальной системы, которую, к счастью, сменили большевики. Сегодня же, с восстановлением частной собственности и появлением иных представлений о сути несовершенства бытия, многое в этом фильме воспринимается иначе. В чем-то ближе. А кому-то болезненнее. Безусловно, радует глаз еще находящийся в хорошей форме 27-летний М.Ефремов («Кошечка»), хотя в те времена ходило много разговоров, что взяли его в проект по блату – как сына великого актера. Мне кажется, что Михаилу удалось доказать наличие дарования, хотя и гусарил он изрядно. Ходило много баек на сей счет. Играет же Ефремов молодого барина, служащего корнетом в Санкт-Петербурге. Так уж получается, что у его отца, живущего в родовом имении, отвратительный сосед. С такими особами, как влиятельный деспотичный самодур Кирила Троекуров, лучше дел не иметь и тем более не ссориться. Куда более бедный Дубровский-старший, не выдержав напора, унижения и потери собственности, погибает, а Владимир решает примерно отомстить. Вот и возглавляет «незаконное вооруженное формирование», которое обречено попасть под «зачистку». Есть в сюжете и «подвиг разведчика», и пылкая любовь, которая в пересудах вспоминается чаще, чем подвиги Дубровского. 25-летняя М.Зудина («Немой свидетель») вполне хороша в роли Маши. Обратите внимание и на весь актерский состав, в котором много знакомых фамилий. Много претензий к создателям фильма высказали пушкинисты. Помню, декорации внушительной псарни разместили прямо во внутреннем дворе нашей киностудии, и, проходя мимо, было любопытно наблюдать за ней. Музыка Андрея Петрова («Человек-амфибия»). Рейтинг IMDb – 6,4/40 голосов. **
«БОЛЬШОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ»
(4, Сб, Лад, 14-20)
СССР (Беларусь), 1985, 151 мин., G. Реж. Вячеслав Никифоров («Зимородок», «Рейнджер из атомной зоны»), в ролях: Сережа Семянов (Вовочка), Оля Богданова (Таня), Настя Гиренкова (Яна), Олег Курочкин (Вася), Антон Дворников (Олег), Саша Старовойтов (Игорь), Александр Денисов (Егор Данилович), Владимир Самойлов (Иван Иванович), Валерий Шальных (Николай Алексеевич), Владимир Шевельков (Степаныч), Евгений Никитин (Мацкевич), Галина Макарова (баба Вера), Василий Мищенко, Александр Аверков, Светлана Рябова
Детские приключения для ТВ. Лучшие из кружковцев Дворца пионеров собрались совершить увлекательный поход. Строили планы, мечтали, но увы – их руководитель Иван Иванович ломает ногу. Решив, что это не повод лишать себя удовольствия, Вася, Олег, Игорь, Яна, Таня и Вовочка, прихватив петуха Федю, отправляются-таки в путешествие. Их маршрут лежит в деревню Граево, где живет герой Советского Союза Василий Сергеев. Но одних патриотических начал друзьям недостаточно: им хочется найти и следы пребывания инопланетян. Снаряжены ребята так себе. Имеется лишь одна палатка на всех, а съестные припасы формировать они еще не научились. Поэтому вместо мясных консервов в поход взято 24 банки сгущенки, а крупа перепутана с солью. Впрочем – можно ведь ловить рыбу, собирать грибы и ягоды, а спать у костра… Меня бы в моем далеком от туризма детстве такое ничуть не смутило. Важно, что предприятие получается интересным. В нем оказывается много удивительных встреч, событий и даже опасностей… А вот фильм, увы, не стал событием, ибо получился пресным. Натурные съемки, насколько я помню, проводились в Краснодарском крае. Там, в отличие от Беларуси, меньше дождей и длиннее лето. Попалось на глаза прошлогоднее интервью киевлянки А.Гиренковой («Родные дети»), снимавшейся в «Большом приключении» в возрасте 10 лет. Среди прочего она рассказала следующее: «Съемки сам по себе увлекательный процесс, но Никифоров пытался увлечь юных артистов творчеством. Нас, детей, было шестеро. Оставлять нас одних, без присмотра взрослых, было просто опасно: родители далеко, учителя приходят в гостиницу проверять уроки всего два раза в неделю, никаких тебе наказаний… Одним словом, свобода! Чего мы только не придумывали – страшно вспомнить! То мороженым в лютый мороз объелись, то маникюр алым лаком на ногтях сделали! И это еще скромные примеры! Вот и пришлось режиссеру направить неуправляемую детскую энергию в нужное русло. Для этого он придумал «звездную» систему поощрения: за каждую победу на съемочной площадке актеру вручалась маленькая офицерская звездочка. По мере накопления пяти маленьких звездочек можно было обменять их на более крупную, «серебряную», пять «серебряных» – на большую, «золотую». Так он поддерживал в нас дух соперничества. Я свою звездочку получила «За волю к победе»: мне надо было подойти к корове, повязать ей красную ленточку на шею и погладить. Но я так боялась, что и шагу ступить не могла! Хотя в фильме «Иванко и царь Поганин» бесстрашно заходила в клетку к медведице! Но тем не менее я смогла побороть свой страх и... заработала свое первое «золото».
Музыка В.Зубкова и И.Кантюкова. Рейтинга IMDb нет.
«ДЕНЬ КОЛУМБА»
(3, Пт, СТВ, 0-15)
Columbus Day, США, 2008, 90 мин., R. Реж.-сцен. Чарльз Бурмейстер (игровой дебют); в рол.: Вэл Килмер (Джон), Мардж Хелгенбергер (Элис),Уилмер Вальдеррама (Макс), Бобби Дж.Томпсон (Энтони), Эшли Джонсон (Элана), Лобо Себастьян (Джимми Эспиноза), Майкл Мани (дет. Дэниельс), Марк Келли (Леонард), Шелли Мейлил (Бабул), Ричард Эдсон (Мэнни), Шон Блэкмор (Уолтерс), Рик Эвери
Криминальная драма, за сценарий которой Ч.Бурмейстер выиграл именную стипендию. Его сценарий вошел в топ-30 из 5500 сценариев в базе данных Академии киноискусств. А определенную известность Чарльзу принесла короткометражка «Интервью», отмеченная публикой на фестивале в Санденсе. Первоначально «День Колумба» задумывался как инди-драма, но продюсер, взявший проект под свой контроль, уже в ходе его реализации решил сделать фильм жанровым. Возмущение режиссера и актеров в расчет не принималось, хотя потребовалась и досъемка. Авторитетный В.Килмер («Бэтмен навсегда») решительно отказался, и его пришлось заменять дублером. На пользу фильму это не пошло, зато существует две версии: режиссерская (для фестивалей) и продюсерская, предназначенная для продажи видео-релизов в Восточной Европе. Внешне «День Колумба» напоминает телеспектакль. Надрывный и в основном скучный. Центрального персонажа – облаченного в парик Джона – мы видим в основном в парке отдыха, но напряженным, зацикленным на деле, если не считать контактов с любопытным негритенком Энтони. Тому интересен этот пожилой мужчина, даже если выказывает раздражение. И ведь есть из-за чего. Ведь мы знаем, что ограбление прошло «в штатном режиме», имеется чемоданчик, за который Джону обещали дать много денег. Ставки высоки, но реализация никак не складывается. Одновременно Джон разбирается с бывшей женой, на которой вновь собирается жениться. И кто бы мог подумать, что наступает время для переосмысления жизненных ценностей? Сопродюсер – топ-артист Кевин Спейси. Наград нет. Бюджет $7 млн. Рейтинг IMDb – 5,4/1704 голоса. *
«КАЖДЫЙ ХОЧЕТ ЛЮБИТЬ»
(1, Ср, БТ, 22-00)
Mes amis, mes amours/London mon amour, Франция, 2008, 99 мин., PG. Реж.-сцен. Лорейн Леви (кинодебют, «Лагардер: Мститель в маске», «Случай Саша Гитри»); в рол.: Венсан Линдон (Матис), Паскаль Элбе (Энтони), Виржини Ледуайен (Одри), Флоренс Форсети (Софи), Бернадетт Лафон (Ивонн), Мар Содюп (Валентин), Матиа Млекюз (Мак Энзи), Гаранс Ле Гийермик (Эмили), Ричард Симз (Джон)
Романтическая комедия по книге француза Марка Леви (род. 16.10.1961 г.). Это 4-я экранизация его произведений. Довольно странная картина – скорее попытка выдать происходящее в ней за истинный французский стиль, чем оно таковым является. Хотя возможно, что я, как и многие другие зрители (судя по отзывам), так и не сумел вникнуть в детали, нюансы и намеки, рассыпанные по ткани фильма. Причем в какие-то моменты возникает ощущение, что тебя попросту хотят отвлечь от вполне складно организованного сюжета – не иначе, чтобы придать «мыльным» линиям фестивальный привкус. А ведь в данном фильме и без того имеются любопытные драматургические конструкции. Среди всего прочего выделяется трактовка соседей по лондонской улице, сформировавшихся почти в семью. Хотя на фоне «мужской четы» Матис–Энтони это не так уж и режет глаз. Нет-нет, эти колоритные парни отнюдь не геи (хотя нотки пробиваются), просто так им удобнее жить, воспитывая детей, доставшихся от бросивших их супруг. Между тем экс-продавец парижского книжного магазина Матис все еще любит свою бывшую. И настолько сильно, что, надеясь возобновить союз, переезжает в Лондон, где при содействии успешного строительного бизнесмена Энтони покупает маленький книжный магазин в районе Челси. Делает это без каких-либо проблем и тут же приступает к торговле, даже не успев узнать, что экс-благоверная использует этот факт, чтобы с новым близким мужчиной вернуться в Париж. У друзей с детства Матиса и Энтони особенные отношения, начиная с того, что они очень разные по натуре. Утонченный Энтони напоминает идеальную жену-домохозяйку, а Матис на его фоне выглядит брутальным мужланом, хотя таковым не является. Он и не красавчик, и врет не изобретательно, и панически боится даже маленькой высоты (в магазине не может достать книгу с верхней полки), но все это, наоборот, помогает ему покорить сердце очаровательной французской журналистки Одри (31-летняя В.Ледуайен, «Пляж»). Так уж складывается, что Матис вынужден скрывать свои амурные отношения от Энтони, что со стороны выглядит, как типичная история про мужа и любовницу. И дает массу поводов для комедийных сцен, хотя финал по-доброму печален… На мой взгляд, 48-летний В.Линдон («Брат Воина») выглядит староватым для сыгранной им роли. В отличие от него, 69-летняя Б.Лафон («Красавчик Серж») идеально подходит для создаваемого ею образа, а вот связанное с ним романтическое преподнесение «травки» таки чрезмерно. Съемки проводились в Париже и Лондоне. Наград нет. Во Франции фильм посмотрели 0,67 млн зрителей, а в Великобритании – 4 тысячи. Рейтинг IMDb – 5,3/271 голос. Видеоназвание – «Друзья и любовники». **
«ОПТОМ ДЕШЕВЛЕ» ***
(5, Вс, БТ, 19-15)
Cheaper by the Dozen, США, 2002, 98 мин., PG. Реж. Шон Леви («Молодожены», «Ночь в музее 1-2»); в рол.: Стив Мартин (Том Бейкер), Бонни Хант (Кейт Бейкер), Пайпер Перабо (Нора), Том Уэллинг (Чарли), Хилари Дафф (Лорейн), Кевин Шмидт (Генри), Элисон Стоунер (Сара), Джейкоб Смит (Джейк), Лилиана Муми (Джессика), Морган Йорк (Ким), Форест Лэндис (Марк), Блейк Вудруфф (Майк), Брент Кинсман (Найджел), Шейн Кинсман (Кайл), Пола Маршалл (Тина Шенк), Ричард Дженкинс (Шейк), Эштон Катчер (Хэнк), Шон Леви (камео)
Эксцентрическая комедия по мотивам биографической повести Фрэнка Б. и Лилиан М.Гилберт. В ней рассказывается о том, как в семье воспитывались 12 детей, 6 мальчиков и 6 девочек. Кстати, все рождались по одному, что вызывало сожаление у главы семейства. Книга вышла в свет в 1948 году, а два года спустя была экранизирована. Фильм пользовался кассовым успехом. Полвека с лишним спустя сюжет было решено переснять, причем реальные события не явились догмой для авторов «Оптом дешевле». В этой связи уместно сообщить, что исполнители главных ролей – популярные С.Мартин («Отец невесты») и Б.Хант («Джуманджи») – в реальной жизни детей не имеют и личный опыт не использовали. А играют они тренера Тома и журналистку-писательницу Кейт, которые реализуют себя прежде всего в рамках семейных ценностей. Когда мы попадаем в эту ячейку общества, их старшенькой – Норе – 23 года. Остальным соответственно: Чарли 17/18, Лорейн 14, Генри 12, Саре 11, Джейку 10, Марку 9, Джессике и Киму по 7, Майку 6, Кайлу и Найджелу по 5. Конечно же, это тормозит карьеру, перманентны проблемы с деньгами, случаются и конфликты, но родители отнюдь не потеряли задора и получают огромное удовольствие от общения с детьми. И всерьез считают себя экспертами по управлению хаосом. Причем делают это весело и иронично. Поэтому обычные обеды запросто превращаются в шикарные эксцентрические сцены. В общем, с одной стороны, все хорошо (и жилплощади хватает), но с другой – всегда хочется большего. Поэтому предложение стать тренером команды высшей лиги из Чикаго становится для Тома классическим искушением. Пятилетний контракт сулит высокую зарплату и массу других бонусов, включая бесплатную учебу для детей. Однако выясняется, что самое сложное – не принять решение, а добиться согласия на него со стороны чад, которым не хочется уезжать из глубинки. Тем не менее переезд удается, но настоящий дворец с комнатами для каждого обитателя пока кажется чужой и скучной планетой. Тем более что соседи не слишком рады Бейкерам. В соответствии с новым статусом Том все глубже погружается в светскую жизнь, а Кейт получает предложение выпустить книгу – но с обязательным участием в рекламной кампании, которая будет происходить по всей стране. Так что отцу приходится выдерживать двойной экзамен. Между тем у старшенькой появляется Хэнк, которого в штыки воспринимают младшие, устраивая ему сущий ад… Смотреть не скучно, хотя преподнесено неглупо. Съемки проводились в Калифорнии. Премии «Юный артист»: актерский ансамбль и Лэндис. Номинация – Стоунер. Номинации на премии «Выбор подростков»: Уэллинг, Дафф, Катчер и пара Перабо–Катчер. 24-летний Э.Катчер («Больше чем секс»), ныне очень популярный, за небольшую клоунскую роль также выдвигался на «Blimp» и «претендовал» на антипремию «Razzie». Сборы в США $138,6 млн. Сборы за рубежом $51,6 млн. Сборы в России $1,3 млн. Бюджет $40 млн. Затраты на маркетинг $30 млн. Гонорар Мартина $10,4 млн, а Дафф – $1 млн. Рейтинг IMDb – 5,6/26763 голоса. Женская оценка на 0,5 балла выше мужской. В 2005 году снят одноименный сиквел. ***
«ПРЕДЧУВСТВИЕ» **
(5, Вс, БТ, 22-50)
Premonition, США, 2007, 97/110 мин., PG-13. Реж. Менан Япо («Без звука»); в рол: Сандра Баллок (Линда Куинн-Хэнсон), Джулиан Макмахон (Джим Хэнсон), Шайанн Маккларе (Меган), Кертни Тейлор (Барнесс), Ниа Лонг (Энни), Ирен Циглер (миссис Куин), Кейт Неллиган (Джоанна), Питер Стормаре (д-р Норманн Рот), Джуд Чикколелла (отец Кеннеди)
Психологическая драма с элементами триллера и эпиграфом: «Чудо может случиться каждый день, пока мы живы». Итак, однажды примерная жена-домохозяйка и мама двух дочек Линда (42-летняя С.Баллок, «Скорость») получает от супруга Джима невероятный подарок. Сюрпризом становится замечательный дом – постройка середины пРошлого века. Два этажа, три спальни, большая лужайка… Одним словом, мечта. И даже не хочется думать, откуда взялись деньги на него. Одно из сообщений Джима, наговоренное на автоответчик, кажется обычным. Но следом в дом приходит шериф, чтобы сообщить: ее супруг вчера (!), то есть ЕЩЕ ДО звонка, погиб в автокатастрофе. После чего происходит череда вроде бы проходных, но явно вызывающих тревогу событий. И тем не менее Линда решительно не верит, что она теперь вдова. У нее есть все основания полагать, что это не так. Она не желает облачаться в траурные одеяния и настолько сильно хочет увидеть, кто находится в гробу, что окружающим становится не по себе. И после похорон ситуация не улучшается. Доходит до попадания Линды в психиатричку… Настроение в фильме передано адекватно замыслу, по ходу невольно прикидываешь варианты развития сюжета, тем более что с каждым из них неоднократно сталкивался в других фильмах. И это существенно снижает «температуру» восприятия ленты. На протяжении почти всего фильма кажется, что он вот-вот станет на четкие жанровые рельсы, но этого так и не происходит. Кстати, это не римейк одноименного японского фильма. По мнению критика С.Зельвенского («Афиша»), «большую часть фильма просто ничего не понятно, и в связи с этим невыносимо скучно – очевидно, расчет авторов был двухходовым: зритель потерпит, потому что интересно все-таки, как же все объяснится и чем же закончится. Но уже минуте на двадцатой вопрос «чем же» бесповоротно сменяется вопросом «когда же». Сюжет выглядит так, словно готовую историю порезали на главки и поставили их в случайной последовательности. Немец Япо, надо думать, решил, что он Шьямалан – но он не Шьямалан». Съемки заняли 45 дней. Первоначально они должны были проводиться в Новом Орлеане, но помешал ураган «Катрина». В итоге снимали в штате Луизиана. Номинация на премию «Выбор народа» за фильм. 12-летняя К.Тейлор («Девочки Гилмор») претендовала на «Юный артист». Сборы в США $47,9 млн. Сборы за рубежом $36,1 млн. Сборы в России $0,9 млн. Продажи на DVD в США $26,3 млн. Бюджет $20 млн. Рейтинг IMDb – 5,7/27384 голоса. Женская оценка на 0,6 балла выше мужской. **
«РАССЕКАЯ ВОЛНЫ» ***1/2
(5, Вс, СТВ, 0-00)
Breaking the Waves/Amor omnie, Дания – Швеция – Франция – Нидерланды, 1996, 159 мин., R. Реж. Ларс фон Триер («Танцующая в темноте», «Идиоты»); в рол.: Эмили Уотсон (Бесс Макнилл), Стеллан Скарсгорд (Ян Ниман), Кэтрин Картлидж (Додо), Жан-Марк Барр (Терри), Удо Кир (моряк-садист), Миккель Гауп (Питс), Эдриан Роулинз (д-р Ричардсон), Сандра Во (мама)
Мелодрама. Начало 70-х годов. Глубокая шотландская провинция. Кажется, что время здесь застыло навсегда. Над всем главенствует кальвинизм – аскетическое течение протестантизма. Глубоко верующее местное население крайне нетерпимо относится к, казалось бы, обычным проявлениям мирской жизни: музыке, танцам, алкоголю и т.д. Неудивительно, что в этот ряд попадает и желание местной девушки Бесс выйти замуж за чужака Яна (45-летний швед С.Скарсгорд, «Танцующая в темноте»), работающего на морской буровой станции. На их ясное чистое счастье обрушивается такой поток бед, что поневоле начинаешь сомневаться во всем, кроме любви, даже если она существует в такой патологической форме, как в этом потрясающем фильме… Талантливый датчанин Л. фон Триер («Меланхолия») снял потрясающую историю любви, заставляющую зрителя сопереживать, глубоко погружаясь в смысл, чувства и эмоции персонажей. Нельзя не отметить: именно Ларс взбудоражил мир якобы пронацистскими размышлениями во время недавнего Каннского фестиваля. Ну не знает он меры – ни в жизни, ни в творчестве, чем и хорош. Киношники любят в интервью называть «Рассекая волны» среди своих любимых фильмов, тем более что создан он по принципу: «не числом (денег), а умением (и талантом)». Съемки проводились в Шотландии и Дании. Большой приз жюри МКФ в Канне. 29-летняя британка Э.Уотсон («Хиллари и Джеки») претендовала на «Оскар», «Золотой глобус», BAFTA и «Chlotrudis». Номинация на «Золотой глобус» за фильм. Премии Европейской киноакадемии: фильм, Уотсон и приз ФИПРЕССИ. Премии за «инофильм»: «Сезар», Словакия, Чехия, Норвегия, Швеция и Уругвай. Номинации: «Независимый дух» и Австралия. Номинация на «Goya» (Испания) за «еврофильм». Премии МКФ в Ванкувере и Стокгольме. Премия «Golden Satellite» за «инофильм». Номинации: режиссура, Уотсон и съемки Робби Мюллера, претендовавшего также на «Golden Frog». Премии «Bodil» (Дания): фильм, Уотсон и Картлидж. Премии «Robert» (Дания): фильм, сценарий, Уотсон, Картлидж, съемки, декорации, монтаж, звук и грим. Сборы в США $4 млн. Во Франции фильм посмотрели 0,64 млн зрителей, а в Италии – 0,35 млн. Рейтинг IMDb – 7,8/24042 голоса. Женская оценка на 0,2 балла выше мужской. Среди кинофильмов Л. фон Триера (род. 30.4.1956 г.) это 3-й результат. ***1/2
«РОГАТЫЙ БАСТИОН»
(4, Сб, БТ, 12-10)
Horned Bastion, СССР (Беларусь), 1964, 75 мин., PG. Реж. Петр Василевский («Белорусский концерт», «Полесская легенда»); в рол.: Павел Кормунин (Лявон Чмых), Ольга Хорькова (Лявониха), Алексей Грибов (секретарь обкома), Сергей Блинников (Буйкевич), Владимир Ферапонтов (Михаил), Роман Филиппов (Тисаков), Владимир Ратомский (Максим), Петр Константинов (Глуздаков), Анна Обручева (Соня), Маргарита Криницына (Клава), Леонид Баранчик, Геннадий Овсянников
Сатирическая комедия по мотивам пьесы «Лявониха на орбите» (1961 г.), некогда популярной и в формате радиоспектакля. Написал ее знаменитый белорусский драматург Андрей Макаёнок (12.11.1920 –16.11.1982), отмеченный за это Литературной премией им. Я.Купалы. С одной стороны, драматург был обласкан властью, являлся народным писателем БССР, с другой – его творения считались почти оппозицией, «фигой в кармане». Интеллигенция охотно находила в них свои смыслы и подтексты, поэтому билеты на спектакли по Макаёнку («Трибунал», «Затюканный апостол» и др.) в советские времена были дефицитом. «Рогатый бастион» – первый белорусский широкоэкранный фильм, который на протяжении десяти лет после создания казался цензорам «не соответствующим моменту», а то и вредным для массового зрителя. Власть ведь к тому времени переменилась, а кинематографу особенно сложно за ней поспеть. Как следствие, на союзный экран фильм вышел лишь в 1975 году, когда заложенная в нем острота сама собой рассосалась. Неудивительно, что зрителям картина логично показалась устаревшей, хоть в титрах по воле предусмотрительных чиновников был указан 1974 год. Художественные качества «Рогатого бастиона» тоже были обстоятельно (и в основном, увы, справедливо) раскритикованы. Особенно досталось за посредственную режиссуру и намеренно бутафорские декорации. В основе большинства использованных в ленте комических ситуаций – новации на селе во времена хрущевской «оттепели», в том числе и по отношению к известному вопросу: «Чья корова крестьянину ближе: собственная или колхозная?»
Итак, колхозник Лявон Чмых личное хозяйство предпочитает общественному. Для любимой коровы Красули он даже пытается украсть сено из колхозного стога. Застигнутому на месте преступления Лявону приходится бежать, бросив постилку. По ней сторож Максим пытается найти не узнанного в темноте вора и уже на следующее утро приходит к Лявону вместе с сыном, зоотехником Мишей, и председателем колхоза. Но не для того, чтобы призвать к ответу, а дабы попросить руки его дочери Сони. И надо же такому случиться, что девушка узнает злополучную постилку, после чего скандалы следуют чередой… Наград нет. Рейтинга IMDb нет.
«СОЛЯРИС» **
3, Пт, БТ, 21-45)
Solaris, США, 2002, 99 мин., CD. PG-13. Реж. Стивен Содерберг («Эрин Брокович», «Одинадцать друзей Оушена»); в рол.: Джордж Клуни (Крис Келвин), Наташа Макэлхоун (Рея), Виола Дэвис (Гордон), Джереми Дэвис (Сноу), Ульрих Тукур (Джибариан), Донна Кимболл (миссис Джибариан), Джон Чо, Морган Руслер, Шэйн Скелтон, Майкл Инсайн
Фантастическая мелодрама по одноименному (1961 г.) роману поляка, уроженца Львова, Станислава Лема (12.9.1921 – 27.3.2006). Более всего она известна по одноименному (1972 г.) киношедевру А.Тарковского, который я представлял в ТиО №11/2011. В том числе рассказывая о том, что писатель принял этот фильм без восторга. Поэтому многих интересовало, как Лем отнесется к работе авторитетного голливудского постановщика. Тем более что, согласно контракту о продаже прав на экранизацию, не мог влиять на процесс экранизации. Отсюда даже удивила лояльность Лема по отношению к творению Содерберга. Впрочем, речь идет скорее о снисходительности, хотя из уст фантаста и прозвучало данное им благословение. Вот одно из его высказываний: «Я признаю, что видение Содерберга не лишено амбиций, вкуса и атмосферы, но выдвижение на первый план любовной линии Криса и Хари не вызвало у меня восхищения. Эмоциональный элемент решающим образом доминирует над интеллектуальным. Эта картина прекрасно пахнет, но из целого букета, какой предоставляет собой книга, я предпочитаю другие ароматы. «Солярис» в определённом смысле – речной бассейн, а Содерберг выбрал только один из его притоков. Проблема в том, что даже такая, трагически-романтичная, экранизация слишком сложна для массового зрителя, которого кормят голливудской кашей. Если бы кто-нибудь когда-нибудь решился точно и целиком перенести мою книгу на экран, опасаюсь, что результаты были бы понятны только узкой группе зрителей». И еще цитата из Лема: « Трудно сравнивать книгу, несколько сот листов бумаги, написанных почти полвека назад, с технологически обеспеченной картиной, использующей высшие достижения кинематографической и компьютерной техники, над которой трудился огромный коллектив людей. Насыщение светом, колоритность, трактовка темы, музыка, игра актёров, умеренное применение специальных эффектов, прозрачный сюжет – всё это создаёт произведение необычное, захватывающее, действительно новаторское. Содерберг создал пример смелого художественного кино». Но были и злые высказывания Лема. Например такое: «Я думал, что худшим был «Солярис» Тарковского… Я ничего не написал о том, что новый фильм мне нравится. Я не написал, что он мне не нравится. Это не то же самое. Есть разница… Мне ведь не говорили, чтобы я соглашался, потому что заработаю денег, а только – «вы не имеете понятия, какие технические возможности есть у Голливуда», и я поверил. Я не предполагал, что этот болван – извините, режиссёр – выкроит любовь, что меня раздражает. Любовь в космосе интересует меня в наименьшей степени. Но я человек достаточно воспитанный, поэтому не набросился на Содерберга, что не имеет смысла. Да и автору не принято особо возмущаться».
Итак, психолог Крис Кельвин переживает трудный период. Он никак не может прийти в себя, чувствуя вину за уход из жизни супруги Реи. В сложной ситуации врач принимает предложение отправиться на космическую станцию «Прометей», находящуюся на орбите планеты Солярис, чтобы помочь разобраться в сложившейся там ситуации. Крис знал, что там не все в порядке, но искренне удивляется тому, насколько все плохо на самом деле. Позвавший его Джибариан к тому времени покончил с собой, а двое оставшихся на станции учёных ведут себя крайне странно. И при этом не могут толком объяснить, что происходит, убеждая, что Крис сам скоро все поймет. И действительно, как следует разумом воспринимать и объяснять неожиданное появление умершей на Земле супруги?.. По ходу работы над «Солярисом» Содерберг отказался от идеи преподносить фильм не только как экранизацию Лема, но и как римейк Тарковского. Всерьез разочаровывает, как визуально выполнен Океан, да и пространство космической станции – тоже. Имена персонажей подкорректированы под требования англоязычного рынка. Известно, что «Солярис» намеревался экранизировать Д.Кэмерон («Аватар») с Д.Дэй-Льюисом в главной роли. Его кандидатуру рассматривал и Содерберг, но актер отказался, за что Д.Клуни, получивший роль, поблагодарил Бога. Содербергу пришлось подавать апелляцию, чтобы сменить рейтинг R на более мягкий PG-13, выставленный MPAA, – прежде всего из-за голой задницы Клуни. В оправдание режиссер привел много примеров, когда появление голых мужчин со спины не наказывалось таким образом. Содерберг был и оператором, и монтажером фильма. Участие в МКФ в Берлине. Номинации на премии «Saturn»: научно-фантастический фильм, Клуни и Макэлхоун. Премия «Golden Satellite» за звук. Номинация – Дэвис, претендовавшая и на афро-американскую премию «Black Reel». Макэлхоун выдвигалась на кинопремию Ирландии. Сборы в США $15 млн. Сборы за рубежом $15 млн. Бюджет $47 млн. Затраты на маркетинг $30 млн. Рейтинг IMDb – 6,2/35674 голоса. **
«Я ДОЖДУСЬ…»
(4 и 5, Сб и Вс, РТР, 20-45 и 7-45)
Россия – Франция, 2011, 180 мин. Реж. Иван Соловов («Черный океан», «Слова и музыка»); в рол.: Жюдит Дэвис (Жизель), Елена Лядова (Клава), Александр Пашутин (Кузьмич), Антон Пампушный (Сергей), Иван Кокорин (Егор), Анна Миклош (Ольга), Юлия Сорокин (Мари), Александр Зарудный (Смирнов), Сергей Шнырев (Виктор), Франсуаз Де Сталь
Ретро-драма для ТВ (4 серии) по пьесе «Три Жизели» молодого, но уже маститого белоруса Андрея Курейчика («Любовь-морковь»). В 2004 году она принесла ему победу на международном драматургическом конкурсе «Евразия» и с тех пор идет на сцене. В основу