На маленьком островке белорусского интеллектуального театра живет всего несколько постановок. В жанре моноспектакля - наверное, самом сложном - еще меньше. Собственно, кроме «Крысолова» по поэме Марины Цветаевой ничего и не припоминается.
«Контрабас» Патрика Зюскинда, при жизни ставшего классиком, поставил минский театр «Компания». Эту легендарную европейскую пьесу последнего двадцатилетия сыграл в московском «Сатириконе» Константин Райкин, получив национальную российскую премию «Золотая маска» в номинации «За лучшую мужскую роль». Но это в сезоне 1999/2000 года. Мы же увидели «Контрабас» в постановке Андрея Савченко с испанским актером Жерардом Гарро в конференц-зале Дворца искусств.
Премьерное волнение подогревалось духотой, но в целом атмосфера зала оказалась камерной и почти театральной. Декорации художника Андрея Меренкова сразу привлекли внимание публики. Пространство сцены было заполнено большими поролоновыми свертками, и с этими белыми трансформерами актеру предстояло вести пластическии диалог - жестами, танцем, движениями в забытьи и наяву. Контрабас - объект Глеба Орлиса - время от времени звучал, иногда укрывал героя, а иногда укрывался им.
События пьесы происходят в звукоизолированной комнате - но до монолога актера, помимо и после него. Каждый зритель слышит в этом монологе что-то свое. Одни воспринимают его как академические штудии и открывают для себя массу подробностей из жизни контрабаса: например, что его нужно приносить в концертный зал не позже чем за два часа до выступления - чтобы акклиматизировался. Этот внимательный зритель узнает многое из истории музыки: что контрабас придуман давно, но музыку для него пишут мало; что у великих Моцарта, Шуберта и Бетховена отношения с ним не сложились; что известных широкой публике контрабасистов нет, и еще много интересного.
Другие видят в герое Зюскинда «маленького человека» в традициях прозы Достоевского. Он и не герой вовсе: он проигрывает свою жизнь, не выходя за пределы комнаты. В этом смысле спектакль привлечет зрителей, которые с помощью театра хотят приобщиться к лучшей европейской литературе. Ведь комплексы и фобии современного человека все те же - спит ли он с контрабасом или проводит время с компьютером. Одиночество, жажда поступка, даже ревность и эротика не исключены из отношений с музыкальным инструментом.
В оркестре контрабас всегда на вторых ролях, причем до такой степени, что сыграть на нем можно только половину написанной партии - и никто не заметит. Между тем звучание контрабаса можно буквально боготворить, что музыкант и делает, разворачиваясь в своих чувствах от любви до ненависти. Но вот начинаются репетиции оркестра с юной певицей, меццо сопрано, и появляется просвет - герой выходит из маленькой комнаты, чтобы заявить о себе без контрабаса. Это завершение истории, и хотя не очень понятно, как она будет развиваться, герой преодолевает искушение «контрабасом» - безвестностью, которая укрывает его от мира, но ведет к потере связи с реальной жизнью.
Режиссура Андрея Савченко ненавязчива, а манера актерской игры Жерарда Гарро отличается сосредоточенностью. Актер играет на испанском языке, русские титры зритель читает на стене (крупно, с чтением проблем не возникает). Премьера сыграна прекрасно, но, похоже, актер только примеряется к роли. Все еще впереди. Если, конечно, это «впереди» состоится: ведь интеллектуальные спектакли у нас в городе играют крайне редко.
Преклоняюсь перед труппой «Компании», которая под руководством Андрея Савченко с отчаянным упорством создает театр, не имея, судя по всему, ничего, кроме любви к нему и профессиональных знаний.
Подготовила Любовь ГАВРИЛЮК